Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИННОВАЦИЙ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КИТАЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИННОВАЦИЙ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС ИНКУБАТОР / ГРАНТ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / БИЗНЕС / МАРКЕТИНГ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / CHINA / INNOVATION / BUSINESS INCUBATOR / GRANT / ECONOMY / INVESTMENT / BUSINESS / MARKETING / VENTURE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптяев Евгений Николаевич

В статье представлены данные по динамике развития малых инновационных предприятий Китая, который занимает лидерские позиции в мировой экономике и имеет один из самых больших уровней валового национального продукта, опережая по этому параметру ведущие индустриальные страны мира. Показано, что в настоящее время наблюдается тенденция к повышению доли высокотехнологической продукции собственной разработки, выводимой на международный рынок. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что основу для такого качественного скачка заложили технопарки и особые экономические зоны, являющиеся важными частями инновационной инфраструктуры Китая. Источником их ускоренного развития является политика стимулирования государства, направленная на продвижение корпоративных инноваций и привлечение иностранных инвестиций и технологий. Приведенные в статье данные делают очевидным, что в последнее десятилетие произошел взрывообразный рост инноваций в секторе малых и средних предприятий Китая, превратившись в новый источник инновационного развития всей экономики в целом. В основе всех произошедших изменений лежит методичная государственная политика, проводимая коммунистической партией Китая, направленная на стимулирование их деятельности и развитие новых элементов китайской инновационной инфраструктуры, а именно инкубаторов, рабочих пространств и новых источников поддержки малого предпринимательства - в том числе так называемых бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. На практике, это выразилось в многократном возрастании их количества. Собранные автором данные позволяют сделать вывод, что правительство Китая придает инновациям в секторе малого бизнеса ведущую роль в преодолении проблемы замедления роста экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE ROLE OF INNOVATION AND SMALL BUSINESS IN CHINA'S ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents data on the dynamics of development of small innovative enterprises in China, which occupies a leading position in the global economy and has one of the highest levels of gross national product, ahead of the leading industrial countries of the world in this parameter. It is shown that currently there is a tendency to increase the share of high-tech products of its own development, introduced to the international market. Available statistics indicate that the basis for such a quantum leap was laid by technology parks and special economic zones, which are important parts of China's innovation infrastructure. The source of their accelerated development is the government incentive policy aimed at promoting corporate innovation and attracting foreign investment and technology. The data presented in the article make it obvious that in the last decade there has been an explosive growth of innovations in the sector of small and medium enterprises in China, turning into a new source of innovative development of the whole economy. All the changes that have taken place are based on a methodical state policy pursued by the Chinese Communist Party, aimed at stimulating their activities and developing new elements of the Chinese innovation infrastructure, namely incubators, workspaces and new sources of support for small business - including the so-called business angels and venture capital investors. In practice, this resulted in a multiple increase in their number. The data collected by the author allow us to conclude that the Chinese government gives innovation in the small business sector a leading role in overcoming the problem of economic slowdown.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИННОВАЦИЙ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КИТАЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №1, Том 12 / 2020, No 1, Vol 12 https://esj.todav/issue-1-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/12ECVN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коптяев Е.Н. Исследование роли инноваций и малого предпринимательства в экономическом развитии Китая // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/12ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Koptjaev E.N. (2020). Research on the role of innovation and small business in China's economic development. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(12). Available at: https://esj.today/PDF/12ECVN120.pdf (in Russian)

УДК 338.1 ГРНТИ 06.01.05

Коптяев Евгений Николаевич

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия

Аспирант E-mail: evgkop79@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrarv.ru/author_profile.asp?id=792304

Исследование роли инноваций и малого предпринимательства в экономическом развитии Китая

Аннотация. В статье представлены данные по динамике развития малых инновационных предприятий Китая, который занимает лидерские позиции в мировой экономике и имеет один из самых больших уровней валового национального продукта, опережая по этому параметру ведущие индустриальные страны мира. Показано, что в настоящее время наблюдается тенденция к повышению доли высокотехнологической продукции собственной разработки, выводимой на международный рынок. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что основу для такого качественного скачка заложили технопарки и особые экономические зоны, являющиеся важными частями инновационной инфраструктуры Китая. Источником их ускоренного развития является политика стимулирования государства, направленная на продвижение корпоративных инноваций и привлечение иностранных инвестиций и технологий. Приведенные в статье данные делают очевидным, что в последнее десятилетие произошел взрывообразный рост инноваций в секторе малых и средних предприятий Китая, превратившись в новый источник инновационного развития всей экономики в целом. В основе всех произошедших изменений лежит методичная государственная политика, проводимая коммунистической партией Китая, направленная на стимулирование их деятельности и развитие новых элементов китайской инновационной инфраструктуры, а именно инкубаторов, рабочих пространств и новых источников поддержки малого предпринимательства - в том числе так называемых бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. На практике, это выразилось в многократном возрастании их количества. Собранные автором данные позволяют сделать вывод, что правительство Китая придает инновациям в секторе малого бизнеса ведущую роль в преодолении проблемы замедления роста экономики.

Ключевые слова: Китай; инновации; бизнес инкубатор; грант; экономика; инвестиции; бизнес; маркетинг; венчурный фонд

Как известно, одними из эффективнейших элементов инновационной инфраструктуры индустриальных государств являются технопарки и свободные экономические зоны. Их появление и быстрое развитие было вызвано государственной политикой правительства КНР, направленной на развитие корпоративных инноваций и привлечение иностранных инвестиций и технологий как мощного инструмента стимулирования экономического развития в долговременной перспективе [1-3].

Последние десять лет ознаменовались тенденцией превращения малых и средних предприятий Китая в новый источник инновационного развития. Государственная программа поддержки «Массовое предпринимательство, Универсальные инновации» стимулировала их деятельность и призывала к развитию новых элементов китайской инновационной инфраструктуры, а именно: бизнес-инкубаторов, технопарков и новых источников поддержки (бизнес-ангелов и венчурных инвесторов) [4-7].

600 500 400 300 200 100 0

Рисунок 1. Общее количество бизнес-инкубаторов в Китае по годам

За последние пять лет в динамике открытия частных компаний Китая наблюдался высокий ежегодный рост, превышающий 21 %. В 2015 году было зарегистрировано 4,2 миллиона новых предприятий, что означает, что ежедневно регистрировалось около 11 500 новых частных компаний. На конец 2015 года их общее число составляло 19,1 млн частных предприятий (то есть за год открылось 23,4 % новых). Зарегистрированный капитал достиг 90,5 трлн юаней, общее количество занятых работников составило более, чем 164 млн1 человек [8;

9].

Высокотехнологичные компании играют ведущую роль среди вновь созданных предприятий. В 2015 году было создано более 240000 1Т-компаний и компаний-разработчиков программного обеспечения, более 73000 новых зарегистрированных предприятий работают в финансовой сфере. При этом между китайскими провинциями все еще сохраняются значительные региональные расхождения. Восточный регион по-прежнему является основным с точки зрения количества вновь созданных компаний, на его долю приходится более половины новых предприятий. Пекин и другие развитые города пользовались особенно высокими

1 [электронный ресурс] URL: https://www.tsinghua.edu.cn/. Страница 2 из 9

2009 2010 2011 2012 2013 2014

показателями высокотехнологичных стартапов. С января по сентябрь 2015 года в Пекине насчитывалось 18 000 научно-технических предприятий, рост по сравнению с прошлым годом составил 25 %, а во всем городе насчитывалось более 10 000 высокотехнологичных предприятий, на которые приходилось 20 % по всей стране. В Ханчжоу было 468 000 новых предприятий, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 20,9 %. Недавно созданные предприятия в Шанхае, Ухане, Чэнду, Сиане и других городах также имеют тенденцию значительного экономического роста [8-10].

Рост предпринимательской деятельности в Китае поддерживается как мерами государственной поддержки, так и развитием сопутствующей рыночной инфраструктуры. Развитие массовых инноваций невозможно без соответствующей инфраструктуры и объектов, включая бизнес-инкубаторы и рабочие пространства. Согласно статистике, публикуемой Министерством науки и технологий Китая, в 2014 году насчитывалось 1748 инкубаторов в области науки и техники, 601 национальных инкубаторов, 1147 инкубаторов иностранного происхождения, около 79000 малых предприятий1.

Национальные бизнес-инкубаторы Китая имеют четкое региональное распределение, отражающее уровень инновационного развития провинций Китая. Большинство инкубаторов расположены в юго-восточной прибрежной зоне, где наблюдается высокий экономический уровень и удобные условия для ведения бизнеса. Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Гуандун являются наиболее важными четырьмя провинциями и городами. Кроме того, большое количество технологических бизнес-инкубаторов действует в Цзянсу, Чжэцзяне и Шаньдуне1

Общие производственные зоны, которые также известны как коворкинг и лаборатории, могут быть определены как открытое пространство доступа (бесплатное или платное), с инфраструктурой и оборудованием, куда можно прийти и что-то сделать. Первые коворкинг пространства появились в Европе в 1990-х годах и вскоре распространились в США в начале 2000-х годов. В 2001 году сеть фирменных мастерских по цифровому производству выросла из MIT и дала имя сети Fablab. Первая производственная зона открылась в Китае в 2010 году.

Начало программы поддержки «Массового предпринимательства, универсальных инноваций» спровоцировало взрыв инноваций по всему Китаю, правительство уделило внимание производственным пространствам как движущим силам массовых инноваций и предпринимательства. В начале 2015 года премьер-министр Китая Ли Кэцян посетил Chaihuo makerspace в Шэньчжэне и провозгласил новый скачок развития страны.

Можно выделить следующие основные тренды в среде китайских производителей:

1. Китайская экономика развивается, делая дешевое и трудоемкое производство менее привлекательным для местных компаний. Произошло значительное повышение заработной платы, приведшее не только к снижению конкурентоспособности, с одной стороны, но и к росту емкости внутреннего рынка, с другой. Более состоятельные и требовательные потребители требуют большего внимания к дизайну и качеству продуктов, формируя новый внутренний рынок Китая. Для многих предприятий производственные пространства представляют собой способ направить креативную энергию сотрудников и получить конкурентное преимущество в области ориентированных на клиента инновационных отраслей.

2. Развитая промышленная экосистема Китая обеспечивает доступ к тысячам дешевых электронных компонентов с открытым исходным кодом, недорогим услугам и инфраструктуре, что особенно выгодно для новаторов и производителей на уровне стартапов.

3. Правительство поддерживает деятельность производственных зон, чтобы стимулировать инновации и предпринимательство как движущей силы следующей фазы инновационного экономического роста в Китае.

Страница 3 из 9

[7; 8].

12ECVN120

4. Производственные зоны - это хороший способ развития творческих и предпринимательских навыков, которые требуются в соответствии с новым лозунгом «Разработано в Китае» вместо «Сделано в Китае».

В последние годы правительства Китая на разных уровнях усилили финансовую поддержку предпринимательства и инноваций. Благодаря постоянному совершенствованию механизмов привлечения ресурсов среда финансирования предпринимательских инноваций значительно улучшилась, а каналы и методы финансирования предприятий становятся более разнообразными.

После старта программы поддержки «Массовое предпринимательство, универсальные инновации», значительные усилия были направлены на развитие финансовой основы предпринимательской деятельности. Правительство переключается с непосредственной поддержки на более рыночные инструменты, такие как венчурные фонды, поддерживаемые государством и инвестиционные гарантии. По состоянию на конец 2015 года в Китае было создано 780 государственных инвестиционных фондов на общую сумму более 2180 млрд юаней. По данным консалтинговой компании Preqin, эта сумма почти в пять раз превышает сумму, привлеченную другими венчурными фирмами в прошлом году, и считается самой большой в мире.

Развивая инфраструктуру государственных средств, правительство хочет усилить чисто рыночные механизмы распределения капитала и направить инвестиции на стартапы и начальные стадии запуска. Быстрое развитие государственных фондов отражает взрывной рост частного сектора в Китае. Согласно данным Bloomberg, около 15857 партнеров раскрыли свои инвестиции в фонды на сумму 6,1 трлн юаней (900 млрд долларов).

350

300

250

200

150

100

50

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество фондов

0

Рисунок 2. Общее количество инвестиционных фондов в Китае

В мае 2014 года в целях совершенствования механизмов управления исполнительное заседание правительства Китая призвало к созданию и совершенствованию долгосрочного механизма работы поддерживаемых государством инвестиционных фондов. Позже, в январе 2015 года, на исполнительном заседании правительства Китая было подчеркнуто, что недавно созданные национальные развивающиеся инвестиционные фонды нанимают

профессиональных управляющих компаний и используют независимые инвестиционные решения в рамках открытых торгов.

Набирает обороты инвестиционный рынок бизнес-ангелов, который начинает играть заметную роль. Быстрый рост инвестиций ангелов в Китае можно объяснить рядом факторов. Прежде всего, десятилетия интенсивного роста, и особенно в инновационных отраслях, таких как информационные технологии, биотехнологии и альтернативная энергетика, способствовали росту доли населения Китая с высоким уровнем дохода.

Согласно недавнему опросу, проведенному Bain и China Merchant Bank, общее число состоятельных людей Китая превысило 1 миллион в 2014 году - в два раза больше, чем в 2010 году. Общий рынок частного капитала Китая достиг 16 % ежегодного роста за 2012-2014 годы и достиг уровня 112 трлн юаней в 2014 году.

140 120 100 80 60 40 20

0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество новых бизнес-ангелов

Рисунок 3. Количество новых бизнес-ангелов в Китае

Кроме того, ситуация изменилась, когда его экономика столкнулась со снижением нормы прибыли. В течение десятилетий, когда экономика Китая росла, у местных инвесторов не было стимула работать со стартапами. Этот факт стимулировал инвесторов изменить свою стратегию и использовать более рискованные вложения. Согласно исследованию Bain, китайские инвесторы корректируют стратегию после внутренних реформ. Более трети (36 %) опрошенных указали, что они ожидают увеличения своих инвестиций в инновационные отрасли, такие как информационные технологии, биотехнологии и альтернативная энергетика. Ускоренный рост инновационных отраслей создает положительную обратную связь: он ведет к появлению новых состоятельных инвесторов, которые инвестируют в инновационные отрасли. Многие предприниматели, которые успешно получили финансирование от бизнес-ангела, сами присоединились к группе таких инвесторов-ангелов.

Рынок инвесторов-ангелов в Китае трансформируется в сторону большей структуризации. Чтобы улучшить инвестиционные возможности и диверсифицировать риски, многие бизнес-ангелы создают инвестиционные институты. Инвестиции как вид деятельности переходят от индивидуальных инвестиций к масштабному и структурированному бизнесу. По

состоянию на конец 2015 года насчитывалось 350 китайских инвестиционных агентств с более чем 150 активными бизнес-ангелами, а капитал под их управлением превышал 60 млрд юаней.

250000

200000

150000

100000

50000

120

100

80

60

40

20

2008 2009 2010 2011 2012 2013 Объем инвестиций бизнес-ангелов

2014

2015

Рисунок 4. Объем инвестиций бизнес-ангелов в Китае (млн юаней)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 Количество инвестиционных случаев

2014

2015

Рисунок 5. Количество инвестиционных случаев в Китае

В 2015 году инвестиции от китайских бизнес-ангелов привлекли 124 фонда на общую сумму 20,4 млрд юаней (рост по сравнению с 2014 годом более 200 %). Согласно отчету Университета Цинхуа1, в 2015 году было отмечено 2075 инвестиционных случаев, а раскрытый общий объем инвестиций составил около 10,2 млрд юаней.

Согласно проведенным исследованиям, отрасли, связанные с ИТ и телекоммуникациями, были наиболее привлекательными направлениями для финансирования

0

0

бизнес-ангелами, на которых приходилось более 70 % от общего объема инвестиций. Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь - регионы с наиболее активными бизнес-ангелами. Согласно раскрытым данным, в Пекине было зарегистрировано более 900 инвестиционных случаев, что составляет 43,5 % от всех известных случаев инвестирования, причем объем этих инвестиций 4,3 млрд юаней.

Согласно исследованию, проведенному Университетом Цинхуа, есть более 8000 активных инвестиционных агентств, активы которых находились в управлении более 5 трлн юаней (750 млрд долл. США). Есть более 2800 венчурных фондов (более 1000 из них ведут весьма активную деятельность), с общими активами под управлением более 1 трлн юаней. В 2015 году венчурные фонды создали 597 вспомогательных фондов, ориентированных на материковый Китай, с капиталом в 200 млрд юаней1 [11-15].

Согласно статистике, в 2015 году инвестиции, вложенные в стартапы на начальной стадии, занимали 22,3 % венчурных средств, а вложения в раннюю стадию коммерциализации составили 32,6 %, что составляет в общей сложности 54,9 %, при росте на 11,5 % по сравнению с 2013 годом. Это отражает ожидания венчурных инвесторов на начальном этапе и раннем периоде предпринимательства, и лучше удовлетворяет ранние потребности в финансировании малого бизнеса. Основываясь на анализе инвестиционной активности, средний объем инвестиций на стадии стартапа и на ранней стадии предпринимательской деятельности составил соответственно 19 млн юаней и 35 млн юаней, что значительно меньше, чем проектов на более поздних стадиях1 [11; 16].

В результате небольшого среднего объема инвестиций в один проект, проекты на стадии стартапа и на ранней стадии коммерциализации, которые получили поддержку агентств по инвестициям предпринимателей, были большими по количеству, но небольшими по общему объему инвестиций. Основываясь на оценке и размере раскрытых сумм, инвестиции, полученные этими двумя типами в 2015 году, составили примерно 37,2 % от общего объема инвестиций венчурных инвесторов.

Региональное распределение венчурных инвестиций по-прежнему ориентировано на развитые восточные регионы. Благодаря своей политике и ресурсным преимуществам, Пекин остается самым популярным городом для венчурных инвесторов. На город приходится почти 30 % от общего количества и объема инвестиционных случаев. Далее за ним идут Шанхай и Шэньчжэнь, занимающие примерно 30 % совместно.

В заключение можно сказать, что в период с 2010 по 2015 произошел качественный скачок в развитии малого инновационного бизнеса в Китае. Были созданы предпосылки для дальнейшего развития экономики страны в реалиях современного мира. Правительством страны созданы благоприятные условия открытия новых инновационных предприятий -включая источники финансирования (гранты, бизнес-ангелы и венчурные фонды), а также сеть промышленных зон с доступом к производственной базе сотрудникам малых предприятий ("коворкинг"). Это облегчает не только ведение действующего бизнеса за счет развитой инфраструктуры, но и стимулирует открытие новых инновационных предприятий, предоставляя им все необходимое для работы и развития. Успешным участникам рынок сулит значительные финансовые вложения в их предприятия, причем размер инвестиций увеличивается по мере развития предприятия. Произошедший в 2015 году качественный рост инвестиций в 2-3 раза увеличил объем финансирования инноваций в сфере IT и промышленности, что незамедлительно привело к резкому увеличению количества создаваемых частных предприятий. Общая благоприятная среда обеспечивает высокие шансы на сохранение и развитие бизнеса на начальных этапах развития. Инновационной составляющей уделяется все большая роль в экономической ситуации в Китае: растет объем иностранных инвестиций, налаживаются связи с зарубежными рынками сбыта, создаются

рабочие места. Именно таков путь борьбы с замедлением роста экономики в Китае, и приведенные данные свидетельствуют об активной работе правительства и достижении успешных результатов проводимой политики [16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: «Восточная книга», 2010. - 240 с.

2. Бабаева З.Ш. Развитие Китая: новая инновационная экономическая политика // Научное обозрение: экономика и право. - 2014, - №4. - с. 133-136.

3. Леонов С.Н., Домнич Е.Л. Инновационная политика Китая: роль прямых и косвенных экономических стимулов // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - №6.

- с. 79-90.

4. Клочихин Е.А. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. - 2013. - №2 (33). - с. 37-55.

5. Ганьшин И.Н. Инновационная политика Китая на современном этапе // Вестник Инжэкона: экономика. - 2012. - №1. - с. 41-47.

6. Яюньхуэй Д. Просыпающийся вулкан перспективы инновационной политики Китая // Креативная экономика. - 2009. - №6. - с. 40-44.

7. Леонов С.Н., Домнич Е.Л. Государственная инновационная политика пореформенного Китая: содержание, периодизация, масштабы // Вестник тихоокеанского государственного университета. - 2010. - №2. - с. 167-176.

8. Шевцова Н.А. О некоторых направления государственной инновационной политики Китая // Вестник государственного университета дружбы народов: экономика. - 2009. - №4. - с. 72-80.

9. Цзи Ц., Нехайчик О., Алексеев Ю. Научно-техническая и инновационная политика Китая // Наука и инновации. - 2016. - №4. с. 44-47.

10. Мардашев А.А. Перспективы заключения первого всеобъемлющего соглашения между ЕС и КНР - соглашение о партнерстве и сотрудничестве // Вестник РУДН: международные отношения. - 2009. - №2. - с. 10-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Анисимов Д.В., Сапунцов А.Л. Международное инвестиционное сотрудничество в азиатско-тихоокеанском регионе: роль крупных городов КНР // Региональные исследования. - 2005. - №2. - с. 82-94.

12. Савинский С.П. Финансовое сотрудничество КНР и Европейского союза // Актуальные проблемы Европы. - 2012. - №1. - с. 203-219.

13. Сказецкая Т.И. Внешнеэкономическое сотрудничество РФ и КНР // Вектор науки ТГУ: Экономика и управление. - 2012. - №2. - с. 70-71.

14. Нарбут А.Н. Научно-техническое сотрудничество КНР и Франции на современном этапе // Вестник РУДН: международные отношения. - 2013. - № 1.

- с. 86-97.

15. Балакин В.И. КНР и США: от угасающей политической конфронтации к многопрофильному инвестиционному сотрудничеству // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2009. - №14. - с. 188-197.

16. Коптяев Е.Н. Перспективы индустриального сотрудничества с КНР в контексте обеспечения национальных интересов России // Научно-технические ведомости Севмашвтуза. - 2019. - №1. - с. 34-39.

Koptjaev Evgenij Nikolaevich

Peter the great Saint Petersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia

E-mail: evgkop79@mail.ru

Research on the role of innovation and small business in China's economic development

Abstract. The article presents data on the dynamics of development of small innovative enterprises in China, which occupies a leading position in the global economy and has one of the highest levels of gross national product, ahead of the leading industrial countries of the world in this parameter. It is shown that currently there is a tendency to increase the share of high-tech products of its own development, introduced to the international market. Available statistics indicate that the basis for such a quantum leap was laid by technology parks and special economic zones, which are important parts of China's innovation infrastructure. The source of their accelerated development is the government incentive policy aimed at promoting corporate innovation and attracting foreign investment and technology. The data presented in the article make it obvious that in the last decade there has been an explosive growth of innovations in the sector of small and medium enterprises in China, turning into a new source of innovative development of the whole economy. All the changes that have taken place are based on a methodical state policy pursued by the Chinese Communist Party, aimed at stimulating their activities and developing new elements of the Chinese innovation infrastructure, namely incubators, workspaces and new sources of support for small business -including the so-called business angels and venture capital investors. In practice, this resulted in a multiple increase in their number. The data collected by the author allow us to conclude that the Chinese government gives innovation in the small business sector a leading role in overcoming the problem of economic slowdown.

Keywords: China; innovation; business incubator; grant; economy; investment; business; marketing; venture fund

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.