Научная статья на тему 'Принципы индивидуализации профессионального воспитания при подготовке студентов по направлению «Химические технологии»'

Принципы индивидуализации профессионального воспитания при подготовке студентов по направлению «Химические технологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDIVIDUALIZATION / HIGHER SCHOOL / TRAINING / COMPETITIVE SPECIALIST / PEDAGOGICAL SYSTEM / VOCATIONAL EDUCATION / PERSONALITY / SPECIALIST / PROFESSION / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Э. Р.

В статье описаны основные принципы фундаментальной системы индивидуальзации профессионального воспитания, которые влияют на процесс профессионального становления студентов по направлению «химические технологии» и определяют социальный заказ на подготовку и формирование конкурентоспособного специалиста в современный период развития высшей школы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are described the basic principles of the fundamental system of individualzatsii of the professional training, which influence the process of the professional making of students for the direction the chemical technology and are determined social order for the preparation and molding of competitive specialist in the contemporary development period of higher school.

Текст научной работы на тему «Принципы индивидуализации профессионального воспитания при подготовке студентов по направлению «Химические технологии»»

Э. Р. Хайруллина ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Ключевые слова: индивидуализация, высшая школа, воспитание, конкурентоспособный специалист, педагогическая система, профессиональное образование, личность, специалист, профессия, промышленность.

В статье описаны основные принципы фундаментальной системы ин-дивидуальзации профессионального воспитания, которые влияют на процесс профессионального становления студентов по направлению «химические технологии» и определяют социальный заказ на подготовку и формирование конкурентоспособного специалиста в современный период развития высшей школы.

Key words: individualization, higher school, training, competitive specialist, pedagogical system, vocational education, personality, specialist, profession, industry.

In the article are described the basic principles of the fundamental system of individualzatsii of the professional training, which influence the process of the professional making of students for the direction “the chemical technology ” and are determined social order for the preparation and molding of competitive specialist in the contemporary development period of higher school.

Моделирование сложных самоорганизующихся систем - один из методов познания, позволяющий установить связи и взаимозависимости между сущностными элементами такого рода систем.

Модель индивидуализации профессионального воспитания (далее по тексту ИВП) при подготовке студентов по направлению «химические технологии» разрабатывалась на основе и в соответствии с результатами теоретического анализа и опытноэкспериментальной работы [1].

Фундаментальной основой системы ИПВ является социально-экономические условия и социокультурная среда, которые влияют на процесс профессионального становления студентов с одной стороны и определяют социальный заказ на подготовку и формирование конкурентоспособного специалиста в современный период развития высшей школы.

Социальный заказ в свою очередь влияет на требования к профессионализму выпускника вуза, личности специалиста, работника, обусловливая в свою очередь, цели воспитания и обучения.

Теоретическую основу модели представляют три типа взаимосвязей:

• педагогические закономерности профессионального образования, определяющие требования к профессионализму и качествам личности будущего специалиста в связи с социально-экономическими условиями;

• психологические закономерности профессионального становления студентов, которые определяют требования к организации педагогической среды в связи с социокультурным влиянием;

• принципы профессионального обучения и воспитания, требующие определенной организации педагогической деятельности. На этой основе строятся компоненты системы индивидуализированного профессионального воспитания: его цели, содержание, процесс (этапы, формы, методы средства, условия), управление данным процессом и инженернопедагогические кадры.

Психологическую основу системы представляет процесс профессионального становления студентов, конкретизированный этапами вхождения в профессию и индивидуальными проблемами, ситуациями, которые определяют индивидуализированную педагогическую задачу профессионального воспитания. Результат системы ИПВ - индивидуальность выпуска профессионального учебного заведения как субъекта труда [2].

Основными функциями системы ИПВ являются:

- диагностическая, позволяющая индивидуализировать методы воспитания и способствовать развитию самосознания обучаемого;

- социально-профессиональная, которая способствует становлению социальнопрофессионального самосознания обучаемого как представителя определенной социальной и профессиональной общности;

- образовательная - раскрывает для обучаемого его собственный внутренний мир и знакомит с индивидуальными особенностями других людей, с требованиями профессии к человеку и профессионально-ценными качествами;

- обучающая - дает умения самопознания, самооценки, умения строить взаимоотношения с людьми в процессе труда и регулировать собственную жизнедеятельность;

- формирующая - служит становлению Образа-Я и Я-концепции молодого человека, формированию его как субъекта профессионального труда;

- развивающая - способствует выявлению и развитию общих и специальных способностей, индивидуальных особенностей студентов;

- адаптирующая - способствует включению студентов в социальные и профессиональные отношения на производстве, перестройке позиции студента на позицию специалиста;

- валеологическая - функция, позволяющая сохранять здоровья студентов, прививать им ценности здорового образа жизни, оптимистического эмоционального фона, психологической устойчивости.

Модель ИПВ раскрывает также процесс и условия эффективности индивидуализированного воспитания в высшем учебном заведении, которые требуют более полного раскрытия, так как являются стержнем системы [3]. Наиболее общими структурными единицами системы ИПВ является профессиональное обучение и формирование личности обучаемого. Как показал теоретический анализ, это необходимые, но недостаточные структурные компоненты системы. Законченность ей придает деятельность по формированию самосознания обучаемого как субъекта профессиональной деятельности или образа - «Я профессионала».

Эти общие взаимосвязи конкретизируются динамикой ситуаций профессионального становления студентов на разных этапах их вхождения в профессию, причем через субъективное восприятие проблем развития самимистудентами. Опосредует и связывает эти два процесса (профессионального становления каждого студента и индивидуализированного профессионального воспитания) социально-педагогическая задача [4].

Анализ организационных форм деятельности педагогического коллектива, в которых в наибольшей мере имеются возможности по профессиональному воспитанию студентов, показал, что в качестве самостоятельных структурно-функциональных элементов системы индивидуализации профвоспитания могут быть выделены четыре основных направления:

• организация теоретического и производственного обучения на основе стиля мышления и специальных способностей;

• организация внеучебной деятельности на основе проблем студентов;

• организация условий на производственной практике;

• организация социально-психологической службы в вузе, поддерживающей психологическую устойчивость будущих специалистов [5].

Конкретизация этих структурно-функциональных элементов, анализ из взаимосвязи и соотнесение с субъективными проблемами студентов позволяет раскрыть еще один элемент модели педагогической системы индивидуализации профессионального воспитания: ее структурно-функциональные связи.

Общетехническая подготовка имеет большие возможности для развития профессионального мышления, а через оценочную деятельность педагога - развитие самооценки своих индивидуальных особенностей на этой основе. Точно так же общеобразовательная подготовка, позволяя развивать мировоззрение, общие способности, культуру будущих специалистов, может при правильно организационной оценочной деятельности педагога способствовать формированию «Образа-Я» профессионала собственными средствами.

Структурные формы и их специфические функции в профессиональном воспитании на практике опосредованы общепедагогическими функциями и принципами индивидуализированного воспитания. Общепедагогические функции были выделены Н.В.Кузьминой при анализе деятельности профтехучилища как целостной педагогической системы /135/ и предполагают при решении любой из педагогических задач сформированность компонентов деятельности: гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организационных.

В процессе профессионального воспитания эти функции реализуются закономерно. Однако наряду с ними анализ теории и практики индивидуализированного воспитания позволяет выделить и собственные, частные психолого-педагогические принципы, реализация которых обусловливает эффективность процесса профессионального воспитания. Эти принципы были выделены нами на основе анализа ведущих тенденций в развитии теории воспитания на современном этапе и психологических условий развития индивидуальности в юношеском возрасте, а также с учетом результатов опытно-экспериментальной работы в вузе. Выделяются следующие принципы индивидуализированного воспитания [5].

1. Принцип сотрудничества - является конкретизацией гуманистической направленности воспитания. Предлагает совместный (педагога и обучаемого) поиск оптимальных путей профессионального развития для каждого молодого человека в реальных обстоятельствах, опору на сильные стороны обучаемого, развитие индивидуального стиля его деятельности, мышления и общения. В процессе сотрудничества происходит обмен социально-профессиональными ценностями и в равной мере утверждение индивидуальности и интересов другого человека, который не может рассматриваться в качестве средства для достижения чьих-либо целей.

2. Принцип рефлективности, который предполагает опору на интерес обучаемого в к собственному внутреннему миру. Его реализация содействует осознанию и направленность на разрешение внутренних мотивационных и ценностных конфликтов через

построение жизненной перспективы, формирование смыслов жизни и деятельности, данный принцип требует использования любых методов диагностики для самопознания и развития самооценок студентов, для понимания ими индивидуальных особенностей других людей и своего места в социуме.

3. Принцип аксиологичности - предполагает рассмотрение оценочной (аксиологической) деятельности субъекта воспитания в качестве специфически воспитательного средства, способствующего повышению потребностей и усложнению внутреннего мира через гедоническое, волевое, нравственное подкрепление, утверждает переживание и сопереживание в качестве «первоклетки» воспитательной проблемной ситуации, поскольку именно переживание блокированных потребностей и ценностей создает условия для построения новых мотивов, ценностей, смыслов.

4. Принцип целостности требует уважения педагогом внутреннего мира обучаемого, предполагает опору на его прошлый опыт, статус в группе и реальные достижения в настоящем, соотнесенность целей и средств их достижения в будущем, исключает моральное насилие, давление, требует совместного со студентом рассмотрения его жизни как истории в культурном и социальном окружении, в соотнесении с гражданскими и патриотическими ориентациями. Данный принцип позволяет также рассматривать профессию как социокультурное явление, приобщающее специалиста к культурно-историческому опыту, образу жизни и социальным интересам представителей той или иной профессиональной общности.

5. Преемственность - принцип, обеспечивающий связь между этапами формирования личности и индивидуальности студентов в предшествующих и последующих образовательных структурах, между ступенями его профессионального становления и воспитания.

6. Профессиональная направленность - принцип, предполагающий организацию специфических факторов, целей, условий, результатов педагогического процесса, связанных с требованиями определенных видов деятельности в одной или нескольких профессиях, по которым осуществляется подготовка в данном учебном заведении.

7. Дифференцированность оценочной позиции педагогов, профессиональных и социальных знаний, умений и навыков студентов на разных этапах их вхождения в профессию.

8. Стадийность в индивидуализации профессионального воспитания как принцип, предполагающий зависимость целей и задач формирования будущего специалиста от этапов и проблем профессионального становления субъекта деятельности.

Реализация данных принципов на каждом из этапов индивидуализированного профессионального воспитания позволит педагогу интегрировать процессы социализации-индивидуализации обучаемого, планировать работу по его развитию обучаемого как субъекта деятельности в русле целостной системы его развития [6].

Если реализация принципов профессионального воспитания позволяет индивидуализировать его в соответствии с общими закономерностями педагогической деятельности, то решение педагогических задач, обусловленных проблемами развития студентов, позволяет строить данный процесс в соответствии с закономерностями их внутреннего развития.

Эмпирический материал показал также, что эти этапы в профессиональном становлении студенты проходят по-разному во временных рамках и неодинаково осознают собственное движение. Разное созревание интеллекта, личностных и индивидуальностных функций, рассогласование в стремлениях и возможностях создают множество разнообразных ситуаций на каждом из этапов профессионального развития, которые субъективно

воспринимаются как определенные жизненные проблемы, для решения которых студенты часто нуждаются в помощи взрослых. Этапы профессионального становления, динамика приоритетов, которые определяют отношение к профессии и критерии самооценки в процессе развития, субъективные проблемы, возникающие по мере вхождения в профессию -все это создает для преподавателя ту внутреннюю, психологическую основу формирования обучаемого как субъекта профессионального труда, игнорирование которой дает общение с учеником формальным и не позволяет помогать ему в развитии должным образом. И наоборот, именно построение профессионального воспитания с учетом внутренних тенденций развития обучаемого позволяет индивидуализировать данный процесс.

Литература

1. Хамитова, А.И. Основные этапы развития методики преподавания химии / А.И. Хамитова, В.Г. Иванов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 6. - С. 179-193.

2. Хамитова, А.И. Содержание общехимической подготовки в технологическом вузе / А.И. Хамитова, В.Г. Иванов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 6. - № 3. - С. 304-308.

3. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б.С. Братусь. - Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С.9-17.

4. Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на обучаемого / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С.56-65.

5. Варнакова, Е.Д. Социально-педагогические условия реализации воспитательных возможностей трудовой деятельности: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Е.Д. Варнакова. - Казань.

6. Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса. Современная концепция

© Э. Р. Хайруллина - д-р пед. наук, проф. каф. моды и дизайна КГТУ, elm.khair@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.