УДК 378.091
Бероева Е.А.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изменения, происходящие в современном непрерывном образовании, приводят к качественным и количественным изменениям в требованиях к профессиональной компетентности специалиста.
Сущность профессиональной компетентности специалиста определяется готовностью решать актуальные и перспективные проблемы и задачи. Проектирование индивидуальной образовательной траектории в рамках обучения по дополнительной образовательной программе позволяет достигнуть намеченной цели.
Образовательный процесс в рамках обучения по дополнительной профессиональной программе представлен на основе модульного подхода. Планирование учебного процесса построено таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность выбрать траектории обучения внутри каждого модуля в зависимости от степени сложности представленных материалов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетентность специалиста, индивидуальная образовательная траектория, система дополнительного профессионального образования.
Цель и содержание обучения в системе дополнительного профессионального образования должны быть направлены на достижение результата, выражающегося в развитии профессиональной компетентности, которая обеспечивает подготовку высокообразованного специалиста, способного комплексно решать разнообразные профессиональные задачи в сфере трудовой деятельности. В условиях инновационных преобразований образовательной сферы обучаемый обладает возможностью самостоятельного выбора образовательную траектории обучения.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы выдвигает в качестве одной из задач своей реализации «формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний»1.
При организации обучения по дополнительным образовательным программам необходимо рассматривать существенную выраженную гетерохронность (значительное расхождение в возрасте), учет уровневой дифференциации
обучающихся, обусловленной различиями в базовом образовании, специализации и профиле, опыте практической работы, возрасте. Эффективная стратегия педагогического взаимодействия не может быть разработана и реализована без учета специфики взрослой аудитории, что требует проектирования индивидуальной образовательной траектории обучения.
Анализ исследования проблем развития дополнительного профессионального образования и обучения взрослых (С.Г. Вершлов-ский О.Е. Газман, А.Н. Блеер, Н.А. Морозова, Э.Ф. Зеер, СИ. Змеёв, Г.Б. Корнетов, В.И. Панов, A.B. Хуторской, В.А. Ясвин, Ю.Н. Кулют-кин, A.A. Ярулов и др.) позволяет определить одним из условий, определяющим развитие профессиональной компетентности специалиста - проектирование индивидуальной образовательной траектории.
Работы, раскрывающие сущность и особенности индивидуализации и дифференциации процесса обучения, представлены трудами Ю.К. Бабанского, В.М.Монаховой, В.Г. Болтянского, Г.Д. Глейзера, С.Б. Суворовой, Б.В. Гне-денко, В.А. Гусева, Г.В. Дорофеева, А.Н. Колмогорова, Г.Л. Луканкина, А.Г. Мордковича,
1 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
Н.С. Пурышевой, М.И. Рожкова, И.М. Смирновой, И.Э. Унта, Р.А. Утеевой, В.Д. Шадри-кова и др.
На сегодняшний день, в науке нет однозначного подхода к определению «профессиональная компетентность». Так, под профессиональной компетентностью понимается «актуальное, формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленную социально-профессиональную характеристику жизнедеятельности человека» (И.А. Зимняя) [1], «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» (Э.Ф. Зеер) [2], «профессиональная подготовленность и способность субъекта труда (специалиста или коллектива) к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности» [3].
Мы также можем обнаружить обширный материал для изучения проблемы, обратившись к зарубежным исследованиям в области педагогики. Отметим работы за авторством таких исследователей, как X. Гуммель, Д. Киган, Р. Даве, М. Карелли, А. Кроплей, Д. Маршалк, М. Мур.
Исследования, проведенные современными учеными, дали возможность определить роль овладения обучаемым определенных умений и навыков в своей профессиональной деятельности при формировании профессиональной компетентности. По их мнению, каждый учащийся как «субъект практической деятельности строит свой собственный опыт»; каждый учащийся «создает свою лично пережитую стратегию решения профессиональных задач и свой индивидуальный стиль деятельности» [4].
И при этом, как следствие, происходит развитие, формирование, совершенствование профессиональной компетентности. «Как бы специалисты не исполняли свою профессиональную деятельность, она всегда должна иметь полную структуру - от понимания и постановки целей и задач до осуществления действий самоконтроля и самооценки» [5]. Только в этом случае, по мнению Е.А. Садовской, происходит формирование профессиональной компетент-
ности. Причем, обеспечивается это через «выполнение практических приемов в основных способах профессиональной деятельности специалиста» [5].
Поэтому сегодня актуальнейшей задачей становится качественное изменение процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования, поиск путей и способов обновления организации обучения. Общим направлением этих поисков является построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях, «позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций»2.
На основе представлений ученых Г.А. Бор-довского, С. А. Вдовиной, Е. А. Климова, B.C. Мерлина, Н.Н. Суртаевой, И.С. Якиманской, М. И. Глотовой, А. Ф. Манако, Л.Н. Агаева, Е.А. Александровой, А.В. Воронцова, Н.Ф. Ильиной, Т.В. Машковой, А.В. Му-дрик, Н. В. Рыбалкиной, Л. Г. Семушина, А.Н.Тубельского, А.В. Хуторского, Ю.Г. Юдиной и др. раскрываются методы проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучаемых. В то же время научно - педагогические исследования, посвященные проектированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по дополнительным профессиональным программам, представлены в небольшом количестве. Однако, очевидно, что изучение данного вопроса позволит существенно повысить эффективность и результативность образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования.
Индивидуальная образовательная траектория- понятие, которое которое часто встречается в педагогической литературе и является определяющим в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Однако не имеет общепринятого определения.
Индивидуальную образовательную траекторию определяют как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого в образовании» (А.В. Хуторской) [6], «индивидуальный путь движения учащегося в какой-либо предметной области в процессе учебной,
2 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
Бероева Е.А._
проектной и исследовательской деятельности» (А.Б. Воронцов) [7].
Категория «индивидуальная образовательная траектория» предполагает три направления реализации:
- содержательный аспект (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
- деятельностный аспект (специальные педагогические технологии);
- процессуальный (организационный) аспект (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.).
Согласно Н.Н. Суртаевой, «индивидуальная образовательная траектория представляет собой некую определенную последовательность всех элементов учебной деятельности обучающегося по реализации его образовательных целей, соответствующую способностям, мотивации, возможностям, интересам, осуществляемую при организующей, координирующей, консультирующей деятельности педагога» [8].
А.М. Маскаева представляет индивидуальную траекторию как «... процесс и результат развития опыта и личностных качеств обучающегося на основе вариативного обучения» [9].
Анализ существующей практики повышения квалификации показывает, что в связи с особенностями модульного профильного обучения в системе дополнительного профессионального образования, на сегодняшний день существуют методики проектирования слушателем своей индивидуальной образовательной траектории, подразумевающие право выбора форм, методов, способов и средств освоения современных профессиональных инноваций.
Рассмотрим условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий специалиста. А.Н. Дахин представляет проектирование как «деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели» [10]. По мнению К.Ш. Шарифзяновой при проектировании индивидуальных образовательных траекторий можно выделить несколько условий, в качестве достаточных, необходимых ресурсов, либо влияющих факторов:
- инновационные образовательные технологии;
Индивидуальная образовательная траектория...
- кредитно-модульная система организации учебного процесса;
- компетентностно - ориентированное обучение;
- асинхронная организация учебного процесса;
- система академического консультирования («тьюторства») [11].
Модульный подход в построении образовательная программы обеспечивает эффективную организацию учебного процесса при компетентностно-ориентированной подготовке специалистов в системе дополнительного профессионального образования. Сущность такого построения образовательного процесса состоит в поиске приемов и способов обучения, которые индивидуальными путями (траекториями) вели бы всех обучаемых к одинаковому овладению дополнительной профессиональной программой.
Активизация асинхронного субьектного взаимодействия участников учебного процесса на основе сочетания «сетевых компьютерных технологий и мультимедийных курсов также позволяет проектировать индивидуальные траектории обучения, причем «в удобное время и в удобном месте», с возможностью модификации учебного материала и технических решений» [11].
Положительным эффектом обучения и ответственности за свое обучение, взаимодействия обучающихся, по мнению американских ученых Р. Джонсона, Р. Славина, Д. Бариса, следует считать внедрение «кооперативного обучения», которое предполагает решение учебных задач в дифференцированной групповой деятельности либо индивидуально-групповой деятельности [12].
В ходе разработки модульного курса дополнительной профессиональной программы главным становится определение уровневой дифференциации обучающихся, учета различий в обучении лиц разного возраста, уровня развития профессиональной компетентности и планирование учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность выбрать траектории внутри каждого модуля в зависимости от степени сложности представленных материалов.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «обучение по дополнительным профес-
сиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании».3
Сущность модульного подхода в проектирование дополнительной образовательной программы заключается в том, что содержание программы строится из блоков и модулей, которые могут комбинироваться различными способами, в зависимости от цели подходящей для определенной аудитории слушателей. Модуль представляет собой «автономную организационно -методическую междисциплинарную структуру, состоящую из специально отобранных тем из разных учебных дисциплин, необходимых для выработки устойчивых знаний, умений и навыков» [13]. Модульная дополнительная профессиональная программа позволяет интегрировать различные виды и формы обучения, блоки отдельных учебных дисциплин, видов и форм обучения, направленных на достижение конечной цели обучения - развитие профессиональной компетентности специалиста.
Проектирование образовательные траектории предполагает создание необходимых организационно-педагогиче ских условий:
- модульное построение содержания обучения;
- индивидуализация обучения, через обеспечения возможности варьирования содержания учебной среды;
- главенство самостоятельного обучения, гибкая адаптация содержания к разным формам его освоения;
- субъект-субьектное взаимодействие обучающихся с обучающим: организация совместной работы, связанной с реализацией процесса обучения, повышение интерактивности обучающей среда через различные виды дистанционного взаимодействия;
- реализация индивидуализированных принципов отбора дидактических средств, и возможность выбора оптимального темпа и последовательности освоения учебного содержания;
- учет возрастных и индивидуальных потребностей специалистов, особенностей и возможностей восприятия учебного материала.
Исходя из вышеизложенного, проектирование индивидуальной образовательной траектории как реализуется как процесс приращения каждого компонента профессиональной компетентности специалиста, формирования новых знаний, личностных характеристик специалиста на основе активизации субъектной позиции обучающегося, самостоятельного выбора цели, содержания, форм, методов и средств вариативного обучения по дополнительной профессиональной программе.
25.08.2017
Список литературы:
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия - М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
2. Зеер, Э.Ф Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
3. Подчалимова, Г.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. - Москва - Курск, 2001. - 494 с.
4. Рассказов, Ф.Д. Педагогическое мастерство как условие формирования профессиональных качеств у студентов педагогических ВУЗов / Ф. Д. Рассказов, Н. С. Бирюкова // Секреты педагогического мастерства - Новосибирск : ЦРНС,2009.- 222 с.
5. Садовская, Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-исследователей университета: дисс... канд. пед. наук /Е.А. Садовская. - Оренбург, 2005. - 224 с.
6. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.
7. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.- М., 2002.- 360с.
8. Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. - М. -Омск. 1974. 22 с. Татарашвили, Т. А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США [Текст] / Т.А. Татарашвили.- М., 1988. - 69 с.
9. Маскаева, A.M. Вариативное обучение как одно из направлений модернизации образования / A.M. Маскаева, Е.И. Санина// Преподаватель XXI века. -Москва, 2010. -№4. - С . 7-10
10. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность //Педагогика. - 2003.- № 4. - с. 21-26.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» 22 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2017 № 10 (210)
Бероева Е.А.
Индивидуальная образовательная траектория..
11. Шарифзянова, К. Ш. Организационно-педагогические условия создания информационно-телекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов [Текст] / К. Ш. Шарифзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №4. - С.25-32.
12. Methods and Practices Utilized to Support Teachers' Professional Development [Text]: Current State Description. - Oulu, 2009.
13. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов пед.вузов [Текст] / В.С. Кукушин.- Ростов н/Д. : Издат. Центр «МарТ», 2002.-320 с.
Сведения об авторе:
Бероева Елена Александровна, ведущий специалист по учебно-методической работе факультета повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20214, тел. (3532) 912111