Научная статья на тему 'Принципы и подходы к формированию региональной конкурентоспособности'

Принципы и подходы к формированию региональной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ПОДХОДЫ / ОЦЕНКА / ПРОЦЕСС / REGIONAL COMPETITIVENESS / METHODS / TOOLS / APPROACHES / EVALUATION PROCESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гечбаия Бадри Нодарович, Шимановская-Дианич Людмила Михайловна

В статье рассмотрены подходы и методы формирования и оценки региональной конкурентоспособности. Речь идет о конкурентоспособности региона в условиях глобализации, о повышении экономики региона, сохранения и улучшения позиции. Дана характеристика системы региональной конкурентоспособности. Рассмотрены факторы региональной конкурентоспособности. Речь идет о создании имиджа региона, производстве и факторах конкурентоспособности продукции региона, об обеспечении и повышении безопасности региона. Представлены преимущества экономическо-географического положения региона. Речь идет о специализации и месте региона, в системе территориального раздела труда, об инструментах привлечения форм в регион. Рассмотрены вертикальные и горизонтальные формы конкуренции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the approaches and methods of formation and evaluation of regional competitiveness. It is about the region's competitiveness in a globalizing world, to increase the region's economy, preservation and improvement of the position. The characteristics of regional competitiveness. The factors of regional competitiveness. It is about creating the image of the region, production and competitiveness factors of production in the region, the security and enhance the security of the region. Presented the benefits of economic and geographical situation of the region. It is about specialization and place the region in the territorial division of labor, the tools to attract forms in the region. Consider vertical and horizontal forms of competition. The article draws attention to the fact that in today's global competitive process applies to all levels of economic relations and becoming more stringent. Regions are not only beginning to participate in inter-regional competition of the national economy, but also included in the global competitive processes. Competitiveness is an essential imperative of the regional economy, the aim of regional policy and for the maintenance of regional development [1-3]. The major drawback of the traditional regional paradigm is considered that it does not account for the relationship between the regions, including regions of the incompatibility of the objectives at various levels, with the participation of these regions in the world of competitive processes. Because of this region can be viewed as an economic entity that their economic success required to confirm its right to own shares in the economic wealth of the country. It means transition to the regional policy of the distributive principle to stimulate the endogenous factors of development, which in turn requires a serious approach to the formation of modern methods of evaluation of regional competitiveness.

Текст научной работы на тему «Принципы и подходы к формированию региональной конкурентоспособности»

realization in theory and practically reasonable price politics of the state.

Development of reasonable, from the scientific point of view, price politics as inalienable part of general economic and social politics of the state is one of major constituents of reformation of national economy. The primary objective ofprice politics of the state are renewal and development of home production and his functioning both at the internal and on external market. As world practice, realization of price politics of the state, shows it is impossible without effective control after inhibition of discipline of prices. For a home consumer protection it is necessary to build such price base that would not be so strongly oriented to the world prices, in a greater degree took into account the features of home market. Therefore for the decision of socio-economic problems of country it is necessary to work out scientifically reasonable conception of public price policy, that effectively would adapt world experience in home practice.

Key words: government control, price politics, pricing, national economy, socioeconomic development, socio-economic shocks.

УДК 338.24:[339.137:332.1](470.22)

Б. Н. Гечбаия, Л. М. Шимановская-Дианич

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В статье рассмотрены подходы и методы формирования и оценки региональной конкурентоспособности. Речь идет о конкурентоспособности региона в условиях глобализации, о повышении экономики региона, сохранения и улучшения позиции. Дана характеристика системы региональной конкурентоспособности. Рассмотрены факторы региональной конкурентоспособности. Речь идет о создании имиджа региона, производстве и факторах конкурентоспособности продукции региона, об обеспечении и повышении безопасности региона. Представлены преимущества экономическо-географического положения региона. Речь идет о специализации и месте региона, в системе территориального раздела труда, об инструментах привлечения форм в регион. Рассмотрены вертикальные и горизонтальные формы конкуренции.

Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, методы, инструменты, подходы, оценка, процесс.

Постановка проблемы. В традициональной регионалистике проблема собственно межрегиональной конкуренции и конкурентоспособности регионов практически не обсуждалась. В конце 90-х годов началось обсуждение межрегиональной конкуренции не только в связи с экономической теорией федерализма, но и в условиях развития качественно новых информационных технологий конкурентных процессов: глобализации, регионализации и интеграции; в связи с необходимостью поиска новых источников роста региональных экономик, повышения конкурентоспособности национальной экономики и ее элементов.

Конкурентоспособность регионов национальной экономики в условиях новых экономических тенденций конца ХХ века уже рассматривалась в качестве самостоятельной, актуальной теоретической и практической проблемы регионального развития.

В современных глобальных процессах конкуренция распространяется на все уровни экономических отношений и приобретает все более жесткий характер. Регионы не только начинают участвовать в межрегиональной конкуренции национальной экономики, но и включаются в мировые конкурентные процессы. Конкурентоспособность оказывается важнейшим императивом региональной экономики, целью региональной политики, условием поддержания и развития регионов [1-3]. Важнейшим недостатком традиционной региональной парадигмы считается то, что она не учитывает взаимоотношения между регионами, в том числе несовместимость целей регионов различных уровней, при участии данных регионов в мировых конкурентных процессах.

Вследствие этого регион можно рассматривать в качестве экономического субъекта, который своими экономическими успехами обязан подтверждать свое право владеть долей в экономическом богатстве страны. Это означает переход в региональной политике от распределительного принципа к стимулированию факторов эндогенного развития, что в свою очередь требует серьезного подхода к формированию современных методов оценки региональной конкурентоспособности.

Анализ последних исследований и публикаций. В иностранной

регионалистике обсуждение вопросов микроэкономической теории конкуренции началось в 60-х годах ХХ века в работах таких выдающихся исследователей, как Г. Армстронг, Р. Андерсон, Б. Ашкрофт, У. Изард, Р. Ричардсон и Дж. Тейлор. Однако проблема состязательного характера межрегиональной конкуренции не рассматривалась до конца прошлого века.

Межрегиональная проблема сразу же по возникновении экономической теории федерализма стала объектом непосредственного анализа [5, 6]. В данной теории конкуренция регионов рассматривается в качестве конкуренции властей различных уровней. Началом этой ветви в исследованиях следует считать 1956 г., когда была опубликована небольшая работа Ч. Тибу. Позднее, в 80-х годах ХХ века новая теория федерализма была широко развернута в работах Б. Вейнгаста, М. Кина, В. Оутса, Дж. Роланда, Дж. Ферейна, Р. Шваба и И. Чена. Для развития данного направления важное значение имели работы Г. Бьюкенена по изучению общественного сектора. Однако, вопросы связанные с оценкой региональной конкурентоспособности так и остаются не достаточно изучеными и расскрытыми. Поэтому, целью даной статьи является определение сущности региональной конкуренции и факторов которые на нее влияют.

Можно различным образом оценивать понятия региона как экономического субъекта, субъекта конкуренции, а также понятий административных образований. Среди субъектов государства могут быть чисто дотационные регионы, которые соответственно не могут считаться полными экономическими субъектами, однако они все же остаются субъектами конкурентных отношений. Таковыми можно считать как города, так и отдельные муниципалитеты.

Межрегиональная конкуренция заставляет местные самоуправления быть эффективнее и ограничивать злоупотребления властью. В основе позитивного эффекта межрегиональной конкуренции лежит возможность межрегионального перемещения мобильных факторов производства, потребителей. Это стимулирует руководство региона быть эффективнее. В то же время региональная конкуренция дает как положительные, так и отрицательные эффекты.

В свою очередь повышение эффективности межрегиональной конкуренции включает в себя развитие мобильности экономических ресурсов, а также четкое разделение полномочий и финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней [4]. Логика развития конкурентных механизмов регионального развития диктует необходимость создания механизма признания региона несостоятельным субъектом,

т.е. механизма банкротства, что можно рассматривать как показатель результативности функционирования властей того или иного региона. Пока что национальная экономика вынуждена обеспечивать функционирование неэффективных экономических агентов. Эти субъекты созданы без учета экономических критериев и функционируют за счет перераспределяющих процессов.

Конкурентоспособность регионов представляет собой функцию межрегиональной конкуренции, носящую также более широкий, глобальный контекст. Развитие процессов глобализации, проявление ее положительных и отрицательных последствий, а также формирование «новой экономики» позволяет рассматривать степень автономии регионов и их роль в национальной экономике.

Система конкурентного взаимодействия на мировом рынке изменяется в условиях глобализации [2]. В предыдущей системе участниками мирового рынка считались страны. Специализация страны на мировом рынке обусловливала и позиции национальных фирм. Регионы практически не участвовали в мировых конкурентных процессах. Всеохватывающее распространение информационных технологий, ускорившее процесс глобализации, позволило корпорациям и отдельным регионам национальных государств принять участие в мировой конкуренции. В результате государство утратило спою эксклюзивную роль в мировом пространстве.

Конкурентоспособность региона в условиях глобализации проявляется как готовность в ответ на вызовы глобальной среды; способность адаптироваться к изменениям условий, поиску и сохранению локальных конкурентных преимуществ, поддержание и улучшение позиции экономики региона в условиях глобальной конкуренции. Данные тенденции обусловливают повышение автономизации регионов.

Конкурентоспособность - это не самоцель, а необходимое условие для достижения успеха регионом как экономической системой. В качестве экономической категории конкурентоспособность регионов выражает единство множественных процессов в условиях конкурентного взаимоотношения с другими регионами по вопросам экономических ресурсов и потребителей [8].

Конкурентоспособность представляет собой не только качество региона как экономической системы, но и саму систему качеств, позволяющую региону эффективно осуществлять конкуренцию для достижения своих целей. Характеристика системы конкурентоспособности региона включает в себя:

1.Цели, достигаемые посредством конкурентоспособности.

2. Взаимоотношения с внешним пространством.

3. Состав элементов, обеспечивающих конкурентоспособность региона (источники, факторы, конкурентные преимущества, критерии и оценка конкурентоспособности).

4.Взаимосвязь элементов, входящих в систему конкурентоспособности региона.

Весьма актуальными можно счесть такие цели, как сохранение (поддержка)

региона, обеспечение безопасности, рост и развитие, общественное признание, социальная ответственность. Эти цели зависят от уровня развития региона. Сохранение и безопасность региона являются основными целями. В заисимости от возможностей региона и уровня его развития на первый план выходят цели более высокого ранга (например, сохранение уникальности региона).

Способность достигать успеха в экономическом соревновании с другими регионами представляет собой проявление конкурентоспособности региона. С учетом автономизации регионов критерии их конкурентоспособности фактически приравниваются к критериям конкурентоспособности национальной экономики. Это возможность региона производить товары и услуги, пользующиеся спросом на внутренних и внешних рынках и тем самым обусловливающих экономический рост и

повышение уровня благосостояния населения.

Достижение этой цели возможно при наличии конкурентных преимуществ. Ими являются специфические характеристики и особенности региона, существенные для целевых рынков, которые отличают его от других регионов. Конкурентные преимущества обеспечиваются за счет конкурентных ресурсов. К таким в современных условиях могут относиться не только и не столько традиционные экономические ресурсы, сколько материальные и нематериальные элементы региона, обладающие экономической ценностью либо способствующие росту спроса на прочие элементы региона. Например, наличие мощного научно-образовательного комплекса, самобытных народных промыслов, развитой транспортной сети и т.д.

В системе конкурентоспособности также необходимо выделить источники и факторы. К источникам относится все, что характеризуется признаками редкости и может быть использовано в процессе производства. Фактически это является потенциальными ресурсами региона. Факторы конкурентоспособности - это то, что может использовать и актуализировать потенциальные ресурсы, превратить их в конкурентное преимущество. Факторы конкурентоспособности можно разделить на три группы:

1. Региональные кластеры - совокупность взаимосвязанных отраслей;

2. Инновационная система региона;

3.Прочие факторы (экономико-географическое расположение региона, имидж региона, система социальных взаимодействий и социального капитала региона и др.).

С учетом этого конкурентоспособность региона означает способность использовать традиционные конкурентные ресурсы и создать новые, адекватные современной экономике.

Одним из таких нетрадиционных ресурсов признается информация. Развитие инфокоммуникационных технологий само создает условия для самоэволюции. Формирование саморазвивающейся системы - важнейший результат, достигнутый в области информационных технологий.

Инфокоммуникационные технологии обрели место в основании развития практически всех отраслей экономики, превратившись в элемент инфраструктуры, обеспечивающий прогресс в функционировании любого производства либо технологии. С этой точки зрения вложения в инфраструктуру являются основным средством и важным фактором конкурентоспособности территориальных хозяйственных систем.

В условиях возрастания интенсивности движения товарных потоков между странами Запада и Востока особую актуальность приобретает экономико-географическое положение. Например, сегодня значительную долю в использовании отдельными регионами своего экономико-географического положения составляет формирование транспортных коридоров. В этом случае для локального конкурентного преимущества здесь можно использовать обеспечение обслуживания товарного транзита.

В конкуренции важное значение приобретает имидж региона, становящийся конкурентным ресурсом благодаря нескольким факторам; в первую очередь развитию информационного общества. В данной ситуации имидж региона, его репутация в общественных, политических и деловых кругах оказываются важным фактором в реализации региональных внешнеэкономических и политических проектов. Второе - в качестве обеспечения конкурентоспособности товара или фирмы уже долгое время применяется т.н. «сервис имиджмейкеров», и те же принципы применимы к такому специфическому «товару», как регион. В настоящее время практически отсутствует такой системы использования имиджа как серьезного конкурентного ресурса региона.

Формирование вышеупомянутых элементов в системе региональной конкурентоспособности является задачей регионального маркетинга и организационной культуры.

Конкурентоспособность также помогает обеспечивать и повышать безопасность региона. При этом безопасность подразумевает не только защиту от внешних и внутренних угроз в настоящем, но и повышение устойчивости развития региона в будущем. Следовательно, необходимо постоянно поднимать уровень конкурентоспособности региона.

Разумеется, конкурентоспособность также проявляется в факторах конкурентоспособности производства и продукции региона [4]. Их качество зависит от общих макроэкономических условий, однако и сам регион, естественно, может повлиять на улучшение конкурентной среды посредством налоговой и бюджетной политики, созданием административных и правовых условий, снижающих транзакционные издержки бизнеса и в конечном счете оказывающих положительное влияние на эффективность хозяйства. В этом же направлении действуют улучшение условий жизни населения, развитие систем образования, здравоохранения, улучшение экологии, снижение уровня правонарушений. Конкурентоспособность региона связана с тем, насколько стимулируют условия, сложившиеся в регионе, хозяйственных объектов к проявлению инициативы, самодеятельности, самоуправляемости и самоорганизации.

Влиянием на конкурентные позиции региона также обладают специализация и место региона в системе территориального разделения труда (центр, периферия, полупериферия). Вопрос принадлежности региона к центру либо периферии обусловлен не географическим положением, а отраслевой структурой региона. К представителям центра относят страны и регионы с преобладанием прогрессивных отраслей, характеризующихся высокой добавочной стоимостью, либо регионы с высокоразвитой сферой обслуживания и хорошо налаженной инфраструктурой. К периферийным же относят регионы с преобладанием добывающих отраслей.

Роль региона в территориальном разделении труда зависит от удельной доли интеллектуальной специализации, а также от наличия центров принятия решений в компаниях региона. Регионы, отличающиеся богатыми ресурсами, но не имеющие центров принятия решений, оказываются втянутыми в процесс эксплуатации со стороны регионов, в которых расположены головные офисы фирм. Прибыль, получаемая в регионах с производственной функцией, перетекает в регионы, где сосредоточены центры по принятию решений. Именно туда и стекается большая часть добавленной стоимости.

Оценка региональной конкурентоспособности является одним из средств оценки регионального развития, назначение которого - выявить тенденции и перспективы экономического роста региона в сравнении с другими регионами.

Межрегиональная конкуренция выражается в формах вертикальной и горизонтальной конкуренции.

Вертикальная конкуренция - это конкуренция между различными уровнями власти - центральным и региональным, муниципальным. Это конкуренция за большие полномочия, самостоятельность и распределяемые ресурсы.

Горизонтаяльная конкуренция - конкуренция между разными регионами одного ранга; например, межругиональная, между городами, между муниципалитетами, за доступ к ресурсам и получение мобильных ресурсов.

Выводы. Таким образом можно сделать выводы о том, что эффективная конкуренция регионов требует соблюдения условий, препятствующих монополизации рынка на уровне отдельных регионов либо центральной власти. Усиление

распределительных процессов за счет централизации средств в федеральном бюджете создает дополнительные возможности для использования финансовых потоков. Эти финансовые потоки приобретают вид источника конкурентных преимуществ, усиливая тенденцию к монополизации и расслоению регионов и общества. Кромо того, для повышения роли регионов как творческих инноваторов требуется повысить качество самостоятельности и финансовой автономии властей всех уровней. Нужна полноценная конкурентная среда, которая сумеет стимулировать поиск, выявление и эффективное использование экномических ресурсов региона. В отношении конкуренции регионов это означает создание равных условий доступа к федеральным ресурсам, основанных на нормативах бюджетного обеспечения, а также развитие конкурсного финансирования, создание механизма обратной связи между действиями властей и их положением, ответственности властей всех уровней в вопросах расходования бюджетных средств.

Список использованной литературы

1. Агафоненко О.Ю. Определение концепции сущности конкурентоспособности регионов / О. Ю. Агафоненко. // Научное пространство Европы - 2007 : материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф. (16-30 апр. 2007 г.). - Днепропетровск: Наука и образование, 2007. - Т. 4. Экономические науки. - С. 15-17

2. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха [Текст]: сб. статей / Авт.-сост. С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов. - М.: Ассоциация менеджеров. - 2003. - 208 с. - Библиотека современного менеджера.

3. Журавлёва Е.А. Региональная конкурентоспособность / Е. А. Журавлева // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11 Вып. 1 (170). — С. 109-112.

4. Зимин Д. П. К вопросу о модели инновационных процессов на региональном уровне/ Д. П. Зимин // Российское предпринимательство. — 2012. — № 18 (240). — С. 140-144.

5. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

6. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно — целевого подхода: опыт Западной Европы / С. Тейлор // Регион: экономика и социология. — 2000. — № 1. — С. 3—36.

7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Дело. - 448 с.

8. Шеховцева Л. С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ / Л. С. Шеховцева // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — С. 20—32.

Стаття надшшла до редакцп 30.04.2015р.

B. Gechbaiya, L. Shymanovska-Dianich PRINCIPLES AND APPROACHES TO THE FORMATION OF REGIONAL

COMPETITIVENESS

The article describes the approaches and methods of formation and evaluation of regional competitiveness. It is about the region's competitiveness in a globalizing world, to increase the region's economy, preservation and improvement of the position. The characteristics of regional competitiveness. The factors of regional competitiveness. It is about creating the image of the region, production and competitiveness factors of production in the region, the security and enhance the security of the region. Presented the benefits of economic and geographical situation of the region. It is about specialization and place the

region in the territorial division of labor, the tools to attract forms in the region. Consider vertical and horizontal forms of competition.

The article draws attention to the fact that in today's global competitive process applies to all levels of economic relations and becoming more stringent. Regions are not only beginning to participate in inter-regional competition of the national economy, but also included in the global competitive processes. Competitiveness is an essential imperative of the regional economy, the aim of regional policy and for the maintenance of regional development [1-3]. The major drawback of the traditional regional paradigm is considered that it does not account for the relationship between the regions, including regions of the incompatibility of the objectives at various levels, with the participation of these regions in the world of competitive processes.

Because of this region can be viewed as an economic entity that their economic success required to confirm its right to own shares in the economic wealth of the country. It means transition to the regional policy of the distributive principle to stimulate the endogenous factors of development, which in turn requires a serious approach to the formation of modern methods of evaluation of regional competitiveness.

Key words: regional competitiveness, methods, tools, approaches, evaluation process.

УДК 351.84:61

Т.М. Завора, Ю.1. Стовба

ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ ЗАГАЛЬНООБОВ'ЯЗКОВОГО ДЕРЖАВНОГО МЕДИЧНОГО СТРАХУВАННЯ В УКРА1Н1

Обхрунтовуеться необх1дн1сть реформування системи охорони здоров'я Украгни шляхом запровадження загальнообов'язкового державного медичного страхування. Досл1джено та проанал1зовано досв1д розвинутих крагн ceimy 1з цього питання. Розглянуто основт проблеми й запропоновано способи гх розв'язання у фтансовому i правовому забезпеченш галyзi охорони здоров 'я. Визначено перспективы шляхи запровадження загальнообов 'язкового медичного страхування в Украж.

Клю^о^^ слова: загальнообов'язкове державне медичне страхування, система охорони здоров 'я, моделi фшансування охорони здоров 'я, медичт послуги.

Актуальшсть теми дослщження. Система охорони здоров'я займае важдиве мюце у забезпеченш надежного piBra життя сустльства. Здоров'я населення формуеться тд впдивом сукупносп природних та сощадьних чинниюв i е важдивим ^m^pieM економiчного, поличного та культурного розвитку сустльства. В Укршш протягом останнього десятиpiччя спостер^аеться тенденщя до попршення загального стану здоров'я населення. Це зумовлено недостатньою кшьюстю фшансових кош^в i неяюсним медичним обслуговуванням. У зв'язку iз цим збереження та подшшення здоров'я людей, забезпечення населення необхщною медичною допомогою е на сьогодш досить актуальними. Саме тому виникае необхщшсть у досдщженш й аналiзi юнуючих моделей фшансування охорони здоров'я з метою визначення перспективних напpямiв реформування системи сощального страхування в Укрш'ш шляхом запровадження медичного страхування.

Огляд останшх джерел дослщжень i публжацш. Досдiдженню pодi медичного страхування та впровадження загальнообов'язкового державного сощального медичного страхування в Укршш присвячено пращ багатьох втизняних учених-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.