Научная статья на тему 'Региональная конкурентоспособность'

Региональная конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / РАЙОН / ИНВЕСТИЦИИ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Константин Леонидович

The article considers undeveloped aspects of regional competitiveness. It shows a growing role of the region as an independent economic unit. The essence and factors of regional competitiveness are investigated. The role of investments in securing regional competitive advantages is designated. The calculation of competitiveness rating of regions of the Northern economic region of the Russian Federation is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная конкурентоспособность»

УДК 339. 137. 2: 332. 12

МИХАИЛОВ Константин Леонидович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики Международного «Института управления». Автор более 50 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и пяти учебно-методических пособий

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, территория, регион, район, инвестиции, оценка

В условиях ускоренного строительства рыночной экономики возрастает внимание к конкуренции и конкурентоспособности. В самом общем виде конкурентоспособность означает умение опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность как многосторонняя экономическая категория проявляется на конкретном уровне: конкурентоспособность товара, предприятия, отраслевая, региональная, страновая. Конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли является наиболее разработанной специалистами. Конкурентоспособность стран получает ежегодную оценку в мире и представляется на международных экономических форумах. Практически новым явлением современной экономики выступает конкурентоспособность отдельных территориальных образований Российской Федерации.

Необходимость активизации исследований по проблемам межрегиональных конкурентных преимуществ, анализа факторов региональной конкурентоспособности, оценки ее уровня и динамики

становится все более очевидной по мере развития экономической самостоятельности регионов. При этом востребованность такой работы со стороны центральных и региональных властных структур, а также бизнеса, придает ей прикладной, практический характер. Для региональных лидеров вопросы региональной конкурентоспособности стоят весьма остро и, безусловно, нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции региональной власти и принятия на ее основе продуктивных конкретных решений субъектами экономической политики. Решая эти задачи, региональные власти сталкиваются с проблемой количественной оценки региональной конкурентоспособности, то есть фактического определения конкурентных преимуществ и их статистического отражения1. Чтобы получить механизм управления региональной конкурентоспособностью, необходим системный научный подход к изучению теории конкурентоспособности, экономического районирования, анализ развития межрегиональных рыночных отношений. Отдельная

проблема здесь - многофакторность, сложная структура и динамичность самого понятия региональной конкурентоспособности. В том числе, как отмечают специалисты в области региональной экономики, это связано с терминологической неопределенностью понятий «территория», «территориальное образование», «регион», «район», использующихся достаточно свободно, без учета особенностей их приложения2.

Термин «территория» означает ограниченную часть твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами. Территория характеризуется протяженностью (площадью), географическим положением и другим набором естественных признаков. Привнесенные в данное понятие специально создаваемые человеческой деятельностью свойства, позволяют перейти к определению термина «территориальное образование». Территориальное образование - это определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфе-деральных или местных (муниципальных) органов власти. В науках, имеющих дело с социально-территориальной дифференциацией общества, понятие «регион» - это не строго фиксируемое пространственное представление, охватывающее реальности, необычайно разнообразные по масштабам и содержанию3. Сюда относятся пространственные системы разнообразных порядков (от групп сопредельных государств, объединенных общими признаками, до небольших по площади городских территорий) и разных предметных систематик (природные, экономические, административные, социально-политические и другие регионы). Территория и регион соотносятся как целое и часть. В рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона4. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно пред-

ставить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой. Это означает, что протекающие на территории экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. Район определяется как территория, отличающаяся от других по совокупности насыщающих ее элементов, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью. Термины «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства, общие признаки которого определяются из контекста.

Мировой опыт регионального развития определяет «границы» целевого региона исходя из критериев приближения к однородности экономической деятельности, свойствам завершенной функциональной системы относительно ресурсных потенциалов (речных бассейнов, лесных массивов, горнодобывающих ареалов), социальных взаимодействий и других. При этом административное деление территории не является определяющим. Другим подтверждением значимости регионального аспекта экономики является то, что на международном уровне все виды экономического программирования отдают безусловное предпочтение локализованным проектам развития (как более эффективным и быстроокупаемым) перед попытками добиться сколько-нибудь ощутимого улучшения макроэкономической ситуации в масштабе государства в целом. Все это подчеркивает значение региона как оптимального промежуточного уровня управления, более высокого, чем местный, и более приближенного к среде развития, чем национальный5.

Большее единство и строгость рассматриваемых определений диктуется динамично изменя-

ющимся положением территориальных образований в экономике России. В современных условиях регион выступает уже не просто территориальным звеном в процессе региональной организации, как это было в советской экономике, не только в качестве объекта управления, но приобретает в соответствии с законодательством РФ статус самостоятельного и ответственного субъекта социально-экономических отношений.

Основные положения региональной политики в РФ определяют регион как часть территории Федерации, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий6. При этом регион может совпадать с границами территорий субъекта РФ либо распространяться за его пределы. Субъект Федерации обладает значительными экономическими, финансовыми и правовыми полномочиями для создания специфического регионального механизма хозяйственной деятельности, функционирующего в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и с учетом территориальных особенностей. Отсюда, конкурентоспособность отдельных территориальных образований РФ выражается в их способности к состязательности, умении сохранять и улучшать свои позиции относительно других регионов, в демонстрации конкурентных преимуществ. Критериями такой оценки конкурентоспособности выступают, как правило, социально-экономические характеристики.

Демократизация российской экономики предъявляет высокие требования к участию регионов во всеобщей конкуренции территориальных условий хозяйствования. Эти условия ведения рыночных (конкурентных) отношений у регионов существенно отличаются: во-первых, сама территория РФ представляет собой большое разнообразие природно-климатических условий с крайней неравномерностью хозяйственного освоения за предыдущий период развития; во-вторых, уже

в процессе проведения радикальных реформ в стране сложилось фактическое неравенство субъектов Федерации в экономических отношениях с «центром». С началом позитивной экономической динамики в стране к этим факторам добавилось такое весьма существенное обстоятельство, как опережающий рост одних территорий по сравнению с другими. То есть налицо дальнейшее усиление территориальной дифференциации, нарастание той самой экономической и социальной асимметрии регионов, необходимость сглаживания которой декларировалась руководителями государства весь период реформ.

Рассматривая конкуренцию применительно к межрегиональным отношениям, отметим, что регионы выступают субъектами-носителями конкурентных преимуществ, потенциальной конкурентоспособности7. Реализация регионального потенциала, превращение его в реальные успехи экономики и социальной сферы осуществляется субъектами-пользователями: предприятиями, организациями, фирмами. Отсюда следует, что наличие конкурентных преимуществ еще не гарантирует региону благополучие и процветание, поскольку победа в конкурентной борьбе обеспечивается эффективной хозяйственной деятельностью предприятий на его территории. В этом заключается специфика региональной конкуренции относительно «классической».

Рост экономического потенциала территории, его структурные преобразования и другие хозяйственные успехи являются важным, а во многих случаях и решающим условием усиления региональной конкурентоспособности. Тем не менее, рост производства в отдельных регионах, реализуемый без учета требований территориального развития (социальная ориентация, устойчивость, сбалансированность) часто сопровождается деградацией социально-демографического, природоресурсного, экологического, этнокультурного и других компонентов региональных систем и, бо-

лее того, инициирует эту деградацию. Отсюда, одним из важнейших критериев региональной конкурентоспособности должны быть социальные составляющие экономической деятельности в регионе.

Таким образом, региональная конкурентоспособность - это экономические, социальные, географические и другие особенности положения региона, позволяющие реализовывать имеющиеся конкурентные преимущества с целью экономического развития и успешного экономического соревнования с другими регионами, результатом которого является улучшение уровня и качества жизни населения региона. При этом сопоставимость сравнений регионов обеспечивается на основе общих для регионов критериев. Разработка и использование метода количественного представления региональной конкурентоспособности должны исходить из цели и задач, для которых требуется данная оценка.

Важнейшими факторами региональной конкурентоспособности выступают: наличие богатых природных ресурсов, степень развитости региональной инфраструктуры; обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами и их ценой; удаленность от регионов сбыта продукции; наличие высококонкурентных товаропроизводителей; выгодные географические условия; экономическая среда, способствующая выработке и реализации успешной конкурентной стратегии и другие. Конкурентоспособность региона обусловливается действием не одного фактора, а, как правило, их группы. Регионы могут быть конкурентоспособными при различных сочетаниях факторов конкурентоспособности8 .

При анализе региональной конкурентоспособности необходимо также учитывать национальную специализацию региона. Функционирование хозяйственных комплексов отдельных регионов России по-прежнему ориентировано на удовлетворение общегосударственных потребностей исходя из

традиционно сложившейся за десятилетия специализации (таких как обеспечение обороноспособности страны, обеспечение топливом, сырьем и др.). Говорить об этом приходится в связи с неот-регулированностью до конца вопросов противоречивости региональных и государственных интересов.

Компенсировать недостаток или потерю конкурентных преимуществ, связанных для одних регионов с природными, для других - с экономическими факторами, возможно через разработку и реализацию стратегии региональной конкурентоспособности. В рамках стратегии определяются направления преобразования территориального хозяйства, выбор стратегических партнеров, поступательное и плановое формирование своего специфического набора конкурентных преимуществ. Успешность реализации региональной стратегии связана с привлечением инвестиций и эффективным их использованием. Инвестиции являются существенным рычагом реформирования и развития экономики, повышения ее конкурентоспособности9. Несмотря на относительную активизацию хозяйственной деятельности в последние годы общая ситуация с инвестированием в отечественную экономику не может быть признана благополучной. Анализ деятельности с начала экономических реформ показывает, что ни один субъект Федерации не сохранил объем капитальных вложений на дореформенном уровне. К этому следует добавить ухудшение отраслевой, воспроизводственной, технологической структуры инвестиций; масштабное свертывание государственной инвестиционной поддержки производителей. И хотя на региональном уровне проявление этих процессов неодинаково, можно констатировать, что во всех регионах происходит разрушение инвестиционного комплекса.

Конкретным решением, способствующим выходу из сложившегося положения, должна стать продуманная региональная программа стимулиро-

вания инвестиций. В рамках такой программы необходимо предусмотреть мероприятия бюджетного и финансового стимулирования, такие как налоговые льготы, субсидии, займы по поставкам ниже рыночных, гарантии по займу, а также целый комплекс мер, позволяющих улучшить экономические условия принимающей стороны. Среди таковых - содействие профессиональному обучению рабочей силы, совершенствование транспортной инфраструктуры, оборудование участка под застройку, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочную аренду, обеспечение информацией потенциальных инвесторов, содействие в выборе участка и т.п. Совокупность данных мероприятий способствует тому, что та или иная территория начинает рассматриваться как потенциально более привлекательная для инвестора возможность эффективного комбинирования отдельных факторов производства, которое именно в данном регионе может обеспечить весомые преимущества в конкуренции.

Традиционное понимание конкурентного преимущества - это возможность угнетения слабого более сильным. Результаты изучения новейшего хозяйственного опыта территорий опровергают представление о рынке как об арене безграничной конкурентной борьбы. Экономический интерес побуждает региональные власти переходить от конфронтации к сотрудничеству, применять специализацию и кооперирование с целью создания совокупных конкурентных преимуществ качественно нового уровня. Примерами тому служат деятельность в рамках договоров об экономическом сотрудничестве между Архангельской и Вологодской областями, Архангельской областью и Республикой Татарстан; создание Евро-Арктичес-кого Баренц региона и увеличение числа его участников на международном уровне и т.п. Модификация межрегиональных отношений, стремление использовать экономические методы в управлении на всех уровнях хозяйства повышает

заинтересованность в оценке собственной и партнерской конкурентоспособности.

С помощью метода рейтинговой оценки нами был проведен анализ относительной конкурентоспособности субъектов Федерации Северного экономического района РФ на основе общедоступных статистических показателей10. Рейтинговые оценки позволяют охарактеризовать уровень совокупных конкурентных преимуществ региона относительно друг друга. Выбор для сравнения регионов объясняется близостью задач экономической деятельности (освоение лесных, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, развитие транспортного комплекса, создание объектов инфраструктуры), исторически сложившимися хозяйственными связями.

Каждый тип конкурентных преимуществ должен описываться своей системой показателей. Наш выбор обосновывался минимальным количеством показателей, преимущественно носящих уже обобщающий характер либо представляющих, на наш взгляд, наиболее важные сферы или итоги социальной и экономической деятельности.

Были выделены четыре направления социально-экономической деятельности: экономические показатели, демография организаций и прибыльность бизнеса, основные фонды и инвестиции, социально-демографические характеристики (табл. 1-4). Для справки в таблицах приводятся значения показателей по стране в целом. По указанным направлениям анализировались статистические показатели, регионам присваивался рейтинг. В зависимости от численного значения рассматриваемого показателя от лучшего к худшему выстраивались рейтинги: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Итоговый рейтинг определялся суммированием полученных результатов без учета значимости (веса) анализируемых показателей. В таблице 5 подводится общий рейтинг также на основе полученных рейтингов по четырем направлениям. Несо-

поставимость ряда показателей, а также неодноз- вую оценку рейтинга конкурентоспособности ре-

начное влияние различных показателей на итого- гионов не учитывалось.

Таблица 1

Экономические показатели за 2003 г.

Наименование показателей Российская Федерация Субъекты Федерации Северного экономического района

Республика ^релия Республика ^ми Архангель- ская область Вологод- ская область Мурман- ская область

ВРП на душу населения, тыс. руб. 75,3 55,1 83,9 59,3 63,5 71,3

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США 190829 819,6 1458,3 869,6 1719,6 886,6

Экспорт, млн. долл. США 133520 639,1 1284,5 754 1524,1 709,6

Погрузка грузов на железнодорожный транспорт общего пользования, млн. т 1160,8 13,9 20,3 10,9 16,3 25,6

Грузооборот крупного и среднего автомобильного транспорта, млн. т/км 11044,4 36,3 169,6 170,0 41,0 36,8

Индекс тарифов на грузовые перевозки, январь-декабрь 123,5 118,7 112,6 110,9 119,6 104,8

Обобщающим показателем достигнутого регионом уровня экономического развития выступает валовой региональный продукт (ВРП), приходящийся на душу населения этого региона. Двое из анализируемых регионов (Республика Коми и Мурманская область) имеют величину среднедушевого ВРП выше среднероссийского, соответственно, по данному показателю получают рейтинг высокий и выше среднего. Вологодской области присваивается средний рейтинг, Архангельской области - ниже среднего, Республике Карелии - низкий. Подобным образом анализируется внешнеторговый оборот регионов, включая экспорт. Показатели «погрузка грузов на железнодорожный транспорт» и «грузооборот автомобильного транспорта» участвуют в рейтинге как отражающие результаты важнейшие сферы экономической деятельности - транспортного ком-

плекса, и в тоже время представляют собой итог хозяйственной деятельности по производству и отгрузке потребителям готовой продукции региональных субъектов экономики. При этом анализу подверглись и тарифы грузовых перевозок.

В рыночной экономике демография организаций становится показателем качества экономического роста страны, отдельных ее регионов. Интенсивность возникновения и ликвидации организаций по регионам отражает условия, в которых функционирует бизнес. Качественная оценка демографии организаций обеспечивает пути для закрепления стабилизационных процессов, коррекции стратегических ориентиров эволюции форм собственности и формирования благоприятного предпринимательского климата в регионе. Процент прибыльных предприятий и абсолютные данные по прибыли являются показателями эффективно-

Таблица 2

Демография организаций и прибыльность бизнеса за 2003 г.

Субъекты Федерации Северного экономического района

Наименование показателей Российская Федерация Республика Карелия Республика Коми Архангель- ская область Вологод- ская область Мурман- ская область

Зарегистрировано, ед. 362887 1687 1948 1959 2132 1642

Официально ликвидировано, ед. 65303 538 1407 655 1146 342

Индекс официально ликвидированных к зарегистрированным 0,179 0,319 0,722 0,334 0,537 0,208

Финансовая деятельность крупных и средних организаций: — прибыльные, % 58,7 50,8 54,5 51,9 64,9 57,9

— прибыль, млрд. руб. 1608,3 1,7 13,7 6,6 29,9 9,4

Таблица 3

Основные фонды и инвестиции

Субъекты Федерации Северного экономического района

Наименование показателей Российская Федерация Республика Карелия Республика Коми Архангель- ская область Вологод- ская область Мурман- ская область

Состояние основных фондов основного вида деятельности крупных и средних коммерческих организаций в 2002 г.: — степень износа, % 49,1 46,9 47,7 55,4 48,2 49,5

— коэф. обновления, % 6,4 4,1 5,7 5,3 7,6 3,8

— коэф.ликвидации, % 1,2 0,9 1,7 1,4 1,3 1,0

Инвестиции в основной капитал за 2003 г., млрд. руб. 2182,2 9,6 25,9 31,6 17,7 13,7

Иностранные инвестиции за 2003 г., млн. долл. США 29698,9 34,7 89,9 234,3 286,6 21,6

сти экономической деятельности в субъекте Федерации. Этим объясняется выбор второго направления оценки конкурентоспособности регионов. По показателю демографии организаций лидирует Мурманская область, далее располагаются по убыванию Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская область, Республика Коми. Лучшие финансовые результаты в 2003 г. показала Вологодская область, за ней идут Респуб-

лика Коми и Мурманская область, замыкают рейтинг Архангельская область и Республика Карелия.

Состояние основных фондов в анализируемых регионах можно назвать одинаково плохим. Относительно лучшие показатели износа, обновления и ликвидации не могут служить основанием для предпочтения какого-либо региона в рейтинговой оценке. В позиционировании регионов опре-

деляющими характеристиками стали инвестиции, в том числе иностранные. Инвестиции рассматриваются нами как механизм создания и развития конкурентных преимуществ. Реальный приток инвестиций, включая иностранные, является важнейшим условием преодоления технологического отставания и формирования нового качества кон-

курентоспособности экономики. В результате присуждены следующие рейтинги конкурентоспособности по основным фондам и инвестициям: Архангельская и Вологодская области - высокая, Республика Коми - выше среднего, Республика Карелия - средняя, Мурманская область - ниже среднего.

Таблица 4

Социально-демографические характеристики за 2003 г.

Субъекты Федерации Северного экономического района

Наименование показателей Российская Федерация Республика Карелия Республика Коми Архангель- ская область Вологод- ская область Мурман- ская область

Население по переписи 2002 г., тыс.чел. 145164 (без Чечни) 716 1018 1336 1270 893

Доля городского населения, % 73,3 75,0 75,2 74,8 69,0 92,2

Естественное движение населения, чел.* -887042 -6856 -4294 -9591 -11742 -3539

Миграция, чел.* +35125 + 22 -6289 -5414 + 339 -6749

Денежные доходы в расчете на душу населения в среднем за месяц, руб. 5129,3 4645,2 6850,9 4491,2 4271,8 6472,7

Число зарегистрированных преступлений, единиц на 100 тыс. чел. 1921 2161 2488 1648 2351 1566

Количество обучавшихся в 2003-2004 учеб. году, тыс. чел.: — в сузах; 2501,6 13,9 16,8 22,6 22,3 13,5

— в вузах. 6455,7 22,8 34,3 45,7 41,5 30,7

* Прирост - «+», убыль - «-».

Демографическая ситуация в регионах разнообразна. В трех из них численность населения превышает 1 млн. чел. Для регионов характерен высокий показатель урбанизации. Доля городского населения составляет от 69,0% в Вологодской области до 92,2% в Мурманской. Естественное движение во всех регионах характеризуется убылью. В республике Карелия, Архангельской и Вологодской областях естественная убыль населения выше среднероссийской. В Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях наблюда-

ется миграционная убыль населения. Анализируемые демографические показатели рассматриваются с позиции формирования трудовых ресурсов региона. Качественную характеристику будущих трудовых ресурсов можно получить на основе анализа численности обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

Денежные доходы населения отражают, с одной стороны, результат приложения труда и покупательную способность в субъекте Федерации, а с другой, могут рассматриваться как

еще один фактор роста экономического потенциала.

Факты нарушения закона не могут рассматриваться как явление нейтральное по отношению к экономическому состоянию. Поэтому показатель зарегистрированных преступлений включен в рейтинговую оценку. Лучшее в вы-

борке регионов положение сложилось в 2003 г. в Мурманской (1566 зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел.) и Архангельской (1648) областях, показатели лучше средних по России. Далее идут Республика Карелия (2161), Вологодская область (2351) и Республика Коми (2488).

Таблица 5

Рейтинговая оценка региональной конкурентоспособности

Наименование Региональная конкурентноспособность в субъектах Федерации Северного экономического района

показателей Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Вологодская область Мурманская область

Экономические показатели Ниже среднего Высокая Средняя Выше среднего Выше среднего

Демография организаций и прибыльность бизнеса Ниже среднего Средняя Средняя Высокая Высокая

Основных фондов и инвестиции Средняя Выше среднего Высокая Высокая Ниже среднего

Социально-демографические Высокая Высокая Средняя Ниже среднего Выше среднего

Сводный рейтинг конкурентоспособности Ниже среднего Высокая Выше среднего Высокая Выше среднего

В приведенном рейтинге относительной конкурентоспособности регионов Северного экономического района РФ высокую оценку по совокупности рассматриваемых направлений получили Республика Коми и Вологодская область. Такую позицию регионам обеспечили следующие характеристики: Республике Коми - высокий ВРП на душу населения, внешнеторговый оборот, грузооборот автотранспорта, иностранные инвестиции и денежные доходы населения; Вологодской области - внешнеторговый оборот, прибыльность организаций, иностранные инвестиции. Рейтинговый уровень выше среднего обеспечили: Архангельской области - повышенный грузооборот автотранспорта, инвестиции, сравнительно низкий в выборке уровень зарегистрированных преступлений; Мурманской области - индекс тарифов на грузовые перевозки, демография организаций, денежные доходы населения, невысокий уровень зарегистрированных преступлений. Республика Ка-

релия, несмотря на целый ряд благополучных показателей социально-экономической деятельности, в сравнении с другими анализируемыми субъектами Федерации получила рейтинг региональной конкурентоспособности ниже среднего.

Приводимый метод не исчерпывает всех возможностей анализа региональной конкурентоспособности. Он может быть выполнен на межмуни-ципальном уровне с использованием сравнения показателей конкурентоспособности регионов в динамике, выделения отдельных сфер хозяйственной деятельности территорий и др.

Полученные результаты должны послужить толчком к активизации деятельности и корректировке региональной политики руководителям тех регионов, которые имеют относительно низкий рейтинг конкурентоспособности, а руководителям регионов с высоким рейтингом - стимулом для дальнейшего совершенствования и развития в заданном направлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим следующее. Конкуренция отдельных территориальных образований и регионов является неотъемлемой составляющей современных рыночных отношений. Каждый регион располагает своим собственным специфическим набором конкурентных преимуществ, но их наличие еще не гарантирует региону благополучие и процветание. Для раскрытия потенциала региональной конкурентоспособности тре-

буются успешно функционирующие хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, фирмы). Привлечь предприятия в регион возможно, создав благоприятные законодательные и финансово-экономические условия. Регулярная оценка конкурентоспособности на основе статистических показателей может стать основой необходимого мониторинга региональной конкурентоспособности.

Примечания

1 Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. 2004. J№ 7. С. 3-15.

2ГранбергА. Основы региональной экономки: о структуре, методологии и содержании (авторский комментарий) // Российский экономический журнал. 2000. N° 10. С. 61-74; 2000. № 11-12. С. 38-50; 2001. № 1. С. 100-115; Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997; МаршаловаА.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: курс лекций / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. М., 1998.

3Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983.

4 Ларина Н.И., КисельниковА.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: учеб. пособие / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. М., 1998.

5Маслаков В., Зубков К., Пленкин В. Модель региона - квазикорпорации // Регион: экономика и социология. 2000. № 2. С. 17.

6 Экономические проблемы становления российского федерализма. М., 1999.

7 ТатаркинА. Слагаемые конкурентного поведения региона // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4. С. 40-46.

8 Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2004. № 1. С. 191-199.

9 Чертко Т.Н. Инвестиции - важнейший фактор национальной конкурентоспособности // Вопросы статистики. 2000. № 7. С. 50-57.

10 Социально-экономическое положение Северо-Западного Федерального округа в 2003 г. / Гос. ком. РФ по статистике. М., 2004.

Mikhailov Konstantin

REGIONAL COMPETITIVENESS

The article considers undeveloped aspects of regional competitiveness. It shows a growing role of the region as an independent economic unit. The essence and factors of regional competitiveness are investigated. The role of investments in securing regional competitive advantages is designated. The calculation of competitiveness rating of regions of the Northern economic region of the Russian Federation is given.

Рецензент - КозловВ.Ф., доктор экономических наук, профессор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.