Научная статья на тему 'Принципы и основные проблемы совершенствования уголовно-исполнительного законодательства'

Принципы и основные проблемы совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1030
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамов М.В., Рожков С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и основные проблемы совершенствования уголовно-исполнительного законодательства»

М.В. Абрамов, исторический факультет Научный руководитель: канд. юр. наук, доц. С.А. Рожков

Принципы и основные проблемы совершенствования уголовно-исполнительного законодательства

Принципы уголовно-исполнительного права базируются на общих принципах права и принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, прежде всего уголовного права. Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Она базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяют права и свободы человека, согласно ст.15, имеют прямое действие (Бланков, 2003, с.52).

К общеправовым принципам этой отрасли права относят законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом; к межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием (Зубков, 1997, с. 390).

Принципы уголовно-исполнительного права призваны определять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания.

Проблемы совершенствования уголовно-исполнительного

законодательства.

Под уголовно-исполнительным законодательством понимается система законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

По инициативе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации в мае 1999 г. был разработан проект закона о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы. При создании документа были учтены предложения и замечания Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры и ряда министерств, заинтересованных во внесении изменений в УИК РФ, УПК и УК РФ. В феврале 2001 г. Государственная Дума единогласно приняла проект, представленный согласительной комиссией. Совет Федерации его одобрил. Закон был подписан Президентом РФ 9 марта 2001 г. (Российская юстиция, 2003, №10, с.2). В момент перехода в Министерство юстиции уголовно-исполнительная система находилась в очень сложном положении. Материальная база многих объектов и сооружений, инженерно-технических

средств охраны, связи, вооружения и т.д. в течение многих лет не обновлялась и не поддерживалась (Законодательство, 2002, №1, с.64).

На деятельности уголовно-исполнительной системы негативно сказывались недостатки и пробелы в действующем законодательстве, вследствие чего ее работа была недостаточно хорошо организована, а исправительные учреждения не получали необходимой поддержки со стороны федеральной и местной власти. Чрезмерно жесткая уголовная политика порождала неоправданно широкое применение меры пресечения в виде содержания под стражей и направления в места лишения свободы осужденных, которые не нуждались в изоляции от общества.

В результате эти учреждения оказались переполненными осужденными, не получавшими необходимого питания, одежды, обуви, лекарств и т.д. Особенно тяжелым было положение в следственных изоляторах. В некоторых из них на одного человека приходились не более 1 кв. м жилой площади (при установленной законом норме 4 кв. м), из-за чего людям приходилось спать по очереди.

В соответствии с законом от 9 марта 2001 г. в уголовно-исполнительной системе (ч.2 ст.101 УИК РФ) для медицинского обследования осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебно-исправительные учреждения (Закон и право, 2004, № 9, с.10).

В ст. 78 и 128 УИК РФ предусмотрены колонии-поселения, в которые направляются положительно зарекомендовавшие себя осужденные из колоний общего и строгого режимов. В пункте «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ определено, что осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии. В колониях-поселениях отсутствуют обязательные основные признаки мест лишения свободы, определенные в ст. 82 УИК РФ: охрана и изоляция осужденных. Таким образом, отнесение УК РФ колоний-поселений к видам мест лишения свободы представляется необоснованным.

С увеличением числа категорий лиц, направляемых в колонии-поселения, значительно сузился круг осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях общего режима. Законом от 9 марта 2001 г. воспитательные колонии усиленного режима упразднены. Все несовершеннолетние мужского пола, отбывали ли они лишение свободы в прошлом или же направляются в места лишения свободы впервые, отбывают это наказание в единых воспитательных колониях.

Несовершеннолетние женского пола отбывали и ныне отбывают наказание только в единых воспитательных колониях.

В соответствии со ст. 73 УИК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Это правило обосновано, так как перемещение осужденных из

одного региона в другой экономически обременительно для государства, затрудняет их контакты с близкими, осложняет проблему бытового и трудового устройства освобожденных из мест лишения свободы и т.д.

Только в 10 исправительных колониях для женщин имеются дома ребенка. Можно отметить также неравномерное распределение осужденных по регионам и периодическое «перенаселение» отдельных видов мест лишения свободы.

В ряде регионов страны периодически возникает дефицит каких-либо видов мест лишения свободы. Так, в колонии общего режима возможно создание изолированного участка для содержания осужденных, которые должны отбывать наказание в колониях строго режима и наоборот (Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2001, №2, с.67).

Федеральный закон от 31 октября 2002 г. № 133 снизил максимальный размер наказания за кражи, совершенные впервые и в незначительных размерах. Это позволило существенно улучшить положение достаточно многочисленной категории правонарушителей, не представляющих большой опасности для общества (Пономарев 1997, с.85).

Министерством юстиции приняты меры по улучшению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, введено дополнительно более 2,5 тыс. мест в следственных изоляторах (Российская юстиция, 2003, №10, с.4).

УИК РФ устанавливает безналичный порядок приобретения лицами, отбывающими лишение свободы, продуктов питания и предметов первой необходимости. Улучшаются материально-бытовые условия в учреждениях уголовно-исполнительной системы, размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Решены вопросы питания, медицинского, вещевого и коммунально-бытового обеспечения подследственных и осужденных.

В работе с осужденными приоритет отдается педагогическим и психологическим методам воздействия, решению социальных вопросов. Для осужденных, не имеющих профессии, организуется обязательное начальное профессиональное образование. Дальнейшее развитие получило заочное и дистанционное обучение осужденных в высших учебных заведениях. Важнейшая составляющая реформирования уголовно-исполнительной системы - это подготовка персонала, способного на высоком профессиональном уровне воспринимать и реализовывать требования международных стандартов в сфере обращения с заключенными. Важным шагом в реформировании системы исполнения уголовных наказаний стало создание специальной ведомственной службы по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.

По ФЗ от 08.12.2003 г. проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официальных отзывов

Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Обязательные работы введены в действие с 01.01.2005 г.

С 01.01.2005 г. УИС выведена из Минюста РФ и была реорганизована в Федеральную Службу Исполнения Наказания.

Список литературы

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. М., 2003.

Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. №2.

Закон и право. 2004. №9.

Законодательство. 2002. №1.

Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты. М., 1997.

Пономарев П.Г., Радкевич В.С. Уголовно- исполнительное право: Сборник нормативных актов. М., 1997.

Российская Юстиция. 2003. №10.

А.Ю. Асланьян, исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. Г.Т. Ленц

История российского флота. А.Н. Сенявин.

Сенявин Алексей Наумович происходил из семьи петровского адмирала, победителя шведского флота в первом русском линейном морском сражении, моряка и человека, прошедшего путь от солдата бомбардирской роты до шаутбенахта (рис.1).

Об его отце написаны такие замечательные строки:

«Наум Акимович Синявин первым из моряков русского происхождения получил чин вице-адмирала. Это был выдающийся деятель Петровской эпохи, родоначальник знаменитой морской династии» (Доценко, 2003).

«Первый Капитан Русскаго Флота, потом первый действительный Адмирал, деятельно проведший морскую службу, от матроса, с самаго начала Русскаго Флота, во все время Царствования Петра Великаго и тринадцать лет после Него, первый одержавший победу в открытом море над Шведами...» (Записки Гидрографического ..., 1852).

Почти все из братьев Сенявиных: Наум Акимович, Иван Акимович, Дорофей Акимович, Ульян Акимович, Ларион Акимович, Федор Акимович - были так или иначе связаны с морем, с завоеванием выхода к нему, с Северной войной. Дорофей Акимович сложил голову при этом славном деле в 1702 году.

Всего у Наума Акимовича детей было пятеро: Сергей Наумович, Алексей Наумович, Яков Наумович (страдал слабоумием), Авдотья Наумовна, Федосья Наумовна. А также, возможно, сыном является Андрей

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.