Экономика, финансы, менеджмент
УДК 338.07
Е.С. БОРОАУШКО*
Принципы и методы оценки дисбалансов экономической системы как источника угроз национальной безопасности
Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам исследования дисбалансов экономических систем как источников угроз экономической безопасности. Автор обосновывает предложение о рассмотрении экономических дисбалансов в качестве первоисточников угроз экономической безопасности. Предложена эконометрическая модель, оценивающая зависимость макроэкономических показателей (уровень жизни, объем ВВП) от дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
Ключевые слова: национальная экономика, экономическая безопасность, экономические дисбалансы, сектора экономики, экономическая система, индикаторы экономических дисбалансов, рынок труда, эконометрические модели.
E.S. Borodushko.* Principles and methods for evaluation of the imbalance of the economic system as a source of threats to national security. The article is devoted to theoretical and applied aspects of the study of threats of economic security. The author justifies the proposal to review the economic imbalances as the primary sources of threats of economic security. We propose an econometric model that assesses the dependence of macroeconomic indicators (level of living, GDP) from an imbalance of supply and demand in the labor market.
Keywords: national economy, economic security, economic imbalances, economic sector, economic system, indicators of economic imbalances, labor market, the econometric model.
Экономика страны как сложная система должна обладать специальными механизмами, как самонастройки, так и целенаправленного регулирования с целью поддержания оптимальных пропорций между всеми ее подсистемами. Сбалансированность национальной экономики проявляются в нескольких формах: в рациональных пропорциях объемов всех ее составляющих, в разумных соотношениях качественного уровня различных подсистем, в оптимальных соотношениях темпов их изменения во времени, в способности национальной экономической системы в целом и ее подсистем противостоять угрозам и рискам, исходящим из внешней среды.
Сколь бы ни были многообразны потенциальные угрозы национальной безопасности, одной из их глубинных первооснов являются те или иные дисбалансы. Усиление структурной деформации экономики, как признают специалисты, является существенной внутренней угрозой безопасности России1. Такое видение истоков угроз национальной безопасности позволяет лучше понять сущность угроз, хотя и является более трудным путем для познания действительности.
Можно привести множество примеров общеизвестных проявлений указанных выше разновидностей дисбалансов экономической системы. Так, в России крайне сложным является сохраняющийся структурный дисбаланс в форме нерационального соотношения объемов сырьевых и обрабатывающих производств.
По данным Росстата, в составе ВВП России за 2009 г. на долю продукции обрабатывающих производств приходилось только 14,9%. Для сравнения можно привести данные за 2002 г., когда продукция обрабатывающей промышленности составила 17,1%2.
Примером дисбаланса качественных параметров может служить чрезмерно большая дифференциация населения по уровню доходов.
* Бородушко, Елизавета Сергеевна, ведущий бухгалтер Санкт-Петербургского университета МВД России, аспирант СПбГУЭФ, [email protected].
* Borodushko, Elizaveta Sergeevna, senior accountant St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, postgraduate SPbGUEF, [email protected]
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Экономика, финансы, менеджмент
В области демографии сложился дисбаланс рождений и смертей, когда превышение смертности над рождаемостью ведет к сокращению численности населения. В последние годы наметилась тенденция некоторых позитивных сдвигов в данной области. Но в России по-прежнему сохраняется существенно более высокий уровень смертности, чем в экономически развитых странах (в т.ч. населения в трудоспособных возрастах). Продолжающийся процесс постарения населения препятствует нормализации положения в будущем3. Численность населения нашей страны, в соответствии с прогнозами Росстата и международных организаций, сократится к 2030 г. с нынешних 141,79 млн. до 139,21 млн. человек.
Разрушительными для экономики являются последствия опережающих темпов роста оплаты труда в сравнении с темпами роста производительности общественного труда.
В финансовой сфере, опасным дисбалансом является превышение расходов государственного бюджета над доходами, которые вынуждают компенсировать дефицит бюджета либо внешними заимствованиями, либо эмиссией бумажных денег, не обеспеченных реальными активами. Первый путь, как известно, порождает рост зависимости от кредиторов и дополнительную нагрузку на государственный бюджет в будущем. Второй путь ведет к росту инфляции.
В условиях открытой рыночной экономики России высок уровень ее зависимости от внешней экономической конъюнктуры. Следовательно, важным аспектом равновесного состояния экономики страны является способность противостоять угрозам извне во всех ее сферах. Необходим такой баланс сил, при котором обеспечивалась бы возможность нейтрализации внешних угроз.
Следует принимать во внимание необходимость гибкой системы упреждающего информационного обеспечения соответствующих органов власти о возможных рисках возникновения дисбалансов, несущих потенциальные угрозы национальной безопасности. Например, при таком, безусловно, позитивном сдвиге в международных связях России, как ожидаемое ее вступление в ВТО, существенно изменится конкурентная среда на наших внутренних рынках. Есть опасность возникновения заведомо ассиметричной конкуренции за счет экспансии зарубежных фирм в форме массового ввоза в Россию тех товарных групп, которые уже успешно производятся в стране. С другой стороны, важно стимулировать импорт продукции, способствующей реализации программ модернизации нашей экономики. В рамках международного правового поля необходима взвешенная селективная политика в области поддержки отечественных товаропроизводителей и регулирования структуры импорта, обеспечивающая выравнивание условий конкуренции для российских и зарубежных участников рынка. Основными формами поддержки российского бизнеса является применение льготных тарифов на ввозимое оборудование и повышение тарифов на импорт конкурирующих товаров, которое вводится на определенный срок (продолжительность такого срока должна устанавливаться в соответствии с научно обоснованными расчетами эффективности вводимых мер), предоставление субсидий.
Проблема предупреждения и преодоления экономических дисбалансов имеет два аспекта. Экономические дисбалансы могут возникнуть внезапно и в острой форме и носить катастрофический характер, распространяясь на все экономическое пространство страны, на группы стран. Такие дисбалансы — форма проявления разрушительных процессов в экономике в периоды войн, кризисов, политических переворотов.
Существуют также экономические дисбалансы иного рода, когда отклонения от оптимальных пропорций — действие естественного механизма саморазвития сложных систем, в процессе которого отдельные подсистемы либо опережают другие подсистемы, либо отстают от них в своем развитии. Масштабы таких рассогласований могут быть различны. В странах с рыночной экономикой они приобретают более острые формы при таких условиях, как слабая экономика в целом, серьезные ошибки в экономической политике государства, неэффективное функционирование ключевых институтов общества, особо неблагоприятное международное положение государства.
В данной статье речь пойдет о дисбалансах, являющихся одним из механизмов развития экономической системы, но способных при неблагоприятных условиях достигать столь значительных масштабов, что они создают угрозы национальной безопасности. Все указанные выше причины возникновения таких дисбалансов в достаточно острой форме наблюдаются в современной России, представляя существенное препятствие для реализации государственной стратегии обеспечения экономического роста на базе модернизации и инновационного развития экономики страны.
К вопросам реализации стратегии развития можно подходить с разных позиций. По нашему мнению, делая акцент на дисбалансах в экономической системе, государство получает возможность использовать те механизмы, с помощью которых можно наиболее эффективно регулировать ситуацию в настоящем и будущем.
Чтобы наряду с другими подходами ориентироваться на задачу преодоления экономических дисбалансов в целях модернизации, необходим мониторинг существенных нарушений пропорций в ключевых сферах экономики. Известно, что содержание и способы организации мониторинга как источника актуальной информации могут быть различными в зависимости от целей и условий его проведения. В научных публикациях, в выступлениях руководителей государства и ведомств немало сказано об опасности различных видов экономических дисбалансов и необходимости их предупреждения и преодоления4. Для практической реализации этих задач требуется соответствующее информационно-аналитическое обеспечение, которое является продуктом мониторинга. Насколько нам известно, еще не предложена конкретная методика проведения такого мониторинга. По нашему мнению, он должен опираться на следующую методологическую основу:
- в качестве первичных исходных данных необходимо использовать информацию, регулярно получаемую в соответствии с установленным регламентом Росстатом и ведомствами, ответственными за функционирование определенных сфер экономики;
- актуальную, но отсутствующую информацию можно получать в форме экспертных оценок;
- необходима разработка структурной схемы тех сфер экономики, в разрезе которых необходимо осуществлять мониторинг дисбалансов;
- должна быть сформирована система числовых индикаторов для выявления дисбалансов, оценки их масштабов, определения взаимообусловленности разных видов дисбалансов и факторов, под влиянием которых они возникают;
- важно установить организационные принципы мониторинга — периодичность формирования итоговой информации; уровни вертикали власти, на которых представлены пользователи этой информации; перечень субъектов, ответственных за подготовку необходимой информации; ответственность за нарушение регламента представления результатов мониторинга;
- принятие необходимых нормативных актов, регламентирующих порядок организации мониторинга экономических дисбалансов.
Из сказанного выше следует, что основное содержание мониторинга должно состоять не в формировании принципиально новой первичной информации (за исключением экспертных оценок), а в целенаправленной селекции уже имеющихся данных и в построении на их основе специальной системы индикаторов. Особенность таких индикаторов состоит в их оценочной, аналитической природе. Эти индикаторы включают стандартные макроэкономические показатели и элементы эконометрического моделирования. Для интерпретации и оценки некоторых из получаемых параметров необходимы их эталонные значения по типу пороговых значений. Через определение отклонений от этих стандартов оцениваются масштабы дисбалансов.
К числу наиболее значимых для оценки дисбалансов сфер следует отнести:
1) финансовую сферу;
2) рынок труда;
3) энергетику;
4) высокотехнологичные производства.
Их приоритетная роль в обеспечении национальной безопасности обусловлена прежде всего тем, что они способны оказать непосредственное воздействие на состояние всех других сфер экономики. Достаточно вспомнить, что пусковым механизмом глобального кризиса 2008-2009 гг. являлся именно финансовой кризис.
Рабочая сила — это уникальный фактор производства в силу наличия субъективной составляющей в форме индивидуального волеизъявления самого человека, что делает крайне сложной задачу регулирования рынка труда. Кроме того, рабочая сила занимает среди факторов производства второе место после финансов по уровню своей мобильности. Специфика дисбаланса спроса и предложения на рынке труда проявляется также в крайне разнообразных формах.
Естественная монополия государств на основные энергетические ресурсы и ограниченность их мировых запасов предопределяют особую глубину возникающих в данной сфере дисбалансов. Изо всех ресурсов, которыми располагает человечество, энергетические ресурсы отличаются, наравне с финансами (а может быть даже в большей мере), всеобщностью спроса на них.
Наконец, технологическая составляющая является определяющим условием экономического роста и тем самым регулирует весь ход общественного развития.
Таким образом, названные четыре сферы играют лидирующую роль в эволюционных процессах и, соответственно, деформации и дисбалансы в них имеют наиболее широкий резонанс, дестабилизируя экономику в целом.
Естественно, сказанное, не означает, что допустимо умалять и недооценивать риски возникновения дисбалансов во многих других жизненно важных сферах: экологии, сельскохозяйственном производстве, здравоохранении, образовании, культуре, обороноспособности, внешнеэкономической деятельности и др.
Переходя к вопросу об индикаторах дисбалансов, важно отметить, что для каждой сферы экономики нужны свои конкретные числовые параметры. Так, например, для рынка труда основными признаками дисбаланса являются:
1) дисбаланс объемов спроса и предложения;
2) дисбаланс квалификационного уровня рабочих мест и потенциальных работников по группам профессий;
3) дисбаланс доли лиц титульной нации и трудовых мигрантов в отдельных видах деятельности и на отдельных территориях;
4) нарушение баланса притязаний работников в сфере труда и качества их действительного личного трудового потенциала;
5) дисбаланс трудового вклада работника и уровня вознаграждения за труд;
6) несоответствие между отношением работника к своим профессиональным обязанностям и нормативными требованиями к труду на данном рабочем месте.
Для каждого вида дисбаланса в сфере труда должен быть представлен конкретный числовой индикатор. В современной экономической науке сформированы принципиальные подходы к созданию
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России N° 1 (49) 2011
Экономика, финансы, менеджмент
систем экономических индикаторов5. Например, дисбаланс в области качества труда может быть измерен, в частности, соотношением таких характеристик, как: 1) отношение работников к своим профессиональным обязанностям и 2) нормативные требования к исполнению должностных функций. Для государственных служащих этот параметр можно оценить с помощью индикаторов уровня коррупции, для измерения которой целесообразно, по нашему мнению, использовать три показателя. Первый из них — число выявленных фактов коррупции в расчете на 1000 человек государственных служащих определенного ранга. Второй показатель — независимая экспертная оценка доли коррумпированных чиновников. Первый показатель дает заведомо заниженную оценку в сравнении с фактической ситуацией. Второй неточен в силу своей субъективной и гипотетической природы. Возможно использование третьего показателя — среди респондентов, имевших деловые контакты с государственными чиновниками, доля лиц, признавших факт коррупционных действий со стороны должностных лиц. На основе этих трех показателей может быть рассчитана многомерная средняя с определенными весовыми коэффициентами, в которой взаимно компенсируются слабые стороны каждого частного индикатора. Аналогичным образом могут быть сформированы простейшие индикаторы других дисбалансов в сфере труда.
Более полное познание сущности и механизмов формирования экономических дисбалансов может быть достигнуто на основе построения эконометрических моделей разного вида. Наиболее доступным и эффективным направлением эконометрического моделирования является использование моделей множественной регрессии и множественной корреляции, моделей временных рядов.
Например, коэффициент безработицы может быть представлен как функция от следующих независимых переменных: объема ВВП на душу населения, среднего уровня заработной платы, доли продукции обрабатывающих производств в ВВП, объема инвестиций в % к ВВП, объема экспорта в % к ВВП. Такая модель, построенная с использованием данных по субъектам РФ, позволит на основе уравнения множественной регрессии рассчитать коэффициенты эластичности и получить сравнительную оценку зависимости безработицы от таких факторов, как уровень экономического развития региона, отраслевая структура экономики, инвестиционная привлекательность региона, вовлеченность региона во внешнеэкономическую деятельность. Выявив основные причины более высокого уровня безработицы, можно определить пути реального ее снижения.
Продолжая анализ рынка труда, можно построить систему эконометрических моделей, где определяется влияние перечисленных выше факторов на следующие характеристики рынка труда: уровень безработицы, длительность периода безработицы, % молодежи среди безработных, число безработных на 100 вакансий, % ранее не работавших среди безработных. При построении данной модели учитывается также механизм взаимовлияния самих характеристик рынка труда. Данная модель позволяет наиболее глубоко раскрыть механизмы и тенденции возникновения опасных дисбалансов на рынке труда и определить возможные пути их смягчения и предупреждения. Ограниченность этой модели состоит в том, что не все упомянутые ранее диспропорции рынка труда в нее включены.
Не менее важно осуществлять моделирование зависимости макроэкономических показателей от экономических дисбалансов. С учетом их дифференциации по сферам экономики и видам деятельности, выделяемым в соответствии с общероссийскими классификаторами. Рядом исследований подтверждено, что на основе макроэкономического моделирования могут быть выработаны рекомендации по вопросам экономической политики государства6. Может быть предложена следующая система эконометрических уравнений, оценивающих зависимость объема ВВП (у1) и уровня жизни населения (у2) от конъюнктуры рынка труда - уровня безработицы (х1) и уровня напряженности рынка труда (х2):
и = а10 + Ъпхх + Ъпх2 + Ьиу2л + Ех 1 У 2 ^20 ^2 Л ^2
где: у2л - объем ВВП за предшествующие годы,
в ; в ; в13;в21 — коэффициенты регрессии, оценивающие величину прироста независимой переменной «у1», «у2» при увеличении соответствующего фактора (х1; х2; у2л) на одну единицу.
Невозможно сформировать единую универсальную методологию мониторинга экономических дисбалансов различной природы, разной продолжительности, разного охвата пространства и сфер деятельности, разной степени разрушительных последствий. Программа и организация мониторинга должны быть дифференцированы по видам дисбалансов.
Так, специальная методология потребовалась бы для мониторинга дисбалансов, вызванных глобальным экономическим кризисом 2008-2009 гг. Современный мир еще не преодолел его тяжелых последствий. Существуют разные объяснения причин этого беспрецедентного кризиса. Помимо указания экспертов на непосредственные причины кризиса (сбои в работе финансовых институтов) выдвигается гипотеза об «инновационной науке», когда возникает уникальный по своей природе дисбаланс7. Для эффективности инвестиций и продолжения экономического роста требуется систематическое совершенствование технологий широкого применения на базе нанотехнологий. Когда в 2007-2008 гг. произошло запаздывание ввода технологий нового поколения, капиталовложения стали неэффективными и разразился мировой кризис. После преодоления острой фазы кризиса ожидается, по мнению авторов теории инновационной паузы, длительный период стагнации экономики. Только новые технологии могут стать основой очередного подъема экономики. Не случайно в США одной из антикризисных мер явилось существенное увеличение расходов на научные исследования и разработки.
Одной из мер по преодолению экономических дисбалансов могла бы стать предлагаемая учеными координация различных типов экономической политики и институтов с использованием механизмов индикативного (интерактивного) планирования8. Это обеспечило бы лучшее взаимное согласование региональных стратегий развития, оптимизацию проектов государственно-частного партнерства, гармонизацию взаимодействия федеральной и региональных властей. При разработке и реализации таких программ важно учитывать позитивный и негативный опыт нашей страны и других государств.
Другая составляющая концепции достижения стабильного роста экономики России — модернизация экономики на базе инновационных технологий. Наиболее доступным для современной России механизмом является преимущественное заимствование западных технологий путем импорта нового оборудования, технологий, приобретения лицензий, освоение новых методов организации производства, создания совместных с иностранными бизнесом предприятий, стимулирование возвращения на родину эмигрантов перспективных специалистов.
Однако при формировании концепции преодоления экономических дисбалансов следует проявлять осторожность. Существует опасность того, что чрезмерные усилия по преодолению экономических дисбалансов могут породить новые дисбалансы. Например, заимствование наиболее продвинутых нанотехнологий без предварительно подготовленной базы может вступить в противоречие с другими, недостаточно развитыми факторами производства — качеством рабочей силы, уровнем менеджмента, общим состоянием основных производственных фондов.
Список литературы
1. Ашимов, А.А., Султанов, Б. Т. и др. Макроэкономический анализ и экономическая политика на базе параметрического регулирования : научная монография. — М.: Издательство физикоматематической литературы, 2010.
2. Бобылев, С. Н. Устойчивое развитие: методология и методика измерения : учебное пособие.
— М.: Экономика, 2011.
3. Гончаренко, Л. П. Управление безопасностью : учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2009.
4. Гончаренко, Л. П. Экономическая безопасность России. — М.: Система, 1995.
5. Илларионов, А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. — 1998. — № 10. - С. 35-58.
6. Олейников. Е. А. Экономическая и национальная безопасность. — М.: Экзамен, 2003.
7. Олейников, Е. А. Вопросы инновационной политики и экономической безопасности деятельности предприятий. — М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1992.
8. Полтерович, В. М. Стратегия модернизации российской экономики. — СПб.: Алетейя, 2010.
9. Халтурин, А. А., Коротаев, А. В. Системный мониторинг: Глобальное и региональное
развитие. — М.: Книжный дом. «ЛИБРОКОМ», 2010.
Literature
1. Ashimov, А. А., Sultanov, B. T. Macroeconomic analysis and economic policy on the basis of
parametrical regulation: a scientific. — Moscow, 2010.
2. Bobylev, S. N., Sustainable Development: Methodology and methods of measurement. — Moscow,
2011.
3. Goncharenko, L. P. Economic security of Russia. — Moscow, 1995.
4. Goncharenko, L. P. Security Management. — Moscow, 2009.
5. Halturin, D. A., Korotaev, A. V. System Monitoring: Global and regional development. — Moscow
,2010.
6. Illarionov, A. Criteria for the economic security // Economy questions. — 1998. — № 10.
7. Oleynicov, E. A. Economic and national security. — Moscow, 2003.
8. Oleynikov, E. A. Issues of innovation policy and economic security of the enterprise. — Moscow,
1992.
9. Polterovich, V. M. Strategy of modernizing the Russian economy. — St.-Petersburg, 2010.
1 Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. С. 36.
2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/ Stg/ d04/183vvp7.htm
3 Халтурин Д.А., Коротаев A.B. Системный мониторинг: глобальное и региональное развитие. М.: Книжный дом. «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 33.
4 Олейников Е.А. Вопросы инновационной политики и экономической безопасности деятельности предприятий. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1992; Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность России. М. Система. 1995; Илларионов А. Критерии экономической безопасности / / Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-58; Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность М.: Экзамен, 2003.
5 Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: методология и методика измерения: учебное пособие. М.: Экономика, 2011. С. 39-83.
6 Ашимов А.А., Султанов Б.Т. Макроэкономический анализ и экономическая политика на базе параметрического регулирования: научная монография. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. С. 276.
7 Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики. СПб.: Алетейя, 2010. С. 12-13.
8 Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики. СПб.: Алетейя, 2010. С. 11.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011