Научная статья на тему 'Принципы и механизмы управления надежностью в электронике'

Принципы и механизмы управления надежностью в электронике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочкова Наталия Владимировна

В статье сформулированы основные проблемы управления надежностью в электроэнергетике в новых условиях электроэнергетического рынка России. Автором выявлены новые принципы и механизмы управления надежностью электроснабжения потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клочкова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains main problems of reliability management in power industry under new conditions of power engineering market. The author deals with the most effective mechanisms of consumer power supply reliability management.

Текст научной работы на тему «Принципы и механизмы управления надежностью в электронике»

Н.В. Клочкова

Принципы и механизмы управления надежностью в электроэнергетике

Реформирование электроэнергетики (функционирование оптового и розничных рынков), формирование новой системы отношений между участниками рынка обусловливают появление новых проблем обеспечения надежного электроснабжения потребителей.

Проблема управления надежностью в электроэнергетике связана с целой системой факторов, определяющих сложность ее решения. Существовавшая ранее вертикально интегрированная структура отрасли позволяла решать проблему надежности электроснабжения в целом по отрасли на основе полного возмещения потребителями электрической энергии через тарифы всех расходов энергоснабжающей организации, в том числе направленных на обеспечение необходимой надежности электроснабжения без специальной платы за нее. Кроме этого, поддержанию необходимого уровня надежности функционирования отрасли способствовала дотационная политика государства, которая обеспечивала в тот период сохранение на достаточном уровне резерва генерирующих мощностей и пропускной способности электрических сетей Единой энергетической системы России [1].

В условиях происходящих рыночных преобразований механизмы административного управ-

ления надежностью и отраслевого технического регламентирования приобрели особую актуальность. Рассмотрению проблемы управления надежностью энергетических компаний посвящены работы В. Гинзбурга, И. Башмакова, В.Киту-шина, В. Окорокова, Л. Осики, Ю. Руденки, Ю. Соколова, И. Фраера, В. Эдельмана и др.

По нашему мнению, управление надежностью - это одна из составных частей системы управления электроэнергетической компанией. Степень и детализация организации процесса управления надежностью энергоснабжения потребителей во многом зависит от индивидуальных особенностей энергетики в стране и, в частности, от следующих факторов: располагаемые резервы мощности; степень резервирования в сетях; процесс рыночных преобразований; опыт ликвидации системных аварий; сложившееся понимание об ответственности энергокомпаний перед обществом, человеческий фактор и т. д.

По данным многолетних статистических наблюдений, до 14 % всех аварийных ограничений электроснабжения обусловлены неправильными или несвоевременными действиями обслуживающего персонала и менеджмента компаний (рис. 1).

Q. Л Ш Л

о о

1200 1000 800 600 400 200 0

1106

829 823

626

2002

2005

2003 2004 Годы

Рис. 1. Динамика аварийности по РАО «ЕЭС России» по вине обслуживающего персонала

Наиболее показательным в плане управления надежностью электроснабжения на основе экономичных и административных методов является опыт США. Так, североамериканский совет по

надежности (National Engineering Research Center - NERC) преобразован из добровольной организации с консультативными функциями в североамериканскую организацию по надежнос-

4-

Экономика и управление энергетического комплекса

ти в электроэнергетике (North American Electric Reliability Organization - NAERO), обладающую правом надзора над соблюдением обязательных стандартов и координации деятельности региональные органов управления надежностью. Механизм управления надежностью в США сформирован с учетом трех составляющих [3]:

• ущерб экономике страны от ненадежного электроснабжения;

• стоимость надежности на текущий момент времени;

• надежность с точки зрения потребителя и управления возникающими рисками.

В европейских странах, в США и Канаде разработаны и действуют индексы измерения надежности (стандарт Institute of Electrical and Electronic Engineer - IEEE 1366) на рынках электроэнергии, которые дают основания органам регулирования для принятия мер по отношению к тем компаниям, которые не обеспечивают заданный уровень, в том числе и путем наложения штрафных санкций.

В России преобразование организационно-хозяйственной структуры функционирования отрасли, на первый взгляд, не предполагает каких-либо существенных изменений в технологии ее функционирования. Экономический интерес в поддержании работоспособности собственного оборудования у созданных хозяйствующих субъектов ограничивается лишь коммерческой успешностью их участия на рынке электроэнергии, что на ограниченном интервале времени достигается путем минимизации издержек на эксплуатацию, снижения уровня резервирования генерирующих и электросетевых мощностей и повышения уровня их загрузки. Кроме того, по мнению зарубежных аналитиков, в долгосрочной перспективе реформирование отрасли, направленное на развитие конкуренции, фундаментальным образом меняет сущность и объем использования передающих электрических сетей.

По мнению авторов [4], в новых условиях функционирования энергетических компаний на рынке электроэнергии и мощности решение задачи распределения ответственности субъектов за поддержание и обеспечение экономически оправданного уровня технологической и организационной надежности электроснабжения потребителей должно осуществляться с учетом ряда требований, предъявляемых к определению уровня надежности электроснабжения потребителя, к договорной документации в части ответственности за надежность функционирования и к орга-

низации процедуры возмещения ущерба, причиненного потребителю.

Уровень надежности электроснабжения конечного усредненного потребителя (далее - потребителя) или узла нагрузки в целом должен соответствовать приемлемому для потребителя уровню, предварительно устанавливаемому в количественном выражении посредством либо единого показателя, либо некоторого ряда показателей надежности.

По мнению автора [3], решая задачу построения системы управления надежностью электроснабжения потребителей, прежде всего, необходимо сформулировать базовые принципы, которые, должны быть положены в ее основу:

1. Достижение надежности единой энергосистемы по отношению к экономическим интересам участников энергетического рынка.

2. Обеспечение справедливого возмещение затрат и потерь участникам энергетического рынка, которые имеют место при поддержании заданного уровня надежности или возникают при снижении его ниже нормативных или договорных значений.

3. Гарантия свободы выбора потребителями электрической энергии желательного для них уровня надежности электроснабжения, обеспечиваемого их платежеспособным спросом. В случае если нормативный или договорной уровень надежности нарушен, потребитель должен получить возмещение ущерба.

4. Учет соответствующей правовой основы (законодательные документы, стандарты, нормативы, регламенты оптового и розничного рынков и т. д.) при управлении надежностью электроснабжения потребителей:

• разграничение зон экономической ответственности субъектов рынка электроэнергии за нарушения системной надежности и надежности электроснабжения потребителей;

• разграничение понятий «форс-мажорные» и «нормативные» условия функционирования электроэнергетики с позиции мер ответственности за возможные отказы;

• регламентация показателей надежности, наиболее пригодных для ее количественной оценки в сфере функционирования энергосистемы и системы электроснабжения потребителей;

• ценовые инструменты экономического управления надежностью электроснабжения потребителя;

• вопросы оценки имущественного ущерба потребителя от нарушения надежности его электроснабжения;

• система страхования рисков в электроэнергетике и, в частности, относительно ответственности поставщиков за нарушение надежности электроснабжения потребителей;

• обеспечение требуемого уровня надежности в электроэнергетике в процессе достижения стратегических целей развития отрасли и предприятий.

5. Количественная оценка комплекса показателей и критериев надежности применительно к

каждому из субъектов энергетического рынка в целях эффективного функционирования системы управления надежностью электроснабжения потребителей.

С учетом специфики функционирования компаний на либерализованном рынке электроэнергии и мощности, составляющие системы управления надежностью работы электроэнергетических компаний включают в себя модель надежности и бюджет надежности (рис. 2).

располагаемые резервы мощности

Факторы, влияющие на организацию процесса управления надежностью

степень резервирования в сетях

процесс рыночных преобразований

опыт ликвидации системных аварий и др.

Составляющие системы управления надежностью работы электроэнергетических компаний

Обеспечение надежности энергоснабжения потребителей

Рис. 2. Составляющие системы управления надежностью работы электроэнергетических компаний

С точки зрения оценки финансовых потерь от нарушения надежности работы компаний, интерес представляет формирование бюджета надежности электроэнергетической компании.

Под бюджетом надежности мы понимаем количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, показывающий планируемую величину затрат на ремонт оборудования, издержек упущенной выгоды при простое оборудования, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели - обеспечения надежности функционирования компании.

Элементами бюджета надежности являются затраты по обеспечению надежности, издержки упущенной выгоды от простоя оборудова-

ния, а также результаты, полученные при управлении надежностью работы электроэнергетических компаний. Величина затрат на надежность определяется индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта на основании оценки состояния оборудования, требований технических стандартов и отраслевых нормативов.

На основе финансовой и управленческой отчетности оптовой генерирующей компании (ОГК-5) определены затраты по обеспечению надежности за 2007 год (рис. 3).

Из представленных данных следует, что при управлении надежностью необходимо ориентироваться, в первую очередь, на снижение потерь от неплановых простоев.

Экономика и управление энергетического комплекса

□ Затраты на плановые ремонты, млн. руб.

□ Затраты на плановые ремонты, млн. руб.

■ Потери во время простоев

и потери мощности, млн. руб.

■ Всего затраты на надежность, млн. руб.

План 2007

Факт 2007

Рис.3. Затраты по обеспечению надежности ОГК-5 за 2007 год

Наблюдаемое снижение затрат на плановые ремонты оборудования через определенный период времени может привести к увеличению общих затрат на обеспечение надежности. В то же время нельзя забывать о том, что износ оборудования ОГК-5 составляет примерно 33 % и без ввода новых мощностей не удастся сохранить на оптимальном для компании уровне величину затрат на надежность.

В условиях рыночных отношений для управления надежностью снабжения потребителей энергии принципиальное значение имеет формирование экономического механизма взаимоотношений между энергоснабжающими организациями и потребителями энергии [3].

В качестве ценовых инструментов управления надежностью электроснабжения потребителей могут выступать дифференцированные цены (тарифы) на электроэнергию и (или) электрическую мощность в зависимости от нормативного, или договорного уровня обеспечиваемой надежности. Такая практика имеет место в ряде европейских стран и дает приемлемые результаты. Конкретная дифференциация цен (тарифов) осуществляется в виде надбавок-скидок к действующим значениям цены, либо практикуется система установления специальных цен на особый вид системной услуги - обеспечение индивидуального уровня надежности электроснабжения.

Дифференцированная цена на электроэнергию, учитывающая обеспечиваемый уровень надежности, является наиболее простым и эффективным инструментом управления надежностью в рыночных условиях. Поставщик услуг гарантирует потребителю договорный уровень надежности и в случае его нарушения несет соответ-

ствующую экономическую ответственность. Цены (тарифы) должны в максимальной степени учитывать интересы всех субъектов электроэнергетического рынка и включать в себя параметры, задаваемые принимающей стороной (желаемый уровень надежности), а также регулирующей стороной (ограничивающие нормативы, отражающие условия регулирования).

При переходе к рыночным принципам управления надежностью электроснабжения потребителей в энергосистемах цена (тариф) на электроэнергию становится носителем полноценной экономической информации о том, во что обходится всем субъектам рынка электроэнергии обеспечение электроснабжения данного потребителя с определенным уровнем надежности. Следовательно, механизм управления электропотреблением основывается на гармоничном сочетании ценовой политики как долгосрочного регулятора и оперативного управления нагрузкой как элемента, действующего на короткий период.

Существенная роль в поддержании требуемого уровня надежности электроснабжения потребителя отводится «прозрачности» договорных отношений. Для всех взаимодействующих на рынке электроэнергии субъектов, связанных договорными отношениями, выявляются действия либо функции, непосредственно влияющие на уровень надежности функционирования обслуживаемых ими технологических объектов. Данные действия либо функции включаются в состав договорных отношений сторон в виде взаимных (в отдельных случаях - односторонних) обязательств по их соблюдению и укреплению. Указанные обязательства устанавливаются по всем аспектам деятельности сторон, касающимся обеспечения надежности

электроснабжения и качества электроэнергии. В этих же договорах фиксируются требования к имущественной ответственности сторон за конкретные нарушения нормального функционирования объектов электроэнергетики, ошибочные действия персонала, сбои в работе технических средств и прочие дефекты в деятельности сторон, приводящие к системным отказам или отказам электроснабжения потребителей.

С точки зрения конечного потребителя электроэнергии приобретение страховки - еще один из механизмов управления (выявления, контроля и устранения или минимизации последствий) экономическими рисками перебоев в энергоснабжении. С другой стороны, контроль собственных рисков стимулирует страховые компании к активному взаимодействию со своими

клиентами-страхователями, ведь снижая их потенциальные риски, страховщики тем самым снижают собственные расходы, предусмотренные для выплат страховых сумм.

Страховые компании, имея большой опыт проведения мероприятий по предотвращению потерь и так называемый «набор инструментов» управления рисками, могут выступать в качестве активного элемента систем управления рисками в сфере надежности энергоснабжения.

Одним из наиболее эффективных способов установления системы ответственности за нарушения является структуризация управления надежностью, базирующаяся на договорной ответственности за системную надежность и надежность электроснабжения потребителей между всеми субъектами рынка электроэнергии, в той или иной мере определяющими эту надежность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фраер И. Концептуальные основы экономического управления надежностью в электроэнергетике в условиях рынка / И. Фраер, В. Эдельман // Энергорынок. 2006. №11.

2. Эдельман В. Риск-менеджмент в электроэнергетике: цель - надежность электроснабжения / В.Эдель-ман, В.Белобородов // Энергорынок. 2006. № 1.

3. Эдельман В. Проблема управления надежностью в электроэнергетике / В. Эдельман // Энергорынок. 2007. №8.

4. Окороков Р.В. Финансовая безопасность энергетических компаний: теория и методология управления / Р.В. Окороков, Ю.А. Соколов, В.Р. Окороков -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007.

Н.В. Клочкова, О.Е. Иванова

Экономическая добавленная стоимость как показатель эффективности функционирования электроэнергетических компаний

В настоящее время российская электроэнергетика находится на качественно новом этапе своего развития. Взамен существовавших вертикально-интегрированных АО-энерго функционируют конкурентные компании, специализирующиеся на определенном виде деятельности: генерации, распределении или передаче электроэнергии. В условиях деятельности на национальном оптовом рынке электроэнергии и мощности (НОРЭМ) целями электроэнергетических компаний становится обеспечение конкурентного преимущества, повышение инвестиционной привлекательности и финансовой безопасности и, как следствие, рост рыночной стоимости компаний.

Основы управления энергетическими предприятиями, проблемы управления экономической и финансовой безопасностью компаний России широко представлены в научной литературе. Необходимо отметить труды ученых Л.И. Абалкина, Л.Д. Гительмана, Е.Р. Говсиевича, П.В. Горюнова, В.И. Денисова, П.П. Долгова, Ю.Н. Кучерова, А.С. Некрасова, В.Р. Окорокова, Р.В. Окорокова, Ю.А. Соколова и др.

Вопросы оценки стоимости компаний, в том числе электроэнергетических, рассмотрены зарубежными и отечественными учеными, среди которых Ю. Бригхем, А. Дамодаран, Т. Коупленд, А. Маршалл, Дж. Мурин, С.Н. Бирг, Л.Д. Гитель-ман, В.Г. Китушин, Б.Е. Ратников, В.И. Эдельман и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.