Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА'

ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАНК РОССИИ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паунежева Лиана Асланбековна, Дышекова Альбина Аскерхановна

Развитие российского финансового рынка осуществляется его участниками в партнерстве с государством. При этом стратегическая задача участников рынка - развивать инновационный, клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителями финансовых услуг. Стратегическая задача регуляторов - создавать благоприятные условия для развития финансового рынка, в том числе устраняя искажения и барьеры, препятствующие его развитию, с использованием имеющегося инструментария. Развитие финансового рынка должно, в первую очередь, служить интересам граждан и бизнеса, общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей и приоритетов. При этом для того, чтобы финансовый рынок выполнял свои функции, в том числе по трансформации сбережений в инвестиции, необходимо, чтобы и сам рынок устойчиво развивался, своевременно отвечая на запрос экономики в необходимых финансовых продуктах и услугах. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что важным условием устойчивого развития финансового рынка является макроэкономическая стабильность - она, прежде всего, складывается из ценовой стабильности, финансовой стабильности и устойчивости государственных финансов. Стабильные и предсказуемые макроэкономические условия имеют критическое значение для нормального выполнения финансовым рынком всех его функций. Большую роль для эффективного функционирования финансового рынка, в том числе справедливого ценообразования, скорости внедрения инноваций и повышения качества финансовых продуктов, имеет конкурентная среда. Поэтому важно соблюдение конкурентного нейтралитета, то есть равноудаленности государства по отношению ко всем участникам рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT POLICY PRINCIPLES AND INSTRUMENTS FOR THE FINANCIAL MARKET

The development of the Russian financial market is carried out by its participants in partnership with the state. At the same time, the strategic task of market participants is to develop an innovative, customer-oriented and ethical business aimed at long-term mutually beneficial relationships with consumers of financial services. The strategic task of regulators is to create favorable conditions for the development of the financial market, including eliminating distortions and barriers that impede its development, using the existing tools. The development of the financial market should, first of all, serve the interests of citizens and business, society as a whole, help increase its well-being, achieve national goals and priorities. At the same time, in order for the financial market to fulfill its functions, including the transformation of savings into investments, it is necessary that the market itself develops steadily, responding in a timely manner to the economy's demand for the necessary financial products and services. The Government of the Russian Federation and the Bank of Russia proceed from the fact that an important condition for the sustainable development of the financial market is macroeconomic stability - it, first of all, consists of price stability, financial stability and the stability of public finances. Stable and predictable macroeconomic conditions are critical to the smooth performance of all of the functions of the financial market.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

Научная статья УДК 336

ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Лиана Асланбековна Паунежева, Альбина Аскерхановна Дышекова

Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова, Нальчик, Россия paunezheva.iiana@yandex.ruH; kantik1608@mail.ru

Original article

DEVELOPMENT POLICY PRINCIPLES AND INSTRUMENTS FOR THE FINANCIAL MARKET

Liana Aslanbekovna PaunezhevaH, Albina Askerkhanovna Dyshekova

Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov, Nalchik, Russia paunezheva.iiana@yandex.ruH; kantik1608@mail.ru

Аннотация. Развитие российского финансового рынка осуществляется его участниками в партнерстве с государством. При этом стратегическая задача участников рынка - развивать инновационный, клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с потребителями финансовых услуг.

Стратегическая задача регуляторов - создавать благоприятные условия для развития финансового рынка, в том числе устраняя искажения и барьеры, препятствующие его развитию, с использованием имеющегося инструментария. Развитие финансового рынка должно, в первую очередь, служить интересам граждан и бизнеса, общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей и приоритетов. При этом для того, чтобы финансовый рынок выполнял свои функции, в том числе по трансформации сбережений в инвестиции, необходимо, чтобы и сам рынок устойчиво развивался, своевременно отвечая на запрос экономики в необходимых финансовых продуктах и услугах.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что важным условием устойчивого развития финансового рынка является макроэкономическая стабильность - она, прежде всего, складывается из ценовой стабильности, финансовой стабильности и устойчивости государственных финансов. Стабильные и предсказуемые макроэкономические условия имеют критическое значение для нормального выполнения финансовым рынком всех его функций.

Abstract. The development of the Russian financial market is carried out by its participants in partnership with the state. At the same time, the strategic task of market participants is to develop an innovative, customer-oriented and ethical business aimed at long-term mutually beneficial relationships with consumers of financial services.

The strategic task of regulators is to create favorable conditions for the development of the financial market, including eliminating distortions and barriers that impede its development, using the existing tools. The development of the financial market should, first of all, serve the interests of citizens and business, society as a whole, help increase its well-being, achieve national goals and priorities. At the same time, in order for the financial market to fulfill its functions, including the transformation of savings into investments, it is necessary that the market itself develops steadily, responding in a timely manner to the economy's demand for the necessary financial products and services.

The Government of the Russian Federation and the Bank of Russia proceed from the fact that an important condition for the sustainable development of the financial market is macroeconomic stability - it, first of all, consists of price stability, financial stability and the stability of public finances. Stable and predictable macroeconomic conditions are critical to the smooth performance of all of the functions of the financial market.

© Паунежева Л.А., Дышекова А.А., 2021

Большую роль для эффективного функционирования финансового рынка, в том числе справедливого ценообразования, скорости внедрения инноваций и повышения качества финансовых продуктов, имеет конкурентная среда. Поэтому важно соблюдение конкурентного нейтралитета, то есть равноудаленности государства по отношению ко всем участникам рынка.

Ключевые слова: финансовый рынок, банковский сектор, Банк России, развитие экономики, цифровизация

Цитирование: Паунежева Л.А., Дышекова А.А. Принципы и инструменты политик по развитию финансового рынка // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2021. № 4(34). С. 136-142.

The competitive environment plays an important role for the effective functioning of the financial market, including fair pricing, the speed of innovation and improving the quality of financial products. Therefore, it is important to observe competitive neutrality, that is, the equidistance of the state in relation to all market participants.

Key words: financial market, banking sector, Bank of Russia, economic development, digitaliza-tion

Citation: Paunezheva L.A., Dyshekova A.A. Principles and policy instruments for the development of the financial market. Izvestiya of Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov. 2021; 4(34): 136-142.

Введение. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов (ОНРФР) - среднесрочный документ, раскрывающий главные цели, принципы, направления политики по развитию финансового рынка, а также ключевые задачи, которые будет решать Банк России совместно с Правительством Российской Федерации (далее - Правительство) для создания благоприятных условий для рыночных сил, определяющих развитие финансового рынка.

При подготовке и реализации ОНРФР Банк России и Правительство учитывают основные глобальные и национальные экономические, технологические и социальные тренды, чтобы своевременно отвечать на возникающие вызовы и максимально использовать открывающиеся возможности. Учитывая, что ключевую роль в развитии финансового рынка играют, прежде всего, его участники, Банк России и Правительство активно вовлекают их в разработку и реализацию планов по развитию финансового рынка, а также обеспечивают информационную прозрачность своей политики, регулярно обсуждая цели, задачи и достигнутые результаты.

Методология проведения исследования. Исследование основано на принципах диалектической логики и системного подхода. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы

(наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), анализ и синтез, метод научной абстракции, методы-подходы: комплексный, системный.

Результаты исследования. Мероприятия по развитию российского финансового рынка фиксируются в совместной дорожной карте Банка России и Правительства по реализации ОНРФР, а также в иных дорожных картах, направленных на решение отдельных задач, затрагивающих развитие финансового рынка. В ОНРФР содержатся индикаторы, с помощью которых можно оценить эффективность реализации политики по развитию рынка.

Основные итоги развития финансового рынка ежегодно представляются Банком России в Годовом отчете. С учетом принятых законодательных изменений с 2021 года подготовка и публикация Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации будет осуществляться ежегодно. Такой подход позволит оперативно учитывать все более динамичные и ускоряющиеся процессы внедрения инноваций на финансовом рынке, экономические, социальные, технологические и иные изменения в различных сферах жизни общества, которые оказывают значимое влияние на финансовый рынок как в России, так и в глобальном контексте, и своевременно корректировать ранее намеченные планы. При этом Банк России совместно с Правительством сохранят сред-

несрочный горизонт планирования политики по развитию финансового рынка, разрабатывая каждый год документ на трехлетнюю перспективу.

Развитие финансового рынка должно, в первую очередь, служить интересам общества, способствуя реализации потребностей граждан и росту их благосостояния, содействуя экономическому развитию страны через выполнение рынком своих ключевых функций по аккумулированию сбережений, трансформации их в инвестиции, управлению рисками. Развитие финансового рынка должно вносить вклад в достижение поставленных национальных целей развития Российской Федерации и реализацию национальных проектов, что учитывается при разработке ОНРФР.

Особое внимание на трехлетней перспективе Банк России совместно с Правительством уделит вопросам учета факторов устойчивого развития (ESG-факторов) в работе финансового рынка, его цифровизации, применения новых технологических решений, повышения безопасности использования гражданами инструментов финансового рынка и создания благоприятных условий для привлечения компаниями долгового и долевого финансирования на всех стадиях функционирования бизнеса. Признавая важную роль финансового рынка в экономическом развитии, необходимо отметить, что финансовый рынок не может быть его определяющим драйвером.

Вклад финансового рынка в развитие экономики и ее устойчивый рост в наибольшей мере проявляется в условиях роста доходов населения и улучшения делового климата при поступательном преодолении имеющихся структурных проблем в экономике, совершенствовании государственных и частных экономических и правовых институтов, эффективной защите прав собственности и обеспечении справедливой конкуренции. Успешное решение этих комплексных задач требует объединения частных и государственных усилий на всех уровнях и будет способствовать достижению поставленных национальных целей развития страны.

Развитие финансового рынка - одна из целей деятельности Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном

банке Российской Федерации (Банке России)». С 2013 года Банк России является ме-гарегулятором, то есть выполняет одновременно функции центрального банка и регулятора финансового рынка. Разработка и реализация политики по развитию финансового рынка осуществляется совместно Банком России и Правительством, которые в первую очередь создают благоприятную среду - необходимые макроэкономические, институциональные и правовые условия - для формирования сбережений и перетока сбережений в кредиты и инвестиции. Важным фактором развития финансового рынка является взвешенная и последовательная макроэкономическая политика, в основе которой лежат ценовая и финансовая стабильность, а также устойчивость государственных финансов.

Банк России и Правительство участвуют в создании инфраструктуры финансового рынка, особенно в тех случаях, когда рыночные силы с этим не справляются и когда это необходимо для создания здоровой конкурентной среды и развития инноваций или имеет важное значение для обеспечения финансового суверенитета страны [1]. Повышенное внимание также уделяется защите прав потребителей финансовых услуг и формированию в обществе основ финансово грамотного поведения. Хотя Банк России и Правительство занимают активную позицию в развитии финансового рынка, результат в значительной мере зависит от стратегий, культуры, мотивации его участников, действующих в конкурентной среде по рыночным принципам. В таких условиях участники финансового рынка во взаимодействии друг с другом сами выбирают оптимальные цепочки трансформации сбережений в инвестиции, каналы и форматы обслуживания, определяют востребованность и, следовательно, перспективы развития тех или иных продуктов, инструментов, сервисов и технологий. С учетом этого Банк России и Правительство активно вовлекают участников финансового рынка и экспертное сообщество в разработку и реализацию планов по развитию финансового рынка, а также обеспечивают информационную открытость в отношении целей, принципов, задач, достигнутых результатов, таким образом, создавая ориентиры для финансовых посредников, бизнеса и граждан.

Развитый финансовый рынок способствует экономическому росту, повышению уровня и качества жизни граждан, предоставляя возможность для домашних хозяйств и бизнеса использовать финансовые продукты, инструменты и услуги для решения своих жизненных задач, реализации деловых и личных планов. Финансовый рынок позволяет потребителям финансовых услуг распределять полученные доходы во времени, таким образом управляя своими сбережениями и расходами [2]. При помощи инструментов сбережения, инвестирования и заимствования и при их грамотном использовании граждане могут эффективно решать вопросы приобретения жилья и товаров длительного пользования, поддерживать определенный уровень потребления в случае колебаний доходов и после выхода на пенсию, а также откладывать средства для совершения крупных расходов в непредвиденных ситуациях. При этом в зависимости от предпочтений и потребностей граждане могут выбрать инструменты с разным горизонтом инвестирования, профилем риска, доходностью и ликвидностью.

Традиционные инструменты для сбережений (прежде всего банковские депозиты, защищенные системой страхования вкладов) характеризуются низким уровнем риска и, как правило, приносят умеренный доход, обеспечивающий, в основном, сохранность покупательной способности вложений. Они отличаются относительной простотой использования и не требуют специальной квалификации [3, 4]. Такие инструменты, в том числе, подходят для формирования так называемой «подушки безопасности», то есть сбережений, для которых более важны ликвидность и высокая сохранность вложений, чем доходность.

Инструменты рынка капитала могут принести более высокий доход по сравнению с инструментами сбережений, позволяя приумножить вложения, но они сопряжены и с более высоким риском неполучения дохода или потери части инвестированных средств. Использование таких инструментов, как правило, экономически более оправданно на длинном горизонте. Долгосрочные стратегии вложения денежных средств на рынке капитала имеют свою специфику, принося положительную реальную доходность именно на

продолжительных периодах времени при возможных колебаниях результатов инвестирования от года к году.

Для эффективного использования инструментов рынка капитала необходимо получение специальных знаний и навыков. Поэтому для неквалифицированного инвестора, который не желает или не имеет возможности погружаться в специфику и контекст операций на фондовом рынке, предпочтительны пассивные инвестиционные стратегии или передача средств в доверительное управление профессиональным участникам финансового рынка [5, 6].

Наряду с осуществлением сбережений и инвестиций, граждане также могут обращаться за кредитами и займами для удовлетворения своих текущих потребностей в товарах и услугах в счет будущих доходов, а также раньше начинать реализацию таких крупных личных и семейных планов, как, например, покупка жилья или финансирование образования. При этом инструменты заимствований способствуют благополучию граждан только в случае соблюдения финансовой дисциплины и недопущения чрезмерного роста задолженности относительно получаемых доходов. В частности, такие инструменты, как сбережения для приобретения жилья в комбинации с ипотечными кредитами, помогают гражданам лучше спланировать финансирование покупки жилья. Наряду с ипотекой могут использоваться и альтернативные стратегии решения жилищного вопроса, такие как аренда и лизинг. Финансовый рынок создает возможности для трансформации накопленных сбережений в источники долгового и долевого финансирования бизнеса, способствуя экономическому развитию. Для этого на финансовом рынке представлен широкий набор инструментов, способствующих перетоку накопленных сбережений в инвестиции.

Финансовый рынок предлагает инструменты, отвечающие потребностям бизнеса как в краткосрочном финансировании для пополнения оборотных средств, так и в долгосрочных ресурсах для финансирования инвестиционных проектов [7]. При этом на финансовом рынке могут развиваться инструменты финансирования для предприятий на разных стадиях жизненного цикла - от зарождения бизнеса до публичной компании.

Самостоятельным участником финансового рынка также является государство, которое может выступать как эмитентом, так и кредитором, инвестором. Выполняя функцию по трансформации сбережений в инвестиции на рыночных условиях, финансовый рынок способствует эффективному распределению и использованию ресурсов в экономике, учитывая, что решения финансовых организаций, институциональных и частных квалифицированных инвесторов о предоставлении долгового и долевого финансирования, о горизонте вложений принимаются на основе широкого круга факторов. В числе таких факторов как страновые макроэкономические и институциональные характеристики, в том числе сбалансированность регулирования, конкурентная среда, защита прав собственности, так и индивидуальные показатели конкретных предприятий, их финансовая устойчивость, конкурентоспособность, стратегии развития бизнеса.

Благодаря такой функции финансового рынка наиболее эффективный и перспективный бизнес должен получать финансирование в первую очередь. При этом возможности финансового рынка аккумулировать сбережения для трансформации в инвестиции зависят не только от доверия к финансовым институтам, их устойчивости, но и во многом от уровня доходов, наличия у участников экономических отношений средств для формирования сбережений. Учитывая открытый характер российской экономики и свободное трансграничное движение капитала, российский финансовый рынок является частью глобального финансового рынка. Поэтому он содействует не только финансированию инвестиций за счет внутренних сбережений, но и привлечению иностранного капитала в российскую экономику, а также размещению сбережений российских граждан и предприятий за рубежом.

Таким образом, российский финансовый рынок участвует в перераспределении капитала между странами, отраслями, предприятиями. Финансовый рынок предоставляет участникам экономических отношений инструменты управления рисками. Такие инструменты позволяют предприятиям и предпринимателям снизить неопределенность в их деятельности, в том числе международной, а гражданам - воспользоваться услуга-

ми страхования рисков в различных жизненных ситуациях.

При этом важно, чтобы профессиональные финансовые посредники в ходе своей деятельности брали функцию управления финансовыми рисками прежде всего на себя и не перекладывали их на частных клиентов, неспособных ими управлять. Выполняя вышеперечисленные функции и предоставляя участникам экономических отношений инструменты, чтобы сберечь и приумножить накопления, занять средства и застраховать риски, финансовый рынок становится значимым сектором экономики, внося вклад в экономический рост, создавая новые рабочие места, увеличивая налоговые поступления, формируя спрос на инновации, способствуя диверсификации экономики и повышению эффективности использования доступных финансовых ресурсов.

Важными факторами эффективной работы финансового рынка являются доверие и конкурентное взаимодействие между участниками. Это снижает риски нерыночного ценообразования, ограничивающего эффективность работы финансового рынка, способствует сокращению издержек потребителей и поставщиков, повышению доступности и качества финансовых продуктов и услуг.

Область применения: экономика, банковский сектор и финансовый рынок РФ.

Заключение. Усилению конкуренции, а также повышению финансовой доступности способствуют внедрение передовых технологий в экономическую сферу и масштабная цифровизация финансового рынка, приводящие к появлению новых бизнес-моделей, цепочек создания стоимости, продуктов и сервисов, увеличению скорости обслуживания, стиранию территориальных и временных барьеров. Использование цифровых технологий и онлайн-каналов, в том числе на базе платформенных решений дает потребителям финансовых услуг доступ к продуктам и сервисам широкого круга поставщиков, а последним - выход на клиентов независимо от их местонахождения. Хотя внедрение инноваций часто требует определенного масштаба деятельности для осуществления инвестиций, небольшие формы бизнеса на финансовом рынке могут развиваться, активно используя аутсорсинг и предлагая интересные для клиентов продукты и сервисы.

Список источников

1. Люева А.М., Казова З.М. Цифровиза-ция и ее влияние на российскую экономику // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им.

B.М. Кокова. 2020. № 4(30). С. 141-146.

2. Богатырева К.А., Пилова Ф.И. Развитие цифровой экономики в условиях пандемии // В сборнике «Приоритетные направления инновационного развития сельского хозяйства»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нальчик, 2020.

C. 104-107.

3. Казова З.М. Тенденции развития информационной экономики // В сборнике «Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021. С. 183-188.

4. Пилова Ф.И. Основные проблемы развития российского рынка банковских услуг // В сборнике «Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения»: сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 352-355.

5. https://bosfera.ru/press-release/rossiyskie-banki-rekordno-narastili-chistuyu-pribyl (дата обращения 18.11.2021 г.)

6. https://bosfera.ru/press-release/cb-predstavil-itogi-testirovaniya-nekvalificirovannyh-investorov (дата обращения 18.11.2021 г.)

7. https://bosfera.ru/press-release/banki-povysili-stavki-po-bazovym-ipotechnym-programmam (дата обращения 18.11.2021 г.)

Сведения об авторах

Л. А. Паунежева - магистрант 2-года обучения направления подготовки «Экономика», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

А. А. Дышекова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

References

1. Lyueva A.M., Kazova Z.M. Cifrovizaciya i ee vliyanie na rossijskuyu ekonomiku. Izves-tiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova. 2020; 4(30): 141-146.

2. Bogatyreva K.A., Pilova F.I. Razvitie ci-frovoj ekonomiki v usloviyah pandemii // V sbornike «Prioritetnye napravleniya innova-cionnogo razvitiya sel'skogo hozyajstva»: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nal'chik; 2020: 104-107.

3. Kazova Z.M. Tendencii razvitiya infor-macionnoj ekonomiki // V sbornike «Aktu-al'nye problemy i prioritetnye napravleniya raz-vitiya agrarnoj ekonomicheskoj sistemy: aspek-ty, mekhanizmy, perspektivy»: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala; 2021: 183-188.

4. Pilova F.I. Osnovnye problemy razvitiya rossijskogo rynka bankovskih uslug // V sbor-nike «Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regionov: problemy i puti ih reshe-niya»: sbornik statej 10-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk; 2020: 352-355.

5. https://bosfera.ru/press-release/rossiyskie-banki-rekordno-narastili-chistuyu-pribyl (data obrashcheniya 18.11.2021 g.)

6. https://bosfera.ru/press-release/cb-predstavil-itogi-testirovaniya-nekvalificirovannyh-investorov (data obrash-cheniya 18.11.2021 g.)

7. https://bosfera.ru/press-release/banki-povysili-stavki-po-bazovym-ipotechnym-programmam (data obrashcheniya 18.11.2021 g.)

Information about authors

L. A. Paunezheva - 2-year master's student of the direction of preparation «Economics», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

A. A. Dyshekova - Candidate of Economic Sciences, associate Professor of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 07.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 22.11.2021; approved after reviewing 07.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.