УДК 336.767.017.2
Островский Алексей Валерьевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет государственного управления
Москва, Россия Аспирант E-Mail: [email protected]
Внедрение принципов социальной ответственности на российском фондовом рынке
Аннотация: В статье поднимаются принципиально важные вопросы для современного развития российского фондового рынка, связанные с обеспечением выполнения его основной функции - трансформации свободного капитала в инвестиции. Одна из ключевых причин, препятствующих эффективному развитию российского рынка ценных бумаг, кроется в ослаблении действия принципов социальной ответственности бизнеса, который должен обеспечивать не только поступление капитала на фондовый рынок, но и решать социальные задачи, в том числе связанные с социально-ответственным инвестированием, обеспечивающим квалифицированное управление поступающими на рынок средствами населения. Однако практически все участники фондового рынка не до конца осознают свою ответственность перед обществом за участие в его устойчивом развитии, что находит проявление в периодическом возникновении кризисов на рынке ценных бумаг по причине погони его участников за сверхприбылями. В связи с чем автором предлагается ряд мер по повышению социальной ответственности коллективных инвесторов как основных участников фондового рынка, которые смогли бы сформировать устойчивую тенденцию по отношению к управлению привлекаемого на рынок капитала от населения как социально ответственному процессу.
Ключевые слова: Социальная ответственность; социально ответственное
инвестирование; коллективные инвесторы; финансовые институты; рынок ценных бумаг; доходность инвестиций; инфраструктура.
Идентификационный номер статьи в журнале 137БУЫ613
Alexey Ostrovskiy
Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Introduction of principles of social responsibility on the Russian stock market
Abstract: The article highlights the critical issues for the modern development of the Russian stock market, associated with the provision of its main function - the transformation of free capital in investments. One of the key reasons that impede the effective development of the Russian securities market, lies in the weakening of the action principles of social responsibility of business, which should provide not only capital inflows to the stock market, but also to solve social issues, including those related to socially responsible investing, providing qualified management coming on the market of means of the population. However, almost all participants of the stock market are not fully aware of its responsibility before the society for the participation of the sustainability report, which finds expression in the periodic occurrence of crises on the securities market due to the pursuit of its participants for excess profits. Therefore the author suggests a number of measures to increase the social responsibility of collective investors as the main participants of the stock market, which could form a stable tendency towards the management of the attracted capital market from the population as a socially responsible process.
Keywords: Social responsibility; socially responsible investment; collective investors; financial institutions; securities market; the yield on investment; infrastructure.
Identification number of article 137EVN613
В современных условиях, когда развитие реального сектора экономики имеет устойчивую потребность в дополнительном капитале, повышается заинтересованность российских корпораций в расширении использования для этих целей инструментов фондового рынка. В связи с чем возрастает значение рынка ценных бумаг как механизма привлечения капитала в экономической политике предприятий, который становится одним из действенных источников финансирования производственной деятельности.
Однако для современного российского фондового рынка ослаблена важнейшая из его функций - трансформация свободного капитала в инвестиции, что заметно снижает эффективность инвестиционного механизма, обеспечивающего такую трансформацию. Происходит это вследствие ослабления действия принципов социальной ответственности бизнеса, обеспечивающих эффективное развитие фондового рынка. В результате чего фундаментальная задача развития фондового рынка - аккумулирование свободного капитала посредством ценных бумаг и инвестирование их в реальный сектор экономики - выполняется очень слабо.
Складывающиеся в России условия развития рынка ценных бумаг не способствуют развитию социально ответственного инвестирования, что оказывает серьезное влияние на формирование ярко выраженного спекулятивного характера рыночных механизмов, а также выступает причиной противоречия в движении капитала между первичным и вторичным уровнями функционирования фондового рынка.
Кроме того, наличие диспропорции между значительным объемом свободных денежных ресурсов у российского населения, с одной стороны, и острой потребностью в них со стороны реального производства, - с другой, повышают значение социальной ответственности финансовых институтов, призванных осуществлять коллективное инвестирование в интересах мелких вкладчиков [10].
На сегодняшний день сложилось несколько подходов к исследованию социально ответственного инвестирования на рынке ценных бумаг. Можно выделить следующие основные характеристики этого понятия [1, с.87].
1. С точки зрения доходности социально ответственных инвестиций они должны
приносить доход инвесторам, тем самым, обеспечивая выполнение своего основного назначения. Причем осуществляться это должно в рамках следующих параметров: минимальный риск - высокая ликвидность - средняя норма доходности.
2. С точки зрения вклада в устойчивое развитие социально ответственные
инвестиции направлены на решение социальных, экологических и управленческих проблем, что в конечном итоге способствует устойчивому развитию общества.
3. С точки зрения позиции инвестора, осуществляющего социальные инвестиции,
она должна отражать такие применяемые им направления и методы инвестирования, которые учитывают интересы членов общества.
Для того, чтобы понять сущность социально ответственного инвестирования, необходимо проанализировать его функции, которые проявляются в следующем.
1. Регулирующая функция проявляется в том, что инвестиции косвенно влияют на
процессы воспроизводства капитала и темп их роста, тем самым, обеспечивая развитие и диверсификацию отраслей экономики, научно-технический прогресс, социальное благополучие, состояние окружающей среды и другие уровни и сферы жизнедеятельности общества.
Социально ответственное инвестирование оказывает положительное влияние на развитие финансового рынка, обеспечивая ему эффективное распределение капитала. В то же время оно способствует решению социальных, экологических, этических и управленческих проблем, созданию благоприятных условий для жизни населения, тем самым формирует условия для устойчивого развития.
2. Распределительная функция социально ответственного инвестирования
осуществляется через распределение созданного общественного продукта в соответствии с целями развития общества, в том числе: между уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности, отдельными экономическими агентами.
3. Стимулирующая функция социально ответственного инвестирования
проявляется через развитие стимулов потребителей инвестиций к улучшению своей деятельности, повышению ее направленности на внедрение современных безопасных технологий, охрану труда и обеспечение безопасности сотрудников, мотивацию персонала, соблюдение принципов корпоративного управления, взаимодействие с местными сообществами и другими заинтересованными
сторонами. Эта функция обеспечивает инвестиционному процессу
определенные темпы роста и качественные характеристики.
Основными поставщиками капитала для социально ответственных инвестиций является население, представляющее свои накопления финансовым институтам -коммерческим банкам, паевым инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, страховым компаниям. Однако не все из них являются социально ответственными инвесторами, обеспечивающие своим вкладчикам как финансовую, так и социальную отдачу от инвестиций.
Финансовые институты, призванные осуществлять социально ответственное инвестирование, приобретают финансовые активы, которые должны обеспечивать определенный уровень доходности своим вкладчикам, и при этом соблюдать условия по минимизации возможных рисков, связанных с инвестиционной деятельностью. Кредитные организации, включая коммерческие банки и финансовые институты развития, могут выдавать займы физическим лицам, обеспечивая их развитие, а также юридическим лицам на общественно значимые проекты. В следствие чего социально ответственное инвестирование можно подразделить на три сегмента.
К первому сегменту относится микрофинансирование - выдача кредитов на малые суммы (например, 100 долл. США) лицам из бедных слоев населения, позволяющая им начать собственное дело и преодолеть бедность. Сюда же можно отнести кредиты для студентов, ипотеку для военных и молодых семей и др. [9] .
Второй сегмент - кредитование общественно значимых компаний и проектов, в том числе: развитие образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства,
совершенствование транспортной инфраструктуры и т.д. Однако, не все кредитные организации заинтересованы в участии отраженных в первом и втором сегментах социальных инвестиций, поскольку они связаны с повышенными кредитными рисками. Эти ниши занимают финансовые институты развития, которых в мире насчитывается более 750 [3]. Они не являются банками в традиционном понимании: это скорее некоммерческие, финансовые институты со специальным статусом, учрежденные по решению правительств. Они могут выдавать кредиты, банковские гарантии, целевые гранты, а также вести аналитическую, консультационную и просветительскую работу.
Третий сегмент представляют коллективные инвесторы, работающие со средствами мелких вкладчиков. В настоящее время с точки зрения количества и уровня специализации структур, вовлеченных в инфраструктуру привлечения средств населения Россия уже вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капиталов. Основные группы таких структур представляют собой: коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды различных типов, инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетноклиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы) [2, с. 67].
Вместе с тем, если по количественным параметрам российская инфраструктура привлечения средств населения уже достигла определенного уровня развития, то по качественным характеристикам его участников существует целый ряд проблем, а именно:
• низкий уровень капитализации практически всех структур фондового рынка;
• неполнота раскрытия информации об участниках фондового рынка;
• неразвитость системы контроля за участниками рынка;
• отсутствие системы страхования вкладов участников коллективного инвестирования.
Для решения этих проблем необходимо обеспечить со стороны государства эффективную политику по управлению процессом формирования инфраструктуры привлечения средств населения, отвечающую национальным интересам России и обеспечивающую максимально возможное привлечение инвестиций в российскую экономику. При этом нужно учитывать, что процесс формирования такой инфраструктуры имеет свои специфические особенности.
Рассматривая процессы развития инфраструктуры привлечения средств частных вкладчиков в России, необходимо отметить наличие существенного перекоса в сторону развития банковского сектора. При этом совокупные активы коммерческих банков составляли в 2011 г. 75,2 % ВВП, в то время как активы страховых компаний, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов вместе взятые - только 4,71% ВВП [8]. Это подтверждает доминирующее положение коммерческих банков на рынке частных сбережений, поскольку коллективные инвесторы не обладают в достаточной степени набором необходимых характеристик, которые сделали бы их более популярными у населения.
Прежде всего, это касается системы защиты вкладов, где коммерческие банки имеют значительные преимущества, так как вклады защищены системой страхования. Накопленный российский опыт, выразившийся в появлении паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, общих фондов банковского управления показывает, что именно механизм коллективного инвестирования наиболее эффективно решает проблему привлечения в экономику частных накоплений. Он предусматривает осуществление доверительного управления посредством объединения капиталов вкладчиков в единый имущественный комплекс с целью квалифицированного управления и получения прибыли. Однако при всей эффективности коллективных форм аккумулирования сбережений они не пользуются популярностью у российского населения [4, с.32].
Анализ российской институциональной системы рынка ценных бумаг показал, что основным институтом на сегодняшний день являются коммерческие банки: они привлекли 92,7% от всего объема финансовых ресурсов, обращающихся на российском рынке капиталов в 2011 г.[8].
Такая ситуация требует изменения подхода к политике регулирования деятельности коллективных инвесторов в части расширения круга биржевых инструментов, которые смогли
бы значительно повысить доходность данных институтов. В этой связи большим стимулирующим фактором может быть создание биржевых паевых фондов. Отличие биржевого фонда от традиционного состоит в том, что инвестор сможет осуществлять покупку и продажу паев не через управляющую компанию, а на бирже [5].
По нашему мнению, продуманное развитие структур коллективного инвестирования и последовательное совершенствование механизма их функционирования, законодательное ограничение размера паев, а также, возможно, и установление предельного минимума числа вкладчиков - способны привлечь значительную часть денежных вложений инвесторов с малыми сбережениями, перевести их из сферы банковских вложений в сферу реальных инвестиций.
Вместе с тем расширение деятельности коллективных фондов на сегодня сдерживается следующими отрицательными факторами [7]:
• низким уровнем знаний и информированности о финансовых рынках населения, особенно в регионах;
• ограниченным числом квалифицированных потенциальных агентов, способных осуществлять аккумулирование вкладов;
• огромными затратами по документообороту между Москвой и регионами;
• значительной стоимостью открытия в регионе агентского пункта и его
технического оснащения (около 50.000 ИББ) [6].
Это требует от регулирующих органов мер, обеспечивающих преодоление сложившихся ограничений в деятельности коллективных инвесторов, что может быть решено за счет:
• усовершенствования законодательства и подходов к регулированию форматов
паевых инвестиционных фондов и общих фондов банковского управления;
• гармонизации нормативной базы в части налогообложения деятельности
коллективных инвесторов;
• повышения роли саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств и
экспертного сообщества в области популяризации коллективных инвесторов среди населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аннаев А.А. Управление корпоративной социальной ответственностью финансовых институтов в современных условиях // Ученые записки РГСУ. 2010. №1 (77).
2. Блохина Т.К. Российская модель финансового рынка: противоречия и
перспективы развития// Вестник РУДН. Серия экономика. 2012. № 2.
3. Греф Г. Тезисы доклада на заседании Правительства РФ «О создании государственного финансового института развития», 14 декабря 2006 г.
4. Коровин В.К. Институциональные инвесторы на фондовом рынке/ В.К. Коровин // Вопросы экономики. - 2003. - №9.
5. Мюррей Т. Модель инфраструктуры рынка ценных бумаг Российской Федерации// Анализ и тенденции. 2008. № 1(51).
6. Небанковские финансовые посредники. Аналитическое обозрение (Июнь 2012
года). - Электронный ресурс: URL:
http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_m/1206_fin_m_image027.png
7. Пантелеева А. Сбережения населения РФ в условиях мирового финансового кризиса / Мировой финансовый кризис и Россия. М.: МАКС Пресс, 2009.
8. Расчеты автора на основе данных Банка России: URL: http://www.cbr.ru / statistics/
9. Рубцов, Б.Б. Современные фондовые рынки / Б.Б. Рубцов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 928 стр.
10. Стратегия развития рынка капиталов// Саморегулируемая организация Национальная фондовая ассоциация, М., 2011.
Рецензент: Блохина Татьяна Константиновна, доктор экономических наук, профессор кафедры Финансы и кредит Российского университета дружбы народов.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Annaev A.A. Upravlenie korporativnoj social'noj otvetstvennost'ju finansovyh institutov v sovremennyh uslovijah // Uchenye zapiski RGSU. 2010. №1 (77).
Blohina T.K. Rossijskaja model' finansovogo rynka: protivorechija i perspektivy razvitija// Vestnik RUDN. Serija jekonomika. 2012. № 2.
Gref G. Tezisy doklada na zasedanii Pravitel'stva RF «O sozdanii gosudarstvennogo finansovogo instituta razvitija», 14 dekabrja 2006 g.
Korovin V.K. Institucional'nye investory na fondovom rynke/ V.K. Korovin // Voprosy jekonomiki. - 2003. - №9.
Mjurrej T. Model' infrastruktury rynka cennyh bumag Rossijskoj Federacii// Analiz i tendencii. 2008. № 1(51).
Nebankovskie finansovye posredniki. Analiticheskoe obozrenie (Ijun' 2012 goda). -Jelektronnyj resurs: URL:
http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_m/1206_fin_m_image027.png
Panteleeva A. Sberezhenija naselenija RF v uslovijah mirovogo finansovogo krizisa/ Mirovoj finansovyj krizis i Rossija. M.: MAKS Press, 2009.
Raschety avtora na osnove dannyh Banka Rossii: URL: http://www.cbr.ru / statistics/
Rubcov, B.B. Sovremennye fondovye rynki / B.B. Rubcov. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. - 928 str.
Strategija razvitija rynka kapitalov// Samoreguliruemaja organizacija Nacional'naja fondovaja associacija, M., 2011.