Научная статья на тему 'Анализ российского финансового рынка в контексте ключевых направлений его развития'

Анализ российского финансового рынка в контексте ключевых направлений его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1242
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / A TRUSTING ENVIRONMENT / COMPETITION / FINANCIAL STABILITY / AVAILABILITY OF FINANCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Лариса Павловна

В статье анализируется практический опыт развития российского финансового рынка по четырем стратегическим направлениям: формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг. Рассматриваются положительные взаимосвязи между различными направлениями развития финансового рынка. Акцентируется внимание на внешних шоках и внутренних противоречиях и связанных с ними проблемах поддержания финансовой стабильности. Указано, что развитие инфраструктуры финансового рынка создает конкурентные условия для его участников и повышает доступность финансовых продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET IN THE CONTEXT OF KEY DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT

The article analyzes the practical experience of the development of the Russian financial market in four strategic areas: the formation of a trusting environment, the development of competition in the financial market, the maintenance of financial stability and the availability of financial services. We consider the positive relationships between different directions of development of the financial market. Attention is focused on external shocks and internal contradictions and related problems of maintaining financial stability. It is indicated that the development of the financial market infrastructure creates a competitive environment for its participants and increases the availability of financial products and services.

Текст научной работы на тему «Анализ российского финансового рынка в контексте ключевых направлений его развития»

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В КОНТЕКСТЕ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируется практический опыт развития российского финансового рынка по четырем стратегическим направлениям: формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг. Рассматриваются положительные взаимосвязи между различными направлениями развития финансового рынка. Акцентируется внимание на внешних шоках и внутренних противоречиях и связанных с ними проблемах поддержания финансовой стабильности. Указано, что развитие инфраструктуры финансового рынка создает конкурентные условия для его участников и повышает доступность финансовых продуктов и услуг.

Ключевые слова. Доверительная среда, конкуренция, финансовая стабильность, доступность финансовых услуг.

Kharchenko L.P.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET IN THE CONTEXT OF KEY DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT

Abstract. The article analyzes the practical experience of the development of the Russian financial market in four strategic areas: the formation of a trusting environment, the development of competition in the financial market, the maintenance of financial stability and the availability of financial services. We consider the positive relationships between different directions of development of the financial market. Attention is focused on external shocks and internal contradictions and related problems of maintaining financial stability. It is indicated that the development of the financial market infrastructure creates a competitive environment for its participants and increases the availability of financial products and services.

Keywords. A trusting environment, competition, financial stability, availability of financial services. Введение

В качестве долгосрочных ориентиров развития финансового рынка на период 2019-2021 годов Банком России, как регулятором финансового рынка, выделены следующие ключевые направления: формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг [12]. Каждое из направлений призвано способствовать повышению эффективности отечественного финансового рынка и росту экономики за счет увеличения числа нефинансовых компаний и физических лиц в качестве участников финансового рынка, формирования «длинных» денег в экономике посредством институтов рынка коллективных инвестиций, повышения качества финансовых услуг, возможности долгосрочного планирования инвестиций, облегчения выхода инвесторов.

ГРНТИ 06.73.02 © Харченко Л.П., 2019

Лариса Павловна Харченко - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 233-24-83. Е-mail: Harchenko.l@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 06.07.2019.

Рассмотрим первые итоги усилий регулятора и участников финансового рынка, заинтересованных министерств и ведомств по практической реализации мероприятий по заданным векторам развития.

Формирование доверительной среды

Феномен доверия рассматривается экономистами как значимый фактор функционирования и развития рыночной экономики [4]. Одним из примеров формирования доверительной среды является внедрение в практику финансового рынка для компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) механизмов поддержки их как эмитентов облигаций Корпорацией МСП и МСП Банком. В табл. 1 представлены механизмы поддержки выпуска облигаций эмитентами, являющимися компаниями малого и среднего предпринимательства.

Таблица 1

Механизмы поддержки выпуска облигаций эмитентами, являющимися компаниями МСП (представлены 17 апреля 2019 года на Московской бирже)

Механизма поддержки Условия механизма

Поручительство Корпорации МСП В размере номинала облигации и купонного дохода за весь срок до даты погашения; лимит поручительства - не более 50 млн рублей

Гарантии от Корпорации МСП по выпускам биржевых облигаций компаний малого и среднего бизнеса Гарантия предоставляется в размере номинала облигации. Лимит гарантии - не более 500 млн рублей

Участие МСП Банка в размещении облигационных выпусков эмитентов МСП в качестве якорного инвестора Существенная доля от объема размещения

Участие МСП Банка в качестве со-организатора облигационных выпусков

Субсидирование ставки купона по облигациям 70% от ставки купона, но не выше 2/3 ключевой ставки ЦБ РФ со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации при поддержке Корпорации МСП

Субсидирование подготовки к листингу Компенсация затрат в размере 2% от объема выпуска облигаций, но не более 1,5 млн рублей со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации при поддержке Корпорации МСП

Ожидаемый результат

1. Снижение рисков инвесторов в облигации эмитентов МСП.

2. Более низкие ставки заимствования для эмитентов по сравнению с обычными условиями выпуска облигаций.

3. Более низкие издержки по размещению облигаций по сравнению с обычными условиями выпуска облигаций.

4. Лучшее инвестиционное качество ценных бумаг, чем без механизмов поддержки.

5. Расширение возможного круга инвесторов на фоне повышения доверия к облигациям эмитентов, эффективно взаимодействующих с Корпорацией МСП

Составлено автором по [8].

Инструментарий механизмов поддержки одновременно служит стимулом выхода на финансовый рынок новых компаний, а облигации становятся новым инвестиционно привлекательным инструментом для разных групп инвесторов. По данным Московской биржи, в 2018 году на бирже появилось 24 новых эмитента компаний малой капитализации [10], в по данным НАУФОР, с учетом мер государственной поддержки, за период 2019-2024 гг. планируется не менее 100 выпусков на сумму свыше 47 млрд рублей [7]. Это пример повышения уровня доверия инвесторов к рынку облигаций, когда эмитентами будут выступать компании малого и среднего бизнеса.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ с 1 января 2019 года в систему страхования вкладов включены малые предприятия [15]. Эта мера увеличивает доверие уже со стороны самих субъектов малого бизнеса к коммерческим банкам и способствует росту конкуренции среди последних.

Развитие конкуренции на финансовом рынке и обеспечение доступности финансовых услуг

В совместном докладе Банка России и ФАС, посвященном конкуренции на финансовом рынке, конкуренция выделяется в качестве важнейшего фактора повышения эффективности рынка, стиму-

лирующего его институты к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, более полному удовлетворению запросов потребителей [1].

Обсуждая проблемы банковского сектора, представители профессионального сообщества выразили мнение о том, что решение вопросов конкуренции в банковской системе в большой степени зависит от Центрального банка, как регулятора рынка, который много усилий концентрирует на развитии финансовой инфраструктуры в условиях развития цифровизации, поскольку мелким региональным банкам сложно самостоятельно осваивать новые цифровые технологии [9].

Считаем, что, во-первых, инфраструктура финансового рынка, которая выстраивается в России в соответствии с инициативой Банка России, создает конкурентные условия и для участников других секторов, а не только банковского, и, во-вторых, с развитием финансовой инфраструктуры тесно связано одно из ключевых направлений развития финансового рынка - повышение финансовой доступности, которая измеряется физической доступностью банковских точек обслуживания, количеством счетов в финансовых институтах, долей населения, владеющей счетами и др. (табл. 2).

Таблица 2

Элементы инфраструктуры, функции которых направлены на развитие конкуренции и повышение финансовой доступности

Элемент инфраструктуры Функции элемента инфраструктуры Влияние конкуренции среди финансовых институтов на эффективное развитие финансового рынка Влияние на повышение финансовой доступности

Единая биометрическая система -цифровая платформа для проведения дистанционной биометрической идентификации Возможность без физического присутствия гражданина открыть ему счет, вклад или выдать кредит за счет оцифровки заявления и электронной цифровой подписи. Возможность для клиентов делать запросы на финансовые услуги в ряд кредитных организаций и получать услуги в выбранной организации на лучших условиях. Возможность давать согласие на передачу информации в бюро кредитных историй удаленно Предложение со стороны финансовых институтов клиентам финансовых продуктов и услуг на наилучших условиях Обеспечение дистанционного доступа к финансовым услугам 24 часа в сутки независимо от геолокации

Маркетплейс -платформа для финансовых продуктов, услуг и регистрации финансовых сделок Предоставление доступа к различным функциям и услугам финансового рынка для потребителей в режиме «единого окна». Обеспечение гарантии по совершаемым сделкам Предложение со стороны финансовых институтов клиентам финансовых продуктов и услуг на наилучших условиях Обеспечение дистанционного доступа к финансовым услугам независимо от геолокации

Система быстрых платежей Осуществление онлайн переводов на финансовом рынке в режиме реального времени 365/24/7 с применением простых идентификаторов получателей средств (номер мобильного телефона, РЯ-код) Снижение стоимости переводов. Разработка банками мобильных приложений, обладающих удобством, безопасностью и новыми функциями транзакционного обслуживания Обеспечение онлайн переводов без географических и временных ограничений

Составлено автором.

В научных исследованиях отмечается, что положительные взаимосвязи должны прослеживаться между различными целями финансовой политики - финансовой доступностью, финансовой стабильностью, финансовой целостностью, защитой прав потребителей финансовых услуг, финансовой грамотностью и другими [2, с. 2]. Финансовая стабильность является основой формирования доверия на финансовом рынке.

Поддержание финансовой стабильности

Как правило, падение доверия к финансовым институтам связано с внешними факторами - шоковыми воздействиями, кризисными явлениями в экономике, а его восстановление связывается с преодолением кризисных явлений. В докладе «Финансовая стабильность как функция Центрального банка» на III Летней макроэкономической школе Банка России 02 июля 2019 г. Первый заместитель Председателя Банка России К.В. Юдаева привела следующее определение (сославшись на источник [16]): «Финансовая стабильность - состояние финансовой системы, при которой она устойчива к шо-кам и способна бесперебойно и эффективно выполнять свои функции, в т.ч. по перераспределению сбережений и инвестиций».

Обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации - одна из целей регулятора финансового рынка - Банка России (ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), которая получила распространение и на Западе, и в России, после мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. Финансовый рынок подвержен воздействию внешних шоков, под которыми в макроэкономике понимается воздействие факторов, лежащих за пределами национальной экономики, на макроэкономические показатели, носящее как положительный, так и отрицательный характер [3].

В научной литературе достаточно подробно представлено воздействие на российскую экономику и российский финансовый рынок внешних шоков: мирового финансово-экономического кризиса [11], европейского долгового кризиса 2010-2012 годов, связанного с проблемами в обслуживании государственного долга Греции, Ирландии, Португалии, Испании, Италии [13], сворачивания политики количественного смягчения в США в 2013-2014 годах, что негативно отразилось на валютных рынках стран с формирующимися рынками, в том числе на России [3], введением США, ЕС и рядом других развитых стран экономических санкций против российских компаний и банков, ограничение им доступа на свои рынки капитала и запрет на некоторые сделки (с 2014 года по настоящее время), что привело к сильному давлению на рубль, росту инфляции, повышению волатильности на валютном рынке [14].

Начиная с 2013 года, Банк России проводит мониторинг финансовой стабильности, одним из направлений которого является оценка внешних рисков и их влияния на российскую финансовую систему. В систему мониторинга также входит анализ взаимосвязей между различными институтами финансовой системы, инфраструктурой финансового рынка, нефинансовыми компаниями и оценка внутренних взаимосвязей на отдельных сегментах финансового рынка. В случаях воздействия внешних шоков, регулятором применяются антикризисные меры по поддержке финансовой стабильности.

Испытывая внешние шоки, экономика также испытывает и внутренние противоречия, которые сказываются и на развитии финансового рынка. Накопление внутренних дисбалансов, которое приводит к изменению абсолютных цен и выражается в инфляции, также является проявлением рисков ценовой или финансовой стабильности. Влияние инфляции на финансовый рынок проявляется, как минимум, в двух аспектах. Низкая инфляция позволяет инвесторам формировать сбережения на длинном горизонте планирования; в свою очередь, низкие процентные ставки влияют на рост кредитования, в том числе, долгосрочного, что приводит к росту инвестиций и, в конечном итоге, к экономическому росту и росту благосостояния.

Так, в работе [14, с. 35-37] представлена оценка потерь общественного благосостояния из-за инфляции в России, полученная с помощью подхода частичного равновесия. Согласно расчетам авторов, инфляция на уровне 15%, наблюдавшаяся по итогам 2002 г., приводит к потерям 2,4% реального ВВП, инфляция на уровне 9% (значение 2006 г.) приводит к потерям 1,5% реального ВВП, инфляция на уровне 6,1% (значение 2011 г.) - к потерям 1,04% реального ВВП. Инфляция на уровне таргета 4% соответствует модельным потерям в размере 0,73% реального ВВП. Авторы делают вывод о том, что снижение величины потерь из-за инфляции в России при переходе к режиму инфляционного таргети-рования является существенным в терминах реального ВВП.

Вторым аспектом воздействия инфляции на финансовый рынок являются инфляционные ожидания инвесторов. Если инфляционные ожидания завышены, то эмитенты, размещающие облигации, могут разместить их с неоправданно высокой доходностью к погашению, что приведет к удорожанию обслуживания долга. Согласно Аналитической записке Банка России, инфляционные ожидания «заякорены», если они не чувствительны к динамике фактической инфляции, не реагируют на изменения

краткосрочных инфляционных ожиданий, подвержены влиянию со стороны центрального банка, не чувствительны к макроэкономическим новостям [6, с. 3]

Заякоренные инфляционные ожидания (сохраняющие неизменность при колебаниях фактической инфляции) дают возможность центральному банку проводить гибкую макропруденциальную политику, позволяющую гасить ценовые шоки в среднесрочной перспективе, снижая продолжительность их действия. Поэтому политика таргетирования инфляции, осуществляющаяся Банком России с 2015 года, в том числе, направлена на обеспечение устойчивых низких инфляционных ожиданий, поскольку нестабильные инфляционные ожидания негативно влияют на формирование сберегательного поведения инвесторов.

Пока в России имеются признаки незаякоренности инфляционных ожиданий относительно цели Банка России по инфляции. Это высокая степень неоднородности ожиданий (табл. 3), высокая чувствительность к изменениям фактической инфляции, субъективное восприятие экономическими агентами темпов роста цен, а не базирование их мнения на официальных данных [5, с. 3-4]. По мере снижения и заякоривания инфляционных ожиданий, будут снижаться и риски, что привлечет на финансовый рынок новых участников, в том числе предприятия, для которых размещение облигаций может стать альтернативой банковскому кредитованию.

Таблица 3

Динамика индикаторов инфляционных ожиданий, % [5]

Показатель Горизонт ожиданий Июнь 2017 г. Июнь 2018 г. Апрель 2019 г. Май 2019 г. Июнь 2019 г.

Инфляционные ожидания Следующие 12 меся- 10,3 9,8 9,4 9,3 9,4

населения (медиана, ожи- цев

даемая инфляция)

Расчеты Банка России Следующие 12 месяцев 4,0 2,6 5,5 5,5 5,0

Инфляционные ожидания

аналитических агентств:

Блумберг Интерфакс Рейтер IV кв. 2019 г. декабрь 2019 г. декабрь 2019 г. - 4.0 4.1 4,0 4,5 4,5 4,8 4,5 4.5 4.6 -

Оценки инфляционных Следующие 3 месяца 8,6 10,3 9,9 9,5 10,2

ожиданий предприятий

Заключение

Подводя итог рассмотрению проблемы, можно отметить, что происходит накопление положительного опыта практической реализации ключевых направлений развития финансового рынка, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Большую роль в развитии финансового рынка играет развитие его участниками цифровых технологий по модернизации инфраструктуры рынка, инициатором которых чего регулятор рынка - Банк России. Прочной основой развития финансового рынка является финансовая стабильность, которая достигается усилиями Банка России, реализующего политику таргетирования инфляции и успешно использующего инструментарий макропруденциального регулирования. Можно согласиться с выводом, что дальнейшая работа участников финансового рынка во взаимодействии с Банком России окажет положительное влияние на развитие всех его секторов, обеспечит доступность финансовых услуг и укрепит доверие среди инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический доклад Банка России при участии ФАС России к XXVII Международному финансовому конгрессу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/41186/20180607 _report.pdf (дата обращения 06.07.2019).

2. Взаимосвязи финансовой доступности, финансовой стабильности и экономического роста: обзор публикаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/44100/publ_15022018. pdf (дата обращения 06.07.2019).

3. Внешние шоки для экономики и денежно-кредитной системы России и Беларуси: последствия и пути преодоления / отв. ред. В.К. Бурлачков, М.Ю. Головнин. M.: ИЭ РАН, 2014. 194 с.

4. Дементьев В.Е. Доверие - фактор функционирования и развития современной рыночной экономики // Российский экономический журнал. 2004. № 8. С. 46-65.

5. Инфляционные ожидания и потребительские настроения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/20002/Infl_exp_19-06.pdf (дата обращения 06.07.2019).

6. Карлова Н., Пузанова Е., Богачева И., Морозов А. Природа инфляционных ожиданий предприятий: результаты опроса. Аналитическая записка. Февраль 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr. ru/Content/Document/File/62914/analytic_note_190215_dip.pdf (дата обращения 06.07.2019).

7. Краткая презентация по мерам поддержки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://naufor.ru/ tree.asp?n=16810 (дата обращения 06.07.2019).

8. На Московской бирже обсудили новые возможности для эмитентов МСП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex.com/n23345 (дата обращения 06.07.2019).

9. Международный финансовый конгресс. Панельная сессия III Конкуренция на финансовом рынке: препятствия и решения. Санкт-Петербург 6-8 июня 2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ib-congress.com/upload/iblock/231/231c7827d9562859c19161e61c9cdb55.pdf (дата обращения 06.07.2019).

10. Московская биржа. Годовой отчет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://report2018.moex.com/ ru/30/20/10 (дата обращения 06.07.2019).

11. Некипелов А.Д. Денежно-кредитная политика России и мировой экономический кризис / В кн. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики России и Украины и мировой экономический кризис / под ред. А. Д. Некипелова, М.Ю. Головнина. М.: Институт экономики РАН, 2010.

12. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/file/71220/main_directions.pdf (дата обращения 06.07.2019).

13. Последствия европейского долгового кризиса для экономики России / под ред. М.Ю. Головнина. М.: Институт экономики РАН, 2013. 66 с.

14. Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России / П.В. Трунин, А.В. Божечкова, Е.Л. Горюнов, А.М. Киюцевская, Е.В. Синельникова-Мурылева. М.: Издательский дом «Дело», 2019. 60 с.

15. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

16. Elements of Effective Macroprudential Policies - Lessons from International Experience, International Monetary Fund, Financial Stability Board, Bank for International Settlements, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/publ/othp26.pdf (дата обращения 06.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.