Научная статья на тему 'Стратегическое развитие российского финансового рынка: инициативы мегарегулятора'

Стратегическое развитие российского финансового рынка: инициативы мегарегулятора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1662
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / ИНВЕСТОР / РЕГУЛЯТОР / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / FINANCIAL MARKET / STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL MARKET / FINANCIAL RESOURCES FOR BUSINESS DEVELOPMENT / INVESTOR / REGULATOR / PROTECTION OF RIGHTS OF FINANCIAL SERVICES CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Людмила Николаевна, Семенкова Елена Вадимовна

Статья посвящена анализу стратегических инициатив Банка России по развитию российского финансового рынка на 2016-2018 гг. Рассмотрены основные инструменты и механизмы обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка, а также базовые риски и ограничения в процессе реализации разработанного Банком России стратегического документа, включая план мероприятий (дорожную карту). Отражены меры по институциональному преобразованию финансового рынка и его регулированию. Представлена точка зрения авторов по ключевым аспектам основных направлений развития отечественного финансового рынка на ближайшее трехлетие и приводится экспертное мнение о перспективах их реализации с позиции обеспечения его стабильного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрианова Людмила Николаевна, Семенкова Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Development of the Russian Financial Market: Initiatives of the Megaregulator

The paper analyzes the strategic initiatives proposed by the Bank of Russia for the development of the Russian financial market in 2016-2018. The basic tools and mechanisms to ensure the stability of the Russian financial market as well as the basic risks and constraints in the implementation of the strategic document developed by the Bank of Russia, including the road map, are discussed. Measures for the institutional reformation of the financial market and its regulation are described. The authors’ view on the key aspects of the domestic financial market development in the forthcoming three-year period is expressed and the expert opinion on the success of such measures in terms of their ability to ensure its stable operation is provided.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие российского финансового рынка: инициативы мегарегулятора»

УДК 336.02

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА: ИНИЦИАТИВЫ МЕГАРЕГУЛЯТОРА

АНДРИАНОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА, канд. экон. наук,

доцент Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета

E-mail: [email protected]

СЕМЕНКОВА ЕЛЕНА ВАДИМОВНА, д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление рисками, страхование и ценные бумаги» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу стратегических инициатив Банка России по развитию российского финансового рынка на 2016-2018 гг. Рассмотрены основные инструменты и механизмы обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка, а также базовые риски и ограничения в процессе реализации разработанного Банком России стратегического документа, включая план мероприятий (дорожную карту). Отражены меры по институциональному преобразованию финансового рынка и его регулированию. Представлена точка зрения авторов по ключевым аспектам основных направлений развития отечественного финансового рынка на ближайшее трехлетие и приводится экспертное мнение о перспективах их реализации с позиции обеспечения его стабильного функционирования.

Ключевые слова: финансовый рынок; стратегическое развитие финансового рынка; источники финансовых ресурсов для развития бизнеса; инвестор; регулятор; защита прав потребителей финансовых услуг.

Strategic Development of the Russian Financial Market: Initiatives of the Megaregulator

LYUDMILA I. ANDRIANOVA, PhD (Economics), associate professor of the Financial Markets and Banks Department, Financial University E-mail: [email protected]

ELENA V. SEMENKOVA, ScD (Economics), full professor of the Risk Management, Insurance and Securities Chair, the Plekhanov Russian University of Economics E-mail: [email protected]

The paper analyzes the strategic initiatives proposed by the Bank of Russia for the development of the Russian financial market in 2016-2018. The basic tools and mechanisms to ensure the stability of the Russian financial market as well as the basic risks and constraints in the implementation of the strategic document developed by the Bank of Russia, including the road map, are discussed. Measures for the institutional reformation of the financial market and its regulation are described. The authors' view on the key aspects of the domestic financial market development in the forthcoming three-year period is expressed and the expert opinion on the success of such measures in terms of their ability to ensure its stable operation is provided.

Keywords: financial market; strategic development of the financial market; financial resources for business development; investor; regulator; protection of rights of financial services consumers.

Документы, регулирующие стратегическое развитие финансовой отрасли

В конце 2015 г. Банк России презентовал стратегию развития финансового рынка под названием «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на 2016-2018 годы». Согласно представленному документу в ближайшее трехлетие финансовый мегарегулятор видит развитие отечественного финансового рынка одним из приоритетных направлений своей деятельности. Определяя главенствующую роль российского финансового рынка как внутреннего источника финансирования в условиях международных санкций и снижения цен на сырьевые ресурсы, Банк России выдвигает на первый план задачу, направленную на стимулирование внутреннего инвестора, а также создание благоприятных условий для его деятельности на финансовом рынке.

Представленный стратегический документ учитывает вектор развития, заданный предшествующими документами стратегического развития финансовой отрасли, с поправкой на изменения внешней среды. На сегодняшний день в отношении некоторых секторов отечественного финансового рынка утверждены и действуют самостоятельные стратегии развития (таблица).

В качестве единого регулятора финансового рынка Банк России впервые разработал стратегический документ, обладающий кросс-сек-

торальным характером и охватывающий все направления деятельности финансового рынка.

В документе определены основные стороны, заинтересованные в развитии отечественного финансового рынка: население, реальный сектор экономики и сама финансовая индустрия как полноценная отрасль российской экономики. На основе определения заинтересованных сторон регулятор выделил три приоритетных цели развития на ближайшее трехлетие, а именно:

• повышение уровня и качества жизни российских граждан за счет использования инструментов финансового рынка (обеспечение доступа к широкому ассортименту понятных финансовых продуктов и услуг);

• содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию;

• создание условий для роста финансовой индустрии, среди которых регулятор выделяет повышение уровня подготовки квалифицированных кадров, создание новых рабочих мест, увеличение объема налоговых поступлений, повышение спроса на инновации.

Определение направлений стратегического развития финансового рынка

Для достижения заявленных целей регулятором определены мероприятия, сгруппированные по девяти основным направлениям развития фи-

Таблица

Документы стратегического развития финансовой отрасли

№ пп Название документа Нормативно-правовой акт

1 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р

2 Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р

3 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р

4 Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011

5 Стратегия развития национальной платежной системы Одобрена Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол № 4

нансового рынка и представляющие собой дорожную карту на ближайшее трехлетие.

1. Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения. Очевидно, что без доверия граждан построить конкурентоспособный финансовый рынок невозможно, и большая часть стратегии посвящена различным мероприятиям в этой области. Так, в сфере защиты прав потребителей принципиальным является вопрос рассмотрения жалоб. Банк России стремится к тому, чтобы жалобы рассматривались быстро и качественно, а также максимально удовлетворяли бы потребителя. В этой связи созданы такие ресурсы, как интернет-приемная и контакт-центр, разработаны индикаторы финансовой доступности и методика их расчета, проведены замеры уровня предложения финансовых услуг и уровня их востребованности, осуществляется движение в сторону создания единого окна для обращения граждан, внедрение содержательной конвейерной обработки обращений. Планируется совместно с Минфином России разработать стратегию повышения финансовой грамотности населения, включая создание специализированного сайта, удовлетворяющего потребности населения в получении информации по широкому кругу вопросов, связанных с финансовой грамотностью.

2. Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке. В решении обеспечения добросовестного поведения на финансовом рынке заинтересованы не только надзорные органы и потребители финансовых услуг, но и участники финансового рынка, ведущие законную деятельность и сталкивающиеся с недобросовестной конкуренцией. В стратегическом документе Банка России определено, что более эффективной системой противодействия недобросовестным практикам является регулирование на основе принципов и неотвратимости наказания за нарушения, т.е. способности регулятора выявлять факты недобросовестного поведения и обеспечивать неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных участников. Такая система не создает высокой регуляторной нагрузки, но способствует снижению противоправной активности и формирует атмосферу доверия на рынке.

В рамках данного направления определены меры по повышению транспарентности финансового рынка; ужесточению требований саморегулируемых организаций в отношении недобросовестных участников; ограничению недобросовестных практик и противодействию использования криминальных бизнес-практик; созданию условий, при которых выгода от недобросовестного поведения полностью минимизируется соразмерностью и неотвратимостью ответственности.

Предусматривается создание единого центра корпоративной информации на базе центрального депозитария в целях снижения издержек участников финансового рынка по поиску и обработке информации о корпоративных действиях

В дополнение к вышеуказанным мерам планируется совершенствование механизма оценки деловой репутации участников рынка. С опорой на мировой опыт предусматривается внедрение нового правового института — соглашения с регулятором, применяемого надзорными органами большинства экономически развитых стран. Данный институт заключения соглашения с регулятором предусматривает смягчение возможного негативного воздействия на деловую репутацию участников рынка в результате их привлечения к юридической ответственности, быстрое и эффективное восстановление нарушенных неправомерными действиями участников рынка прав и интересов, включая возмещение вреда (причиненных убытков).

3. Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет внедрения современной системы корпоративного управления. Планируется осуществление работы, направленной на совершенствование корпоративных отношений в двух взаимодополняющих направлениях: реализация инициатив по совершенствованию

корпоративного законодательства и внедрение наилучших стандартов. Вопросы совершенствования корпоративных отношений в плановом периоде в значительной степени касаются публичных компаний. В 2014 г. Банком России одобрен Кодекс корпоративного управления, представляющий собой ориентиры внедрения передовых стандартов корпоративного управления. По мнению регулятора, локомотивом внедрения надлежащей системы корпоративного управления должны выступить публичные компании с государственным участием, став примером для остальных экономических субъектов.

4. Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования. Развитие рынка долгового финансирования — одно из важнейших направлений. В настоящее время финансовый рынок функционирует за счет обеспеченного предоставления ресурсов. В качестве примеров можно назвать деятельность центрального контрагента, функционирование денежного рынка, операции Банка России по рефинансированию, планируемый перевод рынка производных финансовых инструментов на обеспеченную основу. Дополнительный спрос на облигации обеспечат банковский сектор в связи с внедрением пакета регулятивных норм Базеля III, а также расширение инвестиционных портфелей негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Таким образом, вопрос о наличии качественного обеспечения, такого как облигации, становится принципиальным. В стратегическом документе предлагается ряд мер, позволяющих корпорациям больше выпускать облигаций, в некотором смысле даже заместить прямое банковское кредитование и таким образом создать необходимую обеспечительную базу.

Предусматривается создание единого центра корпоративной информации на базе центрального депозитария в целях снижения издержек участников финансового рынка по поиску и обработке информации о корпоративных действиях. Для облигаций, включенных в ломбардный список Банка России, с целью снижения изначального ограничения их ликвидности планируется развитие так называемых ценовых центров, осуществляющих деятельность по сбору и обработке информации о справедливой стоимости

финансовых инструментов, в том числе неликвидных, а также по предоставлению доступа к такой информации всем заинтересованным лицам.

Важнейшим условием развития рынка является адекватная оценка кредитоспособности облигаций. В силу причин геополитического характера планируется перезапуск отечественной индустрии рейтинговых агентств, а также основанное на лучших международных практиках регулирования рейтинговой деятельности, что позволит обеспечить признание отечественных рейтинговых агентств иностранными регуляторами.

5. Совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка, что является необходимым условием повышения его конкурентоспособности. Оптимизация должна осуществляться по следующим направлениям:

• пропорциональность регуляторной нагрузки согласно системной значимости финансового посредника;

• внедрение современных технологий, снижающих затраты финансовых посредников на составление различного рода отчетности;

• исключение дублирования при сборе отчетных данных и информации о функционировании отдельных сегментов финансового рынка;

• соответствие регуляторной нагрузки достигаемому результату.

Предполагается внедрение селективного подхода к регулированию и надзору за финансовыми организациями, выстраивание системы пропорционального регулирования в контексте условного разделения финансовых организаций внутри определенного сектора на три группы, а именно: системно значимые организации, небольшие организации и прочие компании. К первой группе будут применяться повышенные требования, ко второй — упрощенное регулирование, к остальным компаниям — базовые регуляторные требования в зависимости от рисков их деятельности для финансового сектора.

6. Подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов. В рамках данного

направления предусматривается разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию порядка подготовки высококвалифицированных трудовых ресурсов для финансового рынка, в частности:

• преподавателей высшего профессионального образования посредством повышения качества их подготовки через внедрение для них учебных программ на основе международной практики;

• специалистов финансового рынка благодаря совершенствованию образовательных программ, методик их подготовки и программ повышения квалификации, в том числе с учетом лучшей международной практики посредством локализации иностранных учебных программ и взаимодействия с иностранными учебными заведениями; улучшению системы сертификации и аттестации специалистов финансового рынка;

• специалистов внутреннего аудита, стратегического планирования, управления активами и финансового консультирования, обеспечения кибербезопасности и корпоративного управления через создание и совершенствование направлений и процесса подготовки, включая разработку соответствующих требований к аудиторам, оценщикам, актуариям;

• сотрудников правоохранительных и судебных органов посредством разработки и внедрения обучающих программ, проведения тематических семинаров в целях содействия повышению их компетенций и качества рассмотрения вопросов финансовой сферы.

7. Совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке, которое предполагается осуществлять в соответствии с утвержденным Правительством РФ 20 апреля 2015 г. Планом мероприятий по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. Данный план включает комплекс мер по переходу на электронный документооборот всех участников рынка, их клиентов, федеральных органов исполнительной власти и Банка России. Планируется осуществление перехода на информационный обмен с каждой поднадзорной организацией через ее индивидуальный

электронный кабинет в Банке России, а также переход части услуг и сервисов Банка России в электронный вид с использованием инфраструктуры электронного правительства.

Важным представляется рассмотрение вопроса о поэтапном изменении автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности поднадзорных организаций на базе нового современного формата передачи данных XBRL (extensible Business Reporting Language). Уже в плановом периоде для некредитных финансовых организаций будет введена обязанность представления отчетности в едином электронном формате XBRL.

8. Развитие международного взаимодействия и интеграционных процессов, которое будет осуществляться регулятором по следующим направлениям:

• взаимодействие с органами, устанавливающими стандарты, и международными организациями в ходе разработки международных стандартов регулирования финансовых рынков;

• имплементация международных стандартов в российское законодательство;

• обеспечение признания российского регулирования соответствующим международным стандартам и эквивалентным режимам отдельных стран, признание соответствия российских инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем международным стандартам;

• обеспечение информационного обмена с иностранными регуляторами;

• обмен опытом в области регулирования финансовых рынков и надзора за профессиональными участниками, инфраструктурными организациями и платежными системами, а также сотрудничество в области трансграничного урегулирования несостоятельности.

Важными являются продолжение работы по снятию барьеров для доступа иностранного капитала на российский финансовый рынок, а также выход российских участников на новые долговые рынки азиатского региона. В целях упрощения доступа внешнего финансирования мегарегулятор поддерживает интеграцию российской инфраструктуры с глобальным инвестиционным сообществом.

9. Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка. В работе по обеспечению финансовой стабильности Банк России выделяет шесть направлений:

• мониторинг финансовой стабильности посредством разработки и использования индикаторов, характеризующих финансовую стабильность;

• регулирование, надзор и наблюдение за финансовыми организациями, в том числе инфраструктурными организациями и платежными системами;

• макропруденциальное регулирование и надзор;

• мониторинг рисков с целью выявления потенциальных системных угроз, стресс-тестирование отдельных секторов финансового рынка и анализ эффекта заражения;

• обеспечение бесперебойности и эффективности функционирования инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем;

• реализация антикризисных мер в случае финансовой нестабильности.

Для обеспечения стабильности финансового рынка, прежде всего, планируется реализация мер, направленных на достижение эффективного функционирования системы раннего реагирования, а также на противодействие фиктивному ценообразованию на открытых рынках. Будет продолжено внедрение риск-ориентированного регулирования, включая совершенствование законодательства в части внебиржевых производных финансовых инструментов. Планируется наблюдение за деятельностью лизинговых и факторинговых компаний, которые в настоящее время относятся к нерегулируемой части параллельной банковской системы. В силу значимости брокерских компаний в системе фондового посредничества принято решение о доступе брокерских компаний к расчетным сервисам Банка России, что позволяет снизить риски их функционирования.

В отношении системно-значимых институтов, чья финансовая несостоятельность может угрожать финансовой стабильности или вызывать сбои в предоставлении определенного вида услуг, планируется внедрение дополнительных требований, в частности новых

нормативов ликвидности в соответствии с Базелем III для системно значимых банков и специальных нормативов для некредитных финансовых организаций. Для сектора некредитных организаций предполагается осуществление контрциклической политики с использованием механизма буфера резервов, позволяющего амортизировать различные шоки (в частности, кредитные).

В области развития инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем целью является достижение их соответствия международным стандартам для обеспечения доступности, бесперебойности и эффективности их функционирования. В этом направлении предстоит работа по приведению правовой базы в отношении таких критически важных для укрепления и поддержания финансовой стабильности инфраструктурных организаций, как центральный депозитарий, центральный контрагент и репозитарий. Дальнейшее развитие института репозитария позволит создать систему мониторинга уязвимости внебиржевого сегмента рынка к системным шокам, реализовать мониторинг кредитного качества участников финансового рынка.

Особенности проекта развития финансового рынка

Следует отметить, что рассматриваемый проект развития финансового рынка достаточно амбициозный: намечено множество направлений для их решения за три года, хотя и выявлены приоритеты. В этой связи проект несет в себе определенные риски и ограничения, среди которых:

• геополитические и внешние шоки, затрудняющие долгосрочное прогнозирование и планирование;

• асинхронность действий регулятора и финансовой индустрии, проблематичность ее своевременной адаптации и приведение деятельности в соответствие с большим количеством планируемых к введению требований;

• дефицит ресурсов (человеческих, финансовых, организационных) для выполнения намеченных мероприятий может сделать их реализацию невозможной;

• взаимодействие с судебными и правоохранительными органами в условиях высоких темпов изменения финансового законодательства;

• несвоевременная реализация законодательных инициатив, включая риск изменения смыслового содержания некоторых из них в процессе реализации, вероятность нехватки предполагаемого срока для рассмотрения инициатив заинтересованными ведомствами и принятия необходимых федеральных законов.

Будет продолжено внедрение риск-ориентированного регулирования, включая совершенствование законодательства в части внебиржевых производных финансовых инструментов

Ключевой риск заключается в адекватной поддержке основных направлений развития рынка профессиональным финансовым сообществом.

Особенностью проекта основных направлений развития и обеспечения стабильности и функционирования финансового рынка на ближайшие три года является тот факт, что он не содержит количественных прогнозных показателей развития отечественного финансового рынка. В этой связи документ подвергся резкой критике со стороны ряда экспертов, в частности «Столыпинского клуба», за отсутствие подробного плана действий по укреплению рубля, повышению доступности кредитования реального сектора экономики, улучшению общего финансово-экономического положения страны [1]. Регулятор объясняет такой подход следованием наметившейся тенденции по сокращению горизонта прогнозирования макропоказателей, а также международной практике отказа от количественных ориентиров развития финансового рынка в пользу оценки степени выполнения запланированных стратегией мероприятий.

По вопросу количественного прогнозирования позицию Банка России можно понять, поскольку в условиях глобальной турбулентности, когда реальность стремительно изменяется и поступательное движение затруднено, следует делать ставку на определение пути (направлений развития) и только после этого задавать количественные ориентиры. Однако при этом выдвинутая Банком России первостепенная задача по стимулированию внутреннего инвестора и соответствующие ей направления развития, по нашему мнению, не подкреплены кардинальными мерами по трансформации российского финансового рынка, носящего спекулятивный характер, в полноценный инвестиционный механизм.

Как известно, основой любого рынка, в том числе финансового, являются продавцы и покупатели. В ответе на вопрос: «В приходе каких продавцов финансовых ресурсов заинтересован российский фондовый рынок?» — заключается корневая проблема его развития как инвестиционного механизма. В экономической литературе чаще всего обсуждается проблема привлечения средств глобальных инвесторов и реже рассматриваются задачи активизации инвестирования сбережений населения в отечественный фондовый рынок. Несомненным достоинством разработанной Банком России стратегии развития финансового рынка является то, что в качестве приоритета рассматриваются сбережения российских граждан, которые могут быть инвестированы, по замыслу регулятора, в инструменты финансового рынка.

Постановка, а тем более решение этой основной для любого финансового рынка задачи, требует анализа фундаментальных основ функционирования отечественного фондового рынка и четкого понимания специфики его современного состояния. На рынке всегда есть определенная группа инвесторов, которая систематически выигрывает, извлекая прибыль из операций на рынке, и группа инвесторов, систематически проигрывавшая, теряя инвестиции. Исследования, проведенные и на западном, и на российском фондовых рынках, показывают, что индивидуальные инвесторы, в массе своей являющиеся непрофессиональными, относятся к группе проигравших, поэтому для стабильного развития рынка нужны, прежде всего,

действенные меры защиты неквалифицированных инвесторов — населения.

Если рассматривать задачи привлечения инвестиционных ресурсов от населения в конкретно прикладном, а не декларативном аспекте, то приходит понимание того, каков будет эффект от их реализации в реалиях российского фондового рынка. Так, попытка решить задачу повышения уровня и качества жизни российских граждан за счет использования инструментов финансового рынка на спекулятивном рынке, где интересы индивидуального инвестора не защищены в должной мере, приведет к обратному эффекту: потере инвестиций и утрате доверия к вложениям на рынке ценных бумаг.

Анализ характера операций на отечественном рынке ценных бумаг свидетельствует о преобладании спекулятивных операций [4, с. 3], прежде всего day-trading (внутридневной торговли) и статистического арбитража. Внутридневная торговля требует профессиональных навыков и осуществляется на базе использования фундаментального и технического анализа трейдером непосредственно на основе новостного фона с целью получения курсовой разницы от колебания цен: получения спекулятивной прибыли (или убытка). Профессиональных навыков требует и использование механических торговых систем — компьютерных программ, которые на основе математических алгоритмов совершают операции на финансовом рынке. С точки зрения извлечения прибыли для профессиональных участников рынка принципиальных различий между ними нет. Обе стратегии направлены на использование рыночных аномалий и построены на анализе волатильности рынка, и не только не обеспечивают стабильность рынка, а, напротив, «раскачивают» его. Они «выводят» денежные средства при заработке и добавляют денежные средства на торговый счет в случае потери инвестиций. Это приводит к тому, что инвестированный в рынок капитал не растет в прибыльные периоды, а в случае неправильно избранной торговой стратегии, которая приводит к убыткам, теряется контроль за рисками и деньги инвесторов пропадают.

Таким образом, спекулятивный характер рынка не способствует инвестиционному процессу

и не может обеспечить основную классическую роль фондового рынка — перелив сбережений в инвестиции. Для развития российского фондового рынка должна быть выполнена приоритетная задача, а именно: защита средств и обеспечение доверия индивидуального инвестора — населения. Ликвидность же рынка является производной от функции доверия. К сожалению, предложенные мероприятия, может быть, только в незначительной степени обеспечивают поворот отечественного финансового рынка от спекуляций к инвестированию. Между тем именно ме-гарегулятор должен создавать инвестиционную среду, неблагоприятную для обширных спекуляций, которые «разваливают» рынок.

Можно было бы говорить об асинхронности действий регулятора и финансовой индустрии, если бы меры по преодолению спекулятивного характера рынка были бы четко декларированы в анализируемом документе.

Следующий важный вопрос развития финансового рынка — обеспечение его многопродукто-вости. В качестве положительного шага развития финансового рынка мегарегулятором предлагается его секъюритизация — выпуск облигаций и развитие синдицированного кредитования. Однако если проанализировать структуру облигационного рынка с позиции эмитентов, то очевидно, что равнодоступные и конкурентные возможности выпуска облигаций для российских предприятий отсутствуют [5, с. 15]. Крупные компании доминируют на рынке и привлекают ресурсы под привлекательные для развития бизнеса проценты, тогда как мелкие и даже средние предприятия, которые в значительной степени нуждаются в инвестициях, не имеют инструментов и механизмов эмиссионной деятельности на фондовом рынке. Если механизмы приоритетного инвестирования малого бизнеса, импортоза-мещения и т.п. не прописаны, тогда возникает вопрос: «Какова экономическая эффективность предложенного мегарегулятором инвестиционного механизма фондового рынка для развития национальной экономики?».

Выводы

Стратегический документ по развитию российского финансового рынка является закономерным и необходимым актом регулятора. В ка-

честве основного поставщика ресурсов на российском финансовом рынке Банк России видит внутреннего инвестора, выдвигая на первый план задачу по стимулированию его прихода на рынок, широкой вовлеченности граждан с обеспечением защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Однако только защиты

потребительских прав недостаточно в условиях спекулятивного характера российского финансового рынка. Необходимо защищать внутренние инвестиции от спекулятивного разрушения и создавать благоприятные условия для инвестирования в приоритетные отрасли развития национальной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Хомерики Л. Стратегия Центробанка на следующие три года не сулит россиянам ничего хорошего. URL: http://rusplt.ru/society/plan-razoreniya-stranyi-20112.html.

2. Основные направления развития и обеспечения стабильности и функционирования финансового рынка Российской Федерации на 2016-2018 годы. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/ development/opr_1618.pdf.

3. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru.

4. Семенкова Е.В., Мазаев Н.Ю. Инвестиционный анализ: аномалии современного фондового рынка // Финансы и кредит. 2014. № 43 (619). С. 2-10.

5. Семенкова Е.В. Актуальные проблемы привлечения инвестиций на финансовом рынке // Налоги и финансы. 2015. № 1 (25). С. 14-22.

References

1. Leonid Khomeriki. The Central Bank's strategy for the next three years does not promise to Russians anything good [Strategija Centrobanka na sledujushhie tri goda ne sulit rossijanam nichego horoshego]. URL: http://rusplt.ru/society/plan-razoreniya-stranyi-20112.html.

2. Guidelines for the development of the Russian Financial Market in 2016-2018 [Osnovnye napravlenija razvitija i obespechenija stabil'nosti i funkcionirovanija finansovogo rynka Rossijskoj Federacii na 2016-2018 gody]. URL: http://www.cbr.ru/eng/finmarkets/files/development/DRFM_1618.pdf.

3. Official website of the Bank of Russia [Oficial'nyj sajt Banka Rossi]. URL: http://www.cbr.ru.

4. Semenkova E. V., Mazaev N.Yu. Investment analysis: anomaly of the modern stock market [Investicionnyj analiz: anomalii sovremennogo fondovogo rynka]. Finansy i kredit — Finances & Credit, 2014, No. 43 (619), pp. 2-10.

5. Semenkova E. V. Contemporary issues of the stock market fund-raising [Aktual'nye problemy privlechenija investicij na finansovom rynke]. Nalogi i finansy — Taxes and Finances, 2015, No. 1 (25), pp.14-22.

Выступление В.В. Путина на пленарном заседании

Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 г.

...наша программа импортозамещения также нацелена на создание продукции, конкурентной на мировом рынке, и в этом смысле, хотел бы тоже это подчеркнуть, импортозамещение - это важный этап для наращивания несырьевого экспорта, для встраивания наших компаний в глобальные производственные и технологические альянсы. И не на вторых ролях, а в качестве сильных, эффективных партнеров.

* * *

.мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового климата. Знаю, что на площадках форума об этом много говорилось вчера и сегодня. Будем решать системные проблемы, которых еще достаточно. Речь идет о том, чтобы повысить прозрачность, выравнивать отношения государственных структур и бизнеса. Эти отношения должны строиться на понимании и взаимной ответственности, строгом выполнении и следовании законам, на уважении к интересам государства и общества, безусловной ценности института частной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.