Научная статья на тему 'Финансовый рынок России и стимулирование внутреннего инвестора: механизм взаимодействия'

Финансовый рынок России и стимулирование внутреннего инвестора: механизм взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ / БАНКИ / МФО / FINANCIAL MARKET / FINANCIAL ACCESSIBILITY / BANKS / MICROFINANCE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Марина Александровна, Луняков Олег Владимирович

В статье анализируются современные проблемы российского финансового рынка с точки зрения стимулирования внутреннего инвестора в интересах достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста. Рассматриваются такие вопросы, как взаимосвязь проблем развития финансового рынка с проблемами развития национальной экономики, стратегии развития финансового рынка России с другими направлениями экономической политики. Раскрываются особенности институтов и различных сегментов современного финансового рынка России, вносятся предложения по стимулированию внутреннего инвестиционного спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамова Марина Александровна, Луняков Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MARKET OF RUSSIA AND PROMOTING A DOMESTIC INVESTOR: MECHANISM OF INTERACTION

The article discusses the current problems of the Russian financial market in aspects of stimulating the domestic investor for achieving the financial stability and ensuring the economic growth. Such questions as the interrelation of the problems of financial market development with the problems of the national economy development, the strategy of the financial market development of Russia with other areas of economic policy are considered. The features of institutions and various segments of the modern financial market of Russia are revealed, proposals for stimulating domestic investment demand as well.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок России и стимулирование внутреннего инвестора: механизм взаимодействия»

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ИНВЕСТОРА: МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье анализируются современные проблемы российского финансового рынка с точки зрения стимулирования внутреннего инвестора в интересах достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста. Рассматриваются такие вопросы, как взаимосвязь проблем развития финансового рынка с проблемами развития национальной экономики, стратегии развития финансового рынка России с другими направлениями экономической политики. Раскрываются особенности институтов и различных сегментов современного финансового рынка России, вносятся предложения по стимулированию внутреннего инвестиционного спроса.

Ключевые слова. Финансовый рынок, финансовая доступность, банки, МФО.

Abramova M.A, Lunyakov О.У.

FINANCIAL MARKET OF RUSSIA AND PROMOTING A DOMESTIC INVESTOR:

MECHANISM OF INTERACTION

Abstract. The article discusses the current problems of the Russian financial market in aspects of stimulating the domestic investor for achieving the financial stability and ensuring the economic growth. Such questions as the interrelation of the problems of financial market development with the problems of the national economy development, the strategy of the financial market development of Russia with other areas of economic policy are considered. The features of institutions and various segments of the modern financial market of Russia are revealed, proposals for stimulating domestic investment demand as well.

Keywords. Financial market, financial accessibility, banks, microfinance organizations. Введение

В современных условиях макроэкономической и финансовой нестабильности в России, ограниченности или закрытия многих внешних источников финансирования, длительного режима санкций стало очевидным, что обеспечение экономического роста невозможно без доступа субъектов рынка всех отраслей экономики к инструментам российского финансового рынка, как к внутренним источникам финансирования, прежде всего, к инструментам долгового и долевого финансирования, так и к инструментам страхования рисков. Задача стимулирования внутреннего инвестора и создания благоприятных условий для его деятельности на российском финансовом рынке становится первоочередной. Решить указанную задачу без стимулирования развития и внедрения инноваций, как в сфере формирования продуктового ряда субъектов финансового рынка, реализации услуг,

ГРНТИ 06.73.45

© Абрамова М.А., Луняков О.В., 2019

Марина Александровна Абрамова - главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра денежно-кредитных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва). Олег Владимирович Луняков - директор Научно-исследовательского центра денежно-кредитных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Луняков О.В.): 125993, Москва, Ленинградский пр., 49 (Russia, Moscow, Leningradsky av., 49). Тел.: +7 495 682 50 11. Е-mail: OVLunyakov@fa.ru. Статья поступила в редакцию 10.07.2019.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

так и в области регуляторной деятельности, не представляется сегодня возможным. И это признается на всех уровнях.

Прежде всего, необходимо отметить прилагаемые усилия в решении указанной задачи со стороны государства. Из последних документов 2019 года - законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» [1], который хотя однозначно и констатирует решающую роль капитальных вложений, определяющих развитие реального сектора экономики, но не оставляет без внимания и финансовые условия введения дифференцированных режимов (общий, проектный, территориальный) инвестиционной деятельности.

Свой вклад в поощрение внутренних инвестиций и развитие инноваций на финансовом рынке вносит и Банк России. В частности, действия Банка России, обозначенные в «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» [2], нацелены на решение этой задачи. Документ содержит описание конкретных механизмов достижения поставленных целей развития российского финансового рынка как важнейшего сегмента социально-экономической системы. Приоритетными направлениями справедливо определены: формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности, обеспечение доступности финансовых услуг и капитала. Очевидно, что эти направления развития рынка весьма актуальны, имеют стратегический долгосрочный характер и, безусловно, важны для формирования ликвидного, сбалансированного по секторам и эффективно действующего финансового рынка.

Вместе с тем, современное состояние российского финансового рынка, его «архитектура» не дают пока оснований утверждать, что его развитие нацелено на обеспечение реального экономического роста как следствие активной роли внутреннего инвестора. Такой вывод следует из полученных результатов исследования состояния как отдельных институтов, так и сегментов финансового рынка России. Результаты исследования

Анализ статистических отчетов центральных банков разных стран [3; 4] и международных организаций, таких как Банк международных расчетов и Международный валютный фонд [5; 6], позволил констатировать, что российский финансовый рынок остается пока недостаточно развитым по сравнению с другими странами, даже с теми, которые относятся к группе стран с развивающимися рынками (прежде всего - Китай, Бразилия). На российском финансовом рынке обращается менее 1% глобальных финансовых ресурсов (0,8% - акции и 0,5% - долговые ценные бумаги) и это при том, что доля России в глобальном ВВП (по паритету покупательной способности) - 3,1% (данные за 2018 год) [7].

Следует отметить, что финансовый рынок является неотъемлемой частью национальной экономики как особой социально-экономической системы. Его состояние и развитие во многом определяется общими макроэкономическим факторами. Соответственно, если наблюдается стагнация экономики, выражающаяся в падении темпов роста ВВП (рост ВВП в 2018 году по сравнению с 2017 годом в ценах 2016 года составил немногим более 1%), снижении доли инвестиций в основной капитал в ВВП (2017 год - 21,5%, 2018 год - 20,7%) [8], то это негативно влияет на состояние финансового рынка. Вместе с тем, развитие финансового рынка, ориентированное на стимулирование внутреннего инвестора, может и должно стать драйвером экономического роста.

Справедливой и научно обоснованной считаем позицию Банка России относительно роли финансового рынка. Формируя важные условия для развития экономики, сам по себе он не может быть основным источником устойчивого повышения экономического потенциала. Отсюда следует важность координации разработанных Банком России основных направлений развития финансового рынка с видами государственной экономической политики: денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, со структурной политикой, нацеленной на решение структурных проблем в рамках согласованной системы государственного стратегического и оперативного планирования. Однако такая координация достигается не сразу.

В настоящее время объективно можно выделить следующие проблемы развития институтов и сегментов российского финансового рынка, которые негативно воздействуют на поведение внутреннего инвестора:

1. Начиная с 2013 года наблюдается стагнация на рынке акций (капитализация национальных компаний остается на уровне 600 млрд долл., что в 10 раз меньше, чем в Китае [7]). При этом, нет се-

рьезных оснований для формирования ожиданий роста. Сегодня можно констатировать фактически полное прекращение новых публичных выпусков акций (IPO/SPO). За 2018 г. не было ни одного IPO на российском рынке и малозначимый объем SPO;

2. В «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» [2] и «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» [9], среди инструментов финансирования экономики особое внимание уделяется развитию долгового финансирования, а именно - корпоративным облигациям. С одной стороны, рынок корпоративных облигаций показывает восходящую динамику (за 10 лет с 2008 по 2018 гг. его объем вырос в 2,8 раза), однако, по сравнению с другими странами, он является недостаточно развитым (объем рынка долговых ценных бумаг в России в два раза меньше китайского [7]). Кроме того, выпуск облигаций и их дополнительная эмиссия являются довольно дорогой процедурой, доступной и успешно реализуемой лишь крупными публичными компаниями. В качестве исключения можно привести пример выхода на публичный рынок заимствований России Сибирской сети шаурмы «Дядя Дёнер» (в 2019 году компания запустила 50-летнюю программу облигаций для привлечения 300 миллионов рублей) [10];

3. В «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» констатируется низкая активность населения на финансовом рынке при преобладании в структуре сбережений банковских депозитов. Данная взаимосвязь объясняется «исторически низким доверием к небанковским финансовым посредникам из-за деятельности теневых и недобросовестных участников рынка» [2]. Вместе с тем, по нашему мнению, главная причина все же заключается в сложившихся макроэкономических условиях. Реальные располагаемые доходы населения не позволяют их использовать в качестве источника внутренних инвестиций. Так, по данным Рос-стата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, в целом, по экономике Российской Федерации за первый квартал 2019 года составляет 43 944 руб. Причем средний уровень использования денежных доходов населения России, направляемых на сбережения, составляет около 8%, а основная часть доходов населения (74,9%) расходуется на оплату товаров и услуг текущего потребления [8]. И только 4,4% населения получают более 100 тыс. руб. в месяц [11]. Именно от них и можно ожидать вложений на финансовом рынке. Однако эта доля потенциальных инвесторов демонстрирует консерватизм и осторожность в вопросах диверсификации сбережений, что детерминируется невысоким уровнем доверия к государству в целом, его способности гарантировать сохранность сбережений. С другой стороны, население привыкло хранить свои сбережения в «твердой» валюте. Долларизация российской экономики хоть и снижается постепенно, но, вместе с тем, иностранная валюта остается действенным инструментом для страхования сбережений от возможной волатильности национальной валюты. При двукратном снижении курса рубля за последние 4 года (а за 10 лет - в три раза), эффективность вложений в рублевые финансовые инструменты остается низкой. И в данном случае вновь обостряются вопросы взаимосвязи финансового рынка и экономики, в целом, а также взаимосвязи развития финансового рынка и денежно-кредитной политики, управления государственными финансами. Считаем, что без обеспечения макроэкономической стабильности невозможно нормальное развитие финансового рынка;

4. Особое место в документах и мероприятиях Банка России в настоящее время занимают вопросы повышения финансовой грамотности и финансовой доступности. Отметим, что общее состояние финансовой грамотности и финансовой доступности в России можно охарактеризовать как удовлетворительное. По такому показателю финансовой доступности, как уровень владения счетами (доля взрослого населения в возрасте от 18 лет, имеющего банковские счета), составляет 79,5%. Россия превосходит средние показатели по развивающимся странам и странам с растущими экономиками Центральной Азии и Европы (51,4%), странам с высоким уровнем дохода, не входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (72,8%) [12]. Важным шагом для роста вовлеченности населения в операции на фондовом рынке стало распространение с 2015 года индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), но пока этот сегмент финансового рынка находится на этапе становления и не имеет характера пенсионных сбережений, что определяет его низкий уровень. В частности, только 0,24% взрослого населения имеют ИИСы. Формирование инвестиционных ресурсов, так называемых «длинных» денег», для экономики России невозможно без развития накопительного компонента

пенсионной системы. В этой связи введение и развитие индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который является стандартным пенсионным продуктом, основанным на квазидобровольной накопительной компоненте, является обоснованным. В то же самое время, следует учитывать, что попытки развития таких продуктов предпринимались в России и ранее, но успеха не имели. Это обусловлено, в первую очередь, низким уровнем располагаемых доходов граждан, что отмечалось выше;

5. «Банкоцентричность» российского финансового рынка. Следует заметить, что в России на банки, включая Центральный банк, приходится 87% всех активов финансовых институтов. Доля активов банковского сектора в ВВП на 01.01.2019 г. составила 90,8% (92,5% на 01.01.2018г.) [13]. «Банкоцен-тричность» финансового рынка, первоначально рассматриваемая как его особенность, становится в последнее время проблемой его развития. Следует отметить, что, при абсолютном доминировании банков в структуре финансовых активов, вклад банковского сектора в 2018 году в развитие экономики оказался ниже результата предыдущего года, а вклад иных институтов финансового рынка России не демонстрирует восходящей динамики. Кроме этого, сами банки, в том числе, входящие в ТОП-5 в международных рейтингах, не являются лидерами. Так, ПАО «Сбербанк» в 2018 году в рейтинге 0Ь0БЛЬ-500 занимал 129 место, а по данным на 2019 год - 139 место [14].

Также не может не беспокоить и продолжающееся тенденция сокращения количества банков в России. В традиционных аналитических отчетах Банка России приводится динамика ключевых показателей деятельности участников финансового рынка. И, как правило, основной акцент в таких отчетах делается на сопоставлении достигнутых количественных показателей за прошедший год без должного выявления внутренних причин их изменений на качественном уровне. В частности, арифметическое сравнение фактически достигнутого результата с предшествующим наглядно представлено при рассмотрении причин роста/снижения, например, кредитов по отраслям экономики, видов кредитов, банковских ссуд в рублях и иностранной валюте, межбанковских кредитов, портфелю ценных бумаг и прибыли кредитных организаций. Все эти показатели обычно приводятся лишь в количественном измерении без должного качественного анализа.

Кроме того, полагаем, что для стимулирования инвестиций на финансовом рынке России в условиях доминирования банков необходимо уделять большее внимание кредитному каналу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Причем, не только в контексте его взаимодействия с процентным каналом и достижением операционной цели денежно-кредитной политики. Хотя формирование предсказуемой динамики процентных ставок, как результат действий центрального банка, обеспечивает внутреннюю макроэкономическую стабильность и - прежде всего - сохранение стабильно низкой инфляции. Для повышения доступности фондирования для широкого круга субъектов экономики важным является не столько развитие рынка корпоративных облигаций, при всей важности и привлекательности данного сегмента, но и доступность кредита для различных секторов экономики, в том числе, для домохозяйств.

Следует отметить, что доля ссуд физическим лицам с просроченными платежами свыше 90 дней в общем объеме ссуд незначительна. С начала 2019 года она даже снизилась с 5,4% в январе 2019 года до 5,1% в мае 2019 г. [15]. Однако российский финансовый рынок в контексте его банко-центричности, в целом, является недостаточно эффективным для решения структурных проблем развития реального сектора российской экономики. В частности, это касается проблемы наличия дисбаланса между растущей прибыльностью экономики и низким уровнем инвестиций в капитал и экономический рост. Растущие объемы прибыли банков не направляются в соответствующих пропорциях в инвестиции.

По данным Росстата, в среднем по России, лишь около 10% инвестиций в основной капитал финансируется за счет банковских кредитов [16]. И дело не только в процентной ставке, но и в отсутствии внутреннего стимула у банков для предоставления кредита, в том числе, вследствие жесткого регулирования со стороны Банка России. Политика Центрального банка оправдана тем, что в банковской системе сохраняются пока риски финансовой нестабильности. Доля кредитов, не приносящих доход за вычетом резервов на возможные потери по итогу 3 квартала 2018 года достигала 17% от величины регуляторного капитала. Это может указывать на наличие существенного источника нестабильности банковского сектора, потенциальные потери капитала. По-прежнему, остается тревожным высокий уровень проблемных ссуд.

В целом, деятельность коммерческих банков по кредитованию реального сектора экономики и политика Банка России в контексте ускорения экономического развития, доступности кредита, платности кредитных услуг, также остается без должного анализа и оценки. При сохранении реальных процентных ставок в положительной области в 2017 году наблюдалась достаточно высокая привлекательность рублевых вложений, а рост розничного кредитования (при взвешенном и осторожном подходе банков к выбору заемщиков и направлений кредитования) в значительной мере носил восстановительный характер и, в целом, соответствовал динамике доходов населения.

Отметим, что достижение условий по формированию инвестиционного спроса, достаточного для стимулирования экономического роста, связано с повышением значимости кредитного канала и им-плементацией пропорционального регулирования в стимулирующих механизмах. Возможными критериями для введения рычагов и стимулов могут выступать качественные индикаторы, такие как применяемая бизнес-модель банка, размер принимаемых рисков, оцененные в национальных рейтингах. Тем самым, требуется расширение количественных показателей, связанных с размером капитала банка, за счет внедрения качественных индикаторов. Развитие качественного подхода, в частности, к банковскому регулированию, основанного на дифференциации банков в соответствии с профилем принимаемых ими рисков, позволит Центральному банку более эффективно реализовывать механизмы стимулирования, способствовать более активному участию банков в кредитовании экономики, что, в конечном итоге, окажет позитивное воздействие на формирование внутреннего инвестиционного спроса и достижение реального экономического роста.

Несмотря на высокий уровень кредитов, предоставленных кредитными организациями, в общем объеме кредитов экономике, следует отметить и развитие рынка микрофинансирования. Определенным драйвером расширения спроса со стороны малого бизнеса, населения на программы микрофинансирования можно рассматривать наличие упрощенной системы получения заемных средств. Однако уровень финансовой стабильности МФО в Российской Федерации, транспарентность их деятельности и стоимость оказываемых ими финансовых услуг не позволяют на высоком уровне удовлетворить спрос. По итогам 2018 года количество МФО в России сократилось на 269 единиц, на начало 2019 года в реестре Банка России их осталось 2002 единицы. При этом следует отметить, что из них только 1042 имеют опыт работы более трех лет. Вместе с тем, в условиях общего сокращении числа участников рынка микрофинансирования, портфель МФО за 2018 год увеличился на 33%, а объем выданных займов вырос на 20% [13].

Рост рынка микрофинансирования наблюдается во всех сегментах: это и микрозаймы «до зарплаты», и потребительские микрозаймы физическим лицам. Важным фактором для стимулирования внутреннего инвестора является развитие МФО предпринимательского финансирования, т.е. организаций, основным направлением деятельности которых является предоставление займов предприятиям малого и среднего бизнеса. Всего в начале 2018 года малым и средним предприятиям (МСП) займы выдавали 380 из 2271 МФО. Две трети участников микрофинансирования бизнеса составили фонды поддержки предпринимательства, оставшаяся треть - коммерческие МФО, выдающие займы предпринимателям [17].

Подчеркнем, что для стимулирования предпринимательского финансирования для МФО увеличен максимальный размер микрозаймов юридическим лицам до 3 млн руб. В том случае, если МФО специализируется на предоставлении финансовых услуг малому и среднему бизнесу, то при соответствии критериям, указанных в Программе стимулирования кредитования субъектов МСП, организация может получить кредит от уполномоченного банка или Корпорации для целей финансирования МСП. Минимальная сумма кредита - 3 миллиона рублей, ставка по кредиту для малых МФО - до 10,6%, для средних МФО - до 9,6%. Однако это пока не решает проблему развития МФО предпринимательского финансирования. Необходимы льготы в части формирования резервов на возможные потери по займам, введение адекватной оценки кредитоспособности заемщика. В ином случае микрозаймы будут оставаться в зоне факторов риска для финансовой стабильности. Так, за 2018 год объем просроченной задолженности увеличился более чем на 14 млрд руб. Только за январь 2019 года просроченная задолженность на рынке микрофинансирования увеличилась на почти 500 млн руб. [13].

В условиях происходящей диджитализации экономики нельзя не затронуть и вопрос влияния фин-теха на состояние и перспективы развития финансового рынка России. Диджитализация предполагает

глубокую трансформацию бизнеса на финансовом рынке, подразумевающую использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышение качества финансовых услуг, улучшение каналов коммуникации с клиентами. В результате диджитализации изменяющиеся потребности клиентов удовлетворяются на более качественном уровне. Финансовые услуги становятся для экономических агентов более привлекательными, гибкими и удобными, а для бизнеса упрощаются внутренние и внешние коммуникации, происходит автоматизация производства и других внутренних процессов компании. Кроме этого, в настоящее время активно ведутся разработки моделей адаптации к использованию на российском финансовом рынке новейших финансовых технологий (прежде всего, технологии блокчейн, оборота криптовалют, ICO, смарт-контракты и пр.) на основе критического анализа зарубежного опыта их внедрения и практического применения.

В результате, как предполагается, институты финансового рынка будут адаптироваться к новым условиям. Речь идет о полностью цифровых банках, работающих через сеть Интернет без физических отделений, о замещении персонала роботами. Так, Мосбиржа подписала меморандум о создании цифровой платформы «Маркетплейс» с 21 представителем финансового рынка. Платформа должна связать участников рынка и дать возможность удаленно заключать и исполнять договора по различным услугам [18]. Все это, несомненно, меняет архитектуру финансового рынка, но, вместе с тем, и продуцирует дополнительные риски. Прежде всего, повышаются киберугрозы и риски уязвимости в информационной безопасности финансовых организаций, каналах предоставления услуг, которые Банком России рассматриваются в составе операционных рисков. Предполагаем, что эффективное управление такого рода рисками заключается в их выделении в отдельный объект регулирования. Выводы

Проведенное исследование показывает, что в настоящее время финансовый рынок в России не отличается разнообразием номенклатуры используемых инструментов. Банки, занимая превалирующую долю в финансовых активах на рынке, не демонстрируют должной готовности к реализации своего потенциала на финансовом рынке. Поэтому банковский сектор пока не может характеризоваться как триггер роста экономики, но и не является сдерживающим этот рост сегментом национальной экономики. В нем заложен значительный потенциал экономического развития. Банку России, как мегарегу-лятору финансового рынка, необходимо корректно и объективно его оценивать, а в регуляторной деятельности способствовать более эффективному и потенциально более безопасному его функционированию.

ЛИТЕРАТУРА

1. О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/36139 (дата обращения 25.06.2019).

2. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarket/development/develop/main_directions (дата обращения 25.06.2019).

3. World Federation of Exchanges Database. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.world-exchanges.org/home/index.php/statistics (дата обращения 25.06.2019).

4. The Global Competitiveness Report 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/ docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf (дата обращения 25.06.2019).

5. Bank of International Settlements Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org (дата обращения 25.06.2019).

6. IMF World Economic Outlook Database, April 2019.

7. World Federation of Exchanges database. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.world-exchanges.org (дата обращения 25.06.2019).

8. Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/19437326 (дата обращения 25.06.2019).

9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 г. и период 2020 и 2021 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2019(2020-2021).pdf (дата обращения 25.06.2019).

10. Сеть шаурмы из Сибири выпустила облигации на 300 миллионов рублей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://snob.ru/news/159564 (дата обращения 25.06.2019).

11. РИА «Рейтинг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/20181203/630113417. html (дата обращения 25.06.2019).

12. Стратегия повышения финансовой доступности в России на период 2018-2020 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarket/development/development_affor/strategy (дата обращения 29.06.2019).

13. Годовой отчет Банка России за 2018 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/god (дата обращения 29.06.2019).

14. Brand Finance Global 500 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://brandirectory.com/rankings/ global-500-2018 (дата обращения 29.06.2019).

15. Информация о рисках кредитования физических лиц в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/risk_19.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627 (дата обращения 29.06.2019).

16. Абрамова М.А., Игонина Л.Л. Денежно-кредитные факторы активизации внутреннего инвестиционного спроса в российской экономике // Финансы: теория и практика. 2018. Том 22, № 1. С. 128-143.

17. Центробанк узнал у МФО о проблемах при финансировании предпринимателей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10565324 (дата обращения 29.06.2019).

18. Мосбиржа создает «Маркетплейс» для удаленного заключения сделок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/2018-10-19_mosbirzha_sozdaet_marketplej s_dlya_udalennogo (дата обращения 29.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.