Садыков Т.У?
ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ключевые слова: информация, экономическая информация, нормативно-справочная информация, информационная безопасность, электронная система документооборота, электронное правительство, проблемы функционирования электронного правительства.
Keywords: information, economic information, standard reference information, information security, electronic system of document flow, electronic government, problems of functioning of the electronic government.
В соответствии с Государственной программой «Информационный Казахстан - 2020», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 г. № 464 «О Государственной программе «Информационный Казахстан - 2020» и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»», индекс электронного правительства Казахстана (по методике ООН) к 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран мира [1, с. 4]. Интенсивное внедрение современной системы электронного правительства в государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития Республики Казахстан и структурных преобразований в экономике [2, с. 43].
В рамках Государственной программы «Информационный Казахстан - 2020» достигнуты значительные успехи в секторе информационно-коммуникационных технологий Казахстана. В рейтинге ООН по развитию «электронного правительства» Казахстан занял в 2014 году 28 место, улучшив свои позиции по сравнению с 2012 годом на 10 мест. Так, например, проект «е-лицензирование» признан лучшим в категории «E-business» World summit on the information society (WSIS) Project Prizes 2013 среди 280 проектов из 64 стран мира. В настоящее время предоставлен доступ граждан Республики Казахстан к электронному правительству через портал электронного правительства, центры обслуживания населения и единый контакт-центр по вопросам оказания государственных услуг. Все граждане страны и бизнес вне зависимости от места нахождения имеют возможность получения электронных услуг.
Посредством портала электронного правительства предоставляются 570 электронных услуг и сервисов. В настоящее время у граждан есть возможность открыть бизнес в течение одного дня, участвовать в государственных закупках и сдать налоговую отчетность онлайн. Посредством инфраструктуры e-Gov 17-ти миллионному населению Республики Казахстан оказано более 38 млн. электронных услуг и выдано более 83 000 лицензий и разрешений.
Также, в связи с большой территорией Республики Казахстан, функционируют 70 мобильных ЦОН и 5 специализированных ЦОН. В настоящее время в Казахстане сформирована как архитектура, так и инфраструктура электронного правительства. В телекоммуникационном секторе Казахстан достиг таких показателей как 50 место в отчете ГИК ВЭФ 2013 по «Индексу сетевой готовности», а уровень компьютерной грамотности населения составил 63,2%. В настоящее время услуги широкополосного доступа к сети Интернет в Республике Казахстан развиваются посредством современных телекоммуникационных технологий CDMA/EVDO, 4G и FTTH/B. В АО «Казахтелеком» созданы и функционируют 15 дата-центров в областях и городах республиканского значения. Так, развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствовало увеличению количества пользователей Интернет в Республике Казахстан до 71% (12 млн. человек). В 2015 году достигнут 95%-ный охват цифровым теларадиовещанием [3].
В системе функционирования экономики и управления в условиях развития электронного правительства в Казахстане весьма важным является анализ проблемы эффективного ведения нормативно-справочной информации. Здесь имеется в виду, что такой комплексный вопрос должен быть рассмотрен с позиции рациональной организации нормативно-справочной информации, её документирования и информационной безопасности. В настоящее время в части ведения нормативно-справочной информации 70% крупных коммерческих компаний Казахстана уже автоматизировали свои бизнес-процессы [4].
Все существующие системы, как правило, используют свою нормативно-справочную информацию, хранящуюся в различных информационных справочниках. Результатами такого устаревшего подхода к ведению нормативно-справочной информации являются: сложность формирования консолидированной отчетности в рамках всей организации; финансовые потери из-за проблем оперативного контроля и анализа производственных процессов, а также отсутствие возможности своевременных корректирующих воздействий; увеличение расходов на поддержание локальных информационных систем и обеспечение информационных состыковок - интерфейса между различными системами.
1 Садыков Туртубек Умутканович - д.э.н., профессор Евразийского национального университета, г. Астана, Казахстан. Научные интересы: информационная экономика. E-mail: [email protected].
Для решения перечисленных проблем необходимо разработать такие подходы, которые позволили бы все системы «разговаривать на одном языке», то есть создать единую систему классификации и кодирования информации или единую систему управления нормативно-справочной информацией. Такая разработка станет одним из важнейших элементов создания единого информационного пространства. Тогда во всех организациях Казахстана и их сферах деятельности, независимо от того, где они находятся, будут использоваться единые наименования объектов, а работа различных информационных систем будет основываться на общих регламентах, правилах и процедурах.
По нашим подсчётам в Казахстане в связи с технико-технологическими возможностями создаваемой единой нормативно-справочной информации минимальное количество запросов на Портал электронного правительства к концу 2016 года может возрасти до 335 530 в минуту. В целом, внедрение единой нормативно-справочной информации позволит провести комплексную автоматизацию административных процедур и бизнес-процессов. Такое внедрение позволит получать и предоставлять населению, бизнесу, правительству и другим государственным органам разного рода услуги путём создания единого централизованного информационного пространства ведения нормативно-справочной информации.
В системе электронного правительства анализ проблем электронного документирования является сегодня в Казахстане весьма востребованным. Дело в том, что одной из таких проблем развития электронного правительства Казахстана является проблема формирования шаблонов форм и готовых документов для отправки на хранение в интегрированные информационные системы центров обслуживания населения. С целью обеспечения информационной безопасности эта проблема должна быть решена на уровне шлюзов электронного правительства. Решение этой проблемы позволит не только обеспечить информационную безопасность, но и отработать механизмы гарантированной отправки-доставки электронных документов для их хранения и повторного использования. Задача под названием «Развитие веб-портала и шлюза «электронного правительства» Республики Казахстан» в рамках повышения уровня обеспечения информационной безопасности ставит своей целью реализацию возможности унификации и ввода 20 новых шаблонов электронных форм, используемых для формирования электронных документов.
Учитывая мировой опыт по организации прямого диалога государства с населением, необходимо стремиться к организации взаимодействия государственных органов и граждан на доверительной основе. Данная задача включает в себя целый комплекс модулей и подсистем, направленных на достижение обеспечения прямого диалога между государством и гражданином: модуль для обсуждения законов и законопроектов, а также модуль «Открытое правительство». Всё это, вместе взятое, позволит достичь прозрачности деятельности государственных органов, поскольку появляется возможность пользователям портала электронного правительства высказывать свое мнение и получать оперативные ответы и разъяснения в виде электронных документов от тех же государственных органов.
Кроме того, в Казахстане Пункты общественного доступа также позволяют гражданам беспрепятственно обратиться к порталу электронного правительства и получить государственную услугу. Пункты общественного доступа были созданы для обеспечения равноправного доступа к государственным и иным информационным ресурсам, для ликвидации информационного неравенства между мегаполисами и жителями сельских районов и небольших городов и для повышения компьютерной и общей грамотности через использование Интернет-технологий.
Единая система электронного документооборота государственных органов - ЕСЭДО обеспечивает автоматизацию технологических процессов документационного обеспечения, обработку документов, создаваемых и используемых в делопроизводстве государственных органов Республики Казахстан как на ведомственном, так и на межведомственном уровне с применением электронной цифровой подписи на основе единых стандартов и регламентов. В этой связи проведённый нами анализ государственных услуг и аттестации информационных систем государственных органов на соответствие требованиям современных программных продуктов, а также необходимой информационной безопасности выводит нас на следующие основные проблемы и пути их решения [5, с. 11]. К основным проблемам можно отнести следующие: большинство используемых прикладных систем в информационных сетях построены на разных программно-аппаратных платформах; прикладные системы недостаточно интегрированы между собой, в них используются не полностью стандартизованные или отличающиеся по структуре и составу справочники; недостаточная централизованная система поддержки доступа пользователей к нормативно-справочной информации; недостаточная система подачи заявок на изменение нормативно-справочной информации; недостаточное оповещение подписчиков системы об изменении значений нормативно-справочной информации; в существующих справочниках не полностью описываются объекты учета, недостаточно унифицированы их наименования и недостаточно стандартизована система кодирования.
Кроме того, надо подчеркнуть, что поставщиком государственных услуг является Республиканское государственное предприятие на правах хозяйственного ведения «Государственная техническая служба». В целях повышения качества программных продуктов и эффективного обеспечения информационной безопасности мы предлагаем этой технической службе обратить внимание на следующее: есть необходимость проверки общей структуры на соответствие политике безопасности и размещения компонентов в структуре; имеется необходимость проверки конфигурации компонентов, являющихся составляющими информационных систем; требуется полная экспертиза организационных мер информационной безопасности эксплуатируемой информационной системы; следует провести своевременное инструментальное обследование компонентов информационной системы, позволяющих пользователям получать доступ к информации в обход существующих механизмов защиты; следует обратить внимание на дальнейшее повышение качества национальных продуктов в области информатизации и исключение фактов недоработки программных продуктов при их вводе в эксплуатацию.
Мы считаем, что для системы защиты информации от несанкционированного доступа веб-портал и шлюз электронного правительства Казахстана должны эффективно обеспечивать: защиту от вмешательства в функционирование
информационных систем посторонних лиц; идентификацию и аутентификацию пользователей, участвующих в процессе обмена информацией посредством информационных систем; разграничение доступа пользователей к ресурсам информационных систем; определение прав пользователей на ввод, корректировку, просмотр данных и доступ к системным ресурсам на основе «ролевой» модели; протоколирование работы пользователей; передачу и хранение парольной информации исключительно в зашифрованном виде; контроль целостности составных частей информационных систем; защиту от несанкционированной модификации; защиту конфиденциальных данных от утечки по техническим каналам; защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа или модификации при ее обработке, передаче или хранении; невозможность обхода сервисов, обеспечивающих информационную безопасность; установку на рабочих местах пользователей системы антивирусных программ; установку регулярных процедур резервирования, формирования копий данных и тестирования, их своевременного восстановления; разработку и согласование собственных регламентов и руководств организации по организации информационной безопасности.
В качестве базовых средств защиты от несанкционированного доступа должны использоваться средства администрирования операционной системы, системы управления базами данных и межсетевыми экранами (firewall). Межсетевые экраны должны, как минимум, обеспечивать исключение несанкционированного доступа к защищаемым сетевым ресурсам информационной системы или быть интегрированы в систему защиты информации, а также поддерживать гибкое конфигурирование собственных настроек безопасности и обеспечивать ведение, сбор и анализ журналов событий.
Система защиты информации от несанкционированного доступа должна изменяться по мере внедрения новых технологий и подсистем с учетом требований по обеспечению информационной безопасности. Информационная система при сбоях, ошибках или отказах программно-технических средств должна обеспечивать сохранность информации, накопленной до возникновения сбоя.
Список литературы и источников
1. Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020». - Астана, 2013.
2. Садыков Т.У. Методология информационной экономики: научная монография / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ТАСИС, 2010. - 174 с.
3. Официальные веб-ресурсы компаний: www.nat.kz;www.isystems.kz;www.nitec.kz;www.msmax.kz,www.mont.kz
4. Официальный сайт Электронного правительства Республики Казахстан - www.e.gov.kz
5. Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан № 983 от 29 сентября 2010 года.