Научная статья на тему 'Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае'

Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
376
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

В работе предлагается инновационный подход к решению проблемы формирования туристского кластера на примере Приморского края. Обозначены основные этапы решения проблемы формирования туристского кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION TOURIST CLUSTER IN PRIMORSKI TERRITORY

In work the innovative approach to the decision of a problem of formation tourist cluster on an example of Primorski Territory is offered. The basic stages of the decision of a problem of formation tourist cluster are designated.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае»

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

В работе предлагается инновационный подход крешению проблемы формирования туристского кластера на примере Приморского края. Обозначены основные этапы решения проблемы формирования туристского кластера.

В последние годы кластеры как объекты экономического анализа и синтеза привлекают внимание широкого круга экономистов. При этом не существует конкретных методик по формированию кластеров. Использование кластерного подхода для повышения эффективности туристской деятельности наиболее эффективно, поскольку для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, технологически не связанных между собой.

До сих пор в научной литературе продолжаются дискуссии по поводу определения кластеров. В связи с обилием публикаций на эту тему мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Для успешного использования кластерного подхода не менее важно определение не только самого кластера, а его свойств. Сформулируем основные свойства кластеров.

Во-первых, кластеры не возникают сами по себе. Сначала развитие надо организовать, а лишь потом капитализировать.

Во-вторых, кластер привязывается к конкретному региону и опирается на его ресурсный потенциал. Образ одноименного кластера в одном регионе будет отличаться от образа кластера в другом регионе. С этой точки зрения кластеры являются уникальными экономическими образованиями.

В-третьих, кластер обладает свойствами проектной системы, поскольку является результатом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как управленческий

И.С. Мартышенко

проект. Это свойство кластеров позволяет применять к ним методы управления проектами. Поэтому, стержнем эффективного функционирования кластера как экономической системы является процесс стратегического планирования.

В-четвертых, для формирования ядра будущего кластера, а в дальнейшем и его развития, необходимо выстроить некоторую институциональную структуру, в рамках которой инициируются законодательные инициативы и формируются механизмы по отслеживанию исполнения принятых законодательных актов.

В экономической литературе часто не проводят различий между понятиями институциональной структуры и институциональной среды. Приведем одно из определений институциональной среды.

Институциональная среда — совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения.

Новые институциональные формы должны создаваться на основе представления о том, как связывать и сорганизовывать разноформационные знания. Они создаются в противовес ведомственно-отраслевому укладу, формирующему вполне определенное сознание, которому не свойственно инновационное развитие системы в целом. Для кластерного межотраслевого мулыисферного сознания необходимо совершенно другое мышление и другой тип институционального действия [1].

В-пятых, основополагающим свойством кластера является его инновационная направленность.

В-шестых, свойством кластерной среды является то, что в ней проекты реальной экономики соединяются один с другим, образуя устойчивую и расширяющуюся проектную инфраструктуру, запускающую синергетические механизмы. В кластерной

среде не «деньги липнут к деньгам», а одни проекты инициируют появление других новых проектов.

В-седьмых, процесс формирования кластера — это процесс формирования развивающейся системы. Невозможно сразу создать и реализовать такой сложный проект как кластер. Элементы проекта постоянно уточняются по мере создания кластера. Сначала создаются некоторые контуры кластера, затем ядро и т.д.

Перечисленные свойства кластеров, скорей всего, и объясняют то, что до сих пор нет сколько-нибудь внятных методик формирования кластеров — каждое из свойств в настоящее время представляет собой сложную научную проблему, в полной мере не реализованную. Как же тогда быть? По мнению автора, методику формирования кластеров создавать можно и нужно, используя имеющиеся знания. И начинать надо с конца. Под этим мы представляем, как выглядит ситуация, к которой надо прийти в результате реализации программы формирования кластера. Это первый этап. При описании конечного состояния объекта (кластера) необходимо придерживаться инновационного принципа. Это некоторое идеализированное состояние, которое возможно и не будет никогда достигнуто, но к нему надо стремиться. Это своего рода «Нью-Васюки», тем не менее, привязанные к конкретному региону, учитывающие его отличительные черты в ряду других регионов и сопредельных территорий. Если никаких суперзадач не ставить, то никакого инновационного развития не получится.

Например, если под развитием дорожной инфраструктуры мы всегда будем понимать латание дыр на дорогах, мы никогда не будем иметь нормальных дорог. Вопрос, нужно ставить по-другому — какие именно дороги, какого качества необходимо иметь региону, чтобы он мог выполнять миссию, определенную ему в структуре государственного развития. Причем желательно, чтобы характеристики дорог отвечали не сегодняшнему мировому уровню, а завтрашнему.

Такой же подход должен быть использован и в туристкой индустрии. Сначала необходимо сформулировать то, как мы видим некоторое конечное состояние. Оказывается, это не так просто. Вообще, формулировать конкретные цели не так просто. Каждый считает, что он знает, чего он хочет. А когда доходит до конкретной формулировки, то чаще всего можно ожидать ответ: «Хочу, чтобы было хорошо». Но на таком утверждении программу развития всего региона не построишь. Это, все равно, что сказать: «Иди туда — не знаю куда, и найди то — не знаю что». Исходя из этого, сформулировать желаемое конечное состояние кластера весьма затруднительно. Описание сложной цели в новой системе координат — это одна из главных проблем при создании кластера.

Чтобы создать предпосылки для применения научного подхода к формированию кластера для описания желаемого состояния необходимо использовать некоторые ключевые понятия. Ключевые понятия составляют основу системы описания кластеров. Понятия можно определить как элементы системы описания кластера. С использованием этих понятий описание состояния будет более конкретным.

В работе известного российского ученого Г.Б. Клейнера предложено рассматривать кластеры, как совокупность четырех видов систем [2]. Все многообразие экономических систем подразделяются на:

1) объекты — юридические и физические лица, организации, предприятия, их группы, государства, союзы государств и т.п.;

2) процессы — последовательные и более или менее эволюционные изменения состояния тех или иных фиксированных сред или объектов и их групп;

3) среды — системы взаимодействия экономических объектов и место протекания экономических процессов;

4) проекты — относительно кратковременные существенные изменения ситуации в социально-экономической сфере.

Эти четыре типа систем представляют все разнообразие экономических систем в координатах «время — пространство».

При определении ключевых понятий предлагается объекты разделить на три категории: «объекты — производители товаров и услуг»; «объекты — товары и услуги»; «объекты — потребители товаров и услуг». Для описания туристского кластера понятие среды предлагается понимать еще и как туристско-рекреационные ресурсы.

Далее необходимо произвести наполнение понятий конкретным содержанием. Здесь опять возникает вопрос, что же является идеальным состоянием для рассматриваемого региона. Идеальным является такое состояние, которое отвечает глобальным интересам региона.

Глобальные проблемы, стоящие сегодня перед Приморским краем, были определены авторитетными российскими учеными: директором Института опережающих исследований академиком РАЕН Ю. В. Громыко и директором института региональных проектов Ю.А. Авдеевым [3]. Эти ученые в качестве ключевой проблемы выделяют крайне низкую заселенность территории и продолжающуюся миграцию активной части населения края. Эти проблемы могут быть разрешены только путем повышения качества жизни населения края. Качество жизни определяется следующими факторами:

— продолжительность жизни;

— экология и защита окружающей среды;

— доступность и качество жилья;

— качество питания;

— криминальная безопасность;

— социальная безопасность;

— равные возможности;

— доверие к органам власти всех уровней;

— возможность трудоустройства и уровень заработной платы;

— рекреация и туризм.

Для описания желаемого состояния кластера полезно сформулировать цели формирования кластера. Например, в первом прибли-

жении цели создания туристского кластера в Приморском крае можно представить в виде схемы (рис.1). Подчеркнем еще раз, что такую схему ни в коем случае нельзя считать окончательным вариантом цели.

Наполнение понятий «объекты», «процессы», «среды», «проекты» конкретным содержанием производится путем формирования одноименных списков, которые должны решить проблему качества жизни. Проблему качества жизни необходимо рассматривать через призму мнений людей, проживающих на территории региона. Для этого необходимо производить мониторинг по изучению мнений потенциальных потребителей.

Затем между элементами системы описания кластера устанавливаются логические связи в форме графа. В процессе установления связей списки уточняются. На этом этапе крайне важно сопоставить элементы списков, и выделить такие, которые создают синергетический эффект. Одной из основных целей создания кластера является создание системы, обладающей максимальным синергетическим эффектом.

Здесь возникает отдельная научная проблема — создание методик оценки и описания синергетического эффекта, возникающего при реализации различных элементов, используемых для описания кластера. При описании кластера важно рассмотреть прототипы аналогичных систем, в которых удалось добиться значимого результата. С развитием элементов, входящих в описание кластера, связаны два противоположных явления — последствия развития. С одной стороны, развитие каждого элемента несет с собой положительное воздействие на систему кластера, с другой стороны, развитие любого элемента имеет и свои отрицательные последствия. Отрицательной стороне, как правило, не уделяется достаточного внимания при разработке программ стратегического развития. Разработав описание желательного состояния кластера, необходимо выделить ядро кластера, то есть такие элементы описания, которые станут локомотивом развития кластера.

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭФФЕКТИВНОГО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Повышение качества жизни

Рациональное использование природных ресурсов

Повышение доли въездного туризма

Повышение уровня экологической безопасности

Снижение влияния сезонной компоненты

Возрождение лечебно-оздоро-вительных учреждений

Осовение новых туристских территорий и центров

Повышение уровня личной безопасности

Создание условий для массового туризма

и»

В

X

О 2:

О

ю о о

43

Развитие новых туристских направлений

Восстановление и развитий заповедных и парковых зон

Строительство уникальных туристских объектов

Создание морского туризма (круизинга)

Развитие туристской инфраструктуры

Развитие индустрии развлечений и игорного бизнеса

Повышение соотношения цена/качество

Разработка системы экологических проектов

Рекламно-информационное продвижение территориального туристского продукта края

г>

I

ю о

VI

Рис.1. Стратегические цели при построении туристского кластера Приморского края

После формирования списков формируются единицы измерения для элементов списков.

Затем с использованием терминологии, выработанной для описания конечного состояния, производится описание текущего состояния. Только теперь становится ясно, какую информацию нужно собирать для характеристики текущего состояния. При таком подходе мы знаем, какая информация нам понадобится в будущем, а не используем ту информацию, какая есть. Процесс сбора информации тоже необходимо организовывать.

К числу проблем, связанных с формированием кластера, которым в настоящее время уделяется недостаточное внимание, относится проблема формирования позитивного имиджа территории, на которой формируется кластер.

Далее строятся оптимизационные модели перевода элементов системы из начального состояния в конечное состояние, которые относятся к классу моделей выбора проектов [3, 4]. Этап построения моделей, ориентированных на конкретный сектор экономики, является еще одной сложной научной проблемой.

Вывод. В настоящей работе выделены основные проблемы, которые необходимо

решать при разработке туристского кластера региона.

Список литературы

1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход // Энергетика Татарстана. 2007. №№3, 4 (7, 8).

2. Клейнер Г.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории / Г.Б. Клейнер, P.M. Качалов, Н.Б. Нагрудная. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kleiner.ru /Cluster %20STrategy. htm

3. Хасъкович И.И. Дальний Восток в приближении. [Электронный ресурс]. URL: http://pravaya.ni/faith/l 5/10840

4. Мартышенко Н.С. Модели формирования позитивных структурных сдвигов регионального туристского комплекса / Н.С. Мартышенко, С.Н. Мартышенко, Е.Г. Гусев // Регион: экономика, социология. 2007. №4. С. 166-177.

5. Мартышенко Н.С. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты / Н.С. Мартышенко, С.Н. Мартышенко // Регион: экономика, социология. 2008. №4. С. 23-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.