го решения привел сту-дент и насколько они убедительны?
Корректность, последовательность, логичность, структурирован-ность предлагаемого решения?
2. Критерии оценки групповой работы (в
команде, в презентации, в ответах на вопросы): активно предлагал варианты,
Проявил организаторские способности, Профессионально аргументировал позицию, Грамотно презентовал решение, Объективно оценил работу коллег по команде.
7. Процедура экзамена включает три
вида работ студента:
индивидуальную - решение кейса и ответы на дополнительные во-просы к кейсу (2 - 3 часа), в команде (3 - 4 человека) - выработка командного решения кейса, подготовка презентации решения (2 часа), групповую
презентацию решения (10 - 12 мин.) ответы на вопросы государственной аттестационной комиссии (5 - 10 мин.).
8. Итоговая оценка работы студента складывается из оценки:
индивидуальной работы (60%), работы студента в команде (10%), групповой презентации (Power Point) ответов на вопросы (30%).
Таким образом, можно сделать вывод, что кейс позволяет учесть требования ФГОС ВПО в части оценки образовательных программ с позиции компетентностного подхода к их разработке, реализации и оценки. Безусловно, кейс - не панацея, но один из оптимальных вариантов формы государственного экзамена по менеджменту.
УДК/UDC 377.5 Туркина Т. С.,
преподаватель ФГОУ СПО «Смоленский экономико-промышленный колледж»,
г. Смоленск, [email protected] Turkina Tatiana,
Lecturer of the Federal State Academic Organization of Secondary Vocational Education "Smolensk Economic and Industrial College”, Smolensk, Russia, [email protected]
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ССУЗ
FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL OUTLOOK AMONG SECONDARY
VOCATIONAL STUDENTS
В статье теоретически обосновано значение профессионального мировоззрения как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления индивида; определены принципы (креативность, акмеологичность, событийность, субъектная интеграция, ассептивность, компаративизм) и выявлены педагогические условия (готовность преподавателей к формированию у студентов профессионального мировоззрения; интеграция
общего и профессионального знаний; проектно-целевая форма профессиональной подготовки) формирования профессионального мировоззрения студентов ссуз.
The paper theoretically justifies the value of professional philosophy as a system of professional ideals, intellectual and value-emotional attitude towards professional work in the professional formation of an individual; defines foundations (creativity, akmeologity event, subject integration, asseptivity
comparativity), and pedagogical conditions (the willingness of teachers to form students
professional outlook, integration of general and professional knowledge; project-target form of training) the formation of secondary vocational students’ professional outlook.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, система профессиональных идеалов, интеллектуальное отношение к профессиональной деятельности, ценностно-эмоциональное отношение к профессиональной деятельности, процесс профессионального становления индивида, педагогические условия, готовность преподавателей, интеграция общего и профессионального знаний, проектно-целевая форма, профессиональная подготовка, креативность, акмеологичность, событийность, субъектная интеграция, ассептивность, компаративизм, студенты ссуз.
Key words: professional outlook, the system of professional ideals, intellectual attitude to the profession, values and emotional attitude to the profession, the process of becoming a professional individual, pedagogical conditions, availability of teachers, the integration of general and professional knowledge, project and target form, training, creativity, akmeologity, event, subject integration, asseptivity, comparative research, professional secondary schools students.
Модернизация профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, но и востребовали новые качества человеческого капитала. Ведущей стратегией модернизации профессионального образования стала ориентация потенциала и ресурсов профессиональной школы на формирование будущего специалиста как личности, способной к самоопределению, самообразованию, самоактуализации и обладающей ценностно-смысловыми, общекультурными, социально-профессиональными компетенциями, как ее интегральными характеристиками. Совокупность этих компетенций обуславливает формирование и развитие профессионального мировоззрения как си-
стемы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности, готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Осознание выпускником профессиональной школы принадлежности к определенной профессиональной общности, умение создавать программы профессиональной деятельности - один из субъективных факторов развития современной экономики. Основной производительной силой общества становится человеческий потенциал, что обязывает систему профессионального образования решать качественно новые задачи. Образ человека, успешного в динамично меняющемся мире, предполагает не только креативность, информационную культуру, но и выраженную индивидуальность, субъектную позицию в профессиональной деятельности. Это и востребовало новый взгляд на формирование профессионального мировоззрения на основе компетентно-стного подхода.
Компетентностный подход рассматривается нами как современный коррелят дифференцированного, акмеологического, функционально-коммуникативного, контекстного подходов, специфицированных подготовкой будущего специалиста в условиях интеграции образования, науки и производства, и обуславливающий формирование у него готовности к эффективному выполнению профессиональных задач.
В образовательной практике реализация компетентностного подхода может быть на основе следующих принципов:
- принцип персонификации, который состоит в определении траектории образовательного роста каждого студента; интегрированном и целенаправленном воздействии на развитие свойств субъектности;
- принцип модульно-компетентностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий в пределах образовательного модуля комплексное освоение знаний, умений и навыков в рамках формирования конкретной компетенции для выполнения трудовой функции, отражающей требования рынка труда;
- принцип психологической комфортности,
предполагающий снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности, определяющую интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение человека к окружающей действительности, механизму самореализации и формирующая его личностные структуры [1].
Мировоззрение - это не только содержание, но и способ освоения окружающего мира, относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека.
Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с окружающей действительностью - природой и обществом и предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения диалектично взаимосвязаны мысли и чувства, побуждение и действие, сознательное и бессознательное, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Вследствие этого мировоззрение можно рассматривать как активно формирующуюся субъективную реальность [2].
Профессиональное мировоззрение
- совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющая на профессиональное становление индивида, формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
В структуре профессионального мировоззрения можно выделить гносеологический (познавательный); аксиологический (ценностный), конгруэнтный (принципы, убеждения, направленность), праксиологический (практический) компоненты. Наличие этих компонентов обусловлено субъект-объектными характеристиками профессиональной деятельности.
Объективность профессиональной деятельности основывается на нормосообразности, социально-экономической активности индивидов и относительной автономности, устойчивости системы их внутренних детер-минат. Субъективная составляющая профессиональной деятельности - интеграция содержатель-ных элементов (мысли, чувства, побуждение, действие, сознательное и бес-сознательное) профессионального мировоззрения специалистов, обладаю-щая фундаментальными функциям (отношение к труду, профессии, корпоративной культуре, профессиональной этике; освоение профессиональных знаний и умений; формирование готовности к обучению всю жизнь и пр.). На этапе профессионального образования происходит развитие деятельности от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее - к реальной профессиональной. Эффективность этого процесса диалектично взаимосвязана с формированием у студенческой молодежи профессионального мировоззрения. Современный учебно-образовательный процесс в профессиональной школе должен протекать в форме сотворческого поиска преподавателем и студентом решения не отдельных задач, а экзистенциальных (вечных, общечеловеческих и мировых) проблем. Результатом этого процесса оказывается смыслотворчество, как формирование ценностно-мировоззренческих установок. Реализацию их на практике можно определить как жизнетвор-чество, которое выполняет интегративно-преобразующую роль в развитии человека.
Генезис профессионального мировоззрения обусловлен возрастными особенностями личности, спецификой профессиональной деятельности, социально-экономическими характеристиками развития общества и содержит несколько уровней [3].
На первом (адаптационном) уровне профессионального мировоззре-ния, на основе обобщения первичного профессионального опыта, у индивида формируется схема профессиональной деятельности. Основные элементы этого уровня - способности, умения, навыки и пр.
На втором (эксплицитном) уровне сложившаяся ранее мировоззренческая ориен-
тация систематизируется, оценивается и корректируется. Элементами этого уровня, прежде всего, выступают потребности, мотивы, идеалы, принципы, убеждения.
На завершающем (продуктивном) уровне создаются программы профессиональной деятельности, на основе которых индивидом осознается принадлежность к определенной профессиональной общности, формируются профессиональные компетенции.
В современных условиях формирование у студенческой молодежи профессионального мировоззрения может опираться на совокупность сле-дующих принципов:
1. Принцип креативности, то есть развитие интегративных качеств личности, влияющих на ее профессиональное становление, творческий характер деятельности, способность к созданию программ профессиональной деятельности.
2. Принцип акмеологичности, который состоит в определении траектории образовательного роста каждого студента; интегрированном и целенаправленном воздействии на развитие свойств субъектности и профессионализма, формирование готовности обучаться всю жизнь; внедрении технологий опережающего обучения.
3. Принцип событийности, подразумевающий включение субъек-тов учебно-образовательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющих на их профессиональное становление и самосовершенствование.
4. Принцип субъектной интеграции, то есть участие студентов как субъектов учебно-образовательного процесса в це-леполагании, планирова-нии, организации, корректировке собственного образования; выполнение социальных (профессиональных) ролей под руководством преподавателя.
5. Принцип ассептивности, включающий сравнительно-исторический метод изучения педагогических процессов и внедрение передового педагогического опыта как ведущей стратегии взаимодействия с зарубежными системами профессионального образования.
6. Принцип компаративизма опосредую-
щий мониторинг формирования у студенческой молодежи профессионального мировоззрения и предполагающий выявление уровня формирования профессионального мировоззрения для постановки и решения задач, адекватных ближайшим перспективам развития.
Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения студентов включают: готовность преподавателей к формированию у студентов профессионального мировоззрения; интеграция общего и профессионального знаний; проектно-целевая форма профессиональной подготовки.
Готовность преподавателей к формированию у студентов профессионального мировоззрения - одна из составляющих их профессионально-культурной компетентности. Под профессионально-культурной компетентностью преподавателя мы понимаем интегративное качество личности, влияющее на ее готовность обучаться всю жизнь; способность к активному применению теоретических знаний в профессиональной деятельности; нравственную и коммуникативно-творческую направленность; профессиональное самоопределение; соответствие требованиям специальности и стандартам квалификации и обеспечивающее устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании, развитии обучаемых. Культура для личности педагога - это не просто интеллектуальное украшение, а качество, определяющее его ценностные ориентации, установки и имеющее огромную силу воздействия на личность обучаемого. Основные характеристики профессионально-культурной компетентности - это опыт профессиональной деятельности, креативность, когнитивность, коммуникативность, интеллигентность.
Опыт профессиональной деятельности преподаватель приобретает в процессе организации учебно-образовательного процесса, составления собственной образовательной программы и представляет собой присвоенную, отрефлексированную индивидом в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностнозначимых компетенций.
Креативность - это способность к поиску
принципиально новых под-ходов к решению известных задач.
Когнитивность - профессиональная мобильность, умение адаптиро-ваться в меня-ющихся жизненных и педагогических ситуациях, культура системного мышления. Коммуникативность - устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии; готовность к работе в профессиональной и социальной среде, культура организационного поведения.
Показатели интеллигентности - духовнонравственная, профессио-нально-трудовая, гражданская культура личности, обеспечивающая, как высокий уровень профессионального мировоззрения, так и готовность к его формированию у обучаемых.
Готовность - это активно-действенное состояние личности, установка на уважение и понимание студентов, построение живого знания в процессе совместной творческой деятельности, направленной на смысло и жизнетворчество, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности предполагает определенные мотивы и способности. Психологическими предпосылками возникновения готовности к выполнению конкретной задачи являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.
Следующее педагогическое условие
- интеграция общего и профессионального знаний. Интеграция общего и профессионального знаний, обусловливает устойчивость мотивации студентов на формирование профессионального мировоззрения, совокупности специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющей на профессиональ-
ное становление индивида, формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Как цель обучения знания выполняют следующие функции: онтологическая (представления о действительности); ориентировочная (знания - ориентир выбора деятельности); оценочная (знания, как база отношения к действительности). Характеристиками качества знаний могут быть: систем-ность, непрерывность, обобщенность, оперативность, непрерывность, гиб-кость, интегративность.
Единство общего и профессионального знания представляет энциклопедическую совокупность знаний, помогающую решению дидактических задач, стоящих перед профессиональной подготовкой. Эти задачи состоят в описании объектов профессионального знания, отбор которых осуществляется на основании общих целей подготовки высококвалифицированного специалиста; знания основ и тенденций развития соответствующей отрасли, принципов профессиональной педагогики, выводов частных методик преподавания.
В системе профессиональной подготовки интеграция общего и профессионального знаний может быть на разных уровнях, которые обеспечивают ее системную целостность, динамичность, вариативные формы социального партнерства. Например, - это интеграция содержания подготовки; проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин; субъектная интеграция; интеграция форм и методов обучения, теории и практики; интеграция образования с наукой и производством; интеграция дидактических концепций, интеграция учреждений профобразования. Подготовка современного специалиста в условиях интеграции общего и профессионального знаний - это процесс профессионального становления личности обучаемого, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учеб-ной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности
на рынке труда.
В совокупность педагогических условий формирования профессио-нального мировоззрения студентов ссуз на основе компетентностного подхода входит и проектно-целевая форма профессиональной подготовки, которая предполагает включение студентов в разработку и реализацию научно-образовательных и научно-производственных проектов, что обеспечивает становление личности студента, формирование профессионального мировоззрения, развитие профессиональной компетенции. Сущность проектно-целевой формы профессиональной подготовки состоит в том, что цели, содержание, технологии, управление профессиональным образованием рассматриваются как инновационно-целевая деятельность на интегративной основе. Реализация проектно-целевой формы подготовки в образовательной практике может быть на основе следующих принципов:
- партисипативности, который предполагает развитие вариативных форм совместной творческой деятельности всех субъектов профессионального образования (социального партнерства, корпоративных институтов, образовательных кластеров, форсайт-проектов);
- педагогической интеграции, обусловливающим системную целостность всех компонентов учебно-образовательного процесса (целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного).
Реализация проектно-целевой формы подготовки на основе вышеизложенных
принципов обуславливает, во-первых, устойчивость мотивации студентов на профессиональное самоопределение как процесс осознанного и обоснованного выбора вида профессиональной деятельности, требующего специальной подготовки и направленного на самореализацию личности, формирование профессионального мировоззрения; во-вторых, создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации студентов в системе «открытого диалога» и профессионально-значимой деятельности.
1. Мировоззрение и проблемы его формирования в процессе преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин / сост. Белозеро-вов М.Н. М.: МГУ, 1995. 137с.
2. Мировоззрение. Духовность. Ценности / А.П. Горячев. Волгоград , 2000. 127 с.
3. Энциклопедаия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: Наука, 1999.