Научная статья на тему 'Принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в процессе обучения в вузе'

Принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

В статье рассматриваются основные принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции при подготовке квалифицированных кадров туристского профиля на основе педагогического проектирования, учитывающие всю систему учебно-воспитательной работы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в процессе обучения в вузе»

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014

А. А. ГОРБАЧЕВ, К. С. ТАРАРИЕВА

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются основные принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции при подготовке квалифицированных кадров туристского профиля на основе педагогического проектирования, учитывающие всю систему учебно-воспитательной работы вуза. Ключевые слова: принцип, коммуникация, компетентность, менеджер, туризм.

На современном этапе развития общества давно уже стало бесспорным, что одним понятием «образование» как процесса придания умственного и духовного облика возрастающему поколению мы не можем ограничиваться. В процессе обучения, в процессе приобретения коммуникативной компетенции и педагог, и студент проходят несколько ступеней, взаимосвязь между которыми довольно диалектична и сложна. Сущность профессиональной компетентности определяется соотношением предъявляемых требований, установленных критерий и стандартов в соответствующих областях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность в профессиональном образовании нередко ассоциируется с понятием «профессионально - коммуникативная компетенция», что лишь в какой-то степени раскрывает ее сущность.

Роль коммуникации в качестве среды развития каждого отдельного человека очень велика. Образование учащихся складывается и растет в ходе межличностного взаимодействия. И главная роль в организации этих связей на протяжении длительного времени принадлежит вузам. Однако сегодня ситуация резко изменилась, поскольку средства связи, компьютерные технологии явно расширили образовательные возможности каждого индивидуума.

И здесь различаются две составляющие данного процесса. С одной стороны, студент, двигаясь по пути познания, разрабатывает и совершенствует свой собственный словарный запас. С другой стороны, личность растет в профессиональной языковой среде и становится ее обязательной частью, принимая нормы, обычаи и привычки, присущие данному сообществу. В процессе диалога с социальной средой личность приобретает опыт действия, воображения и размышления, что, в конечном счете, и создает предпосылки для дальнейшего ее развития. Взаимосвязь личности с окружающими в семье, в вузе, обществе с элементами культуры расширяет кругозор образования личности. Само же образование как некая связующая нить соединяет личность с сообществом, и именно последняя и задает контекст процессу личностной самореализации [1].

На современном этапе в сфере профессионального образования преобладающее положение

занимает коммуникативный подход. Коммуникативный подход - это стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания.

Коммуникативная методика, интегрированная с некоторыми традиционными элементами преподавания, предполагает максимальное погружение учащихся в образовательный процесс вуза. Основная цель этой методики формирование профессионально-коммуникативной компетенции студентов. Преобладают учебные задания, развивающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно, оценивать информацию, то есть тренирующие познавательные психические функции субъекта обучения, на занятиях используются игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, то есть задания ориентированы на развитие не только межличностного взаимодействия, но также креативности и общего кругозора учащихся. Коммуникативные задания направлены на использование всех знаний и умений учащихся. Важно подготовить учащихся к межличностному взаимодействию на профессиональном уровне [2].

Коммуникативная компетентность является одним из важнейших понятий коммуникативной теории. Оно широко используется наряду с базовыми понятиями данной системы научного знания.

Коммуникативная компетентность - развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения, формирующийся в условиях непосредственного человеческого взаимодействия.

Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности для современного общества, отличающегося усложнением связей, взаимодействий между людьми. Важнейшим фактором общественного развития является профессионально - коммуникативная компетентность будущих менеджеров по туризму. Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью [3].

Под коммуникативной компетентностью специалиста следует понимать определенный уровень формирования личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который

№ 2 (53), 2014 "Культура и образование"

необходим индивиду, чтобы успешно выполнять свою социально-профессиональную значимость.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс знаний и навыков и формируется не только в результате приобретения практического опыта взаимодействия с другими людьми, но и в процессе обучения [4].

Коммуникативная компетентность будущего менеджера по туризму, на наш взгляд, включает все составляющие коммуникативной компетентности личности: знание норм и правил общения, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, статусных характеристик, социально-культурных, способность правильно оценивать собеседника как личность, умение убеждать собеседника, выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от оценки ситуации, способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности [5].

Уровень образованности, общей и коммуникативной культуры будущего специалиста во многом зависит от системы подготовки в вузе.

Профессионально-коммуникативная компетенция, как одна из определяющих качество образования в ряде других компетенций, представляет собой общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены в процессе обучения и жизни, и рассматривается как возможность установления связи между знанием и профессиональной ситуацией, то есть, как способность найти процедуру (использование знаний в действии) для решения конкретной задачи.

Принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования должны основываться на общих теоретико-прикладных закономерностях дидактики, управления и методики с учетом конкретных условий и предполагаемого результата.

В соответствии с этим рассмотрим управленческие, методико-технологические и дидактические принципы формирования профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования.

Основными дидактическими принципами формирования профессионально-коммуникативной компетенции стали:

- системно-деятельностный принцип построения обучения, согласно которому восприятие содержания учебной дисциплины по выбору в вузе осуществляются на основе моделирования в формах и содержании условий будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Данный принцип является обязательной частью функционирования практико-ориентиро-ванного образования;

- принцип направленности обучения на активизацию их самостоятельности, основанный на - достаточности при выполнении учебного действия необходимым учебно-методическим обеспечением (мотивационное, информационное и др.), содействующему осознанности и самостоятельности в освоении изучаемого учебного материала; стремление создать структуру образовательного процесса по формированию профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров по туризму на основе элементов развития с указанием конечного результата обучения; проекции педагогической деятельности в виде модели, раскрывающей и характеризующей внутреннюю сущность проблемы и проблемной ситуации в предметно-ценностной сфере профессионально-коммуникативных отношений; объединением научной и учебной составляющих образовательной деятельности [6].

В качестве основных управленческих принципов формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров по туризму выделим следующие:

- принцип непрерывности формирования профессионально-коммуникативной компетенции на протяжении всего периода обучения в вузе. Для формирования данной компетенции необходимо включить дисциплины по выбору, для формирования не только указанной компетенции, но и для учета методических аспектов технологий педагогического проектирования;

- принцип непрерывности контроля становления и развития профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров по туризму. Система формирования профессионально-коммуникативной компетенции имеет непрерывный характер. Поэтому, становится актуальным вопрос реализации непрерывности и контроля результативности процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров по туризму. Практическая реализация принципа непрерывности контроля позволяет конкретизировать этот процесс, сократить долю субъективности оценки и дает возможность прогнозировать успешность обучения индивидуально и для каждого студента.

Основными методико-технологическими принципами процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров по туризму стали:

- разработка технологических и методологических задач формирования профессионально-коммуникативной компетенции. Необходимо выделить технологические задачи, решение которых направлено на прогнозирование динамики педагогической ситуации, проведения анализа результатов обучения.

Данные задачи должны быть информационно и функционально совместимы, что обеспечит их единство в методико-технологическом процессе

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014

54 ■

решения подобных задач. Решение методико-технологических задач обеспечивает качество на всех этапах учебного процесса [7].

Все выше перечисленные принципы показывают, что принципов относящихся к группе только управленческих или методико-технологических, либо только дидактических практически не существует. Можно говорить исключительно об их взаимодополняющем и взаимозависимом характере. Указанные принципы формируют связанную логическую непрерывность и последовательность в реализации целей педагогических проектов и механизмов разработки каждого из этапов в педагогической деятельности.

Следовательно, общение на профессиональном уровне, как часть профессионального образования и культуры, требует высокой профессионально-коммуникативной компетенции от менеджеров по туризму и сформированного в процессе обучения коммуникативного потенциала.

Литература

1. Сальникова О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя: конспекты лекций, тренинги. М., 2011.

2. Кузнецова И. А., Петрова Е. В., Дроздова В. М. Формирование коммуникативной компетенции / под редакцией Л. И. Полянской М., 2013.

3. Расторгуева Ю. Коммуникативная компетентность, личностная обусловленность развития у студентов - будущих специалистов по социальной работе. М., 2011.

4. Седов К. Б. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции //М., 2004.

5. Коллектив авторов. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности // Под ред. С. В. Титовой. СПб. 2009.

6. Там же.

7. Кузнецова И. А., Петрова Е. В., Дроздова В. М. Указ. соч.

A. A. GORBACHEV, K. S. TARARIEVA. PRINCIPLES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TOURISM MANAGERS IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

This article is dedicated to the basic principles of professional communicative competence in skills training of tourist profile, based on the pedagogical design, taking into consideration the entire system of educational work of the university. Key words: principle, communication, competence, manager, tourism.

А. Н. ДУЛАТОВА

ДОКУМЕНТНАЯ ПРОФЕССИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье дана характеристика социокультурной среды, особенностей ее влияния на инновационную образовательную стратегию вуза при подготовке документоведа.

Ключевые слова: вуз, социокультурная среда, информационная среда, документовед, документное образование.

В исследованиях высшего образования в контексте теории среды преобладает проблематика социокультурной среды вуза [1], а также информационной среды, по многим основаниям адекватной образовательной среде [2].

Социокультурная среда - главный фактор преобразования вуза в интерактивный учебно-научный комплекс, взаимодействующий с регионом, государством, мировым социумом. Среда вуза -внутренняя социокультурная среда - есть сформированная система взаимоотношений, ценностных ориентаций субъектов образования, условий влияния на профессионализацию студента, на его самореализацию. Поскольку социокультурная среда есть многоуровневый нестатичный социальный объект, развивающийся в пространстве и времени, необходимо осмысление особенностей ее функционирования, выявления ее возможностей для развития личности эпохи постмодерна. Цель формирования интеллектуальной элиты, творческой личности опосредует организацию такой

структуры вуза, в которой возникают условия для внедрения в жизнь инновационных, перспективных идей. В социокультурной среде вуза решаются общецивилизационные глобальные проблемы интернационализации; духовной конвергенции; интеграции социумов; ментальных характеристик личности; перспектив информационного общества и многие другие. Системная трансформация всех институтов социализации внесла существенные коррективы в функции «идеального» университета, поставила образование в прямую зависимость от конкретной общественной потребности. Отсюда, на базе расчета экономической эффективности образования, социокультурная среда вуза рассматривается как фактор воспроизводства человеческого капитала. В результате вуз становится субъектом рынка интеллектуального труда. Это, естественно, учитывается в стратегической инновационной политике вуза, отражается в его социокультурной среде, которая должна обеспечивать высокий уровень учебного, научного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.