Научная статья на тему 'Инновационная идея обучения, обеспечивающего развитие социально-профессиональной компетентности будущего специалиста'

Инновационная идея обучения, обеспечивающего развитие социально-профессиональной компетентности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION / SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCY / EDUCATION STRATEGY / EDUCATION REAL REQUIREMENTS / RUSSIAN EDUCATION MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасия Татьяна Владимировна

В статье рассматривается инновационная идея обучения, которая заключается в том, что студент в своей учебной деятельности должен сам побывать в разных ролях технологического процесса образования: в роли постановщика задачи, в роли исполнителя и в роли потребителя. Особое внимание при этом уделяется групповой работе, так как именно работа в команде формирует профессиональную компетентность специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасия Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative idea of education that provides development of social-professional competency of the future specialist

Innovative idea of education which means that student, in his or her educative activity should visit himor herself different roles of education technological process: in the role of task putter as well as in the role of executor and in the role of consumer. The special attention is given to group work as exactly the work in team forms specialists professional competency.

Текст научной работы на тему «Инновационная идея обучения, обеспечивающего развитие социально-профессиональной компетентности будущего специалиста»

Принцип систематичности и последовательности. Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ» дает будущим архитекторам систему знаний в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем логичнее составлена программа курса: от ценностных мотиваций, через когнитивный компонент к профессиональному участию в индивидуальном социальном проектировании.

Принцип прочности знаний. Если будущие архитекторы поймут ценность преподаваемого материала по основам социального проектирования, создадут свой индивидуальный социальный проект, приобщатся к судьбе своей отчизны, проявят свою сопричастность к проблемам родины, целенаправленно профессионально поучаствуют в позитивных изменениях социума (пусть пока виртуально), то все эти действия примут характер прочных знаний и обязательно принесут положительные результаты в их дальнейшей жизни и карьере.

Принцип доступности обучения. Он вытекает из возрастных закономерностей студенческого возраста. Студентам 3 курса, изучающим дисциплину «Реализация национальных проектов РФ», достаточно несложно освоить знаниевый компонент дисциплины и осознанно перейти к индивидуальному социальному проектированию.

Принцип научности. Этот принцип обеспечен самим содержанием дисциплины, его соответствием уровню социального и научно-технического прогресса, освоением межпредметных навыков, плавным переходом от теории к творческой про-

фессиональной деятельности направленной на улучшение жизни социума.

Принцип связи теории с практикой. Чем тщательнее и более заинтересованно студенты архитектурного факультета анализируют социальные проблемы общества, тем больше возникает мотиваций к целенаправленной активной социальной деятельности через выбранную профессию с целью положительных изменений жизни социума.

Сформулированные дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих архитекторов.

В заключении хочется отметить, что правильно сформированная система подходов, формирование компетенций социализации и коммуникаций в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» позволяет эффективно готовить будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

Библиографический список

1. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1993. - N° 2. - С. 25-31.

2. ЗайцевВ.Н. Практическая дидактика. - М., 2000.

3. Найниш Л.А., Фетисов А.Н., Кожеуров А.А. Педагогические условия подготовки конкурентоспособного специалиста в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс». - Пенза, 2008

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.

УДК 37

Хасия Татьяна Владимировна

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Н. Новгород

tatyana-hasia@yandex.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ ОБУЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье рассматривается инновационная идея обучения, которая заключается в том, что студент в своей учебной деятельности должен сам побывать в разных ролях технологического процесса образования: в роли постановщика задачи, в роли исполнителя и в роли потребителя. Особое внимание при этом уделяется групповой работе, так как именно работа в команде формирует профессиональную компетентность специалиста.

Ключевые слова: инновация, социально-профессиональная компетентность, стратегия образования, реальные запросы образования, модернизация российского образования.

Берущая свои истоки в первой половине в том числе, педагогической, которая опирается на

ХХ века, инноватика изучает закономер- два плодотворных результата развивающей теории

ности процесса создания и освоения но- инновационного образования.

вовведений и первоначально была связана с эконо- «Дайте мне рычаг и я переверну Землю!». Кто-

мической, технико-технологической, управленчес- то может сказать, что Архимед не собирался пере-кой деятельностью человека, и в наименьшей степе- ворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь ил-

ни с социокультурной. Лишь последние десятиле- люстрировала возможности рычага. На самом деле

тия отмечены развитием социальной инноватики, он предложил одно из самых глобальных новшеств

в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить все, даже основы мироздания.

Новшество - инновация (в переводе с латинского - обновление, изменение) - понятие не новое для мировой экономики, промышленности, рекламного дела, однако, педагогическая инноватика -наука молодая.

Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска. Ряд ученых всерьез и надолго занялись изучением и внедрением инноваций (инновации-модернизации, инновации-трансформации, радикальные инновации, комбинированные, модифицирующие и т.д.).

Проанализировав, поистине титанический труд таких ученых и учителей, как Н.И. Лапин, Е.И. Потапова, А.И. Пригожин, С.Д. Поляков, А.В. Хуторской, О.Б. Шамина можно с уверенностью сказать, что все проблемы инноватики учебно-воспитательного процесса и творческого развития успешно реализуются в педагогике.

К инновациям, работающим на современную модернизацию, следует отнести компетентностную модель профессионального обучения, составляющую основу образовательных стандартов нового поколения. Это обеспечивает гарантированную востребованность в социуме профессионального образования, так как результат деятельности последнего связывается не с освоением студентами обязательного минимума содержания дисциплин, а с формированием компетенций - способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в различных ситуациях.

Комплекс инновационных решений представлен и в нормативных условиях реализации основных образовательных программ. К этим условиям относятся:

- реализация технологического подхода к обучению, что обеспечивает коренную модернизацию образовательного процесса за счет проектирования, целостной реализации педагогической системы и дидактичности обоснованного выбора в отношении способов и средств обучения, гарантированного достижения запланированного результата. Именно технологизация образовательного процесса обеспечивает его эффективность. Приоритетное значение имеют технологии активного, интерактивного обучения, реализующие деятельностное, личностно-развивающее обучение, наиболее отвечающее целям формирования компетенций;

- применение информационно-коммуникативных технологий, которое связывается, например, с организационно-управленческой областью, где содействуют инновационному менеджменту на операционном, идеологическом и даже психологическом уровнях. Появившаяся удаленная форма сете-

вого обучения - дистантная - дает такие организационные преимущества, как доступность обучения и его непрерывность; формирование открытого образовательного пространства, позволяющего осваивать и выбирать необъятные образовательные ресурсы; значительные возможности обеспечения гибкого учебного плана, гибкого графика обучения, оперативной связи с преподавателем.

- проектирование средств и процедур оценивания учебной деятельности и результатов обучения, что является условием реализации рейтингового компонента компетентностной модели, а также технологического подхода к обучению. Рейтинговая система позволяет мотивировать, систематизировать учебную деятельность студентов, сделать ее более интенсивной, творческой, эффективной. Для достижения этого необходима модернизация системы педагогического контроля в профессиональном образовании;

- модернизация высшего профессионального образования является многосложным процессом, который не возможен без инновационного менеджмента. К настоящему времени вариантом такого менеджмента является нормативно оформившаяся система управления качеством образования, которая позволяет решать вопросы, связанные, например, с качеством преподавательского состава; материально-технической базы учебного заведения; качеством учебных программ; качеством инфраструктуры; качеством знаний студентов; инновационной активностью руководства; внедрением процессных инноваций; востребованностью выпускников; конкурентоспособностью выпускников на рынке труда и их достижениями. Все перечисленные аспекты непосредственно содействуют модернизации образовательного процесса.

Наконец, к числу инновационных решений, стоит отнести расширение переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов страны по профессионально-педагогическому направлению.

Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней образования. Сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом.

Ведущие вузы страны заметно расширяют подготовку магистров, аспирантов по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»: количество будущих преподавателей вузов, получивших соответствующие дипломы, увеличились за последние пять лет на 27%. Профессионально-преподавательскому развитию преподавательских кадров содействует заметно возросшее количество про-

веденных и запланированных научных, научно-методических конференций по различным проблемам модернизации высшего профессионального образования.

Качество образования - одна из острейших проблем современности. Выпускник высшей профессиональной школы должен получить такую подготовку, которая позволит ему занимать активную позицию в сфере развивающегося информационного взаимодействия и быть востребованным специалистом в обществе.

Профессиональная компетентность выпускников - одна из важнейших задач концепции модернизации российского образования. Чрезвычайно важно еще в процессе профессиональной подготовки формировать и развивать у обучающихся ключевые компетенции, к которым по мимо знаний, умений и навыков, относятся профессионально важные качества личности.

Среди ученых и производственников все более активно обсуждается проблема формирования социокультурной модели специалиста. Составной частью такой модели является социализация специалистов в профессиональной сфере. Социализация же подразумевает вхождение личности не только в мир конкретной профессии, но и в те социальные отношения, которые присущи данной профессиональной сфере. Очевидно, социальное поведение в профессиональной сфере и вне ее весьма различно. Кроме того, перенос стереотипов социального поведения из непрофессиональной сферы в профессиональную или наоборот имеет, как правило, негативные последствия. Поэтому необходимо рассматривать социальное поведение в профессиональной среде как самостоятельный объект. Следовательно, и овладение компетенциями, обеспечивающими адекватное социальное поведение в профессиональной сфере, должно быть изучено как отдельный предмет педагогического исследования.

Для того чтобы разобраться в этом феномене необходимо уточнение понятия социально-профессиональной компетентности. Мы определяем социально-профессиональную компетентность как интегральную характеристику личности выпускника-специалиста основанную на владении компетенциями, которые позволяют эффективно реализовать потенциал имеющейся профессиональной подготовки в социальной сфере трудового коллектива.

Важным аспектом в профессиональной деятельности специалиста становится освоение ими основ межпрофессиональной деятельности еще во время обучения в вузе. Такое освоение включает в себя приобретение навыков коммуникативного поведения в профессиональном общении, что актуализирует необходимость разработки инновационных подходов к подготовке будущих специалистов, то есть необходимо создать такие педагогические ус-

ловия, при которых у будущего специалиста будут развиваться и профессиональные и межпрофесси-ональные компетенции, необходимые ему в реальном деле при создании новой конкурентоспособной продукции.

А.В. Хуторской пишет: «инновационной идеей называется заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса... В основе инновационного процесса заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадке и эмпирических данных» [6].

Наша инновационная идея заключается в том, что для успешной будущей трудовой деятельности студента необходимо обучить его не только профессиональным знаниям и умениям, но и экспертному подходу в трудовой деятельности. Такой подход требует от специалиста владения знаниями, которые позволили бы ему ориентироваться в запросах, идущих от представителей смежных профессий. Так, например, программист должен уметь не только составлять алгоритмы и реализовывать их на языках программирования, но и иметь полное представление о цели и результатах разрабатываемого программного обеспечения. В этом случае он может оценить результаты своего труда как с точки зрения заказчика и потребителя. Специалист, имеющий узкопрофильную специализацию, попадает в тупик при изменении условий задачи или возникновении нештатных ситуаций, и поэтому он не может качественно выполнить поставленную перед ним задачу. Узкий специалист занимается решением частных задач, в то время как эксперт может найти общее решение, оптимизировать процесс и разработать инновационный подход.

Основой для эффективного взаимодействия специалистов различных областей в их совместной трудовой деятельности, является представление о деятельности представителей смежных специальностей. Например, торговая компания хорошо демонстрирует рабочее взаимодействие специалистов следующих профессий: менеджер, логист, бухгалтер, управленец. В слаженной компании каждый специалист выполняет свою работу, но обязательно учитывая задачи коллег, так например, компетентный менеджер должен знать требования бухгалтерского учета, четко представлять стратегические и тактические задачи управляющего и оптимизировать взаимоотношения с клиентами с точки зрения логистики. Бухгалтер зачастую, должен быть способен заменить менеджера, обладать финансово-экономическими знаниями управляющего и детально представлять работу логиста. Управляющий обязан иметь комплексное представление о деятельности компании и каждого члена коллектива.

Таким образом, чтобы стать компетентным специалистом, студенту необходимо в своей учебной деятельности не просто пройти этапы производства: от постановки задачи до ее реализации, - и познакомиться с разными видами деятельности, но и научиться взаимодействию с представителями этих этапов. Только в этом случае он сможет стать востребованным специалистом.

Чтобы обеспечить развитие социально-профессиональной компетентности, необходимы соответствующие условия близкие к условиям реальной жизни, т.е. создание среды которая моделирует меж-профессиональные отношения складывающиеся в ходе производственной деятельности. Развивая социально-профессиональную компетентность необходимо ставить задачи, при которых происходит взаимодействие разных профессий, так как они реально функционируют на производстве. Специалисты смежных профессий занятых на производстве должны уметь понимать профессиональные задачи друг друга. Решение этих задач возможно в организации творческих мастерских, виртуальных коллективов, ситуационных центров. Кроме того, необходимо в учебном процессе моделировать ситуации, когда студенту приходится решать задачи не свойственные его будущей профессии. Например, специалисту творческой профессии рассматривать алгоритмическую проблему, а техническому специалисту решать творческую задачу. В такой концепции обучения становится важным не только конечный результат, сколько процесс его получения. Процесс, инициированный студентами, не требует дополнительной мотивации от преподавателя. Роль преподавателя в этом процессе состоит в том, чтобы помочь студентам преодолеть разрыв между тем, что они знают, и тем, что не хотят знать, а также отвечать на вопросы студентов и удовлетворять их потребности в новых знаниях.

На примере учебного курса «Программирование компьютерной графики» было проведено графическое исследование и получены результаты опытно-экспериментальной работы. На практических занятиях необходимо создать условия для коммуникационных, креативных и творческих качеств учащихся. Для этого мы использовали активные технологии обучения: тренинги, игры. Игровая форма обучения больше понравилась всем студентам, по результатам анкетирования наибольший успех имели такие личностные качества, как увлеченность, сообразительность и общительность. Практика курса была построена на проектной технологии обучения. Внедрение проектной технологии позволило эффективно решить задачу трансформации теоретических знаний в новые инженерные решения. Темы проектных работ проектировались учащимися и были ориентированны на их интересы, не только познавательные и прикладные, но и творческие. Реализация методов

проектов позволила активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовала развитию организаторских и коммуникативных качеств. Практика показала, что чем больше самостоятельности предлагается проявить студенту, тем большую заинтересованность проявляет он при выполнении работы. В конце курса 100% учащихся подтвердили, что дисциплина «Программирование компьютерной графики» повысила их профессиональный уровень образования, курс способствовал развитию творческих способностей и коммуникативных качеств.

Жизнь современного студента из 92% состоит из общения. Ничто не оказывает большего влияния на формирование личности, привычки и стиль жизни, чем люди, с которыми каждый индивид общается. Недаром говорят, что тот, кто владеет информацией, управляет ситуацией. Соответственно, люди, которые общаются правильно, успешны во всем.

Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.

В результате изучения учебной дисциплины «Психология общения» продолжается формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов; развиваются навыки эффективного общения, необходимого для работы. Студенты учатся использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций, формируются навыки соблюдения этических норм общения.

Каждый, кто хочет взойти на олимп, достичь высот, добиться успеха, как самопозицирование. Если этим не заниматься, никто не будет знать ни о качествах человека, ни о том, каков его потенциал. Одни обладают врожденной способностью демонстрировать окружающим свои лучшие качества и навыки. Другие могут научиться этому и тем самым значительно облегчить свое продвижение по карьерной лестнице.

Очень важно представлять себя с лучшей стороны. Профессиональные качества, навыки, умения являются результатом труда человека, а значит и товаром, обладатели которого имеют полное право его продавать. Систематическое повышение своей рыночной стоимости принято называть самопози-цированием. Именно владение искусством самопо-зицирования, или самопрезентации, может вам найти достойную работу. Человеку необходимо относиться к себе как к товару, который он хочет выгодно продать. Следовательно, в самопозицировании применено большинство законов торговой рекламы, в том числе знаменитая формула: внимание, интерес, желание, уверенность и действие.

Можно сформулировать основные вопросы, на которые необходимо дать ответы человеку, желающему развиваться профессионально:

- как привлечь внимание интересующего человека?

- как пробудить интерес к своей персоне?

- как разжечь желание пригласить к себе на работу на интересующуюся вас должность?

Для того, чтобы заинтересовать работодателя, нужно для начала привлечь его внимание, выделиться из массы молодых людей, имеющих подобные навыки и умения. Необходимо определить, что требуется данному работодателю, и в процессе презентации показать ему необходимые умения.

В нашем современном мире продвижение вверх по карьерной лестнице без дополнительного обучения просто невозможно. Если нет денег и времени на курсы, нужно заняться самообразованием.

Успех в любом начинании невозможен без чувства уверенности в себе, в своем деле.

Уверенность - это один из ключевых моментов достижения желаемой цели в жизни.

Развитию уверенности способствуют различные факторы: самоконтроль, эмоциональное спокойствие, внешний вид и уровень образования. Ясно, что чем больше соискатель уверен в себе, тем меньше беспокоят те или иные события.

Для профессионального образования такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска реализации таких методов, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Таким методом является компетентност-ный, целью которого является подготовка специалиста, успешного в построении своей профессиональной карьеры.

Основываясь на результатах нашего педагогического опыта можно сделать вывод, что создание дружественной среды, внедрение игровых форм обучения и проектной технологии продуктивно способствовали становлению и развитию социально-профессиональной компетентности будущих специалистов.

Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивирован-

ное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Дж. Равен под компетентностью понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

По мнению А.Г. Бермуса: Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и индустриальные особенности и компоненты.

Компетентный в своем деле специалист готов к взаимодействию, сотрудничеству, профессиональному и личностному общению, социально адаптирован к условиям рыночных отношений, а значит, востребован современным обществом, способен внести существенный вклад в его развитие, Компетентность как способность будущего специалиста, имеющего право по своим знаниям и полномочиям делать и решать что-либо, судить о чем-либо, не имеет границ и проявляется лишь в высоком уровне реализации профессиональной деятельности и общения.

Библиографический список

1. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. -Ростов-на-Дону: Логос, 1999.

2. Жильцова В.И., Попова И.В. Дидактические основания применения информационно-коммуникативных технологий в дистанционном образовании: Материалы международного форума. - СПб., 2008.

3. Карпенко М.П. Телеобучение. - М., 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р.

5. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки / сост. С.А. Рогожин; под общ. ред. В.П. Прокопьева. - Екатеринбург, 2005.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.