УДК 37.01
Палихова Наталия Анатольевна
Старший преподаватель кафедры педагогики Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, [email protected], Тобольск
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА
Palikhova Natalia Anatolevna
Senior lecturer of chair of Pedagogics in Tobolsk State social and pedagogical Academy named after D. I. Mendeleev, [email protected], Tobolsk
PRINCIPLES OF FORMATION OF FUTURE TEACHER’S PROFESSIONAL SKILLS AND THEIR APPLICATION IN UNIVERSITY LEVEL EDUCATION - THE CASE METHOD
Вопрос, вынесенный в заголовок, допускает (в отличие от ответов на него) более ясную формулировку: «Каким должно быть высшее педагогическое образование? Какими принципами следует руководствоваться при определении его содержания?».
Ответы на эти вопросы могут отличаться как по степени общности, так и по уровню развернутости. В психолого-педагогической литературе имеется немало вариантов ответов подобного рода.
Например, модель специалиста разрабатывалась Э. И. Кузнецовым исходя из того, что: «Модель деятельности учителя нового типа может быть спрогнозирована, исходя из тех основных функций, которые будет выполнять этот специалист. Можно указать основные сферы его деятельности в школе: учитель по предмету, организатор применения новых технологий обучения на материале школьных предметов [2, с. 164]. «...Применение технологий в обучении, порождая трансформацию структурных компонентов и характера педагогической деятельности в целом, обуславливает тем самым возникновение настолько существенных особенностей учительского труда, что их игнорирование способно привести к серьезным просчетам в подготовке будущих учителей. «Корректировка существующих моделей процесса формирования профессионализма будущих учителей должна производиться, исходя из системного анализа особенностей педагогической деятельности, порождаемых широким применением технологий в обучении» - отмечает Т. В. Добудько [1].
Реализация принципа системного подхода предполагает комплексный подход к проблеме отбора содержания обучения студентов педагогических вузов - пересмотру в той или иной степени подлежит практически вся
содержательная часть. Последнее утверждение в силу своей значимости может быть представлено в виде принципа комплексного подхода к отбору содержания обучения будущих учителей в современных условиях развития высшего образования.
Анализ работ позволяет говорить о существовании и широком применении в практике психолого-педагогических исследований принципа деятельностного подхода к проблеме определения содержания профессионального образования, суть которого может быть выражена весьма просто: «образование должно соответствовать деятельности», а также принципа комплексного подхода, идея которого восходит к 20-м годам и заключается в необходимости при определении набора учебных дисциплин для осуществления образовательного процесса рассматривать их в совокупности, т. е. комплексно.
Ни то, ни другое утверждение не может вызвать возражений. Проблемы начинаются с момента их детализации. Например, В. С. Ледневым при обсуждении в работе [2] вопроса о сущности комплексного подхода к структуре содержания общего образования отмечалось: «Идея сама по себе великолепна. Она сохраняет свое значение и в наши дни. Но ее реализация из-за концептуальной непроработанности наткнулась в свое время на целый ряд препятствий, основные из которых преодолеть не удалось. Прежде всего, не удалось самого главного - установить в чем состоит суть комплексности...
Подлинная комплексность учитывает и предметную структуру научного знания, и структуру деятельности, и структуру личности, и логику формирования личности» [2, с. 110, 111].
При любом понимании сущности комплексного подхода практически все исследователи едины в том, что для определения содержания образования (высшего педагогического) необходим учет по возможности всей совокупности факторов, влияющих на технологию образовательной деятельности. Расхождения начинаются с того момента, когда встает вопрос о том, какие именно факторы следует учитывать в первую очередь. Подход к определению содержания общего образования, в соответствии с которым игнорируется один из факторов «предметная структура научного знания», «структура деятельности», «структура личности», «логика формирования личности» не является комплексным.
Следует признать то, что перечисленные факторы образуют исчерпывающий перечень детерминант содержания образования (общего или профессионального) с большой долей условности.
В педагогической литературе выделяют следующую совокупность принципов профессионального образования. Приведем в качестве примера некоторые из них.
1. Политехнический принцип. Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий:
- соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
- организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
- связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
- доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
- возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
- опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
- информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода;
- системность;
- соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе;
- учет факторов, влияющих на производительность труда.
2. Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Моделирование профессиональной деятельности должно осуществляться при следующих условиях:
- деятельностный подход к созданию модели профессиональной работы;
- политехническая направленность интеграции знаний и умений;
- уровневая градация интегративного процесса обучения;
- зависимость построения интегративного процесса обучения;
- прогнозирование эталонных требований к профессиональной деятельности.
3. Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций, технологии и организации труда.
4. Принцип модульности профессионального обучения. Реализация принципа модульности обеспечивает:
- интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта:
- постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации;
- ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям.
Другими словами, субъективизм в раскрытии сущности принципа комплексного подхода к определению содержания образования объективно обусловлен возможностью различных оценок значимости тех или иных его детерминант, в зависимости от выбранных концептуальных позиций, которые фиксируются при детализации названного принципа.
Именно поэтому, не отрицая тот факт, что при отборе содержания высшего педагогического образования желательно учитывать все факторы,
прямо или косвенно его определяющие, мы считаем целесообразным сформулировать систему принципов формирования профессионализма учителя, указав иерархию детерминант содержания высшего педагогического образования.
В качестве исходного (ведущего) принципа этой системы следует назвать принцип функциональной полноты компонентов содержания высшего педагогического образования, формулируемый нами по аналогии с соответствующим принципом работы [3] так: «Содержание педагогического образования должно как в виде учебных дисциплин или их комплексов, так и имплицитно (за счет варьирования форм и методов обучения) обеспечивать освоение будущими учителями всех алгоритмов базисных компонент педагогической деятельности».
Данный принцип, на наш взгляд, может рассматриваться как четкая декларация деятельностного подхода к проблеме подготовки будущих учителей. Трансляция алгоритмов педагогической деятельности - главная задача высшей педагогической школы.
В соответствии с таким подходом полагаем, что формирование психофизиологических структур личности будущего учителя, необходимых для реализации педагогической деятельности, его поведенческих качеств, ценностно-мотивационных структур и т. п. принципиально невозможно иначе как опосредованно в рамках выполнения ими функционально полного набора различных видов познавательной деятельности. Требования к содержанию высшего педагогического образования с точки зрения развития у будущего учителя психофизиологических структур, необходимых для осуществления впоследствии педагогической деятельности, а также с точки зрения создания оптимальных условий для развития их общих способностей: памяти, внимания, мышления, воображения, духовных способностей и т. д., в первую очередь должны предъявляться к технологии образовательного процесса в педагогическом вузе.
И эти требования могут быть сформулированы в виде принципов содержательности форм и методов обучения в рамках высшего педагогического образования. Принцип инновационной адаптивности содержания высшего педагогического образования, который предполагает:
- инновационные процессы в развитии структуры, содержания и характера педагогической деятельности;
- необходимость подготовки учителя, способного к непрерывному самообразованию в течение всей профессиональной деятельности, к самостоятельному освоению инновационных алгоритмов педагогической деятельности.
Очевидно, что решение этого принципа в высшей педагогической школе осуществляется за счет организации научно-исследовательской работы студентов и т. д.
Принцип оптимальности. Суть последнего заключается в том, что реализация принципов функциональной полноты компонентов содержания
высшего педагогического образования, содержательности форм и методов обучения, инновационной адаптивности должна осуществляться наиболее оптимальным образом.
Совокупность принципов фиксирует так называемый деятельностноличностный подход к проблеме отбора содержания высшего педагогического образования, а сами они дополняют друг друга. При этом содержание профессионального педагогического образования должно адекватно совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в педагогической деятельности.
В век информационных технологий с появлением Интернета и общедоступных печатных изданий само запоминание фактов стало гораздо менее важным навыком, чем способность интерпретировать и оценивать информацию. В современном образовании повсеместно признаётся важность теоретической подготовки и понимания студентами классической теории любого предмета. Традиционная технология обучения направлена на запоминание и воспроизведение информации. Студенты чаще изолируются от общения друг с другом, низка их самостоятельность, слаба речевая деятельность и обратная связь. Инновационное обучение отличается от нормативного тем, что оно развивает весь потенциал способности личности, и в том, что и инновационное и нормативное обучение по разному относятся к будущему. Нормативное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, в то время как инновационное подразумевает развитие способностей к совместным действиям в совершенно новых беспрецедентных ситуациях.
Необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали постоянное взаимодействие между практикой преподавания непосредственно в аудитории и анализом этой практики на основе чётких стандартов и моделей.
Одним из приоритетных направлений развития и совершенствования системы образования в вузах является внедрение в учебный процесс современных интерактивных методов обучения.
Применение кейс метода в сфере образования, открывает новые возможности в процессе формирования познавательной активности студентов. Иными словами, преподаватель, предстающий сегодня большую часть учебного времени как «ретранслятор» социального опыта в определенной предметной области знаний, со временем с объективной необходимостью должен уступить место педагогу, способного эффективно применять кейс метод для достижения целей обучения.
Кейс - это практически «обучение действием», когда делается «выжимка» из обстоятельств, сопутствующих проблемной ситуации в реальной педагогической деятельности, и с помощью комплексного анализа этих обстоятельств у участников происходит погружение в проблему. Перед студентами в конечном итоге стоит задача экстраполировать конкретный опыт, приобретаемый в ходе решения данного кейса, на ситуации, которые встречаются в педагогической деятельности.
Использование метода кейсов в значительной степени расширяет личный опыт и восприятие, что помогает в дальнейшем: уметь распознавать самые важные, уникальные аспекты различных ситуаций; предлагать необходимую стратегию анализа педагогической ситуации; решать проблемы, возникающие в ходе педагогического процесса; придумывать план действий и обеспечивать его выполнение.
Иными словами, педагогически целесообразное применение кейса в процессе подготовки будущих учителей есть необходимое условие реализации всех сформулированных принципов формирования профессионализма учителя.
Развитие системы непрерывного образования, смена целей всеобщего обязательного образования, переход к личностно ориентированной образовательной парадигме, снижение роли образования в формировании менталитета подрастающего поколения, переход на иные носители социальной памяти предопределяют потенциальные возможности широкого применения технологий в качестве орудия педагогической деятельности для эффективной организации перехода от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Библиографический список
1. Добудько, Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики [Текст]: дис. д-ра пед. наук / Т. В. Добудько -М, 1999. - 349 с.
2. Кузнецов, Э. И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе [Текст]: дис. д-ра пед. наук / Э. И. Кузнецов - М., 1990. - 277 с.
3. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.