УДК 37.01
Черкасова Ирина Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, [email protected], Тобольск
Яркова Татьяна Анатольевна
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, [email protected], Тобольск
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Cherkasova Irina Ivanovna
Candidate ofpedagogical sciences, assistant professor of the chair of Pedagogics in Tobolsk State social and pedagogical academy named after D. I. Mendeleev, [email protected], Tobolsk
Yarkova Tatiana Anatolevna
Candidate of pedagogical sciences, head of the chair of Pedagogics in Tobolsk State social and pedagogical academy named after D. 1. Mendeleev, [email protected], Tobolsk
TEACHER’S PREPAREDNESS TO USE CASE METHOD IN THE PROCESS OF RESEARCH EDUCATIONAL PROBLEMS
В современных условиях развития общества и государства достаточно ярко обозначился социальный заказ на высококвалифицированных специалистов, способных работать в инновационной сфере. Анализ официальных требований к современному педагогу показал, что он должен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований системы образования, к преодолению противоречий её развития. Он должен быть способен к исследовательской деятельности, к профессионально-педагогической рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате.
Важная роль в подготовке компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особе место отводится кейс-методу, который в плане профессиональной подготовки способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между учас-
тниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектич-ности мышления и др.
Обозначим конкретные профессиональные навыки, формированию которых способствует использование кейс-метода.
1. Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать её, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их; мыслить ясно и логично.
2. Практические навыки: формирование на практике навыков использования педагогической теории, методов и принципов.
3. Творческие навыки: генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.
6. Самоанализ: осознание и анализ мнения других и своего собственного; развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразо-вания [4].
Результаты развития названных умений и навыков влияют на сформирован-ность профессиональной компетентности педагога, под которой понимается интегральная характеристика, определяющая способность (т. е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2]. Возможности кейс-метода в развитии профессиональных компетентностей представлены в табл. 1.
Таблица 1
Возможности кейса в развитии профессиональных компетентностей
Возможности кейс-метода Характеристика компетентностей
1 2
Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Окончание таблицы
1 2
Поиск, выделение, классификация, группировка, анализ новой информации в процессе анализа ситуации Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспи-тательного процесса, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ Способен использовать систематические теоретические и практические знания гуманитарных наук, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий
Представление информации Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания
Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника Умеет логические верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеет основами речевой профессиональной культуры
Поиск проблемы и определение её основных характеристик Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Поиск путей разрешения проблемы в кейсе Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения, способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция Готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе, готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса, способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников, способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности
Традиционно кейс-метод рассматривается как метод обучения. Содержательный анализ кейс-метода показывает, что он может быть использован и для развития исследовательского компонента профессиональной компетентности. Сущность исследовательской стратегии кейс-метода заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев (событий, ситуаций), раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. В качестве «случая» может рассматриваться педагогическая ситуация, педагогическое сообщество, субкультура, детская организация, классный коллектив, формы педагогического взаимодействия и др. - почти все явления педагогической действительности. Ключевым методологическим моментом case study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала.
В современной западной литературе по методам социологических исследований используются различные термины для обозначения метода исследования случая (ситуации): метод случая (case method), изучение случая (case study), монографическое изучение (monographic study), монографический подход (monographic approach), включенное наблюдение, этнография, полевая работа. При всем разнообразии теоретических определений и практических исследований в настоящее время можно выделить два основных подхода к пониманию этого метода. Первый подход определяет case study как самостоятельный тип исследования, как самостоятельную исследовательскую стратегию. Второй подход определяет case study только как совокупность методов, применяемых на отдельных стадиях социально-педагогического исследования.
Разница между этими пониманиями принципиальная. Case study как самостоятельная исследовательская стратегия предполагает получение специфического типа информации, которую нельзя получить другими методами исследования. Во втором случае case study идентифицируется с качественными методами сбора эмпирических данных (чаще всего с включенным наблюдением).
По определению, которое дает Robert Yin: «Case study - это эмпирическое исследование, которое изучает современный феномен в его реально существующем контексте, когда границы между феноменом и контекстом не очевидны и в котором используется множество разноплановых источников информации» [5, с. 23]. В данном случае case study - исследовательская стратегия, предусматривающая применение самых различных методов, и даже необязательно качественных. В методологическом плане работа исследователя, применяющего case study, больше всего похожа на действия исследова-теля-историка, которому каким-то образом удалось присутствовать самому при интересующем его историческом событии. Его действия заключаются в том, чтобы охватить как можно больше источников информации, собрать как можно больше фактов и доказательств, понять при этом, что в действи-
тельности произошло, и попытаться объяснить происходящее с помощью научного, а не обыденного сознания.
Отличительными чертами case study является, во-первых, то, что исследователь или команда, как правило, концентрируется на одной из проблем, с которой столкнулись отдельный индивид, группа людей, организация или общество в целом. Во-вторых, в исследованиях в стиле case study используются различные уровни включенности в изучаемый контекст (от позиции внешнего наблюдателя до полного включения в качестве действующего лица в изучаемый объект).
Объектом исследований подобного рода часто выступает не индивид или группа индивидов, а система действий или взаимодействий индивидов. Обычно изучается какая-либо одна проблема или тема, которая является фундаментальной для понимания изучаемой системы [1].
Иногда в качестве случая (case) рассматривается носитель той или иной проблемы. Таким образом, под случаем понимается отдельный индивид или целая социальная группа. Иногда случай понимается как определенный процесс, роль или какое-то событие. В самом общем виде случай - это явление некоторого вида, встречающееся в ограниченном контексте.
В литературе можно встретить упоминания об исследованиях, включающих изучение нескольких случаев («множественный case study» или «сравнительное исследование»). Такое исследование позволяет, несмотря на уникальность каждой ситуации, выявить некоторые общие для всех тенденции, типичные практики, то есть является, по сути, детальным исследование событий или явлений, которые выступают примером проявления общих закономерностей.
Case study применим для исследования новых неизученных областей и проблем, а также для изучения тем, по которым практически нет теоретических данных, для того, чтобы описать воздействие определенного события на определенную группу людей или организацию, для описания и объяснения сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами. Case study предпочтителен при проведении исследований не исторических событий, а современных. Самое главное - прямое наблюдение и систематическое интервьюирование.
Существует определенная классификация случаев (case). Case study должен удовлетворять трем основным условиям качественной методологии. Он должен способствовать описанию, пониманию и объяснению. В связи с этим R. Yin предлагает следующую классификацию типов case study: разведывательные, описательные, объяснительные.
В разведывательных case study организация исследования и сбор данных могут быть предприняты задолго до формулировки исследовательского вопроса и гипотез. Такие исследования обычно предшествуют обширным исследованиям. Например, кейс «Перспективы развития экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях региона», направленный на поиск ответов на следующие вопросы: насколько экспериментальная
деятельность способствует достижению современного качества образования в регионе/городе, какова роль экспериментальных и инновационных площадок в этом; имеется ли необходимость в расширении их базы? Кейс включает: 1) отчетные материалы о деятельности федеральных, региональных, муниципальных экспериментальных и инновационных площадок региона/ города; материалы социологических исследований; результаты изучения общественного мнения; публицистические материалы и др.; 2) характеристика социального заказа; 3) методические материалы; 4) задания для исследователей (проанализировать представленные материалы; выделить противоречия; сформулировать исследовательскую проблему; определить способы её решения).
Описательные case study требуют, чтобы исследователь работал с описательной теорией. Они должны очень глубоко описывать изучаемые события. Целью исследования такого типа является формирование гипотез, направленных на дальнейшее изучение взаимосвязей причины и следствия. Примером такого типа может служить кейс «Стратегия развития школы». При анализе данного кейса исследователи должны констатировать традиционность или инновационность стратегии развития школы. Кейс может включать: 1) образовательные программы нескольких школ, их отчетную документацию rio результатам образовательной деятельности; продукты деятельности представителей школьного сообщества (сочинения, эссе, портфолио, проекты и др.); 2) методические материалы; 3) задания для исследователей.
Объяснительные case study направлены на выявление причинно-следственных связей. Например, кейс «Выбор школы», предполагающий обоснование предпочтений родителей первоклассников в выборе одной из школ, территориально расположенных рядом. Кейс включает: 1) образовательные программы школ; результаты позиционирования школы в средствах массовой информации; результаты изучения мнения родителей школьников и общественности микрорайона; результаты изучения мнения школьников и их образовательных достижений и др.; 2) перспективы социального развития микрорайона, демографической ситуации в нем; 3) методические материалы; 4) задание для исследователей.
Классификации исследований case study могут быть также выстроены:
1) rio типам исследовательского вопроса; 2) по принципу сбора и анализа данных; 3) по объекту исследования; 4) по наличию одного или нескольких кейсов; 5) по наличию одного исследователя или команды исследователей.
R. Yin выделяет, по крайней мере, пять возможностей применения case study: 1) объяснение реальной жизни людей, малоизвестных явлений, комплексных феноменов, которые слишком сложны для опросов или экспериментов; 2) описание любого типа нововведений в реальный жизненный контекст, того, как это случилось и к чему привело; 3) кейсы могут иллюстрировать определенные темы; 4) стратегия case study может быть использована там, где требуется детальное изучение тех ситуаций, в которых изучаемое явле-
ние не имеет достаточно четких и ощутимых результатов; 5) case study могут быть мета-оценкой - изучением другого оценочного явления.
Основные критерии оценки case study: общая валидность (установление корректности операциональных действий в рамках изучаемой темы и выстраиваемой концепции), внутренняя валидность (только для объяснительных исследований-установление всей полноты причинных связей, где определенные причины ведут к определенным следствиям), внешняя валидность (установление той области, на которой может быть сделано обобщение), надежность (демонстрация того, что сама процедура проведения кейса может быть повторена с теми же самыми результатами).
В теоретическом плане этот метод представляет, во-первых, наличие программы (проекта) исследования; во-вторых, четкую постановку первоначальных исследовательских вопросов при отсутствии жестких привязок к какой-либо теоретической модели; в-третьих, возможность менять фокусы исследования в зависимости от полученного материала. Практически, это означает постоянную коррекцию гипотез и задач исследования, гибкость исследовательского подхода.
В методическом плане особенности применения case study заключаются в использовании множества источников информации и методов ее сбора, среди которых предпочтение отдается качественным методам.
Весь ход работы условно можно разделить на три этапа: 1) предварительный; 2) основной и 3) этап представления материалов. Цель предварительного этапа можно сформулировать двояко: с одной стороны, изучение контекста проблем для понимания происходящих процессов и выявления основных болевых точек, которые могут привести и приводят к конфликтам; коррекция на основании этого обозначенных ранее задач и исследовательских вопросов. С другой стороны, это выбор эмпирического объекта исследования. Объекты case study могут быть различны, однако основным требованием является рассмотрение данного объекта как целостности, отделение собственно «случая» от того контекста, в котором он существует.
В качественном исследовании выбор объекта определяется обоснованием соответствия параметров объекта задачам исследования. Собственно и сама проблема обоснования выбора (есть она или нет) также зависит от задач исследования. Логика выбора объекта в case study, естественно, отлична от логики выборки. Безусловно, все выбранные случаи должны быть теоретически обоснованы. В зависимости от задачи исследования, обосновывается либо типичность данного случая, либо объясняется необходимость рассмотрения именно данного случая с точки зрения целей и задач исследования.
На втором этапе непосредственно проводится кейсовое исследование в конкретных условиях. Могут использоваться стратегии «сверху» и «снизу». Стратегия «сверху»: исследование начинается с изучения общей характеристики объекта исследования (например, школы) и интервьюирования её руководителей, на следующем этапе оно спускается на уровень класса. Стратегия
«снизу» предполагает проведение исследования непосредственно в малом звене, а затем переходит на уровень руководства.
R. Yin определяет следующие необходимые требования и условия проведения кейсового исследования.
I. Уровень квалификации исследователя: хорошее знание изучаемого феномена; чувствительность к новым, неожиданным, спорным моментам в сборе данных; умение грамотно составлять вопросы; наличие навыков «хорошего слушателя»; адаптивность и гибкость.
II. Наличие протокола кейсового исследования, который включает: инструмент для исследования, общие правила, которым следует исследователь, используя этот инструмент; обзор проекта исследования (цели, проблемы, толкования, литература и подходы); методики проведения исследования; вопросы кейсового исследования; ключевые классификации, предложенные для возможных источников данных; руководство для доклада по кейсовому исследованию.
III. Источники данных: документы, письма, стенограммы, протоколы и т. п.; архивные материалы; интервью; прямые наблюдения; наблюдения участника (взгляд изнутри); физические артефакты.
IV. Принципы сбора данных:
1) использование множественных источников данных (триангуляция как способ повышения надежности данных в качественном исследовании -каждая ситуация, каждый факт наблюдается и описывается несколькими исследователями);
2) создание базы данных, содержащей: записи по кейсовому исследованию (ясные и доступные для дальнейшего использования); документы по кейсовому исследованию; табличные материалы; рассказы, первоначальные (необработанные) ответы на вопросы;
3) обеспечение сохранения цепочки данных: первоначальные вопросы исследования должны соответствовать методике исследования; подробно должно быть прописано, какие необходимо собрать данные; использование набора данных в практике исследования; действительный запас данных в базе данных для более поздней обработки (указание особых деталей сбора данных); наличие ссылок на базу данных в заключительном отчете.
На третьем этапе осуществляется анализ данных. Анализ данных - это один из наименее исследованных и наиболее трудных аспектов выполнения кейсового исследования. Самое важное - иметь общую стратегию анализа на основе различных техник (матрицы, частотные таблицы, временные схемы и т. д.).
Можно обозначить две общие аналитические стратегии:
1) опора на теоретические положения: теоретическая ориентация направляет анализ. Следование теоретическим положениям, которые сформировали структуру кейсового исследования, помогает сконцентрировать внимание на определенных данных и прогнозировать другие данные;
2) разработка кейсового описания: описательные рамки для организации кейсового исследования. Анализ, организованный на базе описания, общих характеристик и взаимоотношений рассматриваемых явлений.
Анализ должен показать, что он основывался на всех относящихся к этому случаю данных: все главные соперничающие интерпретации рассмотрены; самая главная проблема исследования подвергнута пристальному вниманию; предварительные знания привлечены к исследованию.
Широкому внедрению кейсов в процесс профессиональной подготовки препятствуют некоторые обстоятельства, связанные с большими временными и материальными затратами по созданию самих исследовательских кейсов, реализации в учебной и исследовательской деятельности, их методического сопровождения, подготовке преподавателей-кейсологов. Несмотря на имеющиеся трудности, существующий опыт свидетельствует о перспективности использования кейс-метода в процессе становления профессиональной компетентности педагогов, развитии их исследовательской функции.
Библиографический список
1. Кобылякова, Е. В. Стратегия case study и метод анаиза нарративов в частности как способы проникновения в субъективный мир респондента [Текст] / Е. В. Кобылякова, Л. А. Скворцова // Ломоносовские чтения 2004 г. Сборник статей студентов «Россия и социальные изменения в современном мире». Том № 2. - М.: МАКС Пресс, 2004.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпи-цыной. - СПБ., 2005.
3. Романов, П. В. Процедуры, стратегии, подходы «социальной этнографии» [Текст] / П. В, Романов //Социологический журнал. - № 3-4. - 1996.
4. Смолянинова, О. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов / О. Смолянинова. [Электронный ресурс]. - Web-site: http://www.lan. krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE-STUDY/.
5. Yin, R, K. Case-stady research: Design and methods. [Текст] / R. K. Yin. // Newbury Park, CA: Sage, 1989. - P. 31-32.