Научная статья на тему 'Принципы формирования правовой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке'

Принципы формирования правовой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / LEGAL CULTURE OF SOCIAL WORKER / FORMATION OF LEGAL CULTURE IN HIGH SCHOOL / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкин Никита Александрович

В статье дано обоснование принципов формирования правовой культуры студента будущего специалиста социальной работы в контексте целостного формирования личности, раскрыто действие данных принципов в вузовской подготовке социального работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION PRINCIPLES OF LAW CULTURE OF FUTURE SOCIAL EMPLOYEE IN UNIVERSITY PREPARATION

The article presents the substantiation of principles of formation of legal culture of the student future expert of social work in a context of complete personality formation, the action of these principles in high school preparation of the social worker is revealed.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования правовой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке»

УДК 36+378

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

© Никита Александрович Г арашкин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,

e-mail: [email protected]

В статье дано обоснование принципов формирования правовой культуры студента - будущего специалиста социальной работы в контексте целостного формирования личности, раскрыто действие данных принципов в вузовской подготовке социального работника.

Ключевые слова: правовая культура социального работника; формирование правовой культуры в вузе; педагогические принципы.

Проблема формирования культуры личности - центральная в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует, прежде всего, организация целенаправленных влияний на становление личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педа-

гогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества и государства.

Сущность формирования личности, по Л.И. Божович, - это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потреб-

ностной сферы, позволяющей действовать в соответствии с нравственными целями, требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение устойчивых форм поведения и деятельности; и наконец, развитие направленности личности [1].

И.П. Пидкасистый считает, «что формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.» [2].

Рассмотрение вопроса формирования правовой культуры будущего социального работника должно вестись с учетом активности самой формирующейся личности. Причем становление личности студента - системообразующий процесс, а формирование правовой культуры будущего специалиста -содержательный. Первый процесс взаимосвязан с относительно направленной социализацией личности, второй - с профессионально-правовой социализацией. Эти процессы осуществляются не изолированно, а проявляются в сложной интеграции.

В педагогической литературе почти всегда проблема формирования личности рассматривается в аспекте проблем воспитания [3].

Задача формирования личности поставлена обществом и государством перед системой образования, что находит отражение в Федеральном законе «Об образовании», так, ст. 2 п. 1 содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Ст. 14 указывает на необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, но сразу отмечает необходимость интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина; содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами; обеспечения свободы выбора мнений и убеждений. Принципиальным является и положение преамбулы Закона о целенаправленности формирования личности «в интересах человека, общества и государства».

Категория «формирование» в современном научном понимании - это «внутренние и внешние изменения под воздействием внешних и внутренних факторов, это присвоение индивидом человеческого опыта, это процесс содержательного обогащения человека, сопровождающийся возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финаль-ности»... оно непрерывно в жизни человека. ...Педагогику интересует целенаправленное использование движущих сил формирования. С этих позиций педагогическое формирование личности - это организация и реализация педагогической системы совместной работы с нею (личностью), содействие ее самофор-мированию и созданию благоприятных условий для этого» [4].

Проведенный анализ подходов к понятию «формирование личности» позволил дать базовое понятие «формирование правовой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке» - это процесс, включающий:

- педагогическое управление, обеспечивающее организацию и реализацию системы совместной деятельности субъектов вузовской подготовки (преподаватели, руководители студенческой практики, супервизоры, руководители и специалисты социальных служб);

- самостоятельную деятельность студентов.

Этот процесс направлен на обеспечение студентов опытом социально-правовой деятельности, на освоение компетенций и ценностей, необходимых для творческой разработки и реализации социально-правовых технологий на различных уровнях социальной работы.

К задачам педагогики можно отнести теоретическую и прикладную разработку принципов формирования правовой культуры студента - будущего социального работника в вузовской подготовке.

Принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [5].

Н.Е. Щуркова рассматривает принцип как общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в зна-

чении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах [6].

Принципы формирования правовой культуры будущего социального работника в вузе выступают как наиболее важные, основополагающие предписания, следование которым является объективно необходимым условием успешной реализации исследуемого процесса.

Определение принципов процесса формирования правовой культуры будущего специалиста социальной работы в вузовской подготовке возможно только в контексте происходящих изменений в образовании.

В современных условиях идет поиск приоритетной модели образования, согласно позиции А.П. Валицкой, на основе четырех тенденций [7].

Первая тенденция - в ее основе сохраняются структурные качества традиционной государственной системы образования, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин. Стандартизация образования необходима, но мера и уровни стандартизации (государственный, региональный, индивидуальный) для каждого учебного заведения должны быть различными в пределах общего, особенного и единичного.

Вторая тенденция современного образования - образовательная система строится как комплекс образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Однако отречение от своих традиций грозит России тенденцией к постоянному отставанию от образовательных систем мира. Усиление возможностей современного образования в его гуманизации.

Одна из стратегических линий гуманизации - приоритет субъект-субъектных отношений в системе образования. Приоритетным в гуманистической педагогике всегда являлся оптимистический взгляд на личность, опора в работе на позитивную перспективу.

Первые две тенденции в современном образовании позволяют определиться с базовым концептуально-проектировочным принципом гуманизации в формировании право-

вой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе.

Третья тенденция - культурологическая, она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира. Особенностью является содержание образовательных моделей, ориентированных на культуру. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Это актуализирует в свете нашего исследования принцип инте-гративности. Содержание вузовской подготовки, формирующей правовую культуру будущего специалиста, интегрировано в аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, обязательной и волонтерской студенческой практике, «квази» и реальных исследовательских проектах. Содержательная

компонента взаимосвязана со всеми циклами учебных дисциплин, а также по горизонтали (взаимосвязь дисциплин курсов).

Четвертая тенденция основывается на культуротворческой модели, которая ориентирована на процесс становления культурного самосознания. Это показывает важность активности в освоении правовой культуры всеми субъектами вузовской подготовки, а значит актуализирует необходимость принципа субъектности.

Субъект в философско-психологическом понимании является носителем предметнопрактической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект [8, 9].

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. А.А. Деркач отмечает, что «для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки, а непрерывное движение к самосовершенствованию... Одновременно субъект - это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность» [10].

Эти личностные качества имеют особое значение для социального работника, его правовой культуры.

Принцип субъектности в формировании правовой культуры специалиста социальной работы в вузе требует ориентации

всей системы подготовки на создание условий для творческой самореализации личности. Такая целевая установка должна быть доминирующей при разработке образовательных программ, учебных планов, при выборе технологий образовательно-воспитательной деятельности.

Субъектность - это показатель целостности личности, ее способность самостоятельно принимать решения в конкретных социальных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности и деятельности группы, коллектива. Соответственно, содержание вузовской подготовки специалиста социальной работы, решающей задачу формирования правовой культуры будущего профессионала, должно быть структурировано так, чтобы создать условия для самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата в образовательной деятельности и в профессиональной деятельности.

М.И. Рожков считает, что в настоящее время существует два направления развития высшего образования - традиционное и инновационное. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию процесса обучения, при которой меняется позиция по отношению к студенту. Преподаватель выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии индивидуальности студента. Особенностью инновационного обучения в высшей школе является изменение функций знаний (знание - это социальная сила, дающая возможность занять место в современной культуре), которые осваиваются в вузе, и способов организации их в вузе (формы продуктивного творческого процесса) [5, с. 67].

Социальное знание постоянно изменяется, то же касается и социально-правового знания. Соответственно, формирование правовой культуры будущего специалиста социальной работы должно опираться на принцип инновационности, предполагающий применение новых правовых знаний и инновационных методов и форм организации продуктивной деятельности субъектов вузовской подготовки.

Одним из инновационных методов в вузовской подготовке является метод проектов, который базируется на представлениях о

способности к саморазвитию как о ведущем средстве и механизме становления культуры личности. Реальным проявлением культуры специалиста социальной работы является способность создавать и реализовывать социальные проекты. Принцип проективности в формировании правовой культуры будущего социального работника предполагает приоритет инициатив студента в выборе способов самореализации в учебной, учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности по решению социально-правовых проблем. Выполнение этого принципа требует применять те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации студента, его саморазвития.

Поскольку проект - это замысел, план, то проективность в вузовской подготовке студента предполагает актуализацию его индивидуально -творческих возможностей.

Воспринимая систему ценностей, заложенную в основе теории профессиональной деятельности, студент, реализуя проект, осваивает методы творческого применения ее на практике.

В ходе разработки и воплощения социально-правовых проектов студент как будущий специалист приобретает социальноправовые знания и опыт деятельности в решении правовых проблем клиентов.

Принцип проективности обеспечивает формирование правовой культуры будущего социального работника и взаимосвязан с другим принципом продуктивности. «Культура и социум существуют благодаря постоянным продуктивным трансформациям и изменениям. Если же сообщества будут ориентированы прежде всего на то, чтобы сохранить существующие культурные традиции, исторический опыт, бытующие нормы, привычную жизненную среду и передать его образцы последующим поколениям, то скорее всего культура потеряет свою самобытность. Культура жива не самосохранением, а саморазвитием, которое способна обеспечить продуктивно, а ее содержание и формы становятся в большей или меньшей мере оппозиционными по отношению к существующим образцам» [11]. Принцип продуктивности есть продолжение принципа куль-туросообразности, в его действии находит выражение творческий потенциал культуры. Это принцип, определяющий направленность

процесса формирования правовой культуры будущего специалиста социальной работы (его содержания, форм и методов) на получение реального и практического продукта (творческой работы студента, имеющей ценность и для общества, и для личности).

В педагогике широко применяется продуктивное обучение, где учение осуществляется в процессе производства своего собственного продукта, а образовательный процесс доходит до стадии конечного, целостного, завершенного, индивидуального результата, по которому можно судить о степени овладения определенным образовательным уровнем.

Отличительные особенности технологии продуктивного обучения в вузовской подготовке специалистов социальной работы:

1) самостоятельная учебная деятельность студента, основанная на интересе и его практической деятельности;

2) реальная работа студента вне стен вуза, на базах практики в волонтерских проектах;

3) ориентация образовательно-профессиональной деятельности студента на конечный продукт (дипломный проект, в котором интегрированы теоретическая и практическая компетентность будущего специалиста в решении конкретной социальной проблемы);

4) комплексная качественная оценка всей практической деятельности студента;

5) принципиально новая роль преподавателя, его отход от функции посредника в передаче абстрактного знания и переход на позиции консультанта и тьютора (наставника), поддерживающего студента в достижении им продуктивности его образовательной и практической деятельности;

6) замена формальных связей в организации обучения, применение эвристических методов, в которых доминируют групповые взаимодействия и неформальные, партнерские отношения студентов, преподавателей, специалистов социальных служб, особое значение приобретают обсуждения трудностей в ходе решения социальных проблем клиентов в процессе студенческой практики и рефлексия.

Принцип продуктивности в формировании правовой культуры усиливает значение деятельности супервизоров на базах практики студентов, которые выступают как наставники, консультанты при разработке кур-

совых и дипломных проектов. Показателями продуктивности образовательно-профессиональной деятельности студента становятся: реальный продукт деятельности, реализация индивидуального интереса, высокая мотивация, кооперация и партнерство, самостоятельность и ответственность в практической деятельности.

Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных социальных проблем. Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению проблем является своеобразным ответом на подобный запрос. Социальный работник поддерживает клиентов в разрешении не только экономических, психологических правовых проблем, но и духовных, моральных, нравственных, зачастую руководствуется в решении конкретной проблемы клиента своими собственными понятиями о долге, добре и зле, справедливости, праве. Все это и определяет высокие требования к правовой культуре личности социального работника как основе его профессиональной культуры.

Эталоны профессиональной культуры представлены в Этическом кодексе социального работника, основная цель которого -содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом. Кодекс, являясь одним из способов регламентации самой профессиональной деятельности, определяет степень и меру влияния моральных норм и способы их повседневных действий, устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками профессиональной деятельности [12].

В качестве базовых профессиональных характеристик специалиста в Международной Декларации этических принципов социальной работы и Международных этических стандартах социальной работы, этическом Кодексе Национальной Ассоциации социальных работников США, отечественном Кодексе этики социального работника выделяются следующие: способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной

стороны, и обществом, его государственными и общественными структурами - с другой; выполнять своеобразную роль связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; уметь влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; уметь работать в условиях неформального общения, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; коммуникабельность, способность соучаствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных.

Этический кодекс социального работника содержит принципы, моральные нормы и правила и определяет границы, в пределах которых специалисты организуют свою деятельность. Моральная норма является основой этического кодекса социального работника, содержит общие требования к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы, справедливом во всех ситуациях и обстоятельствах [12, с. 126].

Социальная деонтология обосновывает моральные правила профессионального поведения - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе своего труда в отношении субъектов и объектов социальной работы. Эти требования гибки и подвижны, они отражают динамику общественного развития, состояния общественных отношений и развития системы социальной работы, они постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Моральные принципы - принципы, которыми руководствуется социальный работник в своей повседневной деятельности (содействие удовлетворению рациональных интересов клиента, объективность в оценке его обстоятельств и качеств личности и др.).

В процессе формирования правовой культуры особое значение приобретает освоение этических и деонтологических принципов и построение всей системы подготовки социальных работников на основе данных

принципов. Знания и даже умения и навыки, которые не находят своего практического применения, очень скоро забываются еще в период вузовского обучения.

Анализ тенденций в сфере высшего образования и в системе социальной работы позволяет сделать вывод, что вузовская подготовка специалистов социальной работы будет определяющим фактором формирования правовой культуры личности будущего профессионала на основе следующих принципов: культуросообразности, гуманизма,

демократизации, системности, интегративно-сти, субъектности, инновационности, про-ектности, продуктивности и специальных принципах социальной деонтологии и этики социальной работы.

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия. Психология развития. СПб., 2001. С. 92.

2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. С. 27.

3. Сластенин В.А. Общая педагогика. М., 2002. С. 148.

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2004. С. 151.

5. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. М., 2008. С. 38.

6. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. С. 31.

7. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика.

1997. № 2. С. 3.

8. Олпорт Г.В. Личность в психологии. М.,

1998.

9. Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / под ред. Э.В. Сайко. М., 2001.

10. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. М., 2002. С. 89.

11. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 77.

12. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2008. С. 98.

Поступила в редакцию г.

UDC 36+378

FORMATION PRINCIPLES OF LAW CULTURE OF FUTURE SOCIAL EMPLOYEE IN UNIVERSITY PREPARATION

Nikita Aleksandrovich Garashkin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: silans@mail

The article presents the substantiation of principles of formation of legal culture of the student - future expert of social work in a context of complete personality formation, the action of these principles in high school preparation of the social worker is revealed.

Key words: legal culture of social worker; formation of legal culture in high school; pedagogical principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.