УДК 36+378
ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
© Никита Александрович Г арашкин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,
e-mail: [email protected]
В статье дано обоснование актуальности процесса формирования правовой культуры студента -будущего специалиста социальной работы. Представлен потенциал культурологического подхода в вузовской подготовке социального работника.
Ключевые слова: правовая культура социального работника; формирование правовой культуры в вузе; культурологический подход.
Современное состояние российского общества определяется всем спектром социально-политических изменений, произошедших в последние годы. В значительной мере развитие социальной сферы определяется правовыми преобразованиями, т. к. человек и общество не могут развиваться без обеспечения правовых свобод и гарантий государства.
От того, насколько высок уровень правовой культуры социального работника, зависит качество реализации социальной политики. «Специфика социальной работы, как гуманистической деятельности, состоит в гармонизации социальных отношений, приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, повышении их гуманности, укреплении связей между отдельными личностями, группами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и государством в целом, в оказании материальной, юридической, психологической форм помощи, поставила проблему культу-роцентричной вузовской подготовки будущих специалистов социальной сферы» (С .И. Григорьев) [1]. Эта идея является принципиальной для отечественного социального образования, а культурологический подход является базовым в вузовской подготовке специалистов социальной работы, а также в процессе формирования их правовой культуры.
Поскольку сфера социальной работы обширна и не всегда может быть четко очерчена, в подготовке будущих специалистов в этой области важное значение должно отводится формированию общей, профессио-
нальной и правовой культуры личности. Это позволит специалисту системно и качественно осуществлять деятельность по решению социальных проблем.
Проблема формирования правовой культуры будущего специалиста, которая всегда была очень значимой, приобретает особую остроту в современных условиях. Вопрос формирования правовой культуры студента -будущего социального работника, имеет особое значение для практики социальной сферы, требует глубокой проработки ее педагогических основ.
Проведенный анализ исследований по проблемам вузовской подготовки специалистов социальной работы позволил сделать вывод о том, что для ее концептуального проектирования достаточно широко применяются различные концептуальные подходы: системный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, контекстный, компетентностный и др. В рамках культроло-гического подхода выполнены исследования в области социального образования Л.В. Мар-дахаевым, Р.М. Куличенко, Н.И. Никитиной, А.П. Поздняковым [2-4]. На наш взгляд, недостаточно работ, опирающихся на потенциал культурологического подхода в вузовском образовании социальных работников.
Необходимо учитывать, что данный подход в образовании имеет исторические предпосылки, его генезис связан с метапринципом педагогики - принципом культуросооб-разности, исследованиями в области философии образования, культурологии образования и собственно педагогических концепций.
Принцип культуросообразности был сформулирован и научно обоснован А. Дис-тервегом, он понимается как воспитание и обучение в контексте культуры. «Та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов... Всякое плодотворное воздействие на отдельный индивидуум и целый народ должно соответствовать требованиям времени и считаться с уровнем развития этого отдельного человека и той ступенью культуры, на которой находится весь народ» [5].
В аспекте исследования важно рассмотрение правовой культуры во взаимосвязи с системой современных общественных отношений. Внутренние закономерности развития общества определяют характер доминирующего социального поведения. Каждая историческая эпоха, создавая свою правовую культуру, формирует приоритетный для данного общества тип личности. На формирование правовой культуры общества и отдельной личности оказывают влияние правовая культура общества в предыдущую эпоху, национальные особенности народа и его исторические традиции. Одновременно с этим на правовую культуру оказывают влияние другие общества со своей культурой, правом, правовыми отношениями и правосознанием. «К факторам, разрушающим правовую культуру общества, можно отнести: низкий уровень жизни населения, безработицу, коррупцию в органах власти, аномию, деформацию социальной структуры; криминализацию общества, снижение уровня общественной морали; слабость законодательства; низкий уровень раскрываемости преступлений; недостатки в работе СМИ; слабость системы воспитания подрастающего поколения, распространенность педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних и др.» [6].
В современной России становится актуальной проблема формирования правовой культуры личности и особенно профессионалов социальной сферы (социальных работников, социальных педагогов, учителей, юристов и др.).
Поэтому одной из задач современной вузовской подготовки будущих социальных работников становится формирование правовой культуры. Это требует проектирования и
реализации в вузе образовательно-воспитательных программ, построенных на основе культурологического подхода.
В современной отечественной педагогике принцип культуросообразности стал методологическим основанием разработки культурологических концепций образования (О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.) [7-9].
Культурологический подход, согласно позиции В. С. Библера, сосредоточивает свое внимание на человеке как субъекте культуры, ее главном действующем лице, способном в моменты своего напряженного диалога с произведением культуры «по последним вопросам бытия» вмещать в себя все «старые смыслы культуры и одновременно производить новые, еще не ведомые миру» [10].
Соответственно современное образование должно перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовые знания, умения, навыки, а культура их формирования и изменения, трансформаций и преобразования [10].
В аспекте методологического анализа педагогических концепций культурологический подход рассматривается М. С. Чвановой как [11]:
- гуманистическая позиция, признающая, что человек свободен по отношению к своей судьбе; к своему историческому прошлому и будущему;
- рассмотрение феномена культуры как стержневого понятия в объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности;
- метафора нового взгляда на образование, развитие и жизнедеятельность человека на основе его полноправного диалога с окружающим миром;
- попытка пересмотра социокультурных оппозиций, раздирающих сознание современного человека путем синтеза целостного взгляда на мир, через призму культуры;
- путь создания нового образа человека, соответствующего уровню развития современного цивилизованного мира и способного решать стоящие пред ним задачи в будущем;
- способ преодоления заформализо-ванных путей развития человека, использования новейших достижений в области науки и техники для гуманизации социальных и культурных технологий;
- источник новых идей и образовательных технологий.
Культурологический подход с позиции Е.В. Бондаревской [8] - это видение высшего образования «сквозь призму понятия культуры, т. е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей». Ценностным потенциалом культурологического подхода в вузовской подготовке будущего социального работника соответственно выступают:
- отношение к студенту как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к преподавателю как посреднику между студентом и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
- отношение к вузу как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
В рамках культурологического подхода центром высшего образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерми-нации в общении и сотрудничестве с другими людьми, самим собой и культурой.
Реализация потенциала культурологического подхода в вузовской подготовке социального работника взаимосвязана с созданием условий для студентов и преподавателей по освоению и трансляции общей культуры, профессиональной культуры социальной работы, включающей принципы, ценности и технологии социальной работы. Это предполагает, что целеполагание, проектирование компонентов вузовской подготовки социаль-
ных работников (содержание, технологии) и образовательная среда вуза должны быть культуросообразны.
Согласны с позицией И.Ф. Исаева о том, что в целом «развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры... В общей и профессиональной культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал специалиста. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован» [11].
Исследуя явление культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер отмечал, что культура - прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством, который, будучи усвоен личностью, может стать ее достоянием. Элемент культуры всегда выступает в качестве ведущего средства образования [12].
Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой - это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. «Достигнув определенного уровня культуры, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает все активнее, а главное, все результативнее срабатывать самопознание (он глубже и всесторонне познает себя); он самоопределяется (т. е. актуализирует те проблемы, которые ему представляются наиболее интересными, кажутся более перспективными и лично значимыми); он все более эффективно управляет собой; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; он стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности» (В.И. Андреев) [13]. Это обстоятельство имеет огромное значение для подготовки специалистов социальной работы. Для него профессиональная деятельность неотделима от культуры конкретного общества. Социальный работник должен понимать, что, входя одновременно в разные культуры, современный человек все более осознает свою обусловленность, он
учится признавать видение и реальности других людей, строить с ними совместную деятельность. Являясь профессионалом, социальный работник должен, осуществляя, например, социально-правовую защиту клиента, иметь правовую компетентность, отстаивая его права, и обладать культурой, осознавая его уникальность и индивидуальность, принадлежность к культуре конкретной страны, этноса, национальности.
В настоящее время в изучении культуры, согласно позиции И.Ф. Исаева, определилось три направления, рассматривающих ее:
1) как совокупность материальных и духовных ценностей;
2) как специфический способ человеческой деятельности;
3) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности [11].
Это позволяет нам рассматривать процесс формирования правовой культуры будущего специалиста социальной работы во взаимосвязи с формированием его профессиональной культуры, а значит во взаимосвязи с процессами: формирования ценностных ориентаций личности; освоением технологий деятельности специалиста и с творческим становлением. Приобщение студентов к различным видам культуры, в т. ч. и правовой культуры, происходит через культуросообразное содержание обучения и воспитания.
Согласно позиции И.Я. Лернера культура воплощается в социальном опыте, который состоит из четырех элементов: 1) уже добытые обществом знания о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности; 2) приобретенный индивидами опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера; 3) опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу, опыт эмоциональной воспитанности, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм [12].
Эта позиция позволила нам дать определение правовой культуры социального работника.
Как профессиональная характеристика правовая культура социального работника -это:
- интериоризованный социальный опыт, выраженный в накопленных знаниях о решении социально-правовых проблем;
- приобретенный специалистом опыт осуществления различных видов социальноправовой деятельности;
- опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых социально-правовых проблем, к творческому преобразованию действительности;
- опыт ценностного отношения в процессе профессионального взаимодействия, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм.
Формирование правовой культуры будущего специалиста социальной работы осуществляется в процессе вузовской подготовки.
В ходе исследования была структурирована вузовская подготовка по специальности «Социальная работа», как система она включает компоненты: целевой, субъектный, содержательный, технологический, средовой.
Культуросообразное целеполагание вузовской подготовки означает постановку ее цели - формирование общей и профессиональной культуры будущего специалиста социальной работы с учетом возможностей образовательного учреждения, специфики подготовки специалиста социальной работы.
Особенностью системы высшего профессионального образования в области «социальной работы» является создание культурной образовательно-профессиональной
среды, взаимоусиливающей ресурсы конкретного вуза, за счет потенциала социальных учреждений и других социальных партнеров в регионе.
Н.Б. Крылова рассматривает культуро-сообразность содержания образования как способность раскрыть возможности использования знания как ценности, смыслов информации, направленность на присвоение и рефлексивное осмысление знаний [9].
Содержательный компонент вузовской подготовки, соответственно, должен включать инвариантные и вариативные программы подготовки, которые способны отражать и выражать общечеловеческие, националь-
ные, профессиональные культурные ценности в их взаимосвязи.
Технологический компонент системы вузовской подготовки специалиста социальной работы включает базовые формы организации подготовки социальных работников в вузе (теоретическое и практическое обучение, а также самостоятельную работу студентов) и методы, активизирующие студента, развивающие способности работать в междисциплинарной команде, в социуме; личностно-ориентированные, групповые и коллективные формы организации обучения, формирующие профессиональные правовые компетенции. Важное значение в вузовской подготовке социального работника играет метод проектов, интегрирующий потенциал теоретического и практического обучения, дающий возможность соотносить студенту свою деятельность с ценностями правовой культуры.
Таким образом, потенциал культурологического подхода в формировании правовой культуры будущих социальных работников -это возможности средового, содержательного и технологического компонентов вузовской подготовки. Этот потенциал проявляется:
- в ценностно-целевой направленности образовательной среды вуза на позитивное развитие социальной культуры общества и профессии, на формирование у студентов ценностных ориентаций, технологической осведомленности в вопросах решения социально-правовых проблем;
- в содержании инвариантных и вариативных программ подготовки, позволяющих приобрести знания и опыт социально-правой деятельности;
- во внедрении новых форм и методов образовательного процесса, активизирующих студентов к самостоятельному овладению социально-правовыми компетенциями.
1. Григорьев С.И. Современная ноосфера и социальное образование: компетентность и культуроцентричность в русском мире начала 21 столетия. М., 2009.
2. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Управление социальными системами. М., 2006.
3. Куличенко Р.М. Становление и развитие профессий социальный работник и социальный педагог: опыт и перспективы. Тамбов, 2009.
4. Поздняков А.П. Управленческая культура специалиста социальной работы. Тамбов, 2005.
5. История социальной педагогики / под ред. М. А. Галагузовой. М., 2001.
6. Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2004.
7. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века. Серия Новые ценности образования. 1996. № 6.
8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
9. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
10. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в 21 век. М., 1990.
11. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
13. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
Поступила в редакцию 17.04.2010 г.
UDC 36+378
SUBSTANTIATION OF CULTUROLOGICAL APPROACH IN FORMATION OF LEGAL CULTURE FUTURE SPECIALIST OF SOCIAL WORK IN UNIVERSITY
Nikita Aleksandrovich Garashkin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The article concerns about substantiation of an urgency of process of formation of legal culture of the students - the future specialist of social work. The potential of culturological approach in university preparation of social workers is presented in the article.
Key words: legal culture of social worker; the formation of legal culture in the university; cultural approach.