Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО И КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО И КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / УСЛОВИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Переверткин В.И.

Обоснована гипотеза формирования перспективной инновационно-инвестиционной стратегии развития жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера. Показана роль, место и содержание инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства в стратегии социально-экономического развития районов Крайнего Севера. Определеныпринципы формирования стратегий инвестирования жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF INNOVATIVE-INVESTMENT STRATEGY OF HOUSING AND MUNICIPAL BUILDING IN THE FAR NORTH

The article justifies the hypothesis of formation of innovative-investment development strategy housing and civil and public construction in the far North. The role, place and content of the innovative-investment strategy of housing and municipal building in the strategy of socio-economic development of the far North. Principles of formation of investment strategies, housing and civil and public construction in the far North.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО И КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

УДК 33

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО И КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Тебскнн А.В., д.т.н.. дли., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России ilcpeucpiKiiii В.И., соискатель Института мировой экономики и информатизации

Обоснована гипотеза (¡армирования перспективной инновационно-инвестиционной стратегии развития жшппцно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера. Показана роль, место и содержание инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства в стратегии социально-экономического развития районов Крайнего Севера. Определеныпринципы формирования стратегий инвестирования жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова: принципы формирования, стратегия инвестирования, жилищно-гражданское и коммунальное строительство, условия Крайнего Севера.

PRINCIPLES OF FORMATION OF INNOVATIVE-INVESTMENT STRATEGY OF HOUSING AND MUNICIPAL BUILDING IN THE FAR NORTH

Tchekin A.. Doctor of technical Sciences, Doctor of economic Sciences. Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia Pcrcvertkin V., the applicant of the Institute of world economy and Informatization

The article justifies the hypothesis of formation of innovative-investment development strategy housing and civil and public construction in the tor North. The role, place and content of the innovative-investment strategy of housing and municipal building in the strategy of socio-economic development of the far North. Principles of formation of investment strategies, housing and civil and public construction in the far North.

Keywords: formation, investment strategy, civil housing and public works, the conditions of the far North

Стремление к достижению Россией уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и входящей в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности), связано с обеспечением комплекса социально-экономических целевых ориентиров.

Среди целевых ориентиров социально-экономического развития России наряду с высокими стандартами благосостояния человека, достижением социального благополучия и согласия, формированием экономики лидерства и инноваций, созданием экономики, конкурентоспособной на мировом уровне, формированием институтов экономической свободы и справедливости, обеспечением безопасности граждан и общества, выделяется направление сбалансированного пространственного развития.

Обеспечение сбалансированного пространственного развития свя юно со снижением в РФ масштабов регионального неравенства. Для этого предполагается создание территориальных центров роста как в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала, так и в районах освоения новых сырьевых ресурсов. 11ри этом предполагается создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

В этой связи необходимо не только обеспечить условия для существенного роста объема жилнщно-гражданского и коммунального строительства с целыо увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения, но и выйти на современные стандарты жилищных условий, с применением инновационных технологий строительства жилья.

Особенная сложность решение этой задачи связана со строительством в условиях Крайнего Севера.

В настоящее время достигнуты определенные успехи в формировании инвестиционной стратегии развития транспортно-лромышленных комплексов Крайнего Севера, определении величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера.

В то же время в вопросах активизации жилищного строительства и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса в условиях Крайнего Севера по-прежнему не решена задача формирования и реализации перспективной

инновационно-инвестиционной стратегии развития. В частности. предложения Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по разработке в рамках программы «Жилище» подпрограммы «Реформирование, модернизация жилищно-коммунальной сферы в условиях Крайнего Севера» так и остались нереализованными! I ].

I |ри решении выдвинутой научно-практической задачи формирования перспективной инновационно-инвестиционной стратегии развития жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера была выдвинута следующая гипотеза научного исследования.

Отправной точкой гипотезы является утверждение о том, что в современных условиях проблема развития жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера носит комплексный характер.

Во-первых, существует проблема поддержания жилищного фонда и развития коммунального строительства в районах действующего производства, сопряженная с необходимостью замещения рабочей силы - переселения людей пенсионного возраста в более южные районы и приглашения взамен молодых специалистов.

Во-вторых, существует проблема рационального использования жилищного фонда и коммунального хозяйства в районах свертывания устаревающих производств.

В-третьих, существует проблема инновационного развития жилищно-гражданского и коммунального строительства в районах создания новых производственных мощностей в условиях Крайнего Севера.

В этих условиях инновационно-инвестиционное развитие жилищно-гражданского и коммунального строительства в районах создания новых производственных мощностей в условиях Крайнего Севера подразумевает совместное использование:

продуктовых инноваций (реализация инновационных проектов создания объектов жилищно-гражданского и коммунального строительства, их ремонта, модернизации, перепрофилирования, утилизации и т.д.),

• сырьевых инноваций (использование новых строительных материалов с улучшенными качествами).

• технологических инноваций (применение новых технико-технологических решеннйк возведению и обслуживанию объектов жилищно-гражданского и коммунального строительства),

• организационных инноваций (пространственное перераспределение кадрового потенциала, применение новых схем нн-

INNOVATIVE ECONOMY | №3 2016| 47

Стратегия сонна.зыю-экопомнческого развития районов Крайнею Севера

Развитие системы государственно го управления

Развитие

финансового

рынка

Развитие системы природопользов ания

Развитие

инновационной

системы

Развитие производственной нфрасгрук-туры

Развитие

структуры

производства

Инвестицион-ное развитие

Жилишно-I ражданскоеи коммунальное строитель» во

Тсрриториальн ос развитие

Развитие рынка груда

Социальное развитие

Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Рис I. Место инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства в стратегии сонма,

экономического развития районов Крайнего Севера.

вестирования объектовжилишно-гражданского и коммунального строительства, реализации новых логистических операций и т.д.),

рыночных инноваций (использование возможностей комплексного развития районов Крайнего Севера при реализации инновационно-инвестиционной стратегии развитияжилищно-гражданекого н коммунального строительства).

Таким образом, в качестве гипотезы исследования рассматривается формирование инновационно-инвестиционной стратегии развития жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера как рациональной комбинации продуктовых. сырьевых, технологических, организационных и рыночных инноваций с учетом программы развития конкретного региона Крайнего Севера.

При исследовании теоретико-методологических основ инновационного и инвестиционного развития жилищно-гражданского и коммунального строительства на первом этапе были определены роль, место и содержание инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства в стратегии социально-экономического развития районов Крайнего Севера.

Проведенные исследования показали, что инновацнонно-инвестиционная стратегия жилищно-гражданского и коммунального строительства играет важную роль в стратегии социально-экономического развития районов Крайнего Севера. Место инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства в стратегии социально-экономического развития районов Крайнего Севера представлено на рис. I [2].

Результаты систематизации основных целей и задач инновационно-инвестиционной стратегии развития жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера, а также приоритетные направлениянх реализации, меры стимулирования и ожидаемые результаты приведены ниже.

Цели:

- устойчивый рост объемов ввода нового жилья, созданного на инновационных технологиях:

- повышение уровня доступности жилья.

- создание условий для обеспечения качественным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Задачи:

- создание условий для стабильного увеличения объемов жилищного строительства;

- стимулирование развития индивидуального жилищного строительства:

- продвижение инновационно-инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищного строительства, включая внедрение новых технологий, обеспечение потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции и строительных материалах, и т.д.;

- стимулирование внебюджетного финансирования жилищной сферы, включая развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования:

- оказание поддержки гражданам в вопросах улучшения жи-

лищных условий.

Приоритетные направления развития:

- увеличение объемов строительства жилья для Пересе, граждан из аварийного жилищного фонда и постепенная ликви ветхого жилья:

- выполнение государственных обязательств по обеспеч жильем отдельных категорий граждан (в первую очередь л пиков);

- улучшение жилищных условий социально незащнше категорий граждан;

- оказание гражданам адресной государственной поддери улучшении жилищных условий;

- распространение действия системы долгосрочного ип ного жилищного кредитования населения на все районы Край Севера.

Меры стимулирования:

- строительство и приобретение жилья для переселения из аварийного жилищного фонда:

- оказание государственной поддержки гражданам, нужда ся в переселении из ветхого и аварийного жилья, путем предо ння жилых помещений на условиях социального найма и соииа: выплат на строительство и приобретение жилья;

- строительство жилья для предоставления его по д~ рам социального найма малоимущим гражданам, прнзнаннь установленном порядке нуждающимися в улучшении жнлиг условий;

- создание условий для дальнейшего развития в ран Крайнего Севера системы долгосрочного ипотечного жили кредитования;

- оказание государственной поддержки гражданам, н щнмея в улучшении жилищных условий, в виде социальных в на возмещение части затрат на уплату процентов по жили кредитам, а также на погашение части жилищного кредита для дельных категорий граждан;

- предоставление социальных выплат на строительство или обретение жилья отдельным категориям граждан, имеющим на получение мер государственной поддержки в решении жили вопросов в соответствии с законодательством;

- оказание государственной поддержки молодым семьям, лающимся в улучшении жилищных условий:

- оказание государственной поддержки в улучшении жили условий гражданам, проживающим в сельской местности, а т молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и тающим в сельской местности;

- поддержка в инженерном обустройстве территорий и дуальной застройки, в том числе строительство подъездных улиц, инженерных сетей электро- и водоснабжения микрор застройки;

- участие в реализации мероприятии федеральных целевых грамм, направленных на обеспечение жильем отдельных кате граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

48 1ШОУАТ1УЕ ЕСОШМУ I №3 20161

- привлечение срелств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

- содействие в установленном порядке развитию организаций в области производства строительных материалов, привлечение инвестиций для их реструктуризации и обновления основных фондов, оказание в установленном порядке государственной поддержки в реализации эффективных инвестиционных проектов развития производства строительных материалов:

- оказание государственной поддержки гражданам, выезжающим из населенных пунктов, признанных закрывающимися в установленном законодательством порядке, в виде социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Ожидаемые результаты:

- доведение до заданного объема ежегодного вводимого жилья:

- повышение уровня архитектуры застройки за счет комплексной реконструкции жилых застроек:

- увеличение количества семей, самостоятельно решающих жилищные проблемы за счет собственных средств и социальных выплат за счет бюджета;

- сокращение численности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет предоставления жилья по договорам социального найма и социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

При определении принципов формирования инновационно-инвестиционной стратегии жилншно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера были проанали-зированыпринцнпы прикладного менеджмента в части: принципов инновационного менеджмента[3]. принципов инвестиционного менеджмента [4]. принципов стратегического менеджмента [5] и принципов управления рисками [6].

Проведенные исследования показали, что базовые принципы формирования инновационно-инвестиционной стратегии основываются на совместном использовании принципов инновационного развития, инвестирования и принципов формирования стратегий.

В основе формирования любой инновационно-инвестиционной стратегии лежат принципы, представленные в табл.1.

В результате проведенных исследовании был определен состав принципов формирования стратегии организации как социально-экономической системы, включающий:

- принцип приоритета научно-аналитического прогнозирования при принятии решении в рамках разрабатываемой стратегии;

- принцип учёта и согласования внешних и внутренних факторов долгосрочного развития объекта стратегического управления;

- принцип гармонизации стратегии и тактики развития организации;

- принцип учета влияния человеческого фактора на перспективы развития организации;

- принцип определённости стратегии и организации учёта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и контроля параметров стратегического развития социально-экономической системы;

- принцип соответствия стратегии развития организации доступным ресурсам;

- принцип соответствия стратегии развития организации имеющимся и создаваемым технологиям.

Показано, что методологически принципы формирования инновационно-инвестиционной стратегии развития жилишно-гражданского и коммунального строительства также базируются на общих принципах формирования стратегии инвестиционной деятельности, совокупность которых представлена ниже.

Принцип предельной эффективности инвестирования. Предприятие стремится к получению максимальной прибыли, организовывая производство таким образом, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом в случае монопродукта предприятие будет продолжать свою деятельность до тех пор. пока его доход, определяемый достигнутым уровнем производства и конкурентной средой, будет превышать издержки производства. Прекращение производства данного продукта произойдет в тот момент, когда получаемый суммарный доход от реализации морально устаревающего продукта сравняется с издержками производства.

Предельная эффективность инвестирования зависит от множества факторов, среди которых:

- темп роста издержек производства, определяемый достигнутым уровнем технологического развития;

- уровнем насыщенности рынка данным продуктом;

- характером конкуренции производителей;

- и т.д.

Принцип «замазки». Означает максимальную свободу выбора в начале инвестирования и постепенное сокращение свободы действий на последующих этапах.

Предприятие свободно принимать решение о том, какой станок покупать, арендовать его или производить самому, какую сумму кредита брать под эту операцию, на какой срок и пол какие проценты. Но по ходу совершения операций инвестирования в реальные активы возможности изменить принятые решения существенно сокращаются.

'Затраты усилий на изменение уже принятых инвестиционных решений (деинвестированнс) достаточно высоки в плане финансовых издержек, затрат ресурсов времени, усилий управленческого персонала, нарушений связей с деловыми партнерами.

Принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капиталовложении.Учитывая разновременную стоимость денег выбирается вариант рационального сочетания материальной и денежной эффективности капиталовложений

Существует три варианта оценки эффективности.

- через сравнение относительных цен затрат и выпуска, т.е. исключительно стоимостный, денежный анализ. Мировой опыт

Таблица I. Состав и содержание основных принципов формирования инновационно-инвестиционной стратегии

№ На1вание принципа Содержание принципа

I Принцип самостоятельности Решение об инвестировании должен принимать владелец инвестиционных ресурсов

2 Принцип осторожности Детальное изучение любого инновационного и инвестиционного предложения Подробный многоаспектный ретроспективный анализ всей доступной информации об объекте инвестирования.

3 Принцип разумности рисков Базируется на совокупном анализе рисков прямых потерь и рисков недополученной выгоды при игнорировании инновации

4 11рннцин информированности Позволяет оперативно собирать, проверять, анализировать и реагировать на любую новую информацию об объекте инвестирования

5 Принцип диверсификации Означающий инвестирование по правилу - не складывать все яйца в одну корзину

6 Принцип безопасности Подразумевает использование множества инструментов для охраны важных данных об инновациях и инвестировании, для защиты своих активов

7 Принцип долгосрочное™ вложений 11редполатает анализ долгосрочных перспектив инвестирования в инновации, оценку возможностей получения инвестиционного дохода значительного размера на фоне возможных альтернативных вложений

8 Принцип дисциплины 11редполагает четкое соблюдение инвестиционной дисциплины в части сроков, объемов и других правил осуществления инвестиционных вложений

9 Принцип открытости Предоставление окружающим информации о перспективах инвестирования в инновационные активы

10 Принцип рационального обдумывания при принятии решения Решение об инвестировании в инновации нельзя принимать мгновенно, руководствуясь только эмоциями, но и затягивание принятия решения тоже может привести к потерям на фоне более расторопных конкурентов

1ШОУАТ1УЕ ЕСОШМУ | №3 2016| 49

инвестирования покатывает, что опираться только на денежную оценку эффективности недостаточно - особенно губителен такой подход в условиях непредсказуемой инфляции:

- через сочетание денежных и технических критериев эффективности. Дело в том. что многое зависит от самой технологии, заложенной в инвестиционный проект Технология задает специфический рисунок введения производственных мощностей и. следовательно, влияет на порядок осуществления инвестиционных целей;

- чисто технический подход оценки эффективности, который не учитывает рыночной (стоимостной) оценки бизнеса и поэтому будет все менее применим для России.

Принцип адаптационных издержек. Предполагает учет всех издержек, связанных с адаптацией к новой инвестиционной среде. Они измеряются как выпуск, потерянный от реорганизации производства н переподготовки кадров, когда новое оборудование установлено. но его надо переналадить под изменившуюся конъюнктуру. Потеря времени рассматривается как потеря дохода. Практически всегда существует временное отставание (лаг) между решением о новом инвестировании и началом его практической реализации и окупаемости. Адаптироваться мгновенно нельзя. Любая адаптация имеет своп издержки: нужны новая информация, новая технология, средства на переподготовку кадров и т.п. В противном случае надо платить за скорость. К примеру, новый завод можно перестроить и за полгода, но такое строительство будет «золотым». Большинство предприятий не могут себе такого позволить.

Платой за адаптацию является резкое снижение текущей доходности. Даже акции и облигации сразу выгодно перепродать не получается, если их реальный курс падает. Потеря времени означает омертвление капитала, снижение его доходности. Адаптационные же издержки производственного инвестирования еще больше. Предположим, оборудование установлено, технология отлажена. Но конъюнктура рынка изменилась, и принимается решение поменять технологию, а. следовательно, и оборудование. Например, ручной труд целесообразно заменить машинным. Это потребует известных адаптационных издержек (прямых и косвенных). Перечислим хотя бы некоторые из них: переподготовка кадров; продажа старого и установка нового оборудования: выплата компенсаций рабочим и служащим, потерявшим работу в результате соответствующих сокращений; неустойки по старым контрактам, сохраняющим свою силу, и др. Поэтому адаптационные издержки необходимо включить в расчет цены, по которой предприятие будет продавать новую продукцию. Чем больше эта цена сможет превысить цену предложения сырья, материалов, технологии, оборудования для производства, тем предпочтительнее данный вариант вложения капитала. Чем больше спрос на продукцию, тем больше адаптационные издержки, которые предприятие может себе позволить. Опыт показывает, что чем больше и. главное, дольше цена спроса превышает цену предложения. тем эффективнее будет инвестирование, даже, несмотря на адаптационные издержки.

Принцип мультипликатора (множителя).Принцип мультипликатора опирается на взаимосвязь отраслей. Это означает, что рост спроса, скажем, на автомобили автоматически вызывает рост на технологически сопутствующие товары: металл, пластмассу, резину и т.д. Знание технологии производства позволяет вычислить коэффициент корреляции. Например, если по данным биржевой котировки акций намечается подъем машиностроения, известна технологическая связка машиностроения с другими отраслями, то можно заранее просчитать мультипликационный эффект данной связи. Фирма, к примеру, занимающаяся изготовлением пластмасс для машиностроения, может оценить перспективу своих доходов. Мультипликатор, следовательно, выражает реально существующую зависимость между отраслями, характеризует эти связи количественно.

Мультипликатор дает возможность заранее знать время и экономическую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить невыгодное инвестирование и заняться новым бизнесом заблаговременно, опережая конъюнктуру. Подобное заблаговременное действие может быть осуществлено и в форме перепродажи акций, и в форме перепрофилирования производства.

Эффект мультипликатора слабеет, затухает по мере удаления от отрасли-генератора спроса и доходности. Более того, эффект мультипликатора затухает и во времени. А вскоре генерирующей может стать другая отрасль, что означает необходимость снова корректировать стратегию инвестирования.

Таким образом, выгодность инвестирования привязывается « соотношению между ценой спроса и ценой предложения.

В целом отметим, что данный принцип тем меньше примени«, чем больше степень государственного регулирования. Для Рос сив. следовательно, значение такого подхода оценки эффективности должно возрастать по мере снижения г осударственного контроля промышленностью, роста значения товарно-сырьевых и фондовая бирж как форм оценки и переоценки стоимости основного н оборотного капитала предприятий.

0 принцип. Предполагает определение зависимости межд) оценкой актива на фондовой бирже и его реальной восстановительной стоимостью. Если дробь больше единицы, то инвестирование выгодно. Причем чем больше, тем выгоднее. Так, рост рыночной (биржевой) оценки домов по отношению к текущей стоимости ш строительства стимулирует жилищное строительство, поско.т — рыночная цена больше, чем текущие издержки замещения дан мот дома на новый.

Таким образом, выгодность инвестирования привязываем*« соотношению между ценой спроса и ценой предложения.

Эффективность применения О - принципа тем выше, чем уровень рыночного развития экономики (в идеале характеризую«» гося свободной конкуренцией) при биржевой форме оценки стоюШ стн основного и оборотного капитала предприятий.

1 Доведенные исследования показали, что помимо общих принципов формирования стратегии инвестиционной деятельности базовым принципам формирования ннновационно-ннвестицио стратегии развития жилищно-гражданского и коммунального тельства целесообразно отнести следующие.

Во-первых, это принцип управления структурными сдвн обусловленный тем, что рынок жилищно-гражданского и комму ного строительства на сегодняшний день является одним нзнем в реальном секторенапиональной экономики, в котором свобо финансовыересурсы предприятий и частных лиц способны п тнться в высокоэффективный реальный актив. Этот актив ( строительства) позволяет осуществлять как его непосредс целевое использования, так и рассматривать его как высокодох объект инвестирования.

Во-вторых, это принцип комплексного решения соцналь-н.--экономических проблем, поскольку инновационно-ннвестнци развития жилищно-гражданского и коммунального строите, одновременно решает сразу несколько ключевых проблем:

- социальных - обеспечение населения жильем и объе социальной инфраструктуры;

- производственных - обеспечение заказами не только прнятий строительной отрасли, но и смежных отраслей:

- экономических - эффективное вложение средств, обес ваюшее быстрый рост добавленной стоимости.

В-третьих, это принцип государственного регулирования, званного активизировать инновационную и инвестиционную ОТ ность субъектов хозяйствования посредством создания для пост благоприятных условий на основе рыночных механизмов.

В-четвертых, это принцип рыночной конкуренции, который ляется определяющим при инвестировании жилншно-гражд и коммунального строительства (и инноваций их сопровожда во всем мире, и очень ожидаем большинством отечественных весторов.

В-пятых, это принципы взаимоотношений инвесторов с ственными органами, с одной стороны, и с субъектами хозяй ния. осуществляющими реализацию проектов (в гом числе ин циоииых) жилищно-гражданского и коммунального строительств как объектов долгосрочного инвестирования. Фиксация понят*:»-!, стабильных и приемлемых механизмов взаимодействия инвестора со всеми сторонами, заинтересованными в развитии жилиц:««-гражданского и коммунального строительства, в том числе в раки« частно-государственного партнерства, является залогом успеха тон решении стратегических задач социально-экономического развит государства.

В-шестых, это принцип сохранения и воспроизводства житш фонда, являющийся одним из ключевых в реализации жилмлЯ политики любого государства.

В-седьмых, это принцип концентрации государственных ускЫ на обеспечении инвестирования градостроительных. архнтекг.т*в-строительных, технологических, объемно-планировочных, конструктивных и иных решений, связанных с жнлищно-гражданспа и коммунальным строительством.

50 1ШОУАТ1УЕ ЕСОШМУ| №3 2016|

Принципы формирования инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства

Принципы инвестиционного менеджмента

Рис.2. Система принципов формирования инновационно-инвестиционной стратегии жилшцно-гражданского и коммунального

строительства в условиях Крайнего Севера.

В-восьмых, это принцип стимулирования инвестирования в инновации, направленных на повышение эффективности процессов внутрикомплексного характера в жнлнщно-гражданском и коммунальном строительстве.

В целом систему принципов формирования инновационно-инвестиционной стратегии жилищно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера можно представить в виде (рис.2).

Представленная система принципов может быть положена в основу решения проблем стратегического ннновацнонно-инвестицнонногоразвития жилшцно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера.

Литература:

1. Переверткин В.И.Вопросы инновационного развития жилшнно-гражданского и коммунального строительства в условиях Крайнего Севера. // Инновационная экономика. №4, 2013.

2. Переверткин В.И О Роли и месте стратегии инвестирования жилшцно-гражданского и коммунального строительства в социально-экономическом развитии районов Крайнего Севера. // Транспортное дело России №6 часть 2 (103) (2012).

3. Тебекин A.B. Инновационный менеджмент. М.: Юрайт. 2016.

4. Тебекин A.B. Теория менеджмента. - М.: Кнорус, 2016.

5. Тебекин A.B. Стратегический менеджмент. М.: Юрайт, 2016.

6. Тебекин A.B. Методы принятия управленческих решений. - М.: Юрайт. 2015.

INNOVATIVE ECONOMY | №3 2016 | 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.