Исламские финансы
Удк 334.012.42
принципы формирования активов коммерческой организации: шариатский взгляд
ш. А. ШОВХАЛОВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Сибирский федеральный университет
В статье рассматриваются вопросы, связанные с финансированием активов компании, отвечающим требованиям Ислама. Предложены принципы Шариата, классифицированы ограничения деятельности, а также указаны недозволенные активы с точки зрения их финансирования. Сделанные выводы позволят расширить теоретическую основу функционирования предприятий в рамках Ислама, а также помогут в практической жизни созданию бизнеса и осуществлению инвестиций при условии соблюдения норм и правил Шариата.
Ключевые слова: экономика, организация, активы, инвестирование, финансовые ресурсы, Ислам, Шариат.
С момента объявления России светским государством прошел значительный период, в котором были обозначены основные векторы дальнейшего развития страны. В настоящее время на фоне различных процессов в российском обществе возрождается религиозная идентичность. Ислам - это вторая по численности конфессия в России, которая варьируется в пределах 20 млн чел. (около 14 % населения). При этом существуют регионы России, в которых мусульмане занимают доминантное большинство: Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Татарстан и Республика Башкортостан. В остальных регионах мусульмане занимают различный удельный вес. Как высказался профессор С. М. Прозоров, Ислам в России - это неотъемлемая часть российской истории и культуры, в то же время это не только предмет академической науки, но и важный фактор общественно-политической жизни [1]. Все это диктует необходимость комплексного и системного изучения вопросов, связанных с жизнью российских мусульман. В настоящее время вопросы, связанные с коммерческими организациями в рамках Ислама, практически не исследованы в русскоязычной среде, что проявляется в том числе в отсутствии научных разработок в области финансового анализа. Собственники, а также инвесторы, практикующие нормы Шариата, нуждаются, в первую очередь, в информации о возможных с религиозной точки зрения финансовых вложениях в коммерческие организации. Цель данной работы -исследовать основные ограничения финансирования активов коммерческой организации на основе их классификации.
В первую очередь следует выделить некоторые ключевые проблемы, к которым можно отнести: 1) историче ски возникший де фицит информации по исследуемому вопросу. Для русскоязычного населения данная проблема включает не только отсутствие желания самих людей изучать эти
вопросы, но и сравнительно небольшое количество работ по данной теме (книги, журналы, телевидение, радио, Интернет). Конечно, это можно «списать» на историческую составляющую, однако с момента обретения независимости Россией уже прошел огромный период, а экономические вопросы возникают у каждого человека практически каждый день;
2) сложность в практическом применении некоторых элементов Шариата из-за непроработанности определенных аспектов в соответствии с законодательством России;
3) отсутствие специалистов, которые могут регулировать социально-экономические вопросы Ислама. Стоит выделить тот факт, что людей с религиозным образованием становится все больше, однако отсутствие понимания многих явлений экономической сферы с точки зрения светской жизни не позволяет им делать правильные выводы. Существует и обратная сторона медали, когда специалисты в какой-либо области владеют неправильной информацией о нормах и правилах Шариата, опираются не на те источники, и т. д.
Данного рода проблемы в еще большей степени актуализируют исследуемую тему.
Активы коммерческой организации - это средства, участвующие в коммерческой деятельности. Важнейшим вопросом в финансовом анализе является эффективное размещение активов компании, от которых зависит ее успешность на рынке.
Необходимо отметить, что Шариат рассматривает наряду с экономической эффективностью
и мировоззренческий аспект, заключающийся в соблюдении предписаний Ислама. Данные законы вытекают из таких основных источников исламского права в области экономических отношений, как Коран, Сунна, иджма, кыяс (табл. 1).
Например, условный завод по производству алкогольной продукции имеет высокую рентабельность, но, так как данная деятельность противоречит шариатским нормам, такой бизнес не считается эффективным и успешным и с позиции Ислама продолжать заниматься им нельзя. Однако каков будет вердикт в отношении предприятия лесной промышленности, которое использует активы компании, добытые недозволенными способами, вкладывает финансовые ресурсы в запрещенные активы, неверно распоряжается имуществом с позиции Ислама и т. д. - это вопрос, требующий раскрытия. Важно отметить, что в российской научной среде эти вопросы практически не озвучены, исследованы лишь проблемы, косвенно связанные с инвестированием активов коммерческой организации.
В первую очередь необходимо предложить ряд принципов, которые важно знать и соблюдать при инвестировании финансовых ресурсов в активы компании (табл. 2).
На следующем этапе важно идентифицировать источники финансирования активов на предмет соответствия их исламским нормам и правилам. При этом отметим, что на практике мусульманские предприниматели плохо знакомы с такими вопросами.
Авторские заключения имеют безусловные основания из практической жизни. В ходе исследования в течение 2012 г. в г. Красноярске, а также с помощью
Таблица 1
Основные источники мусульманского права в экономических вопросах
источник исламского права Определение Указание на использование источника в шариатских текстах
Коран Первый источник Шариата, ниспосланный Богом Пророку Мухаммаду В Коране сказано (3:103) (смысл): «И держитесь же завета Аллаха все вместе»
Сунна Все слова, дела, качества, невысказанные одобрения Пророка Мухаммада В хадисе сказано (смысл): «Я оставляю вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не собьетесь с истинного пути, - это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка» («Аль-Муватта» имама Малика)
Иджма Согласие всех муджтахидов в отношении того или иного вопроса в том, что это положение является шариатским законом В хадисе сказано (смысл): «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха» («Муснад» имама Ахмада)
Кыяс Суждение в отношении конкретного вопроса по аналогии с тем, что уже имеется в Коране и Сунне, или его сопоставление с уже решенным вопросом В хадисе сказано (смысл): «А если не найдешь и там (Коран и Сунна) решения?» Муаз ответил: «Тогда буду усердно стараться найти решение, опираясь на свое усмотрение» («Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда)
Источник: [2].
Таблица 2
Принципы Шариата в экономических вопросах
Принцип суть Пример
Принцип изначальной дозволенности В основе все дозволено, если не установлен запрет Торговля разрешена в Исламе, однако купля-продажа компанией дебиторской задолженности запрещена, если сделка предполагает меньшую цену, чем сам долг, так как это подпадает под понятие «ростовщичество»
Принцип сопутствия Предполагает, что помощь в благом - благо, в запретном -грех Приобретение транспортных средств для деятельности коммерческой организации в своей основе дозволено. Если же предметом осуществления услуги станет, например, доставка алкоголя, то приобретение данного актива становится запретным. При этом, если автомобиль был куплен для одной цели, а лишь впоследствии стал применяться в запрещенных операциях, то изначальное приобретение не считается запретным
Принцип взаимосвязи В случае, когда цель или средства запретны, то запретным становится и само явление Запрещено вкладывать в любой актив, запрещенный в Шариате, даже если целью будет выход из кризиса, оплата просроченной задолженности и т. д. Например, иметь денежные средства на банковских счетах в целях инвестирования и получения прибыли не разрешено
Принцип гибкости Предполагает учет времени, места и сложившейся ситуации Отсрочка дебиторской задолженности при финансовых трудностях партнеров
Принцип меньшего зла Предполагает выбор из возможных вариантов наиболее приемлемого для Шариата, если иного выбора не существует В случае получения дивидендов в акционерном обществе, которое осуществляло процентные операции, согласно мнению некоторых исламских ученых, необходимо перечислить сумму дохода, пропорциональную проценту, на благотворительность, но не на удовлетворение собственных нужд
Принцип большей пользы Предполагает выбор из возможных вариантов чего-либо наиболее полезного В случае появления средств для выплаты заработной платы недопустимо направлять средства на благотворительность, так как забота о персонале является неотъемлемым обязательством и качеством, восхваляемым Исламом
Источник: [4].
интернет-ресурсов было проведено анкетирование. На начальном этапе был определен тип группировки - религиозная принадлежность, а именно: в качестве респондентов выступали мусульмане, среди них же проводился случайный отбор. Выборка охватывала около 500 респондентов и по структуре она являлась репрезентативной, так как включала все социально-возрастные группы населения. Респондентам были заданы различные вопросы касательно коммерческой деятельности по Шариату. Так, в ходе ответов на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в информации о ведении коммерческой деятельности по Шариату?» 61,2 % опрошенных ответили положительно, 20,9 % -отрицательно и 17,9 % нуждаются в этом частично.
Автор выделяет два основных пункта в вопросе дозволенного, с точки зрения Ислама, привлечения финансовых ресурсов:
1) привлечение источников, изымаемых дозволенным способом, согласно правилам Шариата (табл. 3);
2) отсутствие платности предоставляемых ресурсов. Известно, что общей чертой заемных
средств, привлекаемых физическими или юридическими лицами на территории РФ, является платность данных источников за счет начисления установленной процентной ставки на основную сумму долга, которые требуется выплатить в определенные периоды, установленные в договоре. Общеизвестным фактом является наличие в Шариате коранического запрета на любые сделки, которые предполагают такую схему, т. е. на ростовщичество (2:275) [6]. В противовес этому специалисты в области исламских финансов в первую очередь выделяют такие источники, как мушарака и мудараба.
Мушарака является аналогом традиционного доверительного управления и предполагает привлечение финансовых ресурсов в качестве софинанси-рования второй стороны, которая в последующем участвует при желании как в самом бизнес-проекте, так и в пропорциональном распределении положительного или отрицательного финансового результата.
Мудараба в классическом варианте предполагает привлечение финансовых ресурсов без
Таблица 3
Запреты Шариата по видам экономической деятельности, не запрещенным российским законодательством [3]
сфера деятельности Запреты Шариата
1. Торговля Запрещено приобретать и реализовывать: 1.1. Алкоголь; 1.2. Табак; 1.3. Свинину; 1.4. Мясо, не соответствующее нормам забоя по Шариату; 1.5. Мясо, запретное по Шариату, кроме свинины: мясо собаки, льва, медведя и др. 1.6. Продукцию, произведенную из ранее названных продуктов, растений, животных; 1.7. Книги, газеты, журналы с запретной тематикой (эротика, насилие, ложь и пр.)
2. Производство Запрещено: 2.1. Производство запретного (например п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7); 2.2. Выращивание свиней
3. Финансовый сектор Запрещено: 3.1. Ростовщичество; 3.2. Неопределенные сделки с повышенным риском; 3.3. Традиционное страхование; 3.4. Участие в обществах, занимающихся запретным (например в акционерных обществах, торгующих запретным мясом); 3.5. Продажа дебиторской задолженности
4. Общественное питание Запрет на изготовление и продажу запретного (например п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6)
5. Строительство Запрещено: 5.1. Строительство объектов для ведения запретных видов деятельности (например, ночных клубов, свиноферм и пр.); 5.2. Строительство немусульманских храмов
6. Медицина Запрещено: 6.1. Искусственное оплодотворение с участием третьего лица; 6.2. Пластическая хирургия, кроме случаев, когда существует угроза жизни, здоровью и пр.; 6.3. Операции по искажению характеристик тела (например, изменение пола и пр.)
7. Предоставляемые услуги Запрещено: 7.1. Трансляция по телевидению и радио информации, содержащей ложь, эротические элементы, картины, вызывающие дурные человеческие качества и пр.; 7.2. Логистические услуги, когда объектом сделки становится запретное в Шариате (например, перевозка алкоголя); 7.3. Хранение запретного (например, хранение в холодильниках запретного мяса); 7.4. Колдовство, гадание и пр.; 7.5. Азартные игры; 7.6. Запреты в определенных обстоятельствах (стрижка, массаж, спа-салоны и др. (что связано с участием противоположного пола); 7.7. Спортивные единоборства с нарушением норм Шариата (одежда не по Шариату, нанесение увечий и пр.); 7.8. Ведение бухгалтерской отчетности в организациях, ведущих запретные виды деятельности; 7.9. Реклама всего запретного по правилам Шариата (например, реклама азартных игр)
8. Иные виды деятельности Запрещено: 8.1. Аренда запретного. При этом важно, чтобы в случае сделки аренды с дозволенными объектами выполнялись следующие условия: - арендная плата должна взиматься с того момента времени, когда актив передан арендатору; - арендная плата должна быть зафиксирована и известна сторонам в самом начале действия договора; - арендодатель должен выполнять все обязанности, возникающие в ходе владения активами [7]; 8.2. Сделки, в которых цена и количество товара не зафиксированы; 8.3. Доверительное управление запрещенными активами; 8.4. Обменные операции, нарушающие правила Шариата: обмен одного вида товара на такой же, но другого сорта, обмен драгоценного металла одной пробы на металл другой пробы и т. д.
включения в аппарат управления бизнес-проектом второй стороны. При этом прибыль распределяется пропорционально между сторонами, а в случае убытка его покрывает инвестирующая сторона.
Далее необходимо исследовать каждый из активов на предмет законности инвестирования в него финансовых ресурсов. На основе бухгалтерского баланса и классификационного признака по срокам обращения активов последние представлены на рисунке.
Нематериальные активы. Не разрешено совершать операции с патентами, лицензиями, научными результатами и пр., которые связаны с запретами Шариата (например это касается лицензии на продажу алкогольной продукции или бренда пивоваренной компании и пр.) [3].
Основные средства. В данном контексте не разрешено:
1) строительство или приобретение основных средств для ведения деятельности, которая:
- запретна сама по себе (например, ночные клубы, свинокомплексы и пр.);
- запретна исходя из принципа сопутствия (машины для перевозки запретной продукции (алкоголь, свинина и пр.), станки для изготовления мясных полуфабрикатов, не соответствующих правилам Шариата, хранение запретной продукции и пр.);
2) вложение финансовых ресурсов в основные средства в целях их дальнейшей сдачи в аренду для ведения запрещенной деятельности;
3) вложение в основные средства, носящее косвенный запрет Шариата (парикмахерская, стоматологическая клиника и пр., где не соблюдаются
АКТИВЫ (по срокам)
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ: • нематериальные активы; - основные- средства; *дол го срочные финансовые вл ожения; -дол госрочная дебиторская задолженность
ПВОРОТН ЫР АКТИВЫ :
>чагягы!
• краткосрочная дебиторская задолженность • краткосрочные ф инансовые вложения; •денежные средства
Обобщенный состав активов коммерческой организации согласно российскому бухгалтерскому балансу
нормы Шариата; пункты общественного питания, где реализуется запретная продукция).
Финансовые вложения. В данном отношении не дозволено:
1) участие в обществах, занимающихся запретными видами деятельности;
2) участие в обществах, ведущих разрешенную деятельность, но параллельно занимающихся процентными операциями.
При этом следует разделять акционерные общества и общества иного типа. Так, участие в акционерных обществах требует соблюдения двух основных условий:
- если основная деятельность организации не противоречит правилам Шариата (автомобили, ткани, и т. д.), но она имеет в структуре заемного капитала средства, с которых необходимо выплачивать процент за их использование, или организация размещает денежные средства в организациях, выплачивающих проценты по ним, то акционер обязан выразить свое несогласие с таким родом операций, голосуя против этого на ежегодном собрании акционеров;
- если доход с процентных операций включен в совокупный доход организации, то сумма, пропорциональная его доле в дивиденде, должна быть отдана на благотворительность. Например, если доход с процентных операций составляет 5 % совокупного дохода организации, то 5 % от дивиденда конкретного акционера должны быть направлены на благотворительность [7].
В случае с другими формами собственности данные вложения недопустимы, так как это будет считаться умышленным участием в запретных операциях.
Дебиторская задолженность. Существует запрет на продажу дебиторской задолженности по стоимости, отличной от номинальной. Традиционные мусульманские правоведы единогласны в том, что такая операция запретна с точки зрения правил Шариата. По сути, запрет такой операции является логическим следствием запрета ростовщичества или процентных операций. Долг, выраженный в денежном выражении, по существу соответствует самим денежным средствам, и каждая сделка, в которой денежные средства обмениваются с аналогичной ценностью, должна происходить
по номинальной стоимости. Любое увеличение или сокращение цены равносильно ростовщичеству в толковании правил Шариата.
Запасы. Запрещено приобретение путем купли-продажи, обменных и иных операций:
- алкогольной продукции;
- табачной продукции;
- продукции из свинины;
- мясной продукции, не соответствующей нормам забоя по правилам Шариата;
- мясной продукции, запрещенной по правилам Шариат: хищные животные, насекомые и пр. (с некоторыми исключениями);
- книг, газет, журналов, аудио и видео с запретной тематикой (эротика, насилие и пр.).
Запрещены обменные операции, нарушающие правила Шариата: обмен одного вида товара на такой же, но другого сорта, обмен драгоценного металла одной пробы на металл другой пробы и т. д. В шафиитской правовой школе это касается только продуктов питания, тогда как в ханафитской -любого рода запасов.
Денежные средства. Не разрешается наращивание денежной массы в целях кредитования физических и юридических лиц под фиксированный процент. При этом в Исламе отсутствует запрет на валютные операции при условии проведения такой сделки «на месте».
В результате, критериями положительной оценки формирования активов коммерческой организации служат два основных аспекта:
1) шариатские нормы, включающие соответствие принципам, деятельности и источникам финансирования активов;
2) экономические нормы, которые были указаны в начале исследования.
Необходимо отметить, что компания должна стараться положительно воздействовать на других участников рынка, что находит свое отражение во многих источниках Шариата [5].
Таким образом, автор выделил принципы Шариата, а также определил границы, очерчивающие дозволенное Исламом инвестирование финансовых ресурсов в активы коммерческой организации. Необходимо подчеркнуть, что коммерческая деятельность на территории России в соответствии с исламскими законами имеет перспективы реализации на основе существующего спроса как со стороны мусульманского населения, так и с позиций логического аспекта, указывающего на положительные стороны, которые могут принести дивиденды на всех уровнях жизни людей (семейный, городской, региональный, государственный).
Список литературы
1. Прозоров С. М. Научное исламоведение в России (1980-2005) // Иран сегодня. 2006. № 1(6). С.20-24.
2. Шовхалов Ш. А. Источники регулирования экономических вопросов в Шариате. Теория экономики и управления народным хозяйством // Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2012. № 4 (24). С. 167-174.
3. Шовхалов Ш. А. Ограничения в деятельности коммерческих организаций с позиции Ислама // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 4. С. 106-110.
4. ШовхаловШ. А. Принципы ведения коммерческой деятельности c позиции Ислама // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 603-605.
5. Шовхалов Ш. А. Управление конкурентоспособностью оптовых организаций // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». 2011. № 4. С. 125-129.
6. Шовхалов Ш. А. Финансовые ресурсы коммерческой организации: шариатский взгляд // Финансы и кредит. 2013. № 8 (536). С. 58-61.
7. Usmani Т. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds. URL: http://www. albalagh. net/Islamic economics/finance. shtml.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru