межреволюционного периода, на практике примиряли сословные, узкосословные, национальные интересы между собой и приводили их к общему знаменателю интересов общегосударственных, способствуя утверждению в обществе общегражданских и общедемократических принципов и идеалов, способствуя на практике реальному и конструктивному диалогу различных социальных и общественно-политических сил в решении вопросов формирования системы государственной власти в регионе.
Список литературы:
1. Козлов А.И. На историческом повороте. - Ростов-н/Д, 1977. - С. 133.
2. Октябрь на Дону и Северном Кавказе. - Ростов-н/Д, 1977. - С. 18-19.
3. Правда. - 27 февраля 1917.
4. ГАРФ. Ф. 398. Оп. 2. Д. 95. Л. 16; Ростовская речь. - 9 марта 1917.
5. Янов Г.П. Революция и донские казаки // Донская летопись. - 1923.
- № 2. - С. 67.
6. Вольный Дон. - 18 апреля 1917.
7. Вольный Дон. - 29 апреля 1917.
8. ЦГАСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 (об).
9. Приазовский край. - 17 марта 1917.
10. Приазовский край. - 9 апреля 1917.
11. ЦГАСО. Ф. Р-2. Д. 2. Л. 58-58 (об).
12. Приазовский край. - 5 апреля 1917
13. Приазовский край. - 9 апреля 1917.
14. ЦГАСО. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 2. Л. 7, 51, 52.
15. Вольный Дон. - 14 апреля 1917.
16. Вольный Дон. - 3 мая 1917.
17. Кубанский край. - 18 марта 1917.
18. ЦГАСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 3. Л. 3 (об).
19. Вольный Дон. - 28 апреля 1917.
20. Вольный Дон. - 29 апреля 1917.
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И УНИТАРИЗМА В «НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» ГЕРМАНСКОГО КАНЦЛЕРА О. БИСМАРКА 1871-1878 ГГ. © Покудов O.A.*
Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск
Для Германской империи в 70-е гг. XIX в. после формирования единого немецкого государства новыми задачами в области экономики
* Аспирант кафедры Всеобщей истории и документоведения.
стали: хозяйственное взаимодействие немецких государств в условиях федерации, обеспечение финансового единства. Разрешая противоречия между отдельными государствами и империей, колеблясь в выработке и реализации принципов экономической политики, преодолевая традиционные взгляды на пути экономического развития, имперские власти находили компромисс в организации хозяйственной и финансовой деятельности, формировали общественные условия для функционирования новой экономической системы в рамках единого государства.
Договоры между Северогерманским союзом и южными немецкими государствами положили начало формированию нового немецкого государства. Принятием Конституции 16 апреля 1871 г. завершился политический процесс объединения германских государств в единое государство. Конституция Германской империи закрепила условия государственного строительства 22 немецких государств и трех вольных городов. Германская империя была построена на принципах «жесткой» модели федеративно-административного политического устройства [1]. В основном законе империи закреплялись права центральных органов и отдельных немецких государств. В руки империи перешли решения вопросов уголовного и гражданского права, хозяйственной деятельности в области железнодорожного регулирования, банковского дела, почты и телеграфа [5]. Процесс объединения Германии на заключении союзных договоров, принятии конституции не закончился, начался процесс укрепления Германской империи. Как отмечал российский исследователь В.Г. Баев, «канцлер вынужден был балансировать между центростремительными и центробежными силами, между централизмом и партикуляризмом ... и одновременно решать главную задачу своей жизни - укрепление национального государства» [1]. Экономическая политика как составная часть всей деятельности Бисмарка по укреплению государства была направлена на формирование фундамента единого немецкого государства. Компромиссы, лавирование между экономическими интересами империи и немецких государств характеризовали «новую экономическую политику» германского канцлера О.Бисмарка. Новая экономическая политика имперских властей в период 1871-1878 гг., учитывая новые реалии, основывалась на принципе сочетания федерализма и унитаризма. Становлению немецкой экономики указанного периода посвящено немало работ немецких историков и экономистов. Они отмечали небывалый в 1870-е гг. экономический рост германской экономической мощи, позволившей ей стать в один ряд с ведущими европейскими странами. Одним из важнейших условий быстрой экономической модернизации Германии стала, по мнению немецкого исследователя Г. Розенберга, либеральная политика Бисмарка в области экономики [15]. Интерес немецких исследователей в последнее время к событиям 1871-1878 гг. не ослабевает, появились новые трактовки и оценки периода 1871-1878 гг., личности рейхсканцлера О. Бисмарка [21, 23, 24].
Русских ученых'-исследователей привлекал путь германской модернизации. Российские историки А.К. Дживелегов, В. Перцев и др. обращались к вопросам становления экономической мощи Германии [4, 14]. В советское время И.С. Галкин, Иерусалимский, Ф.А. Ротштейн рассматривали экономическую политику Бисмарка через призму милитаризации Германской империи [2, 3, 9].У советских экономистов Л.А. Мендельсона, М.И. Новичковой господствовали классовые подходы в исследованиях экономического развития Германской империи [6, 7]. Современные исследователи В.В. Чу-бинский, С.В. Оболенская отмечали неоднозначность многих решений германского канцлера, его стремления к единству Германии [8, 12].
Большинство российских исследователей, как и немецких, рассматривая экономическую политику Бисмарка, не уделяли достаточного внимания колебаниям и лавированиям имперских властей в решении экономических вопросов, формированию «новой экономической политике».
В новой экономической политике империи важную роль играл институт федерализма. Главной задачей, стоявшей перед парламентом, императором и канцлером стало обеспечение экономического единства немецкой империи. Вопрос распределения контрибуционных поступлений для Германии, только объединившей немецкие государства, был острым. Главная задача - объединение немцев под одной крышей - была решена. В ходе распределения контрибуционных поступлений необходимо было не разрушить созданное хрупкое единство нации. В Германии сохранялись сепаратистские тенденции, они были сильны, в присоединенных землях Эльзасе и Лотарингии, сохранялись в Баварии и Бадене. Учет таких тенденций был важным элементом политики канцлера О. Бисмарка. Выработке принципов распределения контрибуции депутаты посвятили большинство заседаний рейхстага 1871 г. Позиции распределения контрибуционных поступлений были различными у представителей различных политических сил, депутатов рейхстага, имперских руководителей исполнительной власти. Национал-либерал Э. Ласкер, выступая на заседании палаты депутатов Пруссии 11 декабря 1871 г., заявлял, что Пруссия должна сохранить за собой монопольное право распоряжения поступающей французской контрибуции [10]. Иной подход был у депутатов рейхстага от Баварии и Вюртемберга, требовавших распределение средства на основе учета потерь и численности населения государств. Министр финансов Пруссии О. Кампгаузен в вопросах распоряжения поступающими средствами был осторожен. Он поддерживал канцлера Бисмарка, стремившегося к сбалансированной позиции распределения денег между империей и её субъектами. Бисмарк и президент рейхсканцелярии Р. Дельбрюк убеждали депутатов при распределении средств контрибуции оставаться на позиции сохранения единства всех немецких государств. Бисмарк предлагал учесть интересы всех немецких государств и пропорционально разделить поступившие средства. Президент имперской канцелярии Дельбрюк считал возможный учет потерь, но,
по его мнению, поступления в государства северогерманского союза должны отличаться от поступления в южногерманские штаты [18]. Лидер католического центра Виндхорст требовал передать, создаваемый из контрибуционных поступлений, инвалидный фонд в отдельные государства, которые, как он считал, знают обстановку на местах. Он выступил за передачу финансового контроля немецким правительствам. Однако представитель католического центра, высказывающий мысль о контроле фонда со стороны канцлера как огромной ошибке, потерпел поражение, рейхстаг его не поддержал [11]. Имперское правительство считало, что попавшие в руки ландтагов денежные средства могут быть использованы не по назначению [13]. Правительство выступило с предложением направления суммы в размере 4 млн. талеров федеральному правительству для выплат резервистам. Правительства отдельных государств выступили с обратным предложением выделение средств направленные на помощь резервистам в бюджеты отдельных штатов [25]. Все средства направленные правительствам оказались подконтрольны канцлеру, осуществлявшему учет использования денег. Реалии послевоенного устройства германской империи позволили властям выработать принципы распределения контрибуционных платежей. По данным Хюбенера распределение средств между государствами, вошедшими в Германскую империю, произошло следующим образом: 607243446 талеров составили расходы имперских властей, оставшаяся сумма в размере 790753384 талера (с процентами достигало 793000000 талеров) распределялась между немецкими государствами. Баварская часть составила 90200411 талеров. Самое большое количество средств получил Северогерманский союз, его доля контрибуционных средств составила 530116053 талера. Вюртемберг получил 28500870 талеров, Баден и Южный Гессен - соответственно 20133182 и 9333674талера [26].
Одним из важнейших элементов новой экономической политики германской империи 1871-1878 гг. стало распространение законов, регулирующих экономическую жизнь, на всю территорию Германии. Немецкие парламентарии подходили при разработке и принятии законодательных актов с учетом интересов и особенностей отдельных немецких государств. В южных немецких государствах господствовали нормы права, сформированные на основе французского права, по многим параметрам они были различны с северогерманскими законами. При заключении договоров между северогерманским союзом и южными государствами такое положение было учтено. Время внедрения законов определялось.
Лавирование при реализации принципов федерализма и унитаризма ярко проявилось в решении вопроса внедрения единой денежной немецкой системы, распространении немецкой марки на всю территорию. Представители торгового союза в 1871 г. выступили за немедленное введение золотого стандарта и подвергли критике систему биметаллизма, существовавшую на территории Германии. В правительстве существовала идея
распространение на всю территорию Германской империи прусского талера. Объективно прусский талер имел превосходство над всеми монетными системами, существовавшими в империи. Южные немецкие государства противились введению прусского талера, и союзный совет принял компромиссное решение о новой монете - марки. 11 ноября 1872 г. на открывшейся сессии рейхстага прошло первое чтение законопроекта о единой монетной системе Германии. В речи Дельбрюк обосновал необходимость реформы, охарактеризовал её основные положения. Национал-либеральная партия обеспечила поддержку имперского правительства. Один из лидеров парламентской фракции национал-либералов Л. Бамбергер, изучивший монетную систему европейских стран, считал невозможным отставать Германии от всей Европы в приведении денежной системы к золотому стандарту. Министр финансов Пруссии Кампгаузен признал 1871 г. удачным временем для проведения реформы, более благоприятного, по его мнению, не будет. Поступающие деньги французской контрибуции обеспечивали успешное проведение денежной реформы [18]. Дельбрюк признавал необходимость создание собственной национальной валюты. Национальная валюта решала две проблемы возможность не быть связанными с серебряными денежными единицами и вставала выше валют, объединившихся государств. Денежная реформа в Германии прошла несколько этапов. На каждом заседании, посвященном реформе монетной системы, вставали вопросы взаимоотношений имперских властей и отдельных государств. Депутатов рейхстага беспокоило время внедрения марки на территории всей Германии. Они высказывали мысль о необходимости осторожного введения единой монетной системы. К новой денежной системе должны были привыкнуть люди. Беспартийный депутат от Вюртемберга М. Моль считал решение о введении денежной единицы должно растянуться на два или даже три года [18]. Заседание посвященное обсуждению становления единой монетной системы продолжалось несколько дней. Бисмарк пошел на компромисс он объявил о решении использовать на монетах изображение сюзеренов. В его речи было сказано, что имперский орел будет с одной стороны монеты, с другой будет князь одного из государств. На 20-м заседании рейхстага выступил национал-либерал Джон Принц-Смит с анализом исторического развития денежной системы. В ходе обсуждения на 30-м заседании рейхстага выступили национал-либерал А. Зомбарт, прогрессист В. Лёве, доктор юриспруденции, руководитель польской фракции Владислав Ниголевски. Разногласия, возникавшие на заседании парламента, были не по существу, все депутаты считали решение, принимаемое ими своевременным и полезным для империи и народов всех земель. На заседании 24 ноября под руководством вицепрезидента Хлодвига фон Хохенлоу-Шилингсфюрст рейхстаг без каких-то противоречий одобрил заявление правительства. Прусский талер не выиграл в борьбе, но выиграла империя в борьбе за экономическое единство немецких государств. С 4 декабря 1871 г. правительство начало постепен-
но изымать денежные единицы земель, заменяя их на имперскую марку [16, с. 124]. Денежная реформа не могла закончиться быстро, на обдумывание и обоснование ушло еще полтора года. В июне 1873 г. на 49-м заседании рейхстага началось обсуждение законопроекта об окончательном введении единой денежной системы в немецкой империи. Перед депутатами выступал Бисмарк со своей речью, призвав не откладывать важнейшее решение. Закон об использовании единой денежной единицы был принят 9 июля 1873 г. Он привел к окончательному решению по введению единой монетной системы на территории Германской империи. Законодатели приняли решение о введении золотой монеты, они не нарушили хрупкого единства немецких государств. Наряду с золотой маркой получали хождение медные, серебряные деньги и банкноты, обеспеченные золотом. Было принято решение окончательно ввести марку с января 1876 г. [27].
Банковская система Германской империи требовала немедленного решения, рост кредитования промышленного производства, небывалого строительства вызывали необходимость срочных реформ в банковской сфере. В 60-е гг. среди экономистов и практиков раздавались призывы к совершенствованию банковской системы. Доктор О. Михаэлис, руководитель немецкого союза фритредеров, президент Прусского банка Г. фон Дехенд, В. Унру, А. Вагнер, Л. Бамбергер высказывали свои предложения по совершенствованию банковской системы [17, 20, 22]. Валютный кризис 1872 г., разразившийся в Германской империи, привел к оттоку золота из страны. Один из лидеров национал-либералов знаток банковской сферы Л. Бамбергер на заседании рейхстага выступил с предложением о формировании банковской системы, с господствующим положением прусского банка. Заявления национал-либералов совпадали с предложениями имперских властей в лице Р. Дельбрюка и О. Кампгаузена. Представители немецких государств выступили с резкой критикой позиции «прусской гегемонии» имперской канцелярии в проекте закона о банках. По предложению депутатов в ноябре 1874 г. была создана комиссия, состоящая из 21 члена, известных людей, для разработки законопроекта. Председателем стал депутат от Магдебурга В. фон Унру, членами комиссии Л. Бамбергер, Э. Ласкер и другие. Банковская комиссия не привлекала к деятельности представителей мелких банков. Противником привлечения представителей заинтересованных банков был президент Прусского банка, считавший неэффективной их деятельность в рамках империи [18].
После всех дискуссии по поводу закона парламентарии большинством голосов принят закон о банках в третьем чтении 27 февраля 1875 г. [18]. Император подписал закон о банках 14 марта 1875 г. [28]. Закон 1875 г. создал эластичную банковскую систему империи. Он учитывали интересы федеральных земель Германии, оставляли часть прав земельным эмиссионным банкам, существующим наравне с имперским банком. Законом ограничивалась деятельность эмиссионных банков, им были предоставлены
права в области концессии. Для имперского банка устанавливался выпуск денег в объеме 250 млн. марок, другие эмиссионные банки могли выпустить 135 млн. Выпуск сверх определенного количества облагалось налогом в размере 5 % в пользу империи. Запрещение акцептов, другие условия должны были побудить местные банки отказаться от излишней эмиссии.
Компромисс интересов имперских властей и немецких государств наглядно проявился при формировании имперского банка. В первом чтении закона о банках 16 ноября 1874 г., центральным стал вопрос об имперском банке, остальные вопросы, касающиеся регулирования банковской деятельности, оказались второстепенными. Дельбрюк убеждал депутатов принять закон ради обеспечения немецкой экономики успешной конкуренции с иностранными государствами. Убеждая в организации банка, Дельбрюк склонялся к формированию имперского банка на основе прусского, «прусский банк для большей части империи стал основным». Он имел эмиссию в размере 78 млн., в то время банки Саксонии - одну треть прусской суммы, все остальные - еще меньше, банки Вюртемберга - 5097000, Бадена -7904000, остальные банки - 16905000. Прусский банк занимал лидирующее положение среди всех банков империи. Камгаузен министр финансов, выступающий следом за президентом канцелярии, отвечая на слова Л. Бам-бергера о приближающейся катастрофе, высказал мысль о развитии банковских сделок в связи с организацией имперского банка, ростом процентной ставки с активностью в области организации акционерных предприятий. Руководитель партии прогрессистов Е. Рихтер, отстаивая крайние позиции федерализма, выступал против идеи имперского банка. Он опасался опруссачивания. Лидер национал-либералов Л. Бамбергер высказался о необходимости срочного создания имперского эмиссионного банка. Он был убежден, что рассматривать эмиссию денег нельзя без решения вопроса о центральном банке [18]. Созданная рейхстагом, комиссия по формированию банковской системы после долгих споров приняла решение о создании центрального имперского банка. 17 декабря 1874 г. начались переговоры имперского правительства с Пруссией по формированию центрального банка. Президент рейхсканцелярии Р. Дельбрюк во время переговоров убедил представителей государств об отсутствии угрозы со стороны имперского банка существованию банков земель. В ходе переговоров было принято решение о преобразовании прусского банка в имперский. В 1875 г. 21 мая Вильгельмом был подписан на основании закона о банках устав Рейхсбанка. По уставу с 31 декабря 1875 г. и соглашению между империей и Пруссией все права и обязанности Прусского банка переходили к имперскому банку [29]. Решение о преобразовании прусского банка в имперский, удовлетворяло представителей политических партий - прогрессистов, партии центра, выступающих с позиции крайнего федерализма, представителей южногерманских государств, боявшихся потерять свою полную независимость. Принцип федерализма оказался господствующим в форми-
ровании банковской системы Германской империи. Пойдя на уступки Баварии, Саксонии и других немецких государств, создав имперский банк на основе прусского, имперское правительство уступило тактически, но выиграло в формировании имперского банка стратегически.
Используя компромиссы в экономических и финансовых решениях при реализации «новой экономической политики» имперские власти: рейхстаг канцлер О. Бисмарк и имперская канцелярия действовали эластично, соблюдая принципы федерализма и унитаризма. Государства, вошедшие в империю, постепенно создали единую экономическую систему.
Список литературы:
1. Баев В.Г. Бисмарк и Конституция Германской империи 1871 г. // Вопросы истории. - 2005. - № 8.
2. Бисмарк О. Мысли и воспоминания Т. 1-3 / Под ред. проф. Еруса-лимского. - М., 1940-1941.
3. Галкин И.С. Германия 1870-1914: стеногр. лекций // Курс всеобщей истории. Новая история. - М.: Высш. парт. школа при ЦК ВКП (б). - 54 с.
4. Дживелегов А.К. История современной Германии. Ч. I-II. - СПб., 1908.
5. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: сб. документов / Сост. H.H. Блохин. - М.: Госюриздат, 1957. - 587 с.
6. Мендельсон Л.А. Теория и история экономических кризисов и циклов. Т. 2. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 768 с.
7. Новичкова М.И. Особенности капиталистической индустриализации Германии (вторая половина XIX в.): автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. - Л., 1955.
8. Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х гг. XIX в. - М.: Наука, 1992. - 176 с.
9. Ротштейн Ф.А. Из истории прусско-германской империи. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. - 240 с.
10. Санкт-Петербургские ведомости. - 3 декабря 1871. - № 333.
11. Циулин Н.И. Выплата и распределение 5 млрд. французской контрибуции в 1871-1873 гг. // Ученые записки Горьковского государственного университета. - 1961. - № 52. - С. 92-115.
12. Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. - М.: Мысль, 1988. - 416 с.
13. Вестник Европы. - 1871. - № 12.
14. Перцев В. Гогенцоллерны. Личная характеристика и обзоры политической деятельности. - М., 1918. - 228 с.
15. Rosenberg H. Große Depression und Bismarckzeit. Wirtschaftsablauf, Gesellschaft und Politik in Mitteleuropa. - Berlin, 1967. - S. 617.
16. Soetbeer A. Literaturnachweis über Geld- und Münzwesen. - Berlin: Puttkammer & Mühlbrecht, 1892. - S. 322.
17. Soetbeer A: Deutsche Münz- und Bankverfassung mit Erläuterungen, Band 1, 2. Teil, Erlangen. - 1881. - VI. - S. 534.
18. Stenographische Berichte des Deutschen Reichstages [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.reichstagsprotokolle.de.
19. Unruh V Die Bankfrage vor der Commission des Deutschen Handelstags. - Berlin, 1871. - S. 128.
20. Wagner A.: System der Zettelbankpolitik, mit besonderer Rücksicht auf das geltende Recht und auf deutsche Verhältnisse. Ein Handbuch des Zettelbankwesens.
- 2. Ausgabe. - Freiburg: A.Wagner, 1873. - XXVIII, 20, - 778 S.
21. Wehler H-U. Deutsche Geschichte: Das Deutsche Kaiserreich 18711918. Göttingen: Vandenhock und Ruprecht, 1973. - S. 272.
22. Wirth M.: Die Münzkrisis und die Notenbank-Reform im Deutschen Reiche. - Köln, 1874. - S. 118.
23. Wischermann C., Nieberding A. Institutionelle Revolutionen: eine Einführung in die deutsche Wirtschaftsgeschichte 19 und frühen 20 Jahrhunderts. -Stuttgart, 2004. - S. 309.
24. Balzer M. Der Berliner Kapitalmarkt nach Reichsgründung 1871. -Berlin, 2007. - S. 193.
25. Provinzial-Korrespondenz. - 14 Juni. 1871.
26. Hubener E. Die deutsche Wirtschaftskrisis von 1873. - Berlin: б. и., 1905. - S. 140.
27. Münzgesetz. Vom 9. Juli 1873 // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. -1873. - № 22. - S. 233-240.
28. Bankgesetz. 14. März 1875 // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. -1875. - № 15. - S. 177-198.
29. Statut der Reichsbank. 21. Mai 1875 // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. - 1875. - № 18. - S. 203-214.
30. Deutsches Reichsgesetzblatt. - Band 1873,1875.
КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО © Чучалин А.П.*
Уманский государственный педагогический университет им. Павла Тычины, Украина, г. Умань
Рассматривается жизненный путь митрополита Владимира (Богоявленского) - архиерея, богослова, духовного писателя и проповедника.
Его мученическая смерть, погребение и прославление в лике святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.
* Магистрант Исторического факультета.