6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации : утверждена Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №345. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2020).
8. Андреев Н. А, Коробов В. Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере : учебник. В 2-х частях. Часть 2. М. : Академия управления МВД России, 2014. 176 с.
9. Правоохранительная система Российской Федерации : курс лекций / под ред. Б. Я. Гаври-лова. М. : Академия управления МВД России, 2013. 124 с.
10. Целеполагание в управлении организацией в правоохранительной сфере: учебно-методическое пособие / Б. Е. Власов и др. М. : Академия управления МВД России, 2020. 80 с.
11. Фогельсон Ю. Б. Российское гражданское право с точки зрения социологической юриспруденции // Закон. 2019, № 4. С. 160-173.
12. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.11.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2020).
13. Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 31.12.2013 №1040 с Перечнем изменений, внесенных приказом МВД России от 16.07.2018 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Кудрявцева А. А.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 347.4:[796.062:061.23-027.556](470)
Ю. В. БЛИНОВА, доцент кафедры гражданского права Алтайского государственного университета,
кандидат филологических наук, доцент (г. Барнаул)
YU. V. BLINOVA, Assistant Professor of the Chair of Civil Law, Altai State University, Candidate of Philology, Associate Professor (Barnaul)
ПРИНЦИПЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
PRINCIPLES OF VOLUNTEER ACTIVITY IN SPORTS ORGANIZATIONS
Аннотация. В целях правильного понимания и эффективного использования некоммерческой организацией труда добровольцев (волонтеров) необходимо определиться с принципами, на которых строится добровольческая (волонтерская) деятельность в данной спортивной
организации. Как показывает анализ международного и национального законодательства, добровольчество (волонтерство) постепенно «обрастало» собственными принципами. При этом сущностным принципом, который имеет абсолютный характер, выступает добровольность, остальные принципы носят относительный характер, могут ограничиваться и дополняться друг другом. Однако для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в законном формате требуется соблюдение и иных принципов: безвозмездности, законности, свободы определения целей, дополнительности (недопустимости подмены труда работников), гласности, общедоступности, недискриминации, безопасности труда, добросовестности и др., которые по содержанию очень близки принципам олимпизма в целом.
Ключевые слова и словосочетания: добровольческая (волонтерская) деятельность, спортивная организация, добровольность, безвозмездность, свобода определения целей, законность, общедоступность, дополнительность, безопасность труда.
Annotation. In order to correctly understand and effectively use the labor of volunteers by a nonprofit organization, it is necessary to determine the principles on which volunteer activities in this sports organization are based. As the analysis of international and national legislation shows volunteering (volunteerism) has gradually "overgrown" with its own principles. In this case, the essential principle, which is absolute, is voluntariness, the rest of the principles are relative, they can be limited and supplemented by each other. However, in order to carry out voluntary activities in a legalform, compliance with other principles is also required: gratuitousness, legality, freedom to define aims, complementarity (inadmissibility of substitution of workers' labor), publicity, accessibility, nondiscrimination, labor safety, conscientiousness etc., which are generally very close to the Olympismprinciples in general.
Keywords and phrases: volunteer activities, sports organization, voluntariness, gratuitousness, freedom to define aims, legality, accessibility, complementarity, labor safety.
Организация слаженной работы по использованию добровольческого (волонтерского) труда в спортивной организации предполагает разработку и утверждение положения об использовании добровольческого (волонтерского) труда в данной организации, а на его основе разработку и утверждение типового договора о добровольческой (волонтерской) деятельности в данной организации. Предложенный Министерством экономического развития Российской Федерации модельный проект Положения о порядке организации и использовании труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы включает следующие разделы: «Общие положения»; «Порядок планирования добровольного труда и привлечения добровольцев»; «Механизмы регулирования взаимоотношений между государственным учреждением социальной сферы и добровольцем»; «Порядок организации работы добровольцев»; «Порядок учета и контроля до-
бровольного труда»; «Определение эффективности добровольного труда» [1].
В разделе «Общие положения» традиционно указывается нормативно-правовая база, приводятся цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности, основные понятия, используемые в данном документе. В целях правильного понимания и эффективного использования некоммерческой организацией труда добровольцев (волонтеров) необходимо также определиться с принципами, на которых строится добровольческая (волонтерская) деятельность в данной спортивной организации. Соответственно, предметом настоящей статьи выступают принципы добровольческой (волонтерской) деятельности в спортивных организациях.
Действуя в хронологическом порядке, необходимо констатировать, что начало правового регулирования добровольчества (волонтерства), а соответственно и его принципов, было положено на международном уровне: 14 сентября
1990 года в Париже на XI Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев была принята Всеобщая Декларации Волонтеров, где в разделе «Основные принципы движения» провозглашены следующие принципы: признания равного права на объединения без какой-либо дискриминации; уважения достоинства и культуры всех людей; взаимопомощи; безвозмездности; партнерства и братства; признания равной важности личных и коллективных потребностей; саморазвития; ответственности; семейной, коллективной и международной солидарности [2]. Как видно, на первоначальном этапе при разработке принципов создатели декларации исходили из самых разных подходов к понятию «добровольчество (волонтерство)», включая и дея-тельностный [3, с. 38-39]. Вместе с тем несомненным достоинством документа выступает закрепление безвозмездности как одного из двух сущностных принципов добровольчества (волонтерства).
В России 11 августа 1995 г. принимается Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-Ф3 (начиная с февраля 2018 года - Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») (далее - ФЗ № 135) [4]. Как отмечается в ст. 1 ФЗ № 135, на добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения закона о благотворительной деятельности, потому принципы последней, изложенные в ст. 4, применимы и для добровольчества (волонтер-ства): добровольность и свобода выбора целей деятельности, а также право граждан и юридических лиц осуществлять эту деятельность индивидуально или коллективно. Таким образом, в ФЗ № 135 эксплицирован второй сущностный принцип добровольчества (волон-терства) - добровольность.
Чуть позже, в 2001 году появляется Всеобщая Декларация Добровольчества, которая ввела в обиход, помимо некото-
рых ранее уже упомянутых принципов добровольчества (волонтерства), важный, с точки зрения трудового права, принцип дополнительности добровольчества (волонтерства), недопустимости подмены добровольчеством (волонтер-ством) трудовых отношений [5].
Возвращаясь вновь на российскую почву, необходимо вспомнить еще о двух нормотворческих начинаниях - проекте Федерального закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» от 11 августа 2003 г., разработанном Союзом благотворительных организаций России [6], и проекте федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» от 20 июня 2013 г. № 300326-6, внесенном на обсуждение в Государственную Думу Российской Федерации членами Совета Федерации А. А. Борисовым, Ю. Л. Воробьевым, В. В. Рязанским [7]. Законопроект «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» к принципам во-лонтерства относит, среди прочего, гласность и законность, что стало очередным шагом вперед в законодательном регулировании добровольчества (волонтерства). Что касается второго законопроекта, то он, хотя и не стал федеральным законом, но составил хороший задел для создания ст. 4 Модельного закона СНГ (см. ниже), являясь таким образом свидетельством качественной разработки вопроса.
Как представляется, наиболее системное, современное оформление принципы добровольчества (волонтерства) получили в Модельном законе «О добровольчестве (волонтерстве)» от 16 апреля 2015 г. № 42-15 [8], где им посвящена уже упомянутая ст. 4. Так, Модельный закон СНГ определяет восемь направлений принципов добровольчества (волонтер-ства), устанавливающих начала осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности: от добровольности, безвозмездности, законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, солидарности и до взаимовыгодного, равноправного международного сотруд-
ничества. В целом Модельный закон СНГ носит рекомендательный характер, однако многие его положения содержатся в ФЗ № 135.
По словам некоторых ученых, содержание добровольческой (волонтерской) деятельности совпадает с характером фундаментальных принципов, реализуемых через идеи олимпизма, а вместе эти принципы отражают тенденции гуманистического развития современного общества [9, с. 115]. И, действительно, альтруизм, свободное волеизъявление, общедоступность, честность, добросовестность - принципы и идеи, одинаково важные и для добровольческой (волонтерской) деятельности, и для олимпизма. Остановимся подробнее на содержании некоторых принципов добровольчества (волонтерства), которые особенно релевантны для спортивной организации в целях привлечения труда добровольцев (волонтеров), а потому подлежат включению в соответствующий локальный нормативный акт.
Добровольность (свобода труда) является сущностным принципом добровольчества (волонтерства) наряду с безвозмездностью, но по сравнению с последней, носит абсолютный характер, в то время как все остальные принципы, включая безвозмездность, следует рассматривать относительно, в том числе с учетом совместимости с другими принципами. Например, если присутствует безвозмездность, но нет добровольности, то при отсутствии санкционирования законом налицо признаки принудительного или обязательного труда, что находится под запретом на международном и национальном уровнях (Конвенция № 29 МОТ О принудительном или обязательном труде» [10], чч. 1, 2 ст. 37 Конституции РФ [11], ст. 4 ТК РФ [12]). Таким образом, отсутствие добровольности у лица, оказывающего, например, тренировочные услуги, будет свидетельствовать о нарушении конституционных прав человека и влечь ответственность по ст.
127.2 УК РФ [13] и, как следствие, несовместимость с принципом законности.
Применительно к спортивной сфере истории известно немало случаев, когда отсутствие добровольности у отдельных лиц, которые выполняли определенную деятельность, приводило к печальным последствиям для всего мероприятия. Как пишет Н. А. Рыбачук, «добровольческое движение за всестороннее развитие физических способностей на основе Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» было превращено в программно-методическую и нормативную базу системы физического воспитания, и оценки успеваемости студентов («не сдашь нормы - без стипендии»). <...> Сезонные лозунги «Все на кросс!» подчас становились ужасом для тысяч неподготовленных к испытаниям людей» [14, с. 15]. Аналогичное мнение высказывается С. Матвеевым, И. Когут и Е. Гончаренко: «Явное или скрытое принуждение к неоплачиваемым работам подавляющего большинства граждан («обязаловка») не могли не привести к утрате массовым сознанием первоначального гуманистического смысла идеи добровольчества. После прекращения принуждения «массовое добровольчество» почти сразу исчезло» [9, с. 113]. Именно поэтому с учетом советского прошлого несколько настораживает, когда ряд авторов без оговорок провозглашают новое направление - корпоративное добровольчество (волонтерство) [15, с. 172; 16, с. 14]: закон не запрещает заниматься добровольчеством (волонтерством) коллективно и в рамках коллектива, но когда работодатель ненадлежащими средствами, иногда чересчур рьяно внедряет добровольчество (волонтерство) как элемент корпоративной культуры, увеличивается риск перерождения добровольчества (волонтерства) в незаконный формат. В частности, в некоторых странах регистрируются случаи, когда работодатели, если и не отказывают работнику в оплате его услуг полностью, но прибегают к
добровольчеству (волонтерству) в целях обхода нормы закона о МРОТ [17].
Безвозмездность (альтруизм, бескорыстие) носит, как уже отмечалось, относительный характер: как таковую оплату или заработную плату доброволец (волонтер) за оказываемые услуги не получает, как не происходит и карьерного роста добровольца (волонтера) [9, с. 111; 18, с. 12; 19, с. 108]. Однако международным и национальным законодательством различных стран, включая России, предусматривается компенсация необходимых расходов добровольца (волонтера), выдача ему карманных денег. Так, в силу ст. 17.1 ФЗ № 135 доброволец (волонтер) имеет право на предоставление ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно и др. В соответствии с немецким законодательством в 2020 году доброволец имеет право на получение ежемесячно карманных денег в размере 414 евро (сумма ежегодно корректируется) [20].
С другой стороны, некоторые ученые все же находят материальный уровень в добровольчестве (волонтерстве), который, правда, не является первичным. Согласно приведенному мнению материальный аспект проявляется через приобретение связей, знакомств, а также через так называемую дегустацию новых навыков, т. е. получение опыта добровольцем (волонтером) для профессионального или личностного роста в рамках неформального образования [21, с. 144-145; 22, с. 42-45]. Еще одним аргументом в пользу такой позиции ученых выступает тезис, следуя которому участие в добровольческой (волонтерской) деятельности является недорогим способом увидеть мир [16, с. 10], что особенно справедливо звучит в отношении олимпийских добровольцев (волонтеров).
Свободу определения целей и дополнительность можно рассматривать как два взаимосвязанных и ограничивающих
друг друга принципа. Действительно, с одной стороны, как уже отмечалось выше, в ст. 4 ФЗ № 135 российский законодатель разрешает субъектам самостоятельно определять цели, формы, методы, виды и направления добровольческой (волонтерской) деятельности [18, с. 12], что могло бы означать доступность и открытость любой сферы деятельности для применения добровольческой (волонтерской) помощи. С другой стороны, п. 1 ст. 2 ФЗ № 135 исчерпывающим образом формулирует направления деятельности, где допускается добровольческий (волонтерский) труд. Как явствует из нормативной части, для добровольческого (волонтерского) труда обязательно наличие социальной значимости. В доктрине данный тезис иногда уточняется: добровольцы (волонтеры) должны осуществлять труд на благо людей вне круга своего ближайшего окружения (родственники, соседи) [3, с. 38, 42-43]. Применительно к спортивным отношениям добровольческая (волонтерская) деятельность разрешается в области физической культуры и спорта, за исключением профессионального спорта (абз. 9 п. 1 ст. 2 ФЗ № 135). Нельзя не обратить внимания и на нюанс п. 2 ст. 2 ФЗ № 135: законодатель отказывается квалифицировать в качестве благотворительной деятельности направление денежных средств и т. п. коммерческим организациям (например, спортивным клубам, часть из которых являются акционерными обществами). Вместе с тем запрета на оказание добровольческой (волонтерской) помощи коммерческим спортивным организациям нет (п. 1.1. ст. 575 ГК РФ запрещает только дарения между двумя коммерческими организациями и на сумму свыше 3000 рублей [23]), потому в каждом конкретном случае действительность сделки будет оцениваться с позиций, во-первых, добровольности действий добровольца (волонтера), во-вторых, отсутствия признаков профессионального спорта. Возвращаясь к вопросу расширительно-
го толкования случаев применения добровольческого (волонтерского) труда, необходимо согласиться с авторами, указывающими, что «расширение перечня случаев, в которых может использоваться деятельность добровольцев на практике, <.> может привести к попытке подмены трудовых отношений на волонтерские» [24, с. 115; 3, с. 37]. В этом как раз проявляется значение принципа дополнительности добровольческой (волонтерской) деятельности - последняя ни при каких обстоятельствах не может подменять собой труд работников. На сегодняшний день, думается, дополнительность выступает неотъемлемым атрибутом добровольческого (волонтерского) труда, потому как провозглашена во Всеобщей Декларации Добровольчества 2001 года, а также известна многим национальным правопорядкам; в частности, немецкий законодатель настаивает на так называемой трудофункциональной нейтральности при осуществлении добровольческой службы [25].
Гласность как принцип добровольческой (волонтерской) деятельности появилась в отечественном законодательстве не сразу. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волон-терства)» от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ в ФЗ № 135 введена ст. 17.5, устанавливающая единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) [26], механизм действия которой был конкретизирован 17 августа 2019 г. в постановлении Правительства Российской Федерации «О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)» № 1067 [27]. Гласность распространяется на всех участников добровольческой (волонтерской) деятельности: как самих добровольцев (волонтеров), так и получателей их помощи, и может быть ограничена, если затрагиваются семейная тайна, персональные данные или другая информа-
ция, определяемые в соответствии с действующим законодательством того или иного государства. Кроме того, гласность имеет важное значение в контексте ниже следующих принципов, служит определенной базой для их реализации.
Общедоступность и недискриминация выступают родственными принципами, при этом первый означает, что возможность участвовать в добровольческих (волонтерских) мероприятиях открыта абсолютно перед всеми людьми без каких-либо привилегий, независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста (ст. 4 Модельного закона СНГ); второй уточняет, что опять-таки соблюдение принципа законности требует, чтобы любые ограничения происходили только в силу закона и/или имели объективный характер. Принцип общедоступности добровольчества (волонтерства) сегодня реализуется сравнительно широко, так что некоторые авторы активно разрабатывают так называемое инклюзивное добровольчество (волонтерство) как особую форму социализации лиц с ограниченными возможностями [28, с. 10-17]. Полагаем, инклюзивное добровольчество (волонтерство) достаточно аккуратно встраивается в рамки спортивных отношений постольку, поскольку существует паралимпийский спорт, спорт лиц с ПОДА. Вместе с тем исключениями из принципа общедоступности недискриминационного характера могут выступать случаи по аналогии с трудовыми отношениями, когда от добровольца (волонтера) требуется определенная, в том числе квалифицированная помощь. Так, например, если лицо в качестве добровольца (волонтера) желает оказывать тренировочные мероприятия на определенном этапе спортивной подготовки детям, то отсутствие необходимых познаний и/или опыта, подтверждаемых соответствующими документами, или наличие судимости за преступления против жизни и здоровья, будут препятство-
вать заключению договора о добровольческой (волонтерской) деятельности на оказание тренировочных услуг. Следовательно, ограничения, сформулированные трудовым законодательством для педагогических и спортивных работников (ст. ст. 331, 348.2, 348.7 ТК РФ), здесь применимы по аналогии.
Безопасность труда как принцип трудового права распространяется и на добровольцев (волонтеров), что проявляется в требовании законодателя осуществлять безвозмездную выдачу средств индивидуальной защиты, спецодежды, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или возмещение самостоятельно оплаченных добровольцем (волонтером) названных товаров и услуг (ст. 17.1 ФЗ № 135). И, хотя в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 29 ноября 2018 г. № 41 [29] в качестве иных лиц, которые могут быть потерпевшими по ст. 143 УК РФ, добровольцы (волонтеры) не упоминаются, а в п. 12 постановления уточняется, что лица, работающие по гражданско-правовому договору, не могут быть потер-
певшими по смыслу данной статьи. Тем не менее, представляется, что правоприменитель не учел амплитуду договора о добровольческой (волонтерской) деятельности - от гражданско-правового до комплексного, а потому в последнем доброволец (волонтер) максимально приближен по функционалу к работнику, следовательно, должен соответствующим образом охраняться, включая нормами ст. 143 УК РФ.
Таким образом, необходимо заключить следующее. Как показывает анализ международного и национального законодательства, добровольчество (во-лонтерство) постепенно «обрастало» собственными принципами. При этом сущностным принципом, который имеет абсолютный характер, выступает добровольность, остальные принципы носят относительный характер, могут ограничиваться и дополняться друг другом. Однако для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в законном формате, включая разработку положения об использовании добровольческого (волонтерского) труда в спортивной организации, требуются учет и соблюдение в том числе иных принципов: безвозмездности, законности, свободы определения целей, дополнительности, гласности, общедоступности, недискриминации, безопасности труда, добросовестность и др., которые по содержанию очень близки принципам олимпизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями: письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2016 года № 36550-ОФ/Д01 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Всеобщая Декларация Волонтеров: принята на XI Конгрессом Международной Ассоциации Добровольцев 14 сентября 1990 года. URL: https://cb-korablino.rzn.muzkult.ru/ media/2018/09/02/1231340916/Vseobshhaya_Deklaraciya_Volonterov.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
3. Мацюк Т. Б. Профессиональное развитие студентов ВУЗа в волонтерской деятельности : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2019. 175 с.
4. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) : федер. закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 (в ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340; РГ. 2020. 6 авг.
5. Всеобщая Декларация Добровольчества: принята на XVI Всемирной Конференции Международной Ассоциации Добровольческих Усилий в январе 2001 года. URL: www.kdobru.ru/ materials/Всеобщая%20Декларация%20Добровольчества.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
6. О филантропии, меценатстве и волонтерстве : проект федер. закона от 11 августа 2003 года (разработан Союзом благотворительных организаций России). URL: https://psihdocs.ru/zakon-o-filantropii-mecenatstve-i-volonterstve.html (дата обращения: 20.08.2020).
7. О добровольчестве (волонтерстве) : проект федер. закона от 20 июня 2013 года № 3003266 (внесен членами Совета Федерации А. А. Борисовым, Ю. Л. Воробьевым, В. В. Рязанским) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/300326-6 (дата обращения: 20.08.2020).
8. О добровольчестве (волонтерстве): модельный закон (принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 16 апреля 2015 года № 42-15). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Матвеев С., Когут И., Гончаренко Е. Волонтерское движение в спорте: проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте. 2011. № 1-2. С. 111-121.
10. О принудительном или обязательном труде : конвенция МОТ от 28 июня 1930 года № 29 (принята в г. Женева на 14 сессии Генеральной конференции МОТ) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 14.03.2020) // РГ. 2020. 4 июля.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3; РГ. 2020. 6 авг.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; РГ. 2020. 6 авг.
14. Рыбачук Н. А. К проблеме исторического наследия олимпийского движения // Наука, образование, общество. 2017. № 2 (12). С. 13-18.
15. Козлов П. С., Романова С. А., Романова М. С. Стратегии сотрудничества посредством волонтерского движения: от национального к международному // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 169-175.
16. Крупченко А. К. Год Добровольца (Волонтера) в Российской Федерации (2018 год): методические рекомендации. М.: ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, 2018. 52 с.
17. Morris D. Volunteering - The Long Arm Of The Law. URL: http://www.icnl.org/research/ journal/vol2iss4/art_2.htm (дата обращения: 20.08.2020).
18. Данилова О. Р. Принципы волонтерской деятельности в социально-воспитательной работе учебного заведения // Амурский научный вестник. 2014. № 3. С. 12-18.
19. Паршина Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (43). С. 106-109.
20. Das Bundesfreiwilligendienst: Hinweise vonA bis Z. URL: https://www.bundesfreiwilligendienst. de/der-bundesfreiwilligendienst/a-bis-z.html (дата обращения: 20.08.2020).
21. Горбулева М. С. Добровольчество : генезис и мотивы // Вестник ТГПУ. 2015. № 5 (158). С. 140-146.
22. Горлова Н. И. Эволюция подготовки волонтеров олимпийских игр: исторический аспект // Sciences of Europe. 2017. № 13-1 (13). С. 42-45.
23. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 ноября 2001 года № 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2019. № 52 (Ч. I). Ст. 7807.23.
24. Макаренков Е. В. Молодежное добровольческое движение в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2015. № 6 (53). С. 111-119.
25. Gesetz über Bundesfreiwilligendienst vom 28.04.2011 (zuletzt geändert am 20.10.2015) // URL: http://www.gesetze-im-internet.de (дата обращения: 20.08.2020).
26. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) : федер. закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ // СЗ РФ.
2018. № 7. Ст. 975.
27. О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) : постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 года № 1067 // СЗ РФ.
2019. № 34. Ст. 4899.
28. Аксенов С. И., Лебедева И. В., Хавролева М. В. Инклюзивное добровольчество: к истории вопроса // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-9. С. 10-17.
29. О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 41 // РГ. 2018. 5 дек.
© Блинова Ю. В.
УДК 347.454.048:347.426.42:338.48(470)
Р. Ю. УЛИМАЕВ, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
R. YU. ULIMAEV, Assistant Professor of the Chair of Civil Law Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
Е. В. ПОНОМАРЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
E. V. PONOMAREVA, assistant professor of the Chair of Civil and Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
ПРОБЛЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
PROBLEMS OF COMPENSATION FOR NON-PECUNIARY DAMAGE ON TERMINATION OF THE CONTRACT ON THE SALE OF A TOURIST
PRODUCT
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем компенсации морального вреда при расторжении договора о реализации туристского продукта. Изложены основания расторжения такого договора. На основе действующего законодательства и судебной