Научная статья на тему 'Принципы дидактики подготовки бухгалтеров в высшей школе'

Принципы дидактики подготовки бухгалтеров в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Светлана Викторовна

The reforming of accounting system in Russia requires change of existing technologies of bookkeepers' training. In article the scientific principles of bookkeepers' training in higher school's conditions are put forward on the basis of the considered principles of general didactics and higher school's didactics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы дидактики подготовки бухгалтеров в высшей школе»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 127-130. © С.В. Серикова, 2008

УДК 378.1:336.6

ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

С.В. Серикова

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского

The reforming of accounting system in Russia requires change of existing technologies of bookkeepers’ training. In article the scientific principles of bookkeepers' training in higher school’s conditions are put forward on the basis of the considered principles of general didactics and higher school's didactics.

Протекающий процесс реформирования системы учета в нашей стране, с одной стороны, и смещение приоритетов, «обогащение» профессии бухгалтера, с другой стороны, требуют радикальных перемен в технологиях подготовки учетных кадров. В этих условиях крайне важной становится роль преподавателей учетно-экономических дисциплин. Ещё французский философ Вольтер сказал: «Образование развивает способности, но не создает их». Основной задачей педагога становится поиск оптимального сочетания форм и методов обучения, создание новых эффективных технологий подготовки кадров, отвечающих запросам современного общества.

Рационализацией приемов образовательной деятельности, поиском наилучших способов решения образовательных проблем занимается такая отрасль педагогической науки, как дидактика. Как и в любой другой науке, теоретическая концепция обучения, представления о сущности, целях, закономерностях обучения

должны найти применение в практике. Мостом, соединяющим теоретические представления с практикой, служат принципы обучения.

Под принципом обучения или дидактическим принципом понимается основополагающее требование к процессу обучения, способствующее реализации его идей, решению дидактических задач [4]. Знание принципов обучения дает возможность более эффективно организовать учебный процесс, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Другими словами, они позволяют ответить на вопрос: «Почему нужно учить(ся) так, а не иначе?». В литературе не существует единой точки зрения на количество и упорядоченность формулировок дидактических принципов, они считаются исторически преходящими, изменяющимися в процессе развития теории и практики. В таблице 1 приведены основные из них, принимаемые современными дидактами [4].

Таблица 1

Принципы общей дидактики и их содержание

Принцип Содержание

Воспитывающего обучения Базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе, предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности

Научности Предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, означает ориентацию процесса обучения на формирование концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа

Доступности При достаточном уровне трудности обучения требует учета реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок

Сознательности и активности Требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения

Систематичности, последовательности, преемственности Обусловлен объективно существующими этапами познания, предполагает логическую последовательность и связь между учебными предметами, чтобы вновь усваиваемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее

Окончание табл.1

Принцип Содержание

Прочности Связан с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, требует запоминания фундаментальных понятий для дальнейшего самостоятельного их использования в обосновании новых фактов

Связи теории с практикой Предполагает научность, глубину и полноту знаний, требует оптимального соотношения их теоретичности и практичности, моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека

Наглядности Основан на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному, выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий

Индивидуального подхода в условиях коллективной работы Требует создания благоприятных условий для учебной работы как в целом коллектива, так и каждого его члена, подготавливает личность к работе в коллективе

Учета возрастных и индивидуально-психологических различий учащихся Требует, чтобы содержание, формы и методы организации деятельности учащихся соответствовали возрастным этапам, учитывает индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых, их восприимчивость к учебе

На практике принципы обучения могут модифицироваться. Так, особенности учебного процесса в высшей школе (высокая активность студента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сближение учебной работы с научно-исследовательской, профессиональная направленность содержания изучаемых дисциплин) предопределили выделение прин-

ципов дидактики высшей школы [3]. В литературе по вузовской дидактике к принципам обучения имеется два подхода: перенос принципов общей дидактики и их уточнение в рамках вузовского обучения или разработка новых, специфических принципов. В таблице 2 в наиболее общем виде представлены основные дидактические принципы высшей школы [2; 5].

Таблица 2

Принципы дидактики высшей школы

Принцип Содержание

Общие принципы

Научности Выделяется в научно-исследовательской работе студентов, определяется не объемом усвоенной научной информации, а способностью мыслить, пользоваться методологией и методами наук

Сознательности и активности Помогает в подготовке специалистов нового типа: активных, инициативных, сознательных

Связи теории с практикой Демонстрирует применение знаний на практике, делает учение более осмысленным, побуждает потребность в профессиональных знаниях

Специфические принципы

Системности Предполагает отражение структурных связей, адекватных связям внутри научной теории, через систему методологических знаний, включающую общенаучные термины, знания о структуре знаний и методах научного познания

Межпредметных связей Означает согласованное изучение теории, законов, понятий общенаучных методов познания и методологических принципов

Профессиональной направленности Укрепление положительного отношения и интереса к своей профессии, формирование профессионально значимых склонностей и способностей

Некоторые принципы общей дидактики не были уточнены в связи с тем, что их толкование в рамках высшей школы сходно классическому пониманию или отличается весьма незначительно. Кроме того, список приведенных специфических принципов не является исчерпывающим. Количество принципов обучения может меняться по мере постановки новых целей и задач перед высшей школой. Здесь логика простая: чтобы реализовать новые цели и задачи, необходимо определить те общие нормы и требования, которыми нужно руководствоваться и которые нужно соблюдать.

Так, протекающие в России социальноэкономические преобразования поставили новые задачи в обучении специалистов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. В качестве основных причин можно выделить сле-

В соответствии с кодексом этики членов Института профессиональных бухгалтеров России профессия бухгалтера является общественно значимой. Для достижения профессиональных целей бухгалтер обязан обладать такими качествами, как честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность и т. д. Очевидно, что формирование и закрепление в сознании этических норм не может произойти одномоментно. И именно преподаватель в данном контексте может взять на себя роль «художника», который с помощью принципа воспитывающего обучения, конкретизированного в принципе воспитания профессиональной этики, делает первые наброски к портрету будущего бухгалтера.

Интеграция России в мировое экономическое сообщество привела бухгалтера к необходимости использования возможности как традиционного нормативного, так и профессионального регулирования учета для формирования достоверной информации. В связи с

дующие: расширение круга необходимых знаний, постоянное изменение учетного и налогового законодательства, внедрение компьютерных технологий, повышение общественной роли специалистов по бухгалтерскому учету [1]. Вполне очевидно, что успех бухгалтерской реформы в нашей стране зависит от способности выпускников высшей школы ориентироваться в новых экономических условиях. Становится ясно, что обучить современного бухгалтера с помощью традиционных методик не удастся. Это, в свою очередь, требует научно обоснованного подхода к изменению учебного процесса. В таблице 3 представлена попытка сформулировать и обосновать принципы обучения специалистов в области учета в рамках высшей школы.

этим в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу особое внимание обращается «на выработку навыков профессионального суждения». Под профессиональным суждением мы понимаем способность принимать решение в условиях неопределенности и нести за него ответственность. Обучение профессиональному суждению - это, по сути, обучение технологиям принятия решений в нестандартных ситуациях. И здесь в игру вступает принцип сознательности и активности обучения, воплощенный в принципе обучения профессиональному суждению, придавая сухой бухгалтерской науке творческий, креативный характер.

Подписание нашей страной Болонского соглашения сводит высшее образование к бакалавриату и магистратуре. В этих условиях первоначально студент должен освоить азбуку бухгалтерии, её приемы и процедуры, чтобы иметь возможность применять их на практике. Целесообразно принцип связи теории с практикой в рамках подготовки учетных кадров транс-

Таблица 3

Принципы дидактики в обучении бухгалтеров

Принцип Содержание

Профессиональной этики Воспитание в сознании студентов основных установок, закрепленных кодексом этики профессиональных бухгалтеров

Профессионального суждения Развитие способности принимать самостоятельные практические решения на основе базисных понятий теории учета

Преподавания от практики к теории Изучение профилирующих дисциплин с учетом практики

Мотивации на изучение учета Воспитание «любви» к своей профессии

формировать в принцип обучения от практики к теории, начиная преподавание бухгалтерского учета с его прикладных аспектов.

В 1989 г. А. А. Шапошников в своей работе «Я б в бухгалтеры пошел...» приводил статистику, согласно которой лишь 18 % студентов сознательно и самостоятельно выбрали профессию бухгалтера. Между тем общепринятое мнение о профессии бухгалтера, как «бумажной» и скучной, абсолютно не изменилось. Лишь в мелькающих иногда в прессе интервью с бух-галтерами-практиками можно уловить нотки действительно подлинной «любви» к своей профессии. Учитывая сложившийся в обществе стереотип бухгалтера, особенно важным представляется принцип профессиональной направленности, уточненный как принцип мотивации на изучение бухгалтерского учета.

Анализ трудоустройства выпускников специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского за последние пять лет показал следующее: работают по специальности в бухгалтерских структурах 41 %, в планово-экономическом отделе - 19 %, в аудиторских фирмах - 7 %, в управленческих структурах - 14 % выпускников. Таким образом, в процессе подготовки специалистов по бухгалтерскому учету большое значение должен иметь комплексный подход, профессиональная направленность изучаемых дисциплин и тесное сближение учебной и научноисследовательской работы с будущей практической деятельностью.

Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии

друг с другом и функционируют как целостная система, поэтому любой из них приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Знание дидактических принципов необходимо, потому что они - интеллектуальный инструмент для организации педагогического процесса. Те, кто владеют дидактикой, могут прогнозировать последствия тех или иных моделей обучения и приходить к правильным заключениям и выводам. Выдвинутые принципы обучения бухгалтеров: профессиональной этики, профессионального суждения, обучения от практики к теории и мотивации на изучение учета, нельзя рассматривать обособленно от принципов общей и вузовской дидактики, но акцент на них при построении учебного процесса позволит готовить не просто счетных работников, а настоящих профессионалов экстра-класса.

1. Деловые игры и ситуации по бухгалтерскому (финансовому) учету / Г.Н. Бургонова, К.В. Гульпенко, Н.А. Каморджанова и др. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 384 с.

2. Педагогика высшей школы. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1986. - 192 с.

3. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. - М.: Академия, 2001. - 136 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шия-нов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2002. -576 с.

5. Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы. -2-е изд. - М.: Вузовская книга, 2007. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.