Научная статья на тему 'Реализация дидактических принципов при профессиональном обучении с использованием информационных технологий'

Реализация дидактических принципов при профессиональном обучении с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1434
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / DIDACTIC PRINCIPLES / INFORMATION TECHNOLOGY / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова В. А.

В статье рассмотрена специфика реализации классических дидактиче-ских принципов в профессиональном обучении специалистов с использованием информационной технологии в высшей школе. Определена педагогическая осо-бенность выбора программных продуктов, необходимых при профессиональ-ном обучении.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article specificity of realisation of classical didactic principles in vocational training of experts with use of an information technology in the higher school is considered. Pedagogical feature of a choice of the software products necessary at vocational training is defined

Текст научной работы на тему «Реализация дидактических принципов при профессиональном обучении с использованием информационных технологий»

В. А. Садыкова

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБУЧЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: дидактические принципы, информационные технологии, профессиональная подготовка. didactic principles, information technology, vocational training

В статье рассмотрена специфика реализации классических дидактических принципов в профессиональном обучении специалистов с использованием информационной технологии в высшей школе. Определена педагогическая особенность выбора программных продуктов, необходимых при профессиональном обучении.

In article specificity of realisation of classical didactic principles in vocational training of experts with use of an information technology in the higher school is considered. Pedagogical feature of a choice of the software products necessary at vocational training is defined

Классические принципы дидактики как «основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями» [2, С.171-172] в методической системе с использованием информационных технологий имеют свою специфику. Рассмотрим данную специфику реализации дидактических принципов в профессиональной подготовке с использованием информационных технологий.

Принцип научности определяет, что содержание обучения с использованием информационных технологий должно проектироваться так же, как предмет учебной и учебно-профессиональной деятельности. Следовательно, из этой позиции вытекает, что учебный предмет с использованием информационных технологий подчиняется при своем конструировании целому ряду требований: психологических, отражающих закономерности усвоения знаний; со стороны науки - к отражению в учебном предмете фундамента научной дисциплины; со стороны будущей профессиональной деятельности, отраженной в модели специалиста; программных - к проектированию обучающих программ или к отбору программного продукта на рынке информационных технологий, к целесообразности использования того или иного программного средства на каком-то этапе учебного процесса.

Применение информационных технологий в обучении способно обеспечить реализацию принципа доступности обучения за счет предоставления возможности каждому студенту выбора походящего темпа освоения учебного материала; ведения протоколов контроля каждого студента и их последующего анализа, позволяющих преподавателю своевременно устранять пробелы в знаниях студентов [1] и обеспечивающее существенное сокращение разрыва между уровнями подготовки хорошо и слабо успевающих студентов [3]; предоставления возможности каждому студенту возвращения к трудным вопросам, чтобы правильно ответить, самостоятельно проанализировать свои результаты [1]; оказания оперативной помощи в виде подсказок, что помогает студенту преодолевать затруднения и дает возможность добиться успеха. В результате проведения исследований А.В. Со-лововым [3] было установлено, что подготовка специалистов при использовании инфор-

мационных технологий способствует активизации осмысления и закрепления учебного материала, применению знаний в дальнейшем в типовых и нетиповых ситуациях в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, переход на использование информационных технологий в профессиональной подготовке может реально не только повысить результативность учебного процесса в высшем учебном заведении, но и способствовать расширению профессиональной компетенции будущего специалиста. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих условий: оснащение учебных аудиторий, лабораторий современными компьютерами; индивидуализация обучения; высокая информационная культура и высокие профессиональные качества создателей обучающих программ и преподавателей, позволяющие по ходу учебного процесса проводить диагностику психологических и познавательных способностей обучающихся и в соответствии с этим строить его обучение [4, С.235], принимать решения об использовании той или иной программы и включения ее в учебный процесс по дисциплине.

Возможности информационных технологий в обучении позволяют реализовывать дидактический принцип систематичности и последовательности в виде алгоритма очередности выдачи учебных фрагментов обучающих программ, построения и корректировки наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в программных учебных средах. Более ярко данный принцип проявляется в гипермедийных программах. Это связано с особенностями гипертекста - информация задается многоуровневой структурой, предполагающей полное, последовательное представление информации, что способствует доведению любой учебной задачи до конца.

Реализация данного принципа в профессиональной подготовке с использованием информационных технологий предполагает решение целого ряда организационных и содержательных вопросов [3, С.230]: оптимальное распределение учебной информации между преподавателем и компьютерной системой как ее источниками; отбор и структурирование информации для предъявления компьютерной системе; планирование преподавателем как всего учебного курса, так и отдельных занятий с обоснованным выделением знаний, умений и навыков, освоение которых предполагается по окончании данного курса; алгоритмизация и планирование системы действий студента; отбор преподавателем информационных технологий для конкретного учебного курса; фиксация достигнутого уровня обученности обучающегося по окончании освоения раздела и его коррекция при необходимости. Соблюдение вышеперечисленных положений позволит подготовить специалиста, не имеющего пробелов как в знаниях, так и в умениях применения полученных знаний на практике.

Возможности компьютера в реализации принципа прочности усвоения достаточно большие: предложение и многократный повтор сжатых вариантов, динамический текущий контроль степени прочности запоминания сжатых вариантов. Кроме того, компьютер помогает в развитии связанных с памятью функций левостороннего полушария головного мозга (эмоциональная память, категориальная классификация, процедурное и декларативное знание [1, С.33-34]). Реализация принципа прочности усвоения при профессиональной подготовке с использованием информационных технологий возможна при следующих условиях: высоком уровне структурирования предъявляемой студенту информации; разработке системы рациональных приемов умственной деятельности с усвоенной информацией; практической направленности предъявляемой информации и формируемых принципов деятельности на будущую профессию.

Реализация принципа наглядности достигается благодаря богатым иллюстрационным графическим возможностям, позволяющим в наглядно-образной, часто в динамиче-

ской форме, представить некоторый процесс или явление и даже провести его изучение. Именно компьютерные демонстрации и исследовательские модели позволяют увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Более того, соединение текста, звука, мультипликации, видеоизображения в мультимедийных и гипермедийных программах дает мощный и запоминающийся образ изучаемых процессов и явлений, позволяет изучать их не только в виде статического изображения, но и в динамике развития в различных условиях, например производственных, тем самым, демонстрируя перспективу профессиональной деятельности. Наиболее важное требование к соблюдению принципа наглядности в профессиональной подготовке с использованием информационных технологий состоит в том, чтобы дать возможность обучаемому исследовать свойства, предлагаемой ему производственной модели или, более того, видоизменять ее или строить самостоятельно, что позволит уже на этапе обучения приобрести опыт, необходимый для дальнейшей трудовой деятельности.

Применение компьютера в учебном процессе позволяет при реализации принципа связи теории с практикой сдвинуть соотношение теории с практики в сторону практики, то есть разумного баланса между ними. В результате такой организации учебного процесса студент получает знания, необходимые на производстве. Применение информационных технологий в обучении, как средство обучения, позволяет приобрести студенту новые профессиональные качества и использовать компьютер как инструмент будущей инженерной деятельности. Условиями достижения связи обучения с использованием информационных технологий с жизнью является обоснованное выделение теоретических знаний, которые должны быть отнесены к категории фундаментальных и подлежащих обязательному освоению; соответствие содержания обучения с моделью специалиста конкретного профиля, поэтому преподаватель должен, исходя из профессиональной деятельности будущего инженера, отбирать соответствующее программное обеспечение учебного процесса; использование методов компьютерного моделирования и проектирования при обучении, что способствует развитию творческого мышления, как необходимого качества будущего специалиста.

Применение принципа сознательности и активности в процессе профессиональной подготовки с использование информационных технологий способствует развитию информационной культуры, которая играет важную роль в социальной адаптации личности. Поэтому очень важно научить студентов использовать навыки информационной культуры для последующей профессиональной и самообразовательной деятельности. При организации учебного процесса с использованием информационных технологий происходит обогащение мотивов учения, потребностей, интересов, стремлений. Результатом являются умения решать нестандартные задачи, предвидеть развитие различных ситуаций, обеспечивать корректировку полученных результатов, что, несомненно, является необходимым в будущей профессиональной деятельности. Поэтому данный принцип самостоятельности предполагает такой процесс обучения, при котором студент усваивает информацию сознательно и глубоко, постоянно стремится к эффективному овладению новыми знаниями и способами деятельности. Интерес подкрепляется также в тех случаях, когда обучающиеся четко понимают практическую необходимость получаемых знаний для дальнейшей жизни, для использования их в науке и практике. Таким образом, практическое воплощение принципа самостоятельности при профессиональной подготовке наиболее достижимо только при использовании информационных технологий.

Для успешной реализации этого принципа необходимо выполнение следующих условий: высокий уровень организации учебного процесса с использованием информацион-

ных технологий; использование программных средств, стимулирующих к возникновению и развитию положительной мотивации при всех видах познавательной деятельности; практическая реализация полученных знаний, приближение работы студентов на занятиях с использованием информационных технологий к содержанию будущей профессиональной деятельности; обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной атмосферы в процессе учебной деятельности; регулярный контроль и объективная оценка знаний, умений, навыков, результативности учебной деятельности; педагогически целесообразное использование программных средств обучения; понимание студентами важности, необходимости усвоения учебной дисциплины в целом и ее отдельных разделов в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ литературы показал, что обучение с использованием информационных технологий должно осуществляться с учетом классических дидактических принципов, которые предъявляются к учебному занятию в условиях традиционного обучения. Вместе с тем, использование информационных технологий в профессиональной подготовке позволяет не только соблюдать принципы классической дидактики, но и в силу специфики их проявления делает обучение эффективным. Для того чтобы проверить, насколько обучение с использованием информационных технологий отвечает дидактическим принципам, был проведен опрос 38 преподавателей, владеющих различными информационными технологиями. Преподавателям было предложено оценить возможности реализации дидактических принципов при традиционном обучении и обучении с использованием информационных технологий (рис. 1).

Рис. 1 - Соответствие обучения с использованием информационных технологий и традиционного обучения дидактическим принципам: ИТ - обучение с использованием информационных технологий; ТО - традиционное (безма-шинное) обучение

Результаты исследования показали значимые различия соответствия требованиям принципа наглядности и индивидуализации при обучении с использованием информаци-

онных технологий и при традиционном обучении. Применение информационных технологий позволяет существенно повысить индивидуализацию обучения и эффективность восприятия информации за счет наглядности представления. Обучение с использованием информационных технологий конкурентно с традиционным обучением по научности обучения и более предпочтительно по прочности усвоения и систематичности обучения.

Экспертная оценка влияния дидактических принципов на формирование профессионально важных качеств специалистов позволила выявить наиболее важные для реализации дидактические принципы по каждой конкретной специальности (табл. 1).

Таблица 1 - Экспертные оценки влияния дидактических принципов на формирование профессионально важных качеств студентов конкретных специальностей с учетом их проявления

Дидактические принципы Сумма рангов Названия специальностей

ГМУ МАХП ЭиУ

Связи теории с практикой 7 2,79 (3) 2,82 (3) 2,89 (1)

Активности 7 2,83 (2) 2,825 (3) 2,78 (2)

Научности 13 1,53 (8) 2,83 (2) 2,56 (3)

Прочности 15 2,83 (2) 2,03 (6) 2,03 (7)

Доступности 15 1,74 (6) 2,78 (4) 2,14 (5)

Индивидуализации обучения 16 1,9 (5) 2,05 (5) 2,13 (6)

Наглядности 18 1,01 (9) 2,98 (1) 1,97 (8)

Сознательности 18 1,54 (7) 2 (7) 2,15 (4)

Коллективизма 20 2,96 (1) 1,31 (9) 1,28 (10)

Систематичности и последовательности 21 1,92 (4) 1,9 (8) 1,73 (9)

Условные обозначения: в скобках отмечено место по степени важности.

Данные опроса наложили определенные требования на выбор информационнопедагогического продукта. Так, например, для специальности МАХП с целью повышения восприятия информации за счет наглядности представления использовался программный пакет КОМПАС-3Б; программа WinMachine2001 применялась в дисциплинах «Детали машин» и «Сопротивление материалов» для реализации принципов научности и связи теории с практикой; у специальности ГМУ сетевая деловая игра Бизнес-Курс «Корпорация», используемая при изучении дисциплины «Разработка управленческих решений», способствовала прочности усвоения материала в процессе игрового соперничества; экспертная программа разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов Proj ect Expert 7 Trial способствовала развитию активности студентов специальности ЭиУ в процессе принятия управленческих и экономико-финансовых решений по развитию предприятия и т.п.

Таким образом, теоретический анализ показал, что обучение с использованием информационных технологий должно осуществляться с учетом классических дидактических принципов. Экспертная оценка влияния дидактических принципов на формирова-

ние профессионально важных качеств специалистов позволила выявить наиболее важные для реализации дидактические принципы по каждой конкретной специальности. Полученные данные наложили определенные требования на выбор информационнопедагогического продукта, необходимого для профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Литература

1. Грандова, С.А. Педагогические условия развития общеучебных умений учащихся в процессе их самообразовательной деятельности в информационном центре школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Грандова. - М., 2001. - 168 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.

3. Соловов, А.В. Об эффективности информационных технологий/ А.В.Соловов // Высшее образование в России. - 1997. - № 4. - С. 14-19.

4. Стариченко, Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Б.Е. Старченко. - М., 1999. - 345 с.

© В. А. Садыкова - канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики НХТИ КГТУ, veraal@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.