«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 378.1
Фурса Анастасия Витальевна Fursa Anastasia Vitalievna
обучающаяся 2 курса магистратуры 2st year student of the master's program Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте Institute of pedagogy, psychology and inclusive education Humanitarian and pedagogical Academy (branch) of «The Crimean Federal University.
V. I. Vernadsky» in Yalta
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАНИИ
PRINCIPLES OF THE ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION
Аннотация: Главной целью обучения на сегодняшний день является не только подготовка выпускников с конкретным набором знаний, но и воспитание у них способности и стремления обучаться на протяжении всей жизни, эффективно функционировать в коллективе, а также развитие способности к самоизменению и саморазвитию. Чтобы достигнуть такого результата необходимо применение деятельностного подхода в обучении. В статье рассматривается сущность деятельностного подхода, необходимость его применения в образовании и его принципы.
Abstract: The main goal of training today is not only to prepare graduates with a specific set of knowledge, but also to educate their ability and desire to learn throughout their lives, to function effectively in a team, as well as to develop the ability to self-change and self-development. To achieve such a result, it is necessary to use an activity-based approach in training. The article considers the essence of the activity approach, the need for its application in education and its principles.
Ключевые слова: обучение, деятельный подход, принципы, образование, эффективность.
Keywords: training, active approach, principles, education, efficiency.
Изменение целей современного образования вызвало необходимость в обновлении и дополнении подходов к обучению. Для
XIIIМеждународная научно-практическая конференция достижения этих целей можно применять деятельностный метод
обучения, при котором обучающийся не приобретает знания в готовом
виде, а самостоятельно извлекает их в ходе своей учебно-
познавательной деятельности.
Теория деятельности - это система методологических и теоретических принципов изучения психических явлений. Основным предметом исследования является деятельность, опосредующая все психические процессы.
В теории деятельности А. Н. Леонтьева, деятельность рассматривается как объект анализа. Так как сама психика не может быть отделена от порождающих и передающих ее моментов деятельности, то сама психика есть форма объективной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешней практической деятельности и сознания предполагается, что внутренний план сознания создается в процессе ограничения первоначально практической деятельности. В этой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, в то время как образ есть «накопленное движение», сдерживающее действие.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания-относительным и ненадежным предметом, так как они быстро устаревают и требуют постоянного обновления в условиях информационного общества, становится ясно, что современное образование рассматривается как непрерывный процесс. Это подразумевает изменение приоритетов в постановке образовательных задач: в результате обучения и воспитания должна формироваться готовность студентов к работе с современными средствами массовой информации и способность обновляться с целью самостоятельного приобретения знаний. Конечно, предметные знания, навыки и умения всегда будут актуальны, потому что они являются средством развития мышления. Однако в новых условиях знания,
«Инновационные аспекты развития науки и техники» навыки и умения нельзя считать целью и главным результатом
обучения, сегодня они являются лишь средством для достижения своих
целей.
Деятельностный подход к обучению - это личное участие обучающегося в процессе, в котором компоненты деятельности управляются и контролируются им. Такой метод обучения обеспечивает комфортное психологическое состояние студентов и преподавателей и резко снижает конфликтную ситуацию на занятиях. Создаются благоприятные условия для повышения уровня общего культурного образования.
Современное образование переживает период перехода от образования, направленного в первую очередь на "усвоение всего объема знаний, накопленных человечеством", к образовательному процессу, в ходе которого формируется личность, способная к самоопределению и самореализации, и к процессу обеспечения целостности гражданского общества и верховенства закона. Деятельностный подход позволяет нам определить основные результаты обучения и подготовки студентов в контексте внедрения стандартов нового поколения.
Реализация активного подхода в педагогической практике обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип действия.
2. Принцип непрерывности.
3. Принцип единства.
4. Принцип минимакса.
5. Принцип психологического комфорта.
6. Принцип креативности.
Далее рассмотрим каждый из данных принципов.
Принцип действия, смысл которого состоит в том, что учащимся знания не предоставляются в готовом виде, а извлекают их лично, что
XIIIМеждународная научно-практическая конференция содействует благополучному созданию способностей, умений и навыков.
Принцип непрерывности заключается в преемственности среди всех стадий и этапов образования с учетом возрастных, психологических отличительных черт развития учащихся. Непрерывность процесса гарантирует изменчивость технологических процессов обучения, но кроме того последовательность между всеми стадиями изучения и способов преподавания.
Принцип единства подразумевает развитие у студентов системного мировоззрения. Студент обязан иметь общее, единое понимание о мире, о сущности и месте каждой науки в системе наук.
Сущность принципа минимакса состоит в том, что образовательная организация обязана обеспечить учащихся возможностью овладеть содержанием образования на максимально допустимом уровне, в то же время обеспечивая его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологического комфорта-предполагает устранение всех стрессовых условий учебного процесса, формирование дружественной атмосферы на занятиях и формирование диалогических форм общения.
Принцип вариативности- подразумевает развитие у студентов возможности принимать разумные решения в условиях выбора, развитие у них вариативного мышления, то есть понимания возможности разнообразных решений проблемы, создание способности регулярно искать варианты и выбирать наиболее оптимальный из них.
Принцип креативности подразумевает наибольшую направленность на творчество в обучении, усвоение личного опыта творческой деятельности. Непосредственно для этого само обучение должно быть творческим. Оно должно поощрять ученика от
«Инновационные аспекты развития науки и техники» «сдержанной и сбалансированной, устоявшейся абстракции к новой, но
недооцененной».
Осуществление деятельностного подхода к обучению способствует успешному обучению. Студенты развивают базовые образовательные навыки, которые позволяют им успешно адаптироваться и продолжить рассматриваемое образование в любом учебно-методическом комплексе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе обучения деятельностный подход является своеобразной философией образования, методологической основой, на которой различные системы развивающего обучения или воспитания основаны на собственных специфических технологиях, методиках и теоретических особенностях. Это тесно связано с формированием ключевых компетенций, то есть готовности студентов использовать свои знания и методы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Библиографический список:
1. Булакова, Наталья Деятельностный подход в обучении педагогов / Наталья Булакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 148 c.
2. Колокольникова З.У. Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании : учебное пособие / З.У. Колокольникова, А.К. Лукина, О.Б. Лобанова и др. ; Сибирский федеральный университет. - Красноярск : Сибирский федеральный университет (СФУ), 2016. - 230 с.
3. Суворова, Галина Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма / Галина Суворова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 603 с.