Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1062
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / деятельный подход / принципы / образование / эффективность. / training / active approach / principles / education / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурса Анастасия Витальевна

Главной целью обучения на сегодняшний день является не только подготовка выпускников с конкретным набором знаний, но и воспитание у них способности и стремления обучаться на протяжении всей жизни, эффективно функционировать в коллективе, а также развитие способности к самоизменению и саморазвитию. Чтобы достигнуть такого результата необходимо применение деятельностного подхода в обучении. В статье рассматривается сущность деятельностного подхода, необходимость его применения в образовании и его принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION

The main goal of training today is not only to prepare graduates with a specific set of knowledge, but also to educate their ability and desire to learn throughout their lives, to function effectively in a team, as well as to develop the ability to self-change and self-development. To achieve such a result, it is necessary to use an activity-based approach in training. The article considers the essence of the activity approach, the need for its application in education and its principles.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 378.1

Фурса Анастасия Витальевна Fursa Anastasia Vitalievna

обучающаяся 2 курса магистратуры 2st year student of the master's program Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте Institute of pedagogy, psychology and inclusive education Humanitarian and pedagogical Academy (branch) of «The Crimean Federal University.

V. I. Vernadsky» in Yalta

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В

ОБРАЗОВАНИИ

PRINCIPLES OF THE ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION

Аннотация: Главной целью обучения на сегодняшний день является не только подготовка выпускников с конкретным набором знаний, но и воспитание у них способности и стремления обучаться на протяжении всей жизни, эффективно функционировать в коллективе, а также развитие способности к самоизменению и саморазвитию. Чтобы достигнуть такого результата необходимо применение деятельностного подхода в обучении. В статье рассматривается сущность деятельностного подхода, необходимость его применения в образовании и его принципы.

Abstract: The main goal of training today is not only to prepare graduates with a specific set of knowledge, but also to educate their ability and desire to learn throughout their lives, to function effectively in a team, as well as to develop the ability to self-change and self-development. To achieve such a result, it is necessary to use an activity-based approach in training. The article considers the essence of the activity approach, the need for its application in education and its principles.

Ключевые слова: обучение, деятельный подход, принципы, образование, эффективность.

Keywords: training, active approach, principles, education, efficiency.

Изменение целей современного образования вызвало необходимость в обновлении и дополнении подходов к обучению. Для

XIIIМеждународная научно-практическая конференция достижения этих целей можно применять деятельностный метод

обучения, при котором обучающийся не приобретает знания в готовом

виде, а самостоятельно извлекает их в ходе своей учебно-

познавательной деятельности.

Теория деятельности - это система методологических и теоретических принципов изучения психических явлений. Основным предметом исследования является деятельность, опосредующая все психические процессы.

В теории деятельности А. Н. Леонтьева, деятельность рассматривается как объект анализа. Так как сама психика не может быть отделена от порождающих и передающих ее моментов деятельности, то сама психика есть форма объективной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешней практической деятельности и сознания предполагается, что внутренний план сознания создается в процессе ограничения первоначально практической деятельности. В этой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, в то время как образ есть «накопленное движение», сдерживающее действие.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания-относительным и ненадежным предметом, так как они быстро устаревают и требуют постоянного обновления в условиях информационного общества, становится ясно, что современное образование рассматривается как непрерывный процесс. Это подразумевает изменение приоритетов в постановке образовательных задач: в результате обучения и воспитания должна формироваться готовность студентов к работе с современными средствами массовой информации и способность обновляться с целью самостоятельного приобретения знаний. Конечно, предметные знания, навыки и умения всегда будут актуальны, потому что они являются средством развития мышления. Однако в новых условиях знания,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» навыки и умения нельзя считать целью и главным результатом

обучения, сегодня они являются лишь средством для достижения своих

целей.

Деятельностный подход к обучению - это личное участие обучающегося в процессе, в котором компоненты деятельности управляются и контролируются им. Такой метод обучения обеспечивает комфортное психологическое состояние студентов и преподавателей и резко снижает конфликтную ситуацию на занятиях. Создаются благоприятные условия для повышения уровня общего культурного образования.

Современное образование переживает период перехода от образования, направленного в первую очередь на "усвоение всего объема знаний, накопленных человечеством", к образовательному процессу, в ходе которого формируется личность, способная к самоопределению и самореализации, и к процессу обеспечения целостности гражданского общества и верховенства закона. Деятельностный подход позволяет нам определить основные результаты обучения и подготовки студентов в контексте внедрения стандартов нового поколения.

Реализация активного подхода в педагогической практике обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип действия.

2. Принцип непрерывности.

3. Принцип единства.

4. Принцип минимакса.

5. Принцип психологического комфорта.

6. Принцип креативности.

Далее рассмотрим каждый из данных принципов.

Принцип действия, смысл которого состоит в том, что учащимся знания не предоставляются в готовом виде, а извлекают их лично, что

XIIIМеждународная научно-практическая конференция содействует благополучному созданию способностей, умений и навыков.

Принцип непрерывности заключается в преемственности среди всех стадий и этапов образования с учетом возрастных, психологических отличительных черт развития учащихся. Непрерывность процесса гарантирует изменчивость технологических процессов обучения, но кроме того последовательность между всеми стадиями изучения и способов преподавания.

Принцип единства подразумевает развитие у студентов системного мировоззрения. Студент обязан иметь общее, единое понимание о мире, о сущности и месте каждой науки в системе наук.

Сущность принципа минимакса состоит в том, что образовательная организация обязана обеспечить учащихся возможностью овладеть содержанием образования на максимально допустимом уровне, в то же время обеспечивая его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Принцип психологического комфорта-предполагает устранение всех стрессовых условий учебного процесса, формирование дружественной атмосферы на занятиях и формирование диалогических форм общения.

Принцип вариативности- подразумевает развитие у студентов возможности принимать разумные решения в условиях выбора, развитие у них вариативного мышления, то есть понимания возможности разнообразных решений проблемы, создание способности регулярно искать варианты и выбирать наиболее оптимальный из них.

Принцип креативности подразумевает наибольшую направленность на творчество в обучении, усвоение личного опыта творческой деятельности. Непосредственно для этого само обучение должно быть творческим. Оно должно поощрять ученика от

«Инновационные аспекты развития науки и техники» «сдержанной и сбалансированной, устоявшейся абстракции к новой, но

недооцененной».

Осуществление деятельностного подхода к обучению способствует успешному обучению. Студенты развивают базовые образовательные навыки, которые позволяют им успешно адаптироваться и продолжить рассматриваемое образование в любом учебно-методическом комплексе.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе обучения деятельностный подход является своеобразной философией образования, методологической основой, на которой различные системы развивающего обучения или воспитания основаны на собственных специфических технологиях, методиках и теоретических особенностях. Это тесно связано с формированием ключевых компетенций, то есть готовности студентов использовать свои знания и методы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Библиографический список:

1. Булакова, Наталья Деятельностный подход в обучении педагогов / Наталья Булакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 148 c.

2. Колокольникова З.У. Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании : учебное пособие / З.У. Колокольникова, А.К. Лукина, О.Б. Лобанова и др. ; Сибирский федеральный университет. - Красноярск : Сибирский федеральный университет (СФУ), 2016. - 230 с.

3. Суворова, Галина Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма / Галина Суворова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 603 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.