Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ / ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ / ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галущак Ксения Юрьевна

В статье обозначена актуальность применения современных образовательных технологий в учебном процессе; представлены ключевые принципы, а также сущность реализации системно-деятельностного подхода с учетом необходимых требований. Автором представлена методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Психология» с применением системно-деятельностной технологии обучения. Выделены цель, задачи занятия; представлена структуру занятия на всех его этапах: организационном, мотивационном, основном, заключительном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DESIGNING A TRAINING SESSION IN A SYSTEM-ACTIVITY LEARNING TECHNOLOGY

The article highlights the relevance of the use of modern educational technologies in the educational process; the key principles, as well as the essence of the implementation of the system-activity approach, taking into account the necessary requirements, are presented. The author presents a methodological development of a training session on the discipline "Psychology" with the use of system-activity training technology. The purpose and objectives of the lesson are highlighted; the structure of the lesson at all its stages is presented: organizational, motivational, main, and final.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Галущак К.Ю. Email: Galushchak6114@scientifictext.ru

Галущак Ксения Юрьевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель,

кафедра психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье обозначена актуальность применения современных образовательных технологий в учебном процессе; представлены ключевые принципы, а также сущность реализации системно-деятельностного подхода с учетом необходимых требований. Автором представлена методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Психология» с применением системно-деятельностной технологии обучения. Выделены цель, задачи занятия; представлена структуру занятия на всех его этапах: организационном, мотивационном, основном, заключительном.

Ключевые слова: современные технологии обучения, системно-деятельностный подход, принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип вариативности, принцип творчества.

EXPERIENCE IN DESIGNING A TRAINING SESSION IN A SYSTEM-ACTIVITY LEARNING TECHNOLOGY Galushchak K.Yu.

Galushchak Ksenia Yuryevna - PhD in Psychology, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: the article highlights the relevance of the use of modern educational technologies in the educational process; the key principles, as well as the essence of the implementation of the system-activity approach, taking into account the necessary requirements, are presented. The author presents a methodological development of a training session on the discipline "Psychology" with the use of system-activity training technology. The purpose and objectives of the lesson are highlighted; the structure of the lesson at all its stages is presented: organizational, motivational, main, and final.

Keywords: modern learning technologies, system-activity approach, the principle of activity, the principle of continuity, the principle of integrity, the principle of variability, the principle of creativity.

Одним из актуальных направлений работы современного педагога является применение современных образовательных технологий на учебных занятиях, способствующих формированию необходимых компетенций будущих специалистов. В условиях реализации ФГОС наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные, проектные, модульные технологии, технологии развивающего обучения, системно-деятельностная и другие.

Системно-деятельностный подход в образовании понимается как способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными объектами, воспринимающими информацию, а сами активно

участвуют в учебном процессе [1]. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Функция педагога при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения [2].

В рамках преподавания психологических дисциплин для будущих педагогов применение системно-деятельностного подхода способствует успешному овладению профессиональными компетенциями посредством включения в активную совместную деятельность студентов на занятиях.

Практическое занятие по дисциплине «Психология» для студентов-бакалавров первого курса направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование) по теме «Психологические особенности младшего школьного возраста» направлено на формирование общепрофессиональной компетенции: способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательтную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС (ОПК-3). Проектирование занятия строилось с учетом основных принципов деятельностного подхода:

• деятельности: обучающийся получает знания не в готовом виде, а в ходе деятельности, направленной на получение знаний;

• непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся;

• целостности: формирование обобщенного системного представления о мире, роли и месте каждой науки в системе наук;

• вариативности: формирование способностей к выбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

• творчества: ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности [1].

Цель занятия состояла в том, чтобы научиться осуществлять психологическую характеристику младшего школьного возраста.

Учебные задачи:

1. Научиться выделять психологические особенности младшего школьного возраста.

2. Научиться выделять критерии характеристики психологических особенностей младшего школьного возраста.

3. Сформировать умения объяснять психологические особенности младшего школьного возраста с учетом критериев его характеристики.

На организационном этапе преподаватель определил цель и задачи занятия, обсудил критерии оценки деятельности студентов, распределил студентов на микрогруппы и сообщил их функции, а также представил рабочие материалы по теме. Следующим этапом явилась мотивация студентов по изучению данной темы, где преподаватель обозначил важность понимания психологических особенностей младшего школьника для решения задач, связанных с поддержкой ребенка на этапе социально-психологической адаптации к школьной среде.

На этапе создания проблемной ситуации студентам предлагается практическая задача, направленная на разработку психологической характеристики ребенка младшего школьного возраста. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее

решении студенты должны найти общий способ подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения становится метод введения обучающихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий, направленных на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач.

Внутри микрогрупп происходит обсуждение конкретной ситуации и выявление характерных психологических особенностей младшего школьного возраста. Студенты входят в групповую дискуссию, предлагают свои варианты характеристики младшего школьника. При этом они оказываются в проблемной ситуации, когда ощущают недостаток знаний о том: 1) какими критериями необходимо пользоваться для характеристики психологических особенностей младшего школьного возраста; 2) при каких условиях организации деятельности педагога достигается учет данных критериев? Студенты выходят на поиск недостающей информации и обращаются к рабочим материалам.

По завершении времени, отведенном преподавателем для работы в микрогруппах, студенты делают сообщения и представляют психологическую характеристику младшего школьника. Другим группам предлагается занять экспертную позицию. По окончании каждого сообщения преподаватель предлагает задавать вопросы. Ему важно инициировать постановку вопросов: почему выдвигается то или иное требование к результату? После того, как будет дан ответ по каждому требованию к результату, преподаватель обращается к экспертам и уточняет, какие требования принимаются. Результатами выполнения этого этапа должны стать:

• перечень критериев характеристики;

• понимание студентами, как будет оцениваться результат действия;

• понимание студентами, что выдвигаемые требования к результату должны обосновываться и быть операциональными (т.е. для них должен быть определен способ оценки).

Преподаватель помогает микрогруппам в разработке критериев характеристики младшего школьного возраста. При анализе предложенных студентами критериев предлагается отвечать на следующие вопросы: «В чем необходимость данного критерия?», «Что будет, если данный критерий не будет выполняться?». Если критерий не соответствует данным условиям, то его нужно вычеркнуть из списка.

Далее студенты корректируют представленные критерии для характеристики младшего школьного возраста и докладывают о результатах, а также сообщают о том, выполнено ли действие в соответствии с планом или были выявлены какие-то недостатки.

В заключение преподаватель совместно со студентами строит модель действия. Он предлагает зафиксировать:

а) требования к результату (цель действия);

б) последовательность шагов выполнения действия.

После этого преподаватель предлагает обучающимся вернуться к проблемной ситуации и ответить на вопрос с учетом выработанных критериев к результату.

Заключительным этапом занятия является рефлексия способа действия, где студентам предлагается ответить на вопросы:

1) каковы психологические особенности младшего школьного возраста?

2) каковы критерии характеристики младшего школьника?

3) почему именно данные критерии лежат в основе характеристики младшего школьника?

Таким образом, деятельностный подход в обучении предполагает организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, а также в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, где они осваивают принципиально важные для себя роли - не просто

«слушателя», а «исследователя». Такой способ организации работы способствует развитию творческой активности, повышению учебно-познавательной мотивации и формированию метапредметных результатов обучения.

Список литературы /References

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

2. Валюженич М.В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации. // Профильная школа, 2013. № 4. С. 59.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Сфера [и др.], 2002. 463 с.

4. Лазарев В.С. Психология развивающего образования: учебник для студентов [бакалавриата и магистратуры] по направлениям подгот. 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и "Психолого-педагогическое образование". Сургут: РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2018. 182 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Мошенникова Д.В. Email: Moshennikova6114@scientifictext.ru

Мошенникова Дина Владимировна - магистрант, кафедра социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва

Аннотация: в статье приводится анализ представлений об учебной мотивации, сформированный выдающимися отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Современные исследования показывают, что лежащие в основе учебной деятельности познавательные потребности формируются именно в процессе этой учебной деятельности и в настоящее время уместно использовать модель учебной мотивации, сформированную этими учеными, учитывая особенности целей, ценностей и социальных интересов современных подростков. Ключевые слова: учебная мотивация, подростки, ценности подростков.

CONCEPT OF MOTIVATION IN EDUCATION OF ADOLESCENTS IN CURRENT PSYCHOLOGICAL SCIENCE Moshennikova D.V.

Moshennikova Dina Vladimirovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SOCIAL PSYCHOLOGY, MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

MOSCOW

Abstract: the article provides an analysis of the ideas about motivation of education, formed by outstanding russian scientists A. N. Leontiev, L. I. Bozhovich and A. K. Markova. Current research shows that the cognitive needs underlying educational activity are formed precisely in the process of this educational activity and that it is now appropriate to use the model of educational motivation formed by these scientists, taking into account the peculiarities of the goals, values and social interests of modern adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.