Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошенникова Дина Владимировна

В статье приводится анализ представлений об учебной мотивации, сформированный выдающимися отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Современные исследования показывают, что лежащие в основе учебной деятельности познавательные потребности формируются именно в процессе этой учебной деятельности и в настоящее время уместно использовать модель учебной мотивации, сформированную этими учеными, учитывая особенности целей, ценностей и социальных интересов современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MOTIVATION IN EDUCATION OF ADOLESCENTS IN CURRENT PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The article provides an analysis of the ideas about motivation of education, formed by outstanding russian scientists A. N. Leontiev, L. I. Bozhovich and A. K. Markova. Current research shows that the cognitive needs underlying educational activity are formed precisely in the process of this educational activity and that it is now appropriate to use the model of educational motivation formed by these scientists, taking into account the peculiarities of the goals, values and social interests of modern adolescents.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

«слушателя», а «исследователя». Такой способ организации работы способствует развитию творческой активности, повышению учебно-познавательной мотивации и формированию метапредметных результатов обучения.

Список литературы /References

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

2. Валюженич М.В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации. // Профильная школа, 2013. № 4. С. 59.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Сфера [и др.], 2002. 463 с.

4. Лазарев В.С. Психология развивающего образования: учебник для студентов [бакалавриата и магистратуры] по направлениям подгот. 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и "Психолого-педагогическое образование". Сургут: РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2018. 182 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Мошенникова Д.В. Email: Moshennikova6114@scientifictext.ru

Мошенникова Дина Владимировна - магистрант, кафедра социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва

Аннотация: в статье приводится анализ представлений об учебной мотивации, сформированный выдающимися отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Современные исследования показывают, что лежащие в основе учебной деятельности познавательные потребности формируются именно в процессе этой учебной деятельности и в настоящее время уместно использовать модель учебной мотивации, сформированную этими учеными, учитывая особенности целей, ценностей и социальных интересов современных подростков. Ключевые слова: учебная мотивация, подростки, ценности подростков.

CONCEPT OF MOTIVATION IN EDUCATION OF ADOLESCENTS IN CURRENT PSYCHOLOGICAL SCIENCE Moshennikova D.V.

Moshennikova Dina Vladimirovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SOCIAL PSYCHOLOGY, MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

MOSCOW

Abstract: the article provides an analysis of the ideas about motivation of education, formed by outstanding russian scientists A. N. Leontiev, L. I. Bozhovich and A. K. Markova. Current research shows that the cognitive needs underlying educational activity are formed precisely in the process of this educational activity and that it is now appropriate to use the model of educational motivation formed by these scientists, taking into account the peculiarities of the goals, values and social interests of modern adolescents.

Keywords: motivation in education, adolescents, adolescent values.

УДК 37.015.31

В психологию понятие «мотивация» (от лат. movere «двигать») пришло из биологии, которая нашла связь действия с инстинктом. В психологии «мотивация» — означает побуждение и стремление к действию, а если рассматривать «мотивацию» в научном свете — это совокупность побудительных психических процессов, которые и обуславливают поведение индивидуума [4].

Учебная мотивация в 20 веке широко изучалась отечественными и зарубежными учеными. Можно разделить это изучение на период до и после Второй мировой войны. До начала Второй мировой войны формировалось понимание связи деятельности и мотивов, разных уровней внутренних источников мотивации — потребностей — телесном, личном и социальном.

После Второй мировой войны в связи с введением всеобщего обязательного образования, изучение связи мотивации и учебной деятельности стало еще более актуальным. Мотивация учащихся была неоднородной, и необходимо было понять причины. В этот период большой вклад в изучение связи деятельности и мотивации сделали отечественные ученые.

В СССР психология развивалась на основе нейрофизиологической школы, и также была связана с влиянием марксизма, его социальной ориентации. Выдающиеся ученые М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев разработали понятие предметной деятельности, где деятельность не была равна поведению вообще, рассматривалась как череда итераций между объектом и субъектом, в результате которых происходило развитие не только индивида, но и общества [3].

Леонтьев, изучая мотивацию ребенка, описал процесс сдвига мотива на цель, когда в процессе достижения целей, которые помогают удовлетворению потребностей, сами действия приобретают самостоятельное значение, отдельное от первоначальной мотивации [3].

В отечественной психологии учебная мотивация является частным видом мотивации в теории деятельности. Эта тема являлась актуальной, и постоянно поднималась в исследованиях.

Л.И. Божович, анализируя многообразие мотивов в учебной деятельности, отметила, что полученные результаты все же не отвечали на вопрос причин и процесса формирования мотивации. Она пришла к выводу, что мотивы учебной деятельности можно разделить на две условные категории: в первой мотивы можно связать с содержанием и процессом учебной деятельности, а во второй можно связать мотивы с социальным контекстом [1].

Также мотивы были разными в зависимости от возраста учащихся. Так у школьников средних классов ведущими мотивами выступали социальные мотивы: место в коллективе, авторитет в классе или же выражение школьников протеста через собственное поведение. Но в этом же возрасте становился более личным интерес к знаниям: предметы делились на интересные и неинтересные [1].

Мотивы учеников старших классов были уже связаны с самоопределением и жизнью после школы, и влияли на учебную деятельность и отношение к окружающим [1].

Дальнейшее развитие психологической научной мысли было связано с пониманием успешного воспитания потребностей и мотивов у школьников. Важным для понимания являлось отсутствие у детей навыка учебной деятельности как готового или интуитивного. Этот навык нуждался в формировании. И один из главных выводов в теории учебной деятельности, высказанный В.В. Давыдовым, включал в себе важное диалектическое противоречие: познавательная потребность, лежащая в основе учебы, формировалась именно в процессе учебы. И являлось главной проблемой для формирования учебных мотивов [2].

В дальнейшем рассматривала проблематику учебной деятельности и А.К. Маркова. При изучении познавательных и социальных мотивов Маркова выделила следующие элементы познавательной мотивации: широкие познавательные мотивы; учебно-познавательные мотивы; мотивы самообразования. Социальная мотивация, согласно исследованиям Марковой делилась на: широкие социальные мотивы; узкие социальные и позиционные мотивы; мотивы социального сотрудничества [5].

При воспитании потребностей и мотивов у школьника, целью выступало формирование субъектной позиции ученика и его умения учиться. Мотивы школьников многогранны: это их ценностные ориентиры, идеалы, потребности. Понимая их, учитель получает возможность воздействовать на отдельные мотивы, и тем самым повышать как эффективность учебной деятельности как самого школьника, так и всего коллектива [5].

В своей работе учитель как воспитывает мотивы, так и помогает школьнику осознавать их. Учитель помогает находить баланс между разумной фрустрацией, которая стимулирует поиск новой информации, и получением удовольствия от процесса и результата решения поставленных задач [5].

В структуре учебной деятельности такие ученые, как Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В. выделяют следующие составляющие: потребность; смысл учения; мотив учения; цель; интерес; желания и намерения; задачи. А наибольшую значимость они отмечают у потребностей [6].

Анализируя представления об учебной мотивации как объекте психологического знания, можно сделать следующие выводы:

1. Лежащие в основе учебной деятельности познавательные потребности формируются именно в процессе этой учебной деятельности.

2. Можно выделить два вида факторов, которые влияют на учебную деятельность: познавательные и социальные.

3. Теория и методология мотивации учения, разработанная в 1970-х годах, актуальна и в современном мире, несмотря на существенные различия целей, ценностей и интересов современных подростков.

Список литературы /References

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Москва: Педагогика, 1972. 352 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Москва: Интор, 1996. 542 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Москва: Смысл, 2005. 352 с.

4. Леонтьев Д.А. Мотивация // Большая российская энциклопедия. Том 21. Москва, 2012. Стр. 329-330.

5. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников / Москва: Педагогика, 1983. 64 с.

6. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В. и др. Основы педагогики высшей школы / Учебное пособие. Харьков: НТУ «ХП1», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.