Принципы человекоцентричности в современной России: социально-философский анализ
Самольянов Олег Александрович,
главный эксперт Лаборатории исследований человекоцентричности и лидерских практик Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ E-mail: osamolyanov@hse.ru
В контексте существующего в России и мире тренда на че-ловекоцентричность в статье проводится анализ принципов человекоцентричности, зафиксированных в международном стандарте ISO. Принимается во внимание определение России как государства-цивилизации и формулировка присущих ее гражданам традиционных ценностей, сформулированных в Указах Президента РФ. Статья обращает внимание на то, что для более полного понимания человекоцентричности требуется более четкое понимание того, с какой точки зрения в этом понятии рассматривается человек. Обсуждаются примеры философского, социологического и психологического взгляда на человека. Делаются выводы относительно российского и международного подходов к пониманию человека на основе анализа российских традиционных ценностей и принципов человекоцентричности, зафиксированных в стандарте ISO. Ставится вопрос о необходимости более четкого определения этого понятия, которое должно соответствовать России как государству-цивилизации и существующим актуальным вызовам, стоящим перед страной.
Ключевые слова: государство-цивилизация, традиционные ценности, мотивация, человекоцентричность, социальная стратификация, социальная мобильность, базовые желания, моти-вационный профиль, ноэтическое измерение.
£7
U
СМ
см
со
Z
214
На фоне растущих геополитических вызовов и демографической ситуации в Российской Федерации вопрос отношения к человеку приобретает особую актуальность, как в бизнес среде, так и на уровне государства. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в 2019 году на заседании наблюдательного совета АНО «Россия - страна возможностей» отмечал, что «Очень важно, и чего я хотел бы добиться от людей, работающих в муниципалитетах, в регионах РФ, чтобы задачи, решаемые этими административными структурами в интересах людей, решались вместе с людьми» [1]. А Председатель Правительства РФ М.В Мишустин в ежегодном отчете Правительства в Государственной Думе в 2020 году назвал первой из пяти ценностей работы Правительства «.. .выстраивать все сервисы государства вокруг потребностей людей. Действовать открыто, вести диалог на основе взаимного уважения и доверия» [2]. Госкорпорация «Росатом» выступила инициатором создания «Альянса человекоцентричных организаций» [3].
Человекоцентричность является не только российским, но и мировым трендом. Текущий управленческий дискурс в России относительно человекоцентрично-сти организаций во многом опирается на международный стандарт ISO 27500:2016 [4] (русскоязычная версия - ГОСТ Р ИСО 27500), согласно которому «челове-коцентричная организация включает в себя 7 основных принципов: 1) использование индивидуальных различий в качестве преимущества организации; 2) установление в качестве стратегических целей организации удобства использования и доступности продукции; 3) применение общего системного подхода; 4) применение в качестве приоритетов деятельности обеспечения здоровья, безопасности и благополучия людей; 5) осознание ценности персонала и создание условий для его значимой работы; 6) открытость и доверие; 7) социальная ответственность во всех действиях» [5]. Здесь важно отметить, что масштаб одной, даже очень крупной организации и государства сильно отличаются, как и связанные с этим отличием задачи.
Одновременно с этим мы наблюдаем изменение парадигмы российской государственности. В Указе Президента РФ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации сказано: «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» [6].
Для более глубокого понимания приведенной цитаты требуется определение понятия «государство-цивилизация». Обратимся к статье «Государство-цивилизация: понятие, сущность, структура», опубликованной в журнале «Образование и право», № 9
за 2023 год. Коллектив авторов предлагает следующее определение: «Государство-цивилизация представляет собой самобытное и самодостаточное общество как систему, которая состоит из ряда подсистем и управляется из единого политического центра. Ведущей подсистемой государства-цивилизации являются духовные ценности и самоидентичность народов, его населяющих. Создателем и основным субъектом государства-цивилизации является не верховная власть, но народ или суперэтнос, в терминологии Л.Н. Гумилева» [7 с. 86]
Очевидным следующим шагом будет определить духовные ценности, которые, согласно приведенному выше определению, являются ведущей подсистемой такого государства-цивилизации. Ответ на этот вопрос дается в Указе Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В Указе сказано, что «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».
К традиционным ценностям Указ относит «...жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [8].
В задачу данной статьи входит проанализировать существующие принципы человекоцентричности на соответствие текущему российскому контексту, определяемому программными для Российской Федерации документами и инициативами, и поставить вопрос о формировании концепции человекоцентричности, отражающей российскую специфику в глобальном масштабе и актуальные вызовы, стоящие перед страной.
Простое сравнение принципов из стандарта ISO зафиксированных в Указе № 809 ценностей показывает, что в стандарте трудно найти соответствие таким ценностям, как «патриотизм», «приоритет духовного над материальным», «историческая память и преемственность поколений». Очевидно, что часть различий возникает из-за того, что стандарт ISO описывает человекоцентрич-ную организацию, тогда как традиционные ценности рассматриваются как способ самоидентификации народа. Однако, даже коммерческая организация (не говоря уже о структурах государственного управления) действует на территории страны, а ее сотрудники, как правило, являются гражданами этой страны и частью ее народа. В связи с этим возникает вопрос: используя понятия «че-ловекоцентричность» или «фокус на человеке», какого человека мы имеем в виду?
Логично было бы предположить, что в Российской Федерации имеет смысл фокусироваться на человеке, который исповедует определенные Указом Президента РФ традиционные ценности. Что, в свою очередь, вызовет еще целый ряд вопросов: «Как быть с людьми, которые не исповедуют этих ценностей или исповедуют не все, являясь при этом гражданами РФ?» и «Существует ли такой человек, который искренне в каждый момент времени исповедует все перечисленные в Указе № 809 ценности, или Указ описывает некий идеал,
к которому нужно стремиться?» С нашей точки зрения эти вопросы имеют высокую актуальность и требуют широкой общественной и научной дискуссии, которая позволит наиболее активной и думающей части населения осознать и осмыслить свою связь с традиционными российскими ценностями.
Приведем несколько примеров того, как определяет человека философия, психология и социология.
Философский подход
Немецкий философ, один из основоположников философской антропологии Макс Шелер (Max Scheler, 18741928) в своей статье «Человек и история» говорит о «.пяти основных типах самопонимания человека, ... которые еще доминируют . в западноевропейском культурном круге» [9 с. 73]. Первый тип - это религиозная антропология, которая есть «очень сложный результат взаимного влияния ... Ветхого Завета, античной религиозной истории и Евангелия» [9 с. 74]. Второй тип - это «самая громадная и чреватая последствиями находка в истории человеческой самооценки. это - идея "homo sapiens", выраженная прежде всего Анаксагором, Платоном и Аристотелем». Согласно ей, «... человеческому роду должно быть присуще специфическое деятельное начало, свойственное только ему, не разложимое на те элементарные начала, которые присущи растительным и животным душам, а именно - разум» [9 с. 76]. При этом, «этот, так называемый разум в человеке рассматривается как частичная функция (позднее - как творение) божественного, ... который все снова и снова порождает этот мир и его порядок - не в смысле творения, но в смысле вечного движения и образования» [9 с. 76]. Третий тип - это «... натуралистические, «позитивистские», позднее также прагматические учения. Это учение о "homo faber" прежде всего вообще отрицает особую специфическую способность человека к разуму. Здесь не приводится существенного различия между человеком и животным, есть лишь степенные отличия; человек есть лишь особый вид животных». Согласно ему, «человек - ... «существо, определяемое влечениями»» [9 с. 80]. «То, что мы называем духом, разумом, не имеет самостоятельного, обособленного метафизического происхождения, ... оно - лишь дальнейшее развитие высших психических способностей, которые мы находим уже у человекообразных обезьян» [9 с. 81]. Четвертая идея на вопрос «что такое человек?» отвечает следующее: «человек - это способный по-настоящему лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т.д.), прожигающий в болезненном повышении порога собственной чувствительности свои жизненные свойства и жизнедеятельные проявления дезертир жизни - жизни вообще, ее основных ценностей, ее законов, ее священного космического смысла» [9 с. 86]. И, наконец, пятая теория, восприняв идею Ницше о сверхчеловеке, предполагает в качестве цели «.предельно допустимое повышение ответственности и суверенитета» человека и то, что «предикаты Бога, (предопределение и провидение) следует перенести обратно на человека. . на ту личность, у которой максимум ответственной воли, цельности, чистоты, ума и могущества» [9 с. 95].
Сравнив описанные Шелером типы самопонимания человека с принципами человекоцентричности из стандарта ISO и сделав оговорку о том, в этом сравнении приходится делать большое количество предположений о значении используемых понятий, мы склоняемся к выводу, что принципы из стандарта ISO более всего соответствуют третьему «позитивистскому» типу понимания человека. Тогда как присутствие среди традиционных ценностей, перечисленных в Указе Президента РФ
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
Cl I_
u
см о
CM
№ 809 «приоритета духовного над материальным» дает нам основания думать, что здесь за основу взят второй тип понимания того, что такое человек, то есть идея «homo sapiens».
Социологический подход
Согласно Социологическому Энциклопедическому Словарю, человек - это «высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. ... Человек - двойственное существо, природное и общественное» [10]. Поскольку мы ищем не сходства (одной из ценностей является жизнь, а одним из принципов - обеспечение здоровья, безопасности и благополучия людей), а потенциальные различия между концептуальными основами обсуждаемых принципов человекоцентричности и традиционных ценностей, нас будет больше интересовать общественный аспект человеческого существа. Для его описания мы используем теорию социальной стратификации Питирима Сорокина (1889-1968), опубликованную в его работе «Социальная стратификация и мобильность» [11 с. 295]. В ней он вводит такие понятия, как «социальное пространство», «социальное положение» и «социальная стратификация». Он утверждает, что «социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества» [11 с. 307]. а также выделяет следующие основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая и профессиональная [11 с. 303].
П. Сорокин также вводит понятия горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, где горизонтальная - «переход индивида ... из одной социальной группы в другую» [11 с. 373], а вертикальная - «те отношения, которые возникают при перемещении индивида ... из одного социального пласта в другой» [11 с. 374].
Принимая во внимание такие инициативы Правительства РФ, как Национальный Проект «Демография» [12] и программу «Время героев» [13], становится очевидным, что Правительство демонстрирует заинтересованность как в горизонтальной, так и вертикальной мобильности, и это происходит не как инициатива «сверху», а как реакция на существующий запрос со стороны общества. Мы не находим связи этой тенденции ни с принципами человекоцентричности, ни с традиционными ценностями. Отсутствие прямой связи с ценностями объяснимо. В своей работе П. Сорокин утверждает, что «В вертикальной мобильности в трех ее основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности» [11 с. 387]. То есть изменения социальной мобильности - это скорее флуктуация, чем направленное движение и ее направление имеет временный ситуационный характер, тогда как традиционные ценности -это нечто устойчивое, их период существования по длительности сравним с периодом существования самого государства-цивилизации, поскольку ценности являются его ведущей подсистемой [7]. Если же рассматривать человекоцентричность как актуальный для нашего времени тренд, то тенденция на повышение уровня социальной мобильности должна быть в нем учтена.
Психологический подход
Исторически подходы к пониманию что такое человек с философской и психологической точки зрения очень сильно пересекаются. Одновременно с этим, их слишком много для того, чтобы качественно перечислить в одной короткой статье. Поэтому мы выбрали более узкую область подхода к пониманию человека (проблему мотива-
ции) и приняли к рассмотрению два примера концепций, имеющих отношение к проблематике данной статьи и демонстрирующих разницу в способах осмысления человека, сходную с обсужденной ранее.
В качестве первого примера нами был выбран американский психолог Стивен Рисс (Steven Reiss, 19472016), создатель теории мотивационной чувствительности и концепции «счастья, основанного на ценностях». По его мнению, ему удалось доказать, что:
1. Существует 16 базовых желаний, которые мотивируют каждого человека и определяют его поведение;
2. Эти 16 базовых желаний имеют генетическую природу и их можно проследить также и в животном мире;
3. Этими базовыми желаниями являются:
1) Власть - желание влиять на других.
2) Независимость - стремление к самодостаточности.
3) Любопытство - стремление к знаниям.
4) Принятие - стремление к вовлеченности.
5) Порядок - стремление к организации.
6) Экономия - желание собирать вещи.
7) Честь - желание быть верным своим родителям и наследию.
8) Идеализм - стремление к социальной справедливости.
9) Социальный контакт - стремление к дружескому общению.
10) Семья - желание воспитывать собственных детей.
11) Статус - стремление к социальному положению.
12) Месть - желание отомстить.
13) Романтика - желание секса и красоты.
14) Еда - желание потреблять пищу.
15) Физическая активность - желание упражнять мышцы.
16) Спокойствие - стремление к эмоциональному спокойствию [14 с. 17].
Согласно С. Риссу, каждому из нас соответствует определенный мотивационный профиль, где каждое из базовых желаний выражено до определенной степени. Именно он определяет нашу индивидуальность [14 с. 22].
Важно отметить, что С. Рисс рассматривал базовые желания как психологические нужды, а духовные переживания и религиозность рассматривал не как автономно существующие явления, а выводил из этих генетически заложенных в человеке стремлений. Другими словами, возвращаясь к типам самопонимания человека М. Шелера, мы определенно имеем дело с третьим, «позитивистским» типом.
Интересно также отметить, что такие базовые мотивы как Экономия, Власть и Статус имеют высокий уровень соответствия трем формам социальной стратификации по П. Сорокину: экономической, политической и профессиональной. Это подтверждает идею о том, что в обществе всегда есть определенный процент людей, заинтересованных в возможностях вертикальной социальной мобильности.
Второй пример - концепция логотерапии Виктора Франкла (Viktor Emil Frankl, 1905-1997), австрийского психолога, невролога и философа. Согласно его воззрениям, «Заняв позицию по отношению к соматическим и психическим явлениям, человек поднимается над их уровнем и открывает новое измерение, измерение ноэ-тических феноменов, ноологическое измерение - в противоположность биологическому и психологическому.
В нем располагаются явления, свойственные только человеку. Можно было бы также назвать это измерение духовным, но, поскольку термин «духовное» имеет религиозный подтекст, лучше его по возможности избегать, ведь то, что мы понимаем под ноологическим измерением, представляет собой антропологический, а не богословский параметр» [15 с. 27]. Применив типологию Шелера, мы увидим, что наличие ноологического измерения, которое отличает человека от животного не в количественном, а в качественном смысле, отправляет нас ко второй типологии, где такое отличие признается за "homo sapiens".
Завершение и выводы
Сопоставляя приведенные выше подходы к понимаю человека в контексте вопроса человекоцентричности и текущей идеологической повестки можно сделать следующие выводы:
1. Принятые в государстве-цивилизации принципы человекоцентричности должны соответствовать ценностям этого государства как его ведущей подсистеме;
2. Используемые в настоящий момент принципы че-ловекоцентричной организации из стандарта ISO 27500:2016 и сформулированные в Указе Президента РФ № 809 ценности с философской точки зрения относятся к разным типам понимания человеком самого себя;
3. Социологический подход к проблеме выявляет отсутствие в существующей концепции человекоцен-тричности темы социальной мобильности, имеющую в настоящее время особую актуальность;
4. Психологический подход дублирует философскую проблематику, выявляя различия между взглядами на человека как на высокоразвитое животное и как на существо, имеющее «ноэтическое» (духовное) измерение;
5. Вопросы роли, влияния, общественного и научного осмысления традиционных российских духовно-нравственных ценностей имеют особую актуальность;
6. Опираясь на присутствие в Указе Президента РФ № 809 такой ценности как «приоритет духовного над материальным» и отсутствие среди принципов че-ловекоцентричной организации любого упоминания духовной составляющей и социальной мобильности, существует необходимость сформулировать актуальную для России концепцию человекоцентрично-сти, соответствующую ее базовым ценностям и текущим вызовам.
Литература
1. Заседание наблюдательного совета АНО «Россия -страна возможностей» // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61726
2. Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе РФ // Правительство России. URL: http://gov-ernment.ru/news/40074/
3. https://www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-vystupil-initsiatorom-sozdaniya-alyansa-chelovekotsentrichnykh-organizatsiy/, дата обращения 27.03.2024
4. https://www.iso.org/obp/ui/en/#iso: std: iso:27500: ed-1: v1: en, дата обращения 17.03.2024
5. https://tiflocentre.ru/download/gost_r_iso_27500.pd-f?ysclid=ltvmpfcqpq265602167, дата обращения 17.03.2024
6. Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации (http://www.kremlin.ru/acts/ news/70811), дата обращения к ресурсу 26.03.2024
7. Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симач-кова Н.Н., Чупина И.П. Государство-цивилизация, понятие, сущность, структура // Образование и право № 9, 2023, с. 80-88
8. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 26.03.2024)
9. Шелер М. Избранные произведения, Москва, Гно-зис,1994
10. Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В. Осипова, ИНФРА М-Норма, Москва, 1998
11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, Москва, Издательство Политической Литературы, 1992
12. https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn - p1 ai/pro-jects/demografiya (дата обращения 27.03.2024)
13. https://xn - b 1aachba0csne6n.xn - p 1ai/?ysclid=lu-9whh9a2z818507348 (дата обращения 27.03.2024)
14. Reiss S. Who am I? Jeremy P. Tarcher/Putnam, New-York, 2001
15. Франкл В. Воля к смыслу - Москва: Альпина нон-фикшн, 2018
PRINCIPLES OF HUMAN-CENTRICITY IN MODERN RUSSIA: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Samolyanov O.A.
National Research University Higher School of Economics
In the context of the trend towards human-centeredness existing in Russia and the world, the article analyzes the principles of human-centeredness fixed in the ISO international standard. It takes into account the definition of Russia as a state-civilization and the formulation of traditional values inherent in its citizens, formulated in the Decrees of the President of the Russian Federation. The article draws attention to the fact that a fuller understanding of human-centeredness requires a clearer understanding of the point of view from which this concept considers the human being. Examples of philosophical, sociological and psychological views of the human being are discussed. Conclusions are drawn regarding Russian and international approaches to understanding the human being based on the analysis of Russian traditional values and the principles of human-centeredness as stated in the ISO standard. The question is raised about the need for a clearer definition of this concept, which should correspond to Russia as a state-civilization and the existing current challenges facing the country. Keywords: state-civilization, traditional values, motivation, human-centeredness, social stratification, social mobility, basic desires, motivational profile, noetic dimension.
References
1. Meeting of the Supervisory Board of the ANO "Russia - the Country of Opportunities" // President of Russia. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/61726, accessed 17.03.2024
2. Annual Report of the Government in the State Duma of the Russian Federation // Russian Government. URL: http://govern-ment.ru/news/40074/ accessed 17.03.2024
3. https://www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-vystupil-initsiatorom-sozdaniya-alyansa-chelovekotsentrichnykh-organizatsiy/ accessed 27.03.2024
4. https://www.iso.org/obp/ui/en/#iso: std: iso:27500: ed-1: v1: en, accessed 17.03.2024
5. https://tiflocentre.ru/download/gost_r_iso_27500.pdf?ysclid=lt-vmpfcqpq265602167, accessed 17.03.2024
6. Decree on Approval of the Concept of Foreign Policy of the Russian Federation (http://www.kremlin.ru/acts/news/70811), accessed 26.03.2024
C3
о
er
IE
0
1
-1 У
-о
IE U~
7. Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Ruchkin A.V., Simachko-va N.N., Chupina I.P. State-civilization, concept, essence, structure // Education and Law № 9, 2023, p. 80-88
8. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022, No. 809 "On Approval of the Fundamentals of State Policy for Preserving and Strengthening Traditional Russian Spiritual and Moral Values" http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 accessed 26.03.2024
9. Scheler M. Selected Works, Moscow, Gnosis, 1994
10. Sociological Encyclopedic Dictionary, ed. by G.V. Osipov, INFRA M Norma, Moscow, 1998.
11. Sorokin P. Man. Civilization. Society, Moscow, Publishing House of Political Literature, 1992
12. https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn - p1ai/projects/de-mografiya (accessed 27.03.2024)
13. https://xn - b1aachba0csne6n.xn - p1ai/?ysclid=lu-9whh9a2z818507348 (accessed 27.03.2024)
14. Reiss S. Who am I? Jeremy P. Tarcher/Putnam, New-York, 2001
15. Frankl V. The Will to Meaning - Moscow: Alpina Non-Fiction, 2018
<n ■_
u
CM
o
CM