Научная статья на тему 'Принципы агонистики в профессиональном образовании: преимущества и недостатки'

Принципы агонистики в профессиональном образовании: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГОНИСТИКА / AGONISTICS / СОРЕВНОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / СОПЕРНИЧЕСТВО / RIVALRY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / COMPETITIVENESS SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION ETC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Евплова Екатерина Викторовна

Анализируются положительные и отрицательные стороны принципа агонистики в профессиональном образовании, обосновывается потребность в синтезировании агонистики в образовании. Принцип «агонистики» (соревнования) понимается как принцип состязательности, благородного соревнования с целью достижения наилучшего результата. Сделан вывод о том, что «правильное» использование принципа агонистики позволяет раскрыть способности обучающихся, проявить инициативность, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы, что крайне необходимо личности в условиях современного конкурентного мира. Определено, что в соответствии с принципом агонистики в профессиональном образовании состязательность может проявляться с трех позиций. Во-первых, студенты видят проявление внешней конкуренции в борьбе за что-либо, во-вторых начинают конкурировать между собой, стремясь превзойти своих однокурсников, в третьих конкурируют сами с собой за лучшие результаты по сравнению со своими предыдущими результатами. Показано: соперничество нередко приводит к унижению достоинства личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически для одной или всех соперничающих сторон (наиболее ярким примером такого соперничества является война). Авторы приходят к выводам о том, что в современных рыночных условиях агонистика является объективной реальностью, а формирование конкурентоспособности насущной необходимостью. Однако использование принципа агонистики в системе профессионального образования обязательно должно сопровождаться преодолением его негативных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатышина Елена Александровна, Евплова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF AGONISTIC IN PROFESSIONAL EDUCATION: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The positive and negative aspects of the principle of agonistics in professional education, explains the need for synthesizing the agonistics in education are analyzed. The principle of«the agonistics» (competition) is understood as an adversarial system, noble competition toachieve the best result. The conclusion is that the «correct» use of the principle of agonistics allows you to reveal the ability of students to show initiative, give an opportunity to take a fresh look at the situation of competition, it is imperative that the individual in the modern competitive world. Determined in accordance with the principle of the agonistics in vocational education, competitiveness may appear in three positions. First, students see the manifestation of external competition in the struggle for something, and secondly, begin to compete among themselves, seeking to outperform their classmates, others compete with themselves for better results compared with their previous results. Especially important is a positive competition, because the success of the other at their correct interpretation of «stirred up» and forced to move on. However, in addition to the obvious advantages of the competitions listed in this article, the significant negative aspects of competition must not be ignored. Rivalry often leads to humiliation of human dignity, harms health and even ends in tragedy for one or all of the contending parties (the most prominent example of such competition is war). Under current market conditions agonistics is an objective reality, and the formation of the competitiveness imperative. However, the use of the principle of agonistics in the system of professional education must be accompanied by overcoming its negative sides.

Текст научной работы на тему «Принципы агонистики в профессиональном образовании: преимущества и недостатки»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-10-16

УДК 378.14 ББК 74.484.4

Е.А. Гнатышина, Е.В. Евплова

(Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ПРИНЦИПЫ АГОНИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Анализируются положительные и отрицательные стороны принципа агонистики в профессиональном образовании, обосновывается потребность в синтезировании агонистики в образовании. Принцип «агонистики» (соревнования) понимается как принцип состязательности, благородного соревнования с целью достижения наилучшего результата. Сделан вывод о том, что «правильное» использование принципа агонистики позволяет раскрыть способности обучающихся, проявить инициативность, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы, что крайне необходимо личности в условиях современного конкурентного мира. Определено, что в соответствии с принципом агонистики в профессиональном образовании состязательность может проявляться с трех позиций. Во-первых, студенты видят проявление внешней конкуренции в борьбе за что-либо, во-вторых - начинают конкурировать между собой, стремясь превзойти своих однокурсников, в третьих - конкурируют сами с собой за лучшие результаты по сравнению со своими предыдущими результатами. Показано: соперничество нередко приводит к унижению достоинства личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически для одной или всех соперничающих сторон (наиболее ярким примером такого соперничества является война). Авторы приходят к выводам о том, что в современных рыночных условиях агонистика является объективной реальностью, а формирование конкурентоспособности - насущной необходимостью. Однако использование принципа агонистики в системе профессионального образования обязательно должно сопровождаться преодолением его негативных сторон.

Ключевые слова: агонистика, соревнование, соперничество, конкуренция, конкурентоспособность специалиста, профессиональное образование и др.

0 с; с ш Ш

m ш го

1

s

Э л

н

го £

< ш

EА. Gnatushina, E.V. Evplova

(Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

PRINCIPLES OF AGONISTIC IN PROFESSIONAL EDUCATION: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The positive and negative aspects of the principle of agonistics in professional education, explains the need for synthesizing the agonistics in education are analyzed. The principle of «the agonistics» (competition) is understood as an adversarial system, noble competition to

achieve the best result. The conclusion is that the «correct» use of the principle of agonistics allows you to reveal the ability of students to show initiative, give an opportunity to take a fresh look at the situation of competition, it is imperative that the individual in the modern competitive world. Determined in accordance with the principle of the agonistics in vocational education, competitiveness may appear in three positions. First, students see the manifestation of external competition in the struggle for something, and secondly, begin to compete among themselves, seeking to outperform their classmates, others compete with themselves for better results compared with their previous results. Especially important is a positive competition, because the success of the other at their correct interpretation of «stirred up» and forced to move on. However, in addition to the obvious advantages of the competitions listed in this article, the significant negative aspects of competition must not be ignored. Rivalry often leads to humiliation of human dignity, harms health and even ends in tragedy for one or all of the contending parties (the most prominent example of such competition is war). Under current market conditions agonistics is an objective reality, and the formation of the competitiveness imperative. However, the use of the principle of agonistics in the system of professional education must be accompanied by overcoming its negative sides.

Keywords: agonistics, competition, rivalry, competition, competitiveness specialist, professional education etc.

Образование, в том числе, и профессиональное, с эпохи античности и до настоящего времени строится на двух противоположных позициях: agon (в переводе с греческого «борьба», «состязание», «турнир») и homonoia (с греч. «согласие», «гармония», «солидарность») [7]. В.К. Пичугина принцип «агонисти-ки» (соревнования) понимает как принцип состязательности, благородного соревнования с целью достижения наилучшего результата и отмечает, что исторически агонистика реализовалась во всех сферах деятельности человека, но в большей степени проявлялась в спорте и споре, что агонистичность требовала актуализации неравенства по какому-либо признаку, поскольку позволяла одним утвердиться и противопоставить себя другим (в силе, красоте, способностях, предприимчивости и т.д.) [7].

К.Н. Ефременков и др. [2], Б. Билин-ский, В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чес-ноков [3] показывают, что позитивную роль агонистики демонстрируют достижения древнегреческой культуры, в которой агональный дух, дух соперничества в сфере атлетики, распространившись на

область духовного творчества, постепенно стал пронизывать все стороны жизни Древней Греции, в том числе, систему воспитания подрастающего поколения. Нидерландский историк культуры Йохан Хёйзинга в своей книге «HomoLudens» («Человек играющий») писал по этому поводу: «В эллинском обществе уже на ранней ступени агонистика заняла столь широкое место и обрела столь серьезный статус, что дух уже более не сознавал ее игрового характера» [14, с. 65]. Состязание во всех его видах и во всех случаях стало для греков такой интенсивной функцией культуры, что его расценивали как «обычный» и полноценный элемент жизни [14, с. 44].

При анализе применения принципа агонистики в древности возникает вопрос: насколько целесообразно включать данный принцип в систему образования? Для ответа на этот вопрос необходимо понять, насколько сильно человеку присуще стремление к конкуренции. Человек - существо социальное. Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те

о о

ч

ф

го ш н

о ф

^

ф С

го ш о

СО

го

Ю О

_0 Ц

ГО I

о

S

о

о ф

-& о

О ГО 2

IZ

го m

0 Ц

с m Ш

m

Lli

го"

1

s

Э

.о н го ,1

<С uJ

возможности, которые заложены в его биологической природе. На протяжении всей жизни у человека возникает масса стимулов, побуждающих его к конкурентной борьбе, чтобы превзойти других. Это подтверждается тем, что еще в раннем возрасте дети конкурируют за внимание родителей, за внимание воспитателя, лучшие игрушки в детском саду и другое. Вырастая, они проявляют потребность конкурировать с другими людьми за вакантное место на предприятии, за более высокую заработную плату, в процессе поиска своего избранника или избранницы и т.д.

Действительно, человеческой деятельности изначально присуще стремление к конкуренции и соперничеству, в противном случае, у человека не возникало бы потребности проявлять свои таланты, а возможности не смогли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью. Поэтому можно сделать вывод, что образование без состязательности просто немыслимо.

Как отмечают В.И. Столяров [9], И.Р. Тарасенко [10], соревнование служит выполнению разных социальных функций: оно позволяет сравнивать и оценивать способность людей, стимулировать их активность, стремление к совершенствованию своих способностей и т.д. Однако необходимо помнить, считают ученые, что любое соревнование обязательно должно дополняться разными формами сотрудничества, единения людей [9; 10; 11].

Принцип агонистики проявляется при поступлении в высшее учебное заведение, когда абитуриенты конкурируют друг с другом за бюджетные места в университете, при соревновании на право обладания именными стипендиями, при приеме на работу после получения образования и т.д.

В то же время принцип агонистики проявляется в большей степени не при получении образования, а при решении смежных вопросов, тогда как в самой системе образования агонистический принцип почти не используется. Это связано с

тем, что сложился устойчивый стереотип о том, что соревнования, конкуренция в процессе получения образования непременно рождает конфликты, стрессы и формирует отрицательные установки у участников образовательного процесса. В связи с чем возникает вопрос: как же правильно внедрять принцип агонисти-ки, чтобы он не вызывал дискомфорта у обучающихся и затруднений в работе с ними. Ответ на этот вопрос заключается в применении одного из основополагающих педагогических принципов - учет возрастных особенностей обучающихся. Опираясь на него, педагог при организации учебной среды выбирает такие формы и методы работы, которые являются наиболее благоприятными для конкретного возраста обучающихся.

Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании и формировании личности все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно. Например, реализуя принцип агонистики в коллективе обучающихся юношеского возраста (16-21 год), необходимо помнить, что юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Как правило, этот возраст совпадает с обучением в учреждениях профессионального образования. В связи с этим, основной упор стоит сделать на профессиональном становлении будущего специалиста. В этот период целесообразно вводить конкурсные состязания на знание основ профессии. При этом должны учитываться не только профессиональные качества обучающихся, но и личностные качества будущих специалистов. Целесообразно проведение конкурса профессионального мастерства, где обучающиеся могут продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные по специальности за время обучения в учреждении профессионального образования, активизируется мыслительная деятельность учащихся и сту-

дентов, развивается интерес к предмету и выбранной профессии, а также творческое мышление. В этот период можно также вводить балльно-рейтинговую систему оценивания знаний обучающихся, что позволит создать здоровую конкуренцию в студенческой среде.

Однако, если не использовать вообще принцип агонистики в системе образования, то может возникнуть несоответствие между установившимися установками и запросами современного общества и государства на конкурентоспособных рабочих и специалистах. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: можно ли сформировать конкурентоспособность у подрастающего поколения, если обучающиеся не будут ощущать конкуренцию в процессе обучения, которому посвящают более 60% времени?

Ответом на этот вопрос может служить следующее сравнение: как невозможно научиться плавать без водной среды, так и невозможно научиться выдерживать конкурентную борьбу, не используя принцип агонистики в процессе получения образования. Положительный эффект от использования принципа агонистики в системе образования можно увидеть, проанализировав труды А.С. Макаренко, который сделал соревнование одним из основных элементов своей педагогической технологии. Подтверждение этому можно найти в его педагогической поэме «Флаги на башнях», в котором показано, что в колонии им. Ф.Э. Дзержинского многогранная жизнь и деятельность коллектива достигла высокого совершенства. Одним из условий, позволяющих достичь таких результатов, было создание соревновательных моментов между колонистами (агонистика). На протяжении всего произведения А.С. Макаренко показывает важность и положительный эффект от соревнования между подростками (воспитанниками колонии). Так, бригады соревновались по чистоте в комнатах, по выполнению плана изготовления продукции. При этом ежедневно подводились так называемые «боевые

сводки» [4]. На диаграммах сообщалось, какая из соревнующихся команд лидирует. Команда-победитель поощрялась красными революционными флагами. Каждая команда была нацелена на победу в конкурентной борьбе, а для этого члены команды должны были приложить максимальные силы к общему делу. При этом качественно изменялись и личностные качества воспитанников.

Отсюда следует, что «правильное» использование принципа агонистики позволяет раскрыть способности обучающихся, проявить инициативность, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы, что крайне необходимо личности в условиях современного конкурентного мира. В соответствии с принципом агонисти-ки в профессиональном образовании, состязательность может проявляться с трех позиций. Во-первых, студенты видят проявление внешней конкуренции в борьбе за что-либо, во-вторых - начинают конкурировать между собой, стремясь превзойти своих однокурсников, в третьих - конкурируют сами с собой за лучшие результаты по сравнению со своими предыдущими результатами.

Т.В. Зареева [5] в своих исследованиях приводит к пониманию, что особенно важно позитивное соперничество, потому что успехи другого, при правильной их трактовке, «подстегивают» и заставляют двигаться дальше. Так, например, в спорте всегда есть спарринг-партнер (специально подобранный соперник для тренировочных состязаний). Как правило, в спарринг-партнеры берут самых сильных. Спортсмен должен видеть, что кто-то рядом лучше и готов стремиться к лучшему результату. Без следования этому принципу в конкуренции обучающийся не видит четкой цели. Когда у него есть пример, то он будет эффективнее двигаться к достижению поставленной цели.

При этом реализацию принципа аго-нистики можно рассматривать в узком значении, понимая только как среду, в которой взаимодействуют субъекты

о о

ч

ф

го

CG

н

о ф

ф с

го ш о

СО

го

ю о

_0 го

I

о

S

о

о ф

-& о

о го 2

IZ

го m о с; с m Ш

m

LU

J I— го

£

<

uJ

учебного процесса, одновременно осуществляя соперничество друг с другом. На наш взгляд, принцип агонистики заключается в эффективном взаимодействии между субъектами образовательного процесса, что в максимальной степени способствует формированию качеств личностной конкурентоспособности будущего специалиста. А для этого необходимо создать условия, позволяющие студентам, во-первых, постичь нормы, образцы поведения в процессе соперничества, т.е. правила введения в процессе конкурентной борьбы с соблюдением правовых и нравственных норм, во-вторых, сформировать основополагающие качества личностной конкурентоспособности.

Однако наряду с очевидными плюсами соревнований и использования принципа агонистики нельзя игнорировать и существенные негативные стороны соперничества. Оно нередко приводит к унижению достоинства личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически для одной или всех соперничающих сторон (наиболее ярким примером такого соперничества является война). Об этом писал и К.Д. Ушинский: «Ни от чего так не развиваются самые дурные стороны души человеческой - зависть, злорадство и, наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувства соревнования» [13]. Не менее широко известны слова английского писателя, историка и публициста Джона Рёскина: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости» [12, с. 169].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализируя все положительные и отрицательные стороны принципа агонистики, можно сделать вывод, вслед за Т.В. Зареевой [5] и Э.Ф. Зеером [6], что в современных рыночных условиях конкуренция - объективная реальность, а формирование конкурентоспособности - насущная необходимость. Однако, как подчеркивает В.И. Андреев [1] использование принципа агонистики в системе профессиональ-

ного образования обязательно должно сопровождаться преодолением его негативных сторон, то есть способствовать возникновению потребности в создании таких условий соревнования, которые позволяют объективно сравнивать способности его участников, оценивать сопоставляемые способности, не унижая достоинство личности соперников, не нанося вред их здоровью, избегая трагических последствий соперничества. Данная потребность вызвана тем, что обществу и государству нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе.

Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Античная агонистика и олимпизм: хрестоматия: для студентов институтов физической культуры / сост. К.Н. Ефременков. - Смоленск, 2002. -254 с.

3. Билинский Б. Древнегреческие аго-ны: превосходство телесности и восхищение интеллектом // Спорт, духовные ценности, культура: сб. Вып. 3 / сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1998. С. 317-339.

4. Евплова Е.В. Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 121-127.

5. Зареева (Валежанина) Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых инновационных предприятий: 13.00.08. - Екатеринбург, 2014. - 218 с.

6. Зеер Э.Ф. Диверсификация моделей подготовки профессионально-педагогических кадров // Вестн. учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: сб. науч. трудов. -Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. № 1(40). С. 9-13.

7. Пичугина В.К. Развитие антропологического дискурса «Заботы о Себе» в истории античной педагогики: дисс. ... д.п.н. - Волгоград, 2013. - 363 с.

8. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи // [Электронный ресурс]: http:// do.gendocs.ru.

9. Столяров В.И. Концепция спартиан-ского движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1. С. 4-6.

10. Тарасенко И.Р. Содержание, предпосылки и состояние социально-ду-

ховной направленности процесса формирования физической культуры молодежи // [Электронный ресурс]: http://www.superinf.ru.

11. Тарасенко И.Р Формирование социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи: дисс. ... к.п.н. -Ставрополь, 2005. - 187 с.

12. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении // [Электронный ресурс]: http://book-online.com.ua.

13. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // [Электронный ресурс]: http:// dugward.ru.

14. Хёйзинга Й. HomoLudens. Опыт определения игрового элемента культуры // HomoLudens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс: Прогресс-Академия. - 240 с.

Поступила 14.02.16

Об авторах: |

Гнатышина Елена Александровна, директор Профессионально-педагогического £ института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ^ высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогиче- ^ ский университет» (Россия, г. Челябинск, ул. Бажова, д. 46 А), доктор педагогических 2 наук, профессор, mopr9@mail.ru |

Евплова Екатерина Викторовна, доцент кафедры экономики, управления и права ^ Профессионально-педагогического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (Россия, г. Челябинск, ул. Бажова, д. 46 А), кандидат педагогических наук, доцент, ekaterina@evplova.ru

го ш о со ГО

ю

Для цитирования: Гнатышина Е.А., Евплова Е.В. Принципы агонистики в профес- ° сиональном образовании: преимущества и недостатки // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 10-16. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-10-16

References: ^

1. Andreev V.I. Pedagogy: a training course for creative self-development. Kazan: Center of "o innovative technologies, 2000. [in Russian]

2. Antique agonistics and Olympism: reader: for students of physical culture institutes. Smolensk, 2002. [in Russian]

3. Bilinsky B. Greek agons: the excellence of physicality and admiration intelligence / b bilinsky. Sport, dukhovnyie tsennosti, kultura. Vol. 3. Ed. by V.V. Kuzin, V. Stolyarov, N. Chesnokov. M: Gumanitarnyi tsentr «SpArt» RGAFK, 1998. P. 317-339. [in Russian]

4. Evplova E.V. The state of the problem of development of personal competitiveness of future teachers // Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. P. 121-127. [in Russian] c

5. Zareeva T.V.Formation of the competitiveness of thefuture teachers of professional education in social partnership of the University and small innovative enterprises. Yekaterinburg, 2014 [in Russian]

6. Zeer A.T. Diversification of models of preparation of professional-pedagogical staff // Vestn. uchebno-methodich. obedineniapoprofessionalno-pedagogicheskomu obrazovaniu. Yekaterinburg: izd-vo RGPPU, 2007. Vol. 1 (40). P. 9-13. [in Russian]

7. Pichugina V.K. Development of anthropological discourse «self-care» in the history of the ancient pedagogy Dis. ... Dr. Sciences (Education). Volgograd, 2013. [in Russian]

8. Manual for teachers of institutions of social protection of the population and organizers of leisure of children and young people // [Electronic resource]: http://do.gendocs.ru. [in Russian]

9. Stolyarov V.I. Concept of spartanische movement // Fizicheskaia kultura, vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2001. № 1. P. 4-6. [in Russian]

10. Tarasenko I.R. Content, conditions and state of social and spiritual orientation of the process of formation of physical culture youth // [Electronic resource]: http://www.superinf. ru. [in Russian]

11. Tarasenko I.R. The formation of a socio-spiritual values by means ofphysical culture in the process of professional preparation of student youth. Dis. ... Cand. Sciences (Education) Stavropol, 2005. [in Russian]

12. Tolstoy L.N. About the truth of life and behavior // [Electronic resource]: http://book-online. com.ua. [in Russian]

13. Ushinsky K.D. Materials to the third volume of «Pedagogical anthropology» // [Electronic resource]: http://dugward.ru.

14. Heitinga Th. HomoLudens. Experience definitions's cultural element. HomoLudens. In the shadow of tomorrow: transl. from the niderle. M.: Progress: Progress-Academia. [in Russian]

About the authors:

Gnatyshina Elena Аleksandrovna, Director, Vocational-Pedagogical Institute, Chelyabinsk State Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk, Bazhova Str., 46A), Doctor of Sciences (Education), Professor, mopr9@mail.ru

Evplova Ekaterina Viktorovna, Chelyabinsk State Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk, Bazhova Str., 46A), Candidate of Science (Education), Associate Professor, ekaterina@evplova

For citation: Gnatushina E.A., Evplova E.V. Principles of agonistic in professional education: advantages and disadvantages // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. № 1. P. 10-16. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-10-16

ro m о с; с m Ш

m

LLi

.0 I— ra

£

<

LLi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.