педагогические науки
Гнатышина Елена Александровна, Евплова Екатерина Викторовна, Белевитин Владимир Анатольевич и другие
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ ...
УДК 378(076):151.8(076)
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0015
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
© 2019
Гнатышина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Евплова Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
экономики, управления и права Белевитин Владимир Анатольевич, доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам Корнеев Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Корнеева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам влияния конкуренции на развитие личности. Перечислено положительное и отрицательное влияние конкуренции на развитие личности. Положительное влияние конкуренции на развитие личности: 1) способствует приобретению опыта; 2) повышает организованность и дисциплину; 3) способствует увеличению производительности труда; 4) способствует увеличению инициативы; 5) повышает эффективность и качество работы; 6) дает возможность удовлетворить объективную потребность человека - потребность его самоутверждения в обществе; 7) происходит естественный отбор, благодаря чему отбираются лучшие из лучших; 8) проявляются личностные и профессиональные качества; 9) происходит развитие талантов и способностей человека; 10) мотивация на саморазвитие и др. Отрицательное влияние конкуренции на развитие личности: 1) порождает конфликты и стрессы; 2) может формировать отрицательные установки у участников; 3) возможно унижение достоинств личности и нанесения вреда здоровью человека; 4) возможно развитие эгоистичного самоутверждения; 5) возможно развитие зависти от успеха других людей; 6) возможно развития злорадства и злобы. Выделены три основные вида конкуренции: демонстрация конкуренции в борьбе за что-либо; конкуренция между людьми, конкуренция с самим собой за лучшие результаты по сравнению со своими предыдущими результатами.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, личность, агон, агонистика, конкурентная борьба, влияние и др.
IMPACT OF COMPETITION ON DEVELOPMENT OF PERSONALITY
© 2019
Gnatyshina Elena Alexandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department for the Training of Teachers of Vocational Training and Subject Techniques Evplova Ekaterina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law Belevitin Vladimir Anatolyevich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Automobile Transport, Information Technologies and Methods of Teaching Technical Disciplines Korneev Dmitry Nikolaevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law Korneeva Natalia Yrievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department for the Training of Teachers of Vocational Training and Subject Techniques
South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to topical issues of the influence of competition on personal development. The positive and negative effects of competition on personal development are listed. The positive impact of competition on personal development: 1) contributes to the acquisition of experience; 2) improves organization and discipline; 3) helps to increase productivity; 4) helps to increase the initiative; 5) increases the efficiency and quality of work; 6) makes it possible to satisfy the objective need of a person - the need for his self-affirmation in society; 7) natural selection occurs, thanks to which the best of the best are selected; 8) personal and professional qualities are manifested; 9) there is a development of talents and abilities of the person; 10) motivation for self-development, etc. The negative impact of competition on personal development: 1) generates conflicts and stress; 2) can form negative attitudes among participants; 3) it is possible to degrade the merits of the individual and cause harm to human health; 4) development of selfish self-assertion is possible; 5) development of envy from the success of other people is possible; 6) possible development of gloating and malice. There are three main types of competition: demonstration of competition in the struggle for something; competition between people, competition with oneself for the best results compared to their previous results.
Keywords: competition, competitiveness, personality, agon, agonistics, competitive struggle, influence, etc.
Общеизвестно, что конкуренция между людьми требует актуализации неравенства по какому-либо признаку, поскольку позволяет одним утвердиться и противопоставить себя другим (в силе, красоте, способностях, предприимчивости и т.д.) [1].
Нередко бывает и так, что в погоне за успехом человек ведет себя нечестно и создает другим участникам конкуренции препятствия, либо сговаривается с другими людьми для конкуренции против остальных. От таких действий страдают не только сами конкуренты, но и многие из их окружения. То есть отношения между людьми, складывающиеся в процессе конкуренции, могут носить характер, как вражды, так и сотрудничества и взаимопомощи [2]. В подтверждение этого В.И. Ленин
писал, что соревнование может проявляться в его зверских и человеческих формах [3].
Соответственно, конкуренция может иметь положительное и отрицательное влияние на развитие личности человека, а уж тем более на личность подрастающего поколения.
Соревнование и развитие личности - взаимосвязанный процесс, в котором обе стороны взаимообуславливают друг друга [4, с. 5].
В связи с вышеуказанным возникает вполне логичный вопрос: насколько присуще в целом человеку стремление к конкуренции?
Человек - существо социальное. Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе, и во
Gnatyshina Elena Alexandrovna, Evplova Ekaterina Viktorovna, Belevitin Vladimir Anatolyevich and others IMPACT OF COMPETITION ON DEVELOPMENT ...
pedagogical sciences
взаимодеиствии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. На протяжении всей своей жизни у человека возникает масса стимулов, побуждающих его к конкурентной борьбе, чтобы превзойти других. Это подтверждается тем, что еще в раннем возрасте дети конкурируют за внимание родителей, за внимание воспитателя, лучшие игрушки в детском саду и многое другое. Вырастая, появляется потребность конкурировать с людьми за вакантное место при поиске работы, за более высокую заработную плату, в процессе поиска своего избранника или избранницы и т.д.
Действительно, человеческой деятельности изначально присуще стремление к конкуренции и соперничеству, в противном случае, у человека не возникало бы потребности проявлять свои таланты, а возможности не смогли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью. Поэтому можно сделать вывод, что обучение и воспитание человека без состязательности просто немыслимо.
«Правильное» использование принципа конкуренции позволяет раскрыть способности человека, проявить инициативность, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы, что крайне необходимо личности в условиях современного конкурентного мира.
Не случайно же говорят: «соперничество - пища для гениев» (Вольтер), «в шахматах в одиночку не создают шедевров. Нужен соперник высшего уровня» (Г.К. Каспаров).
Особенно важно позитивное соперничество, потому что успехи другого при правильной их трактовке «подстегивают» и заставляют двигаться дальше. Так, например, в спорте всегда есть спарринг-партнер (специально подобранный соперник для тренировочных состязаний). Как правило, в спарринг-партнеры берут самых сильных. Спортсмен должен видеть, что кто-то рядом лучше/сильнее/более ловок, что позволит ему стремиться к лучшему результату. Без следования этому принципу в конкуренции обучающийся не видит четкой цели, и наоборот, когда у человека есть пример, то он будет более эффективно двигаться к достижению поставленной цели [5].
На личностном уровне соревнование с другими, будь то в спорте, в бизнесе или в образовательной деятельности, дает возможность развить и углубить свои способности, перенять лучшие стратегии у других. Кроме того, конкуренция позволяет выявлять те стороны, которые нуждаются в дальнейшем улучшении. Конкуренция позволяет приобрести опыт и знания, участвуя в соревнованиях или наблюдая за тем, как соревнуются другие.
Важно помнить, что плодотворное соревнование с другими может служить мерилом деятельности человека, но не человеческой ценности. Формируя конкурентную среду, особенно в образовательной деятельности, необходимо прислушаться к словам американского писателя, философа и публициста Б. Ричарда, который говорил: «Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой».
Все вышесказанное подтверждает, что соревнование служит выполнению разных социальных функций: оно позволяет сравнивать и оценивать способность людей, стимулировать их активность, совершенствовать свои способности и т.д.
Однако существует и отрицательное влияние конкуренции на развитие личности - соревнование, соперничество может породить конфликты, стрессы, и формировать отрицательные установки у участников конкуренции.
В разнообразных формах состязание, борьба, соперничество нередко приводит к унижению достоинства
личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически для одной или всех соперничающих сторон (наиболее ярким примером такого соперничества является война). Об этом писал и К.Д. Ушинский: «Ни от чего так не развиваются самые дурные стороны души человеческой - зависть, злорадство и, наконец, злоба, как от неосторожного возбуждения чувства соревнования» [6]. Не менее широко известны слова английского писателя, историка и публициста Джона Рескина: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости» [7].
Ко всему прочему соревнование присуще любому из этапов исторического развития общества и является социальной закономерностью.
Например, реализацию принципа агонистики - конкуренции для развития общества демонстрировали еще достижения древнегреческой культуры, в которой конкурентная среда, дух соперничества в сфере атлетики, распространившись на область духовного творчества, постепенно стала пронизывать все стороны жизни Древней Греции, в том числе систему воспитания подрастающего поколения.
Нидерландский историк культуры Йохан Хейзинга в своей книге «HomoLudens» («Человек играющий») писал по этому поводу так: «В эллинском обществе уже на ранней ступени агонистика заняла столь широкое место и обрела столь серьезный статус, что дух уже более не сознавал ее игрового характера» [2, с. 65]. Состязание во всех его видах и во всех случаях стало для греков одним из элементов культуры, его расценивали как «обычный» и полноценный элемент жизни [там же, с. 44].
Далее более подробно перечислим положительное и отрицательное влияние конкуренции на развитие личности.
Положительное влияние конкуренции на развитие личности:
1) способствует приобретению опыта;
2) повышает организованность и дисциплину;
3) способствует увеличению производительности труда;
4) способствует увеличению инициативы;
5) повышает эффективность и качество работы;
6) дает возможность удовлетворить объективную потребность человека - потребность его самоутверждения в обществе;
7) происходит естественный отбор, благодаря чему отбираются лучшие из лучших;
8) проявляются личностные и профессиональные качества;
9) происходит развитие талантов и способностей человека;
10) мотивация к саморазвитию;
11) происходит личностный и профессиональный рост человека;
12) проявляется инициатива;
13) развивается самоанализ;
14) проявляется стремление к совершенствованию своих способностей;
15) позволяет перенять лучшие стратегии;
16) позволяет определить те стороны, которые нуждаются в дальнейшем улучшении;
17) способствует самоотверженному самоутверждению личности, основанному на непрерывном самосовершенствовании, проявлению воли к достижению поставленной цели;
18) соревнование способствует реализации потребности личности в самоутверждении;
19) влияет на процесс формирования не только всесторонне, но и гармонично развитой личности;
20) создает предпосылки для формирования сплоченного коллектива;
21) способствует идейному и нравственному росту личности;
22) укрепляется чувство долга перед коллективом,
педагогические науки
Гнатышина Елена Александровна, Евплова Екатерина Викторовна, Белевитин Владимир Анатольевич и другие
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ ...
формируется ответственное отношение к его заботам;
23) дает возможность развить и углубить свои способности, перенять лучшие стратегии у других;
24) позволяет выявить те стороны, которые нуждаются в дальнейшем улучшении;
25) позволяет приобрести опыт и знания, участвуя в соревнованиях или наблюдая за тем, как соревнуются другие;
26) формируются такие качества, как высокая идейность, трудолюбие, организованность, духовное богатство, моральная чистота. Вместе с тем в процессе соревнования происходит развитие художественно-творческих, спортивных, нравственных и других способностей человека.
Отрицательное влияние конкуренции на развитие личности:
1) порождает конфликты и стрессы;
2) может формировать отрицательные установки у участников;
3) возможно унижение достоинств личности и нанесения вреда здоровью человека;
4) возможно развитие эгоистичного самоутверждения;
5) возможно развитие зависти от успеха других людей;
6) возможно развития злорадства и злобы.
Соревнование предполагает наличие общественно
значимых целей, сознательное отношение его участников к их достижению, обязательным компонентом в нем является взаимопомощь, позволяющая всем участникам соревнования достигать более высоких результатов деятельности [4, с. 9].
В.И. Ленин писал о необходимости конкуренции «для неуклонного повышения организованности, дисциплины, производительности труда, для перехода к высшей технике, для экономии труда и продуктов, для постепенного сокращения рабочего дня» [3].
Соревнование в обществе выполняло и выполняет роль ускорителя движения вперед, оно возбуждает жизненную энергию и дееспособность [4, с. 3].
По самой сути, соревнование основано на высокой сознательности и инициативе людей. Именно эта инициатива помогает вскрывать и приводить в действие резервы производства, повышать эффективность и качество работы [3].
Классики марксизма-ленинизма неоднократно отмечали общесоциологический характер соревнования. В.И. Ленин, например, писал о «соревновании как таковом» [там же], или «соревновании вообще». Наиболее существенными чертами «соревнования вообще» является состязательность, соперничество людей в процессе их совместной деятельности, в результате которой и рождается увеличение жизненной энергии и индивидуальной дееспособности. В обществе соревнование неизбежно выступает в форме конкуренции [там же, с. 8].
К. Маркс в своих трудах акцентировал внимание на социально-психологической стороне соревнования, непосредственно подчеркивая ее влияние на развитие личности. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что в основе всякого соревнования лежат потребности и интересы отдельного человека или группы людей. Интерес включает человека в материальное производство, побуждает его наиболее полно реализовать свои возможности в предметах или результатах осуществляемой работы. При этом, в условиях кооперирования труда, объективно складывается такая ситуация, когда каждый сравнивает себя с другими по уровню профессионального мастерства, по степени удовлетворения своих потребностей, по значимости тех оценок, которые о них складываются. В итоге, сравнение способствует самоутверждению личности [там же, с. 10].
Развитие человеческой деятельности и рождаемого в ней процесса соревнования обусловлено системой отношений, основными составными элементами которой яв-
ляются отношения человека к своей работе как к способу самовыражения и отношения между людьми по поводу успехов в труде [8]. Первая группа отношений определяет степень творчества в труде, стремление человека выразить себя в результатах осуществляемой работы, расширить свои умения и знания. Сюда же включается и обмен опытом, человеческими «сущностными силами», рационализация совместной деятельности. Именно эта группа общественных отношений делает соревнование общесоциалистическим явлением. Вторая группа отношений отражает связи между участниками соревнования, позволяет сравнивать свои трудовые успехи с успехами других людей, выделять себя из общности людей, осознавать значимость своей деятельности. Эта группа отношений обуславливает положительную социальную природу соревнования [4, с. 10].
Ко всему прочему соревнование способствует развитию критики и самокритики человека [там же, с. 16].
Реализуя в соревновании свою сущность, человек тем самым удовлетворяет органическую потребность выразить себя в плодах труда и соотнести, сравнить их с успехами других людей, что объективно и рождает состязательность [там же, с. 17].
Представители ЦК КПСС отмечали, что «соревнование призвано сыграть качественно новую роль в развитии государства и воспитания трудящихся». Также считалось, что соревнование оказывает глубокое воздействие на нравственную атмосферу [9].
Социалистическое соревнование - объективное, закономерное явление функционирования социалистического общества. Формируя творческое, новаторское отношение к трудовой деятельности, оно выполняет роль ускорителя научно-технического, экономического, социально-политического и нравственного прогресса, оказывает огромное воспитательное воздействие [4, с. 24].
Соревнование выполняет производственно-экономическую, социально-политическую и воспитательную функции, при этом формируются такие качества, как высокая идейность, трудолюбие, организованность, духовное богатство, моральная чистота. Вместе с тем в процессе соревнования происходит развитие художественно-творческих, спортивных, нравственных и других способностей человека [там же, с. 25].
Смысл соревнования заключается в том, что при равенстве условий оно позволяет выявить способности, побуждения к наиболее эффективному и качественному труду [там же, с. 29].
Именно соревнование дает возможность удовлетворить объективную потребность человека - потребность его самоутверждения в обществе [там же, с. 38]. Соревнование - могучее средство, при помощи которого происходит как дальнейшее формирование потребностей, так и их удовлетворение [там же, с. 39]. Соревнование активно способствует самоотверженному самоутверждению личности, основанному на непрерывном самосовершенствовании, проявлению воли к достижению поставленной цели. Оно в то же время выступает препятствием на пути эгоистического самоутверждения [там же, с. 47]. К тому же соревнование способствует реализации потребности личности в самоутверждении [там же, с. 48].
Социалистическое соревнование прямо и непосредственно влияет на процесс формирования не только всесторонне, но и гармонично развитой личности - личности, которая характеризуется целостностью своих взглядов, убеждений, поступков и действий, у которой нет разрыва между словом и делом, разумом и чувствами, теорией и практикой, между самосовершенствованием и самореализацией [там же, с. 71].
Соревнование создает предпосылки для формирования сплоченного коллектива. ЦК КПСС в постановлении «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования» указывает, что оно является могучим средством воспитания коллективизма, обе-
Gnatyshina Elena Alexandrovna, Evplova Ekaterina Viktorovna, Belevitin Vladimir Anatolyevich and others IMPACT OF COMPETITION ON DEVELOPMENT ...
pedagogical sciences
спечение атмосферы товарищества и взаимной требовательности [9], т.е. такие условия, которые наиболее активно способствуют идейному и нравственному росту личности, ее самоутверждению. Особую роль в этом отношении играют ленинские принципы организации соревнования [4, с. 89].
Каковы бы ни были направленность и формы соревнования, при его правильной организации в людях неизменно укрепляется чувство долга перед коллективом, формируется ответственное отношение к его заботам, стремление своим трудом способствовать прогрессивному развитию нашего общества/группы людей [там же, с. 114].
В широком значении конкуренция может стать необходимой составляющей прогресса, модернизации и ускорения социального и экономического развития общества.
Соревнование оказывает огромное влияние на формирование личности. В процессе соревнования происходит формирование и развитие личностных качеств человека [там же, с. 19].
Анализ роли соревнования показывает, что оно является важным средством формирования активной жизненной позиции личности, располагает большими возможностями для мобилизации сил и его использования в деле повышения эффективности и качества деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека [там же, с. 73].
Участник соревнования должен знать, на достижение каких целей следует направить свою самореализацию, какие качества необходимо формировать соревнующемуся. Однако человеку нужно располагать и более конкретной информацией: каковы его успехи за прошедший период, каковы достижения его конкурентов...
Как было определено выше, соревнование охватывает все стороны общественной жизни, все элементы процесса труда и жизнедеятельности человека.
Соревнование активно воздействует на совершенствование общественных отношений, всестороннее развитие личности, поэтому при изучении положительного и отрицательного влияния конкуренции на развитие личности важно в комплексе рассматривать производственно-экономическую, социально-политическую и духовно-нравственную сферы человека [там же, с. 16].
Таким образом, анализируя все положительные и отрицательные стороны конкуренции, можно сделать вывод о том, что в современных рыночных условиях конкуренция - объективная реальность, а формирование конкурентоспособности - насущная необходимость [5]. Воспитание этого качества обязательно должно сопровождаться преодолением его негативных сторон. В связи с этим возникла очень серьезная социальная проблема гуманизации соперничества, т.е. создания таких условий соревнования, которые позволяют объективно сравнивать способности его участников, оценивать сопоставляемые способности, не унижать достоинство личности соперников, не наносить вреда их здоровью и по возможности избегать негативных последствий от конкуренции [там же].
Данная потребность вызвана тем, что обществу и государству нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами [10]. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пичугина В.К. Развитие антропологического дискурса «Заботы о Себе» в истории античной педагогики: дис. ... д-ра пед. наук /В.К. Пичугина. Волгоград, 2013. 363 с.
2. Хейзинга Й. HomoLudens. Опыт определения игрового элементаа культуры // HomoLudens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. / Йохан Хейзинга; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Прогресс: Прогресс-Академия. С. 5—240.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений /В.И. Ленин. Т. 36. М.,
1918. 151 с.
4. Мальцев В.А. Соревнование и личность / В.А. Мальцев. М.: Мысль, 1983.157 с.
5. Валежанина Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых инновационных предприятий: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Валежанина. — Екатеринбург, 2014. 218 с.
6. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. — Электронные текстовые данные: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek3.html (accessed 13.04.2018).
7. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении / Л.Н. Толстой. — Электронные текстовые данные: http://book-online.com.ua/read. php?book=5218&page=169 (accessed 13.04.2018).
8. Чангли И.И. Труд. Социалистические аспекты и методологии исследования /И.И. Чангли. М.: 1973. 461 с.
9. КПСС в резолюциях и решениях. — М.: Госполитиздат, 1954. Т. 10. 488 с.
10. Евплова Е.В. Конкурентология: формирование личностной и корпоративной конкурентоспособности будущего специалиста: монография /Е.В. Евплова. — Челябинск: Изд-воЮжно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. 240 с.
Статья публикуется при поддержке гранта ФГБОУВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ № 147Н от 26 апреля 2018 г.
Статья поступила в редакцию 14.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019