Научная статья на тему 'Принципиальные основы правовой легитимации государственной власти'

Принципиальные основы правовой легитимации государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / LEGAL LEGITIMATION / CONCEPTUAL BASES / LAWFUL PRINCIPLES / PRINCIPLE DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванченко Ю. А.

Рассматриваются концептуальные основы правовой легитимации государственной власти в контексте ее принципиального содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL BASES OF GOVERNMENT LEGAL LEGITIMATION

The article deals with conceptual bases of government legal legitimation in terms of principle substance

Текст научной работы на тему «Принципиальные основы правовой легитимации государственной власти»

-■îi.^'fc--

Актуальные проблемы истории государства и права

Синтезируя все выше приведенные точки зрения, авторы настоящей работы считают, что наиболее обоснованным и научным определением принципа права является то, которое дал Г.А. Свердлык. Под принципом права, считает он, следует понимать выражающее сущность права и закрепленное или отраженное в преамбулах нормативных актов, а также в правовых нормах стабильное нормативно-руководящее положение, в соответствии с которым строятся нормативная база правового регулирования, регламентация поведения субъектов права и правоприменение5.

Следовательно, принципами права являются лишь те, что так или иначе воплощены в нормах права. Будучи атрибутом права, принципы права тем и отличаются от других сходных категорий (принципов юридической науки, правосознания, правотворчества и др.), что характеризуют его ка-

чественные особенности как регулятора правоотношений и поведения людей: «Поэтому, принципы права есть не что иное, как принципы нормативно-юридического регулирования общественных отношений» (О.В. Смирнов).

Сопоставление различных точек зрения на форму существования принципов права дает возможность, таким образом, сделать следующий вывод: принцип права существует только в форме нормы права. Принципы других правовых явлений (правовые принципы) существуют в иных формах: принципы правосознания — в форме идей, обычаев, доктрин и положений, выводимых из норм; принципы юридической науки — в форме идей.

5 Обсуждение учебника по общей теории права // Государство и право. 1994. № 5. С. 90.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Ю.А. ИВАНЧЕНКО,

инспектор ученого совета Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Е-т ail:hedgivan@m ail.ru

Аннотация. Рассматриваются концептуальные основы правовой легитимации государственной власти в контексте ее принципиального содержания.

Ключевые слова: правовая легитимация, концептуальные основы, правовые принципы, принципиальная характеристика.

FUNDAMENTAL BASES OF GOVERNMENT LEGAL LEGITIMATION

YU.A. IVANCHENKO,

academic council inspector of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation. The article deals with conceptual bases of government legal legitimation in terms of principle substance. Keywords: legal legitimation, conceptual bases, lawful principles, principle description.

Принимая во внимание исходные смысловые интерпретации концепта легитимности государственной власти и современные представления о смысле и сущности легитимационного процесса, мы полагаем, что легитимация государственной власти в широком смысле представляет собой совокупность как политических, так и юридических основоположных компонентов признания государственной власти,

выраженную в равнозначности общественного признания государственной власти по отношению к его правовому оформлению.

Анализируя аргументы сторонников политической позиции в отношении легитимационного процесса, мы считаем ее методологически не приемлемой в силу того, что такой подход прив одит к переориентации на общие положения науки о власти, в итоге

Актуальные проблемы истории государства и права

процесс легитимации государственной власти перестает быть самостоятельным объектом исследования.

Однако, легитимация государственной власти не может быть представлена лишь формальной стороной. Принцип легитимности состоит в соответствии государственной власти сформированным ценностям, на которые она опирается, и чью деятельность этот принцип обеспечивает. Общественное признание основывается на внутренних установках под влиянием ценностных ориентиров каждого индивида, влияющих на формирование оценки существования власти. И в данном смысле легитимной признается государственная власть, не только действующая сообразно собственным ценностям, но также и та, которая отвечает народным устремлениям.

Легитимация по существу не правовой процесс, а процесс, скорее всего, идеологический. Задача идеологии заключается в том, чтобы сформировать сознание незыблемости власти и наказуемости за непослушание ей. Речь идет о придании путем легитимации ценности государственной власти. Цель легитимации государственной власти — вызвать осознание ценности государственной власти и превратить это осознание в установку массового сознания. Узаконивание власти есть способ осознания обществом ее силы и права на насилие, признание фактора власти как стоящего над подвластным. Как понимает А. Зиновьев, идея власти как защитника подвластных есть явление идеологическое и производное от этой задачи легитимации власти. И власть при том должна осознавать себя именно формально законной1. Государственная власть стремится выглядеть в глазах общества как законная, т.е. формальная.

При исследовании феномена правовой легитимации государственной власти и анализе его содержания появляется необходимость в определении его принципов. Однако, прежде чем приступить к определению принципов, нам сперва необходимо обратиться к сущности исследуемого явления, которая является смыслообразующим концептом, имеющим методологическое значение. Как справедливо считает В.П. Малахов, сущность означает совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств предмета, определяющих его происхождение, характер и направление развития2. Таким образом, под сущностью правовой легитимации государственной власти понимаются внутренние основные, главные и устойчивые черты, единство и взаимообусловленность которых

определяют ее качественную специфику. Такими чертами, по нашему мнению, являются придание государственной власти ценности на уровне позитивного результата, осознание ценности государственной власти как установка массового сознания, придание неочевидностям очевидности, убеждение действительного. Исходя из этого, нам представляется возможным сформулировать принципы правовой легитимации государственной власти.

В широком понимании принцип есть начало, исходный пункт той или иной деятельности3. Само понятие принцип содержит закономерности возникновения и развития некого социально-правового явления. Кроме того, необходимо учитывать, что принципы являются формами выражения концептуальных правовых идей, их воплощениями в познавательном процессе. Они не являются формами констатации моментов реальности, а служат допустимыми условиями проникновения в предмет4. Таким образом, с нашей точки зрения, принципы правовой легитимации государственной власти — это основополагающие начала и закономерности политико-правовой деятельности общества и государства, выражающие концептуальные правовые идеи, мыслительные предпосылки и познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета правовой легитимации, которые по своему содержательному назначению определяют направление деятельности субъектов политико-правовой системы и отражают ее объективную необходимость. Это руководящие требования, соответствующие сущности правовой легитимации государственной власти в целом.

В юридической литературе обосновывается необходимость определения принципов процесса легитимации государственной власти: «Содержание легитимности может быть различным на разных исторических этапах, в разных обществах и государствах. Вместе с тем, это не исключает наличия неких общих принципов легитимности, общих правил, ограничивающих ее относительность»5. Кроме того, являясь продуктом научного познания или практического опыта на эмпирическом уровне, принципы правовой легитимации должны обладать критериями универсальности, императивности и общезначимости.

6 Малахов В.П. Указ. соч. С. 161.

7 Шавлохова З.К. Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы: дисс... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 5.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Однако, анализируя различные подходы к классификации принципов легитимации государственной власти, мы приходит к выводу, что на сегодняшний день в юридической литературе не существует единой системы принципов правовой легитимации. Исходя из сущности исследуемого явления, мы выделяем три группы принципов, связь которых позволяет сконструировать смысловую модель правовой легитимации государственной власти.

В первую группу входят принципы, связанные с непосредственным правовым воздействием. К таким принципам мы относим принцип правового определения сферы государственного управления. Гражданское общество, являясь субъектом ограничения, в процессе правовой легитимации придает сложившимся полномочиям государственной власти законную форму посредством процедуры установления структуры государственного аппарата и распределения его ответственности. Через эти процедуры гражданское общество легитимирует государственную власть, предавая ей определенный объем действия.

Сюда же относится принцип доступности законодательства. Одной из причин, инициирующих процесс правовой легитимации государственной власти, выступает избыточное законодательное наполнение. Путем процедуры упорядочивания правовых основ законодательства государственная власть объясняет оптимальность и доступность законодательства для гражданского общества, тем самым, формируя основу для доверия и уверенности в государственной власти. Упорядоченное состояние законодательства, в свою очередь, формирует со стороны общества легитимационный волевой импульс, который оказывается решающим основанием правовой легитимации государственной власти.

Во вторую группу входят принципы, отражающие специфику государственной власти в процессе правовой легитимации. К этой группе мы относим следующие принципы.

Принцип формирования системы социально-правового контроля над деятельностью государственной власти. Социально-правовой контроль способствует поддержанию целостности и организованности общества, укреплению определенного государственного порядка. Социально-правовой контроль служит одним из важнейших факторов разрешения противоречий и преодоления конфлик-

тов, возникающих в процессе функционирования и развития общества. Его осуществление связано с объективной необходимостью сохранения динамического равновесия субъекта и объекта в процессе государственного управления. Комплекс социально-правовых норм и ценностей, взятых в их неразрывном единстве, образует объективную основу функционирования социально-правового контроля в обществе. Именно эта единая ценностно-нормативная основа определяет смысл и основные способы осуществления контрольной деятельности.

Социально-правовой контроль в условиях построения гражданского общества представляет собой не просто функцию государства как фактора обеспечения социального равновесия, единого нормативного порядка и т.д. Важнейшая роль в его обеспечении принадлежит формирующему гражданскому обществу. Эта его приоритетная целевая установка реализуется одновременно через систему естественной социальной саморегуляции, различные гражданско-общественные формы социального контроля. Правовая легитимация государственной власти в этом случае есть придание правовой формы социальному контролю, направленному не только на исправление допущенных ошибок государственного управления, но также на укрепление социально-правовой основы, развитию правовой культуры и совершенствованию политико-правовых институтов гражданского общества.

Сюда же относится принцип правового (юридического) авторитета государственной власти. С одной стороны, авторитет государственной власти формально основан на авторитете политических структур, их формировавших и обеспечивающих обязательность их норм. Это позволяет нам говорить, что авторитет политических структур становится формальным базовым элементом авторитета государственной власти. С другой стороны, в современном демократическом правовом государстве право закладывает основы авторитета государства и других политических структур путем установления правовых процедур их легитимации. Выдвигая условие авторитетного, основанного на праве, формирования государственной власти, гражданское общество тем самым активирует процесс правовой легитимации, проявляющийся в процессе трансформации общепризнанных формальных и содержательных компонентов государственного управления.

Актуальные проблемы истории государства и права

Следующим принципом выступает принцип правового сдерживания государственного аппарата.

Речь идет о постоянном разрастании функций государственного аппарата. Разрастание является следствием снижение степени его эффективности, сам государственный аппарат становится главным ограничителем такой эволюции общества, которая определяет нарастание неподконтрольности. Разрастание государственности происходит, главным образом, по той причине, что происходит увеличение подлежащих управлению объектов, усложнение условий управления и т.д. Процедуры сдерживания деятельности государственного аппарата приводят к оптимальному набору его функций и, как следствие, повышению его легитимности.

Третью группу составляют принципы, позволяющие охарактеризовать легитимацию как взаимные правоотношения государственной власти и общества. К таким принципам мы относим принцип формирования гражданского общества. Сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, способствует сдерживанию государственной власти от абсолютного господства путем контроля над соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. В таких условиях восприятие населением государственной власти как части общественной власти обуславливает формирование ощущения сопричастности к данной власти как средства ее легитимации. В этом смысле закономерный процесс формирования гражданского общества является постоянной легитимирующей силой.

Сюда же относится принцип социальной обусловленности законодательной деятельности. Трансформация социального в правовое осуществляется путем абстракции — вычленения в реальном общественном отношении наиболее существенного для нормального функционирования и закрепления вычлененного в норме права. Такое абстрагирование — результат деятельности общества по отбору того, что обеспечивает нормальные условия его существования. В результате в праве получает выражение состояние общества, отражающее его отношение к государственной власти, обеспечивая тем самым свою внутреннюю согласованность и

как следствие, легитимированность государственной власти.

Принцип правовой справедливости в плоскости определения ценностных ориентиров понимается как должная мера социальных отношений. Правовая справедливость выступает как фиксированный законом регулятор других форм справедливости. Она выступает как средство обеспечения равных прав исключает привилегии людей перед законом. Эти свойства правового порядка важны для признания того, что в целом усилия государственной власти направлены на справедливость. При этом существенно то, что такая правовая справедливость неразрывно связана с законностью. Законность — более формальная характеристика, чем эффективность, в силу чего момент самоценного в фактической упорядоченности возрастает6. Следует согласиться с В.П. Малаховым, что при этом формальность вытесняется неким глубоким внутренним смыслом в жизни общества. Тем самым, являясь символом состоятельности, правовая справедливость подпитывает легитимационное воздействие в отношении конкретных властных отношений.

Следующим принципом является принцип активизации индивидуальной правовой жизни. Справедливо утверждение, что при условии, когда самостоятельность личности реально значима, тогда возможно формирование и укрепление гражданского общества. Сама правовая реальность при этом понимается как выражение и реализация интересов людей7. Признание факта индивидуальной правовой жизни индивида придает правовой реальности определенную целостность. При этом вопросы повышения уровня и качества индивидуальной правовой жизни — это, прежде всего, вопросы самой государственной власти. Через правовую политику государственная власть воздействует на судьбу и образ жизни, а также формирует возможную среду для реализации человеческих потенций, тем самым, предопределяя легитимационную сферу. Таким образом, способствование со стороны государственной власти качественной и активной индивидуальной правовой жизни является средством повышения уровня ее правовой легитимности.

Результатом соблюдения этих принципов должна стать правовая реальность, когда, прежде всего, стремление государственной власти приобрести ле-

6 Малахов В.П. Указ. соч. С. 161.

7 Шавлохова З.К. Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы: дисс... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 5.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

гитимный статус было бы связано со стабильным развитием гражданского общества, оптимизацией правовой основы законодательства, возрастанием организационного потенциала государственного аппарата, где праву отведено основополагающее значение в сфере легитимации государственно-властных отношений.

Проанализировав признаки и принципы правовой легитимации государственной власти, можно предложить следующее определение ее понятия. Правовая легитимация государственной власти — это динамический процесс приведения в соответствие деятельности и ответственности органов государственной власти системе ожиданий общества, лежащих в основе оправдания государственной власти, посредством нормативных правовых установлений и установленных формальных правовых процедур.

В заключении необходимо ответить на вопрос: что же дает нам исследование легитимации государственной власти в правовом аспекте?

Во-первых, позволяет дать оценку юридическим нормам с точки зрения легитимационных мотивов их содержания. Каждая норма, по сути, имеет некоторое легитимационное содержание, зачастую просто оправдывая государственную власть. Но при этом различные правовые нормы имеют различную идеологическую направленность. Это, в свою очередь. позволяет выработать критерии направленности их регулятивного воздействия: нормы, действие которых направлено на формирование представлений о справедливой, сильной власти, подчеркивая состояния защищенности, безопасности, стабильности, экономического благополучия. Таким образом, посредствам правовых процедур обеспечиваются ожидания общества от государственной власти, особо нуждающейся именно в правовой легитимации в отличие от других социальных властей.

Во-вторых, позволяет определить значение права в процессе легитимации государственной власти как коммуникативной системы между органами государственной власти и гражданского общества: право как совокупность норм, предписаний, учреждает и оформляет основы для деятельности государственной власти, определяет формальные процедуры взаимоотношений населения с властью, но при этом не является прямым средством обеспечения законности. Правовые нормы закрепляют формы властных институтов, порядок их взаимодействия

друг с другом и с гражданами, способы их формирования и контроля над их деятельностью. Право, являясь средством обеспечения доверия общества к государственной власти, закрепляет критерии правовой обоснованности управления обществом с одной стороны и гарантии социально-правовой защищенности с другой. То есть государственная власть, принимая правовые нормы, внушает гражданскому обществу о своем соответствии общественным ожиданиям и установкам, при том, что общество в свою очередь способно оказывать на нее влияние путем формирования власти и т.д. В этом смысле юридическое право в легитимационном процессе образует коммуникативную систему между гражданским обществом и государством, непосредственно утверждая условия легитимации государственной власти.

В-третьих, позволяет определить действительную политико-правовую ситуацию, складывающуюся в сфере взаимопонимания государственной власти и гражданского общества. Поскольку легитимация государственной власти подразумевает не только признание общезначимости власти государства со стороны подвластных субъектов, но и осознание носителем власти своего права на эту власть, то в условиях постоянной коммуникации могут усилиться тенденции нигилистического характера, оказывающие деструктивное воздействие на стабильность и целостность взаимных политико-правовых отношений. Преодоление этих тенденций, наряду с повышением уровня правовой культуры, так же возможно через правовые формы легитимации государственной власти.

В-четвертых, способствует выявлению основополагающих критериев политического или правового начала. Если в государстве политика предшествует праву, то и все виды легитимации государственной власти предшествуют правовой легитимации. Иными словами, прежде чем государственная власть будет признана легитимной, ей предстоит утвердиться в качестве легитимной в иных формах. В этом случае рано или поздно возникает требование закрепить в праве то, что признано в качестве позитивного или неизбежного. Но возможен и обратный вариант: вначале в норме права отражается нечто, рассматриваемое как желаемое или безусловное с позиций политики, идеологии, а затем сконструированные правовые нормы начинают навязываться гражданскому обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.