Научная статья на тему 'Принципе адресности процесса воспроизводства инженерных кадров в промышленности региона'

Принципе адресности процесса воспроизводства инженерных кадров в промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженер / воспроизводство / статус профессии / мотивация труда / адаптация / жизненные планы / карьера / гармонизация интересов / семья / бизнес / власть / девиации / завод / реформа / Урал / engineer / reproduction / profession status / labor motivation / adaptation / life plans / career / harmonization of interests / family / business / power / deviation / factory / reform / Urals
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципе адресности процесса воспроизводства инженерных кадров в промышленности региона»

Павлов Б. С.

д.филос.н., профессор, в.н.с. Института экономики УрО РАН. Екатеринбург

[email protected]

О ПРИНЦИПЕ АДРЕСНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА1

Ключевые слова: инженер, воспроизводство, статус профессии, мотивация труда, адаптация, жизненные планы, карьера, гармонизация интересов, семья, бизнес, власть, девиации, завод, реформа, Урал.

Keywords: engineer, reproduction, profession status, labor motivation, adaptation, life plans, career, harmonization of interests, family, business, power, deviation, factory, reform, Urals.

Родившаяся в 30-е годы прошлого столетия классическая аксиома «Кадры решают всё» остаётся актуальной и сегодня. Каково же состояние этого решающего фактора общественного развития в России в начале XXI века? Наряду с острой необходимостью развития в РФ международного движения Worldskills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства, отечественная экономика, особенно, промышленное производство испытывает острую потребность в расширенном воспроизводстве корпуса инженерных кадров.

В условиях кризисного развития экономики одной из приоритетных задач технических вузов является подготовка инженеров, конкурентоспособных на региональных рынках труда. Главный «корень» низкого престижа профессии «инженер» в России, пробуксовки в подготовке таких кадров в технических вузах, таится в обесценивании инженерного труда, снижения его социальной и экономической привлекательности. Разрыв связи науки, образования и промышленности ведёт к старению инженерного кадрового корпуса на предприятиях, к уходу наиболее талантливых инженеров в другие сферы деятельности2.

Особо хотелось бы отметить и тот факт, что вопросами модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов всерьез заинтересованы Президент и Правительство РФ. Вот некоторые факты, подтверждающие это. Ещё 26 мая 2004 г.: В Послание Президента РФ Федеральному Собранию отмечалось: «Напомню, за время длительного экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала. За четыре последних года мы смогли компенсировать около 40 процентов падения. Но, несмотря на это, нам пока не удалось «догнать самих себя» образца 89-го года.......Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны - это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну.

Для раскрытия такого потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, необходимо улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад. Уже в ближайшем будущем мы можем столкнуться с нехваткой рабочей силы, повышением социальной нагрузки на молодое поколение работающих» И далее: «Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. ...Одна из самых серьезных проблем - это недоступность качественного образования для малоимущих ... Результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда»3.

Согласимся, что и начало 20-х годов текущего столетия актуальность и острота обозначенных более 15 лет назад социально-экономических проблем остаётся в повестке дня развития РФ. При этом непрерывно идёт процесс у с-ложнения целей и задач продуктивного функционирования сферы профессиональной социализации российской молодёжи, особенно в части её целевого предназначения. В Послании Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года отмечается: «Нам необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. хочу обратить внимание молодёжи: ваш талант, энергия, креативные способности - в числе самых сильных конкурентных преимуществ в России. Для этого нужно обеспечить ши-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00100 «Гармонизация триады «население-власть-бизнес» как основа поступательного социально-экономического развития регионов России».

2 Павлов Б.С., Сиражетдинова А.А. Формирование кадрового корпуса инженеров на Урале: социологический аспект // Экономика региона. 2012. - № 1. - С. 62-75.

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. - http://kremlin.ru/events/president/transcripts/

22494

рокое внедрение обновлённых учебных программ на всех уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров для тех отраслей, которые ещё только формируются»1.

Как показывает реальная практика (в частности практика промышленного производства на Урале), за последнее десятилетие - налицо, мягко говоря, устойчивое «определённое рассогласование желаемого и действительного». Обратимся к результатам наших социологических исследований. Прежде всего, немного истории вопроса. Активное обращение к инженерной проблематике социологов Института экономики УрО РАН, в содружестве со специалистами ряда вузов других регионов началось в конце 90-х годов прошлого века. В первую очередь - это исследования в городах Восточной Сибири (гг. Чита2, Улан -Удэ3 и др.). Начиная с 2005 г. с участием автора статьи было проведено более десятка целевых «инженерных» опросов в городах и поселениях Уральского региона, в ч астности:

- 2012 г. - в процессе работы над проблемой анализа ресурсов инновационного развития высшего профессионального образования территории было проведено комплексное социологическое исследование, включавшее анкетные опросы по квотно -репрезентативной выборке представителей 4-х групп респондентов - субъектов процесса воспроизводства кадров специалистов с высшим образованием: 1000 студентов IV-V курсов 7-ми уральских вузов («СТ»)4; 250 преподавателей этих вузов («ЭП»); 600 молодых специалистов (выпускников вузов)5 с предприятий реальной экономики Урала («МС»)6; 150 руководителей7 этих же предприятий (подразделений) («ЭР»); - далее условная общая аббревиатура проекта - «Урал-вуз-2012».

- 2013 г. - был проведен социологический опрос 510 учащихся средних и старших классов 15 общеобразовательных школ Кировского района г. Екатеринбурга и 300 учащихся 9 школ ЗАТО «Лесной» Свердловской области, связанный с анализом процессов социализации и подготовки молодых горожан к будущей взрослой жизни (юноши -46%, девушки - 54%) - «Урал-Школа-2013» .

- 2015 г. - в марте-апреле по квотной выборке в восьми институтах Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) был проведен опрос 450 студенток старших курсов. В выборку были включены 225 студенток, обучающихся в институтах УрФУ технического (инженерного) профиля и 225 - гуманитарного профиля. Выяснялись их основные ценностные ориентации, профессиональные и социально-демографические жизненные планы - «Студентки УрФУ-2015».

- 2016 г. - в семи вузах Урала (гг. Екатеринбург, Тобольск, Челябинск) опрошены 1500 студентов 2 -х и 4-х курсов. Основной лейтмотив проекта: а) выявление жизненных планов выпускников уральских вузов; б) определение роли родительских семей в профессиональной социализации своих детей. Опрошенные студенты были подразделены в соответствии с профессиональной направленностью вузов на три группы: а) технические (УрФУ, УрГУПС, ЮУрГУ -750 чел.) - условная аббревиатура в тексте - «Техн»; педагогические (СГПУ, ЧГПУ - 350 чел.) - «Пед» и гуманитарные (ЧелГУ, ТюмГУ) - «Гум» - 400 чел. Основной лейтмотив проекта: а) выявление жизненных планов выпускников уральских вузов с технической и гуманитарной направленностью обучения; б) определение роли родительских семей в профессиональной социализации своих детей. Общая аббревиатура для опроса - «Урал-Школа-Вуз-2016».

- 2017 г. - было реализовано межрегиональное исследование по проблемам профессиональной социализации инженерных кадров в уральском регионе, включавшее, в частности, опрос 1000 студентов первых и четвёртых курсов четырёх уральских вузов на факультетах инженерно -технической направленности, в частности: а) в Южноуральском государственном университете (ЮУрГУ - г. Челябинск) - 100 чел.; б) в Уральском государственном аграрном университете (УрГАУ - г. Екатеринбург) - 100 чел.; в) в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС, г. Екатеринбург) - 100 чел.; г) в трёх институтах Уральского федерального университета (УрФУ, г. Екатеринбург) - 300 чел.; д) в Астраханском государственном архитектурно -строительном университете (АГАСУ, г. Астрахань) - 400 чел - «Урал-Вуз-2017».

- 2016-2018 гг. - был проведён опрос (и соответствующие расчётно -аналитические операции) 1300 специалистов - представителей уральского инженерного корпуса на 9 промышленных предприятиях Свердловской области (отрасли: черная и цветная металлургия, машиностроение, электроэнергетики военно-промышленный комплекс), и в 5 институтах УрО РАН и 3-х отраслевых институтах по единой стандартизированной анкете («Анкета инженера») -далее «Урал-Завод-2018». В предлагаемой статье использованы результаты анкетных опросов инженеров по четырём предприятиям Свердловской области, вошедшим в выборку опроса и составившим его основную часть (72 %), в частности:

1 Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года (полный текст). - https://www.pnp.ru/politics/poslanie-prez identa-federalnomu-sobraniy u-20-fevraly a-2019-goda-p olnyy -tekst .html

2

Лоншакова Н.А., Павлов Б.С. Студенческая молодёжь на региональном рынке труда: проблемы ориентации и адаптации (на материалах межрегиональных социологических исследований). - Екатеринбург; Чита: ИЭ УрО РАН, 2003. - 81 с.

Павлов Б.С., Багин В.В., Лоншакова Н.А. Рынки труда и образовательных услуг в контексте социальной безопасности региона (на материалах межрегиональных социологических исследований). - Екатеринбург; Чита: ИЭ УрО РАН, 2003. - 93 с.

4 В выборку вузов были включены: Уральский федеральный университет (УрФУ), Уральский государственный у ниверситет путей сообщения (УрГУПС); Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ), Челябинский государственный университет (ЧГПУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) и др.

5 Опрашивались молодые специалисты в возрасте до 30 лет, со стажем работы на данном предприятии не менее 3-х лет.

6 В выборку вузов были включены: Уральский федеральный университет (УрФУ), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС); Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ), Челябинский государственный университет (ЧГПУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) и др.

На предприятиях (производствах, подразделениях) опрашивались руководители, в чьём непосредственном подчинении трудились опрашиваемые нами выпускники уральских вузов.

Предприятия Опрошено инженеров Сокращенное обозначение

АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат им. В. И. Ленина» 420 «ЕВРАЗ НТМК»

ПАО «Северский трубный завод» 210 «СТЗ»

АО «Уральский завод транспортного машиностроения» 100 «Урал-тр ансмаш»

АО «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н. А. Семихатова 130 АО «НПО автоматики»

Исходя из задач нашей статьи, особое внимание читателя хотелось бы обратить на проект «Урал-Завод-2018». В период с июня 2016 г. по февраль 2018 г. по инициативе кафедры социальной безопасности Физико-технологического института Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина совместно с социологами Института экономики Уральского отделения РАН было проведено региональное исследование по проблемам воспроизводства инженерных кадров на промышленных предприятиях Урала. В рамках данного исследования были рассмотрены такие аспекты, как подготовка, распределение, закрепление, адаптация, профессиональный и карьерный рост молодых инженеров, а также социально-экономическое положение семей молодых инженеров. Исследование ставило своей целью не только выявить мнение самих молодых инженеров об условиях и успехах их профессиональной социализации в уральских вузах и на предприятиях реальной экономики Урала. Социологи изучали мнение опытных специалистов с инженерно -техническим образованием о проблемах, с которыми сталкиваются инженерные кадры в процессе обучения, трудоустройства, адаптации, профессионального и карьерного роста на предприятиях. Особое внимание уделялось таким аспектам воспроизводства инженерных кадров, как условия, характер, оплата и поощрение их труда, решение социально-бытовых проблем их семей, а также гендерные особенности, влияющие на процесс профессионального становления инженерных кадров1.

* * *

Предваряя последующий анализ полученных данных, считаем необходимым отметить и тот факт, что об актуальности проблем модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов свидетельствует, хотя бы материалы Совета при Президенте РФ по науке и образованию, который проходил в Москве 23 июня 2014 г. Там же были обозначены основные пути, формы и средства решения проблемы воспроизводства и эффективного целевого и адресного использования инженерных кадров на российских предприятиях с целью повышения устойчивости и эффективности социально -экономического развития как региона, так и страны в целом2. Обратимся к некоторым аспектам обозначенной проблемы.

Выбор подростком (молодым человеком) своей будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего признания. Важнейшей стороной профессионального самоопределения как процесса согласования жизненных планов, склонностей и ценностных ориентации с экономическими условиями и социально обусловленными возможностями для реализации таких планов должно стать экономически и социально эффективное распределение людей по родам занятий, профессиям, трудовым функциям, которые они выполняют3.

Определенная доля незрелости в профессиональном поведении молодежи, особенно до перехода от обучения к профессиональной деятельности, вполне естественна и обусловлена психологически, однако в годы стагнации и кризиса возникают условия, порождающие широкое распространение среди молодежи социального и профессионального инфантилизма. При этом профессионально -производственное самоопределение основывается на системе жизненных смыслов, которые определяет для себя молодой человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию, однако и обратное влияние чрезвычайно сильно 4.

Появление платного высшего образования существенно деформировало совокупность тех факторов, которые определяют поступление выпускников городских (и, не только городских) школ в вузы. При этом «родительские деньги» решают и проблему преодоления конкурсного барьера, и оплату за обучение, содержание и досужие занятия детей-студентов. «Преодолевают» нередко и прожективные планы своих сыновей и дочерей при выборе будущей профессии и вуза, в котором её можно получить, и будущего места трудоустройства. Согласно этому же опросу, на выбор профессии, по которой учатся сегодня уральские студенты, повлияла мама (54%) и папа (39%). При этом 29% опрошенных подчеркнули вариант ответа «Никто не влияет, каждый выбирает по себе» (мужчины - 24%, женщины -33%)5.

Немаловажным представляется соотношение позиций «отцов и детей» относительно тех или иных профессий (занятий), которым отдаётся предпочтение представителями этих двух поколений в семье старшеклассников. В исследовании «Урал-Школа-2013» юным респондентам предлагалось ответить на два взаимосвязанных вопроса. Первый из них «На кого ты хотел бы учиться после школы?» Из 41 профессии респонденту «разрешалось» выбрать не более

1 Павлов Б.С. Социологические исследования в Институте экономики УрО РАН (полувековой экскурс по итогам 1968— 2018 гг.) / Российское общество социологов, Институт экономики УрО РАН, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2018. - 825 с.

2

Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23 июня 2014 года // Официальный сайт Президента России. - http ://kremlin.ru/news/45962

3 Миронов М.П., Павлов Б.С., Попов В.Г. Выбор и освоение профессии риска как социологическая проблема (На материалах учебных заведений ГПС МЧС). - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН; УрАГС, 2005. - 230 с.

4 Павлов Б.С. Социально-классовая преемственность и воспитание молодых рабочих - М.: Наука, 1984. - 225 с.

5 Павлов Б.С. Трансформация отношения молодежи к труду в старопромышленном регионе: онтогенетический аспект // Экономика региона. 2015. - № 3. - С. 134-147.

пяти вариантов ответов. Следующий вопрос формулировался так: «Какую профессию тебе советуют выбрать родители? Выбери несколько профессий из того же списка». Наше исследование позволяет выделить три основные бинарные ситуации, предваряющие судьбоносный профессиональный выбор уральских подростков и их родителей (% от общего числа ответивших юношей и девушек: в числителе - собственный выбор, в знаменателе - советы родителей):

А. «Родительское одобрение»

Профессия - прожект для юноши 142 чел., % Профессия - прожект для девушки 158 чел., %

- инженер - 16 / 20 - врач - 18 / 26

- врач - 12 / 19 - «профи» спортсмен - 9 / 11

- военный - 12 / 17 - художник - 3 / 9

Б. «Родительский нейтралитет»

- юрист, адвокат, судья - 16 / 16 - юрист, адвокат, судья - 16 / 15

- учитель - 10 / 13 - учитель - 16 / 13

- космонавт - 5 / 5 - экономист - 15/ 13

В. «Родительское сопротивление»

- спортсмен-профи - 23 / 11 - Артист - 19/ 11

- Артист - 8 / 4 - Инженер - 11 / 8

- преподаватель ВУЗа, колледжа - 8 / 1 - депутат, политик - 8 / 3

Компетентному читателю - приведённые данные могут дать (при желании) богатую пищу для размышлений. Нам бы здесь хотелось обратить внимание лишь на одно «гендерное обстоятельство»: в родительских семьях юношей выбор ими профессии «инженер» находит гораздо большее понимание и поддержку отцов (в первую очередь) и матерей, чем в семьях одноклассниц1.

Попытаемся выяснить: насколько обоснованы стремления школьной молодёжи к той или иной профессиональной занятости? Какие знания, умения, навыки и пристрастия предпосылаются тому или иному выбору? В опросе «Урал-Школа-Вуз -2016» студентам семи уральских вузов задавался вопрос: «Занимались ли Вы в каких-либо кружках, секциях, объединениях (в школе, клубах, Дворцах спорта и т.д.)?». При этом, мы просили ответить респондентов по факту их участия отдельно в младших и отдельно - в старших классах. Данные опроса представлены в табл. 1.

Таблица 1

Предметно-познавательная направленность внеурочной деятельности старшеклассников на Урале (% от общего числа опрошенных по каждой группе вузов):

Варианты ответов Группы вузов

«Тех»» «Гум» «Пед»

Спортивном кружке, секции 52 55 61

Ху дожественном кружке 20 17 27

Детских (юношеских) конкурсах, олимпиадах 27 28 33

Детском (юношеском) объединении, клубе 11 6 17

Иные кружки творчества, самодеятельности 6 9 16

Техническом кружке, объединении 6 4 10

В кружках и секциях в школе не занимался 20 21 10

Углублённый анализ показывает, что в настоящее время в российских школах в системе профессиональной ориентации нет, как правило, взаимосвязи между видами занятий и содержанием познавательной деятельности на дошкольном, школьном и вузовском этапах взросления молодых людей2.

Ценностные и, в целом, жизненные ориентации и планы молодых людей проявляются в мотивах выбора ими конкретного высшего учебного заведения для своей профессиональной учёбы. Обратимся к результатам опроса « Урал-Завод-2018».

- считают, что сегодня профессия «инженер» престижная - 51% инженеров «НТМК»; 53% - «СТЗ», 45% -«Трансмаш»; 43% инженеров «Автоматики» и 43% экспертов Урала;

- выбрали профессию «инженер», потому что она даёт возможность получать «приличный заработок» - 35% инженеров «НТМК»; 26% - « СТЗ», 9% - «Трансмаш»; 18% инженеров «Автоматики» и 23% экспертов Урала;

1 Павлов Б.С., Анисимов С.А., Павлов Д.Б., Шевелёва О.Р. К вопросу о гендерных препонах профессиональной социализации инженерных кадров на Урале // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 810 декабря 2016 г.: Доклады и материалы в 2-х ч. Часть 2. Секция 2. Социология образования / Отв. ред. Н.А. Селиверстова - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. - С. 14-30.

2

Павлов Б.С. Диссонанс потребительских притязаний и трудовой активности в молодёжной среде на Урале // Уровень жизни населения регионов России. 2015. - № 4. - С. 153-164.

- выбрали профессию «инженер», потому что она даёт возможность проявить конструкторские способности -14% инженеров «НТМК»; 18% - « СТЗ», 23% - «Трансмаш»; 48% инженеров «Автоматики» и 39% экспертов Урала;

- выбрали профессию «инженер», потому что нет склонностей к гуманитарным наукам - 25% инженеров «НТМК»; 33% - «СТЗ», 31% - «Трансмаш»; 27% инженеров «Автоматики» и 18% экспертов Урала;

- выбрали профессию «инженер», потому что таковы традиции нашей семьи - 22% инженеров «НТМК»; 19% -«СТЗ», 20 % - «Трансмаш»; 25% инженеров «Автоматики» и 24% экспертов Урала;

О трансформации мотиваций в сфере профессиональной социализации молодых людей на Урале свидетельствуют данные нашего опроса «Урал-Вуз-2017:

- в процессе своего обучения в вузе допускают «Пропускать занятия без уважительной причины» - 75% студентов ЮУрГУ, 57% - УрГУПС, 57% - УрГАУ и 27% студентов УрФУ;

- в процессе своего обучения в вузе допускают «Пользоваться шпаргалками на экзамене» - 77% студентов ЮУрГУ, 73% - УрГУПС, 90% - УрГАУ и 51% студентов УрФУ;

- в процессе своего обучения в вузе допускают «Списывать» курсовые, дипломы из Интернета» - 34% студентов ЮУрГУ, 49% - УрГУПС, 73% - УрГАУ и 31% студентов УрФУ1.

Прожективный вариант дальнейшего жизнеобеспечения нерадивых студентов «продолжать использовать» всё ту же «шею родителей» набрал всего 10%. Заметим, кстати, что в режиме «сидя на шее родителей» высшее образование на Урале получают сегодня (и получили «вчера») более 50-70% студентов. По мнению экспертов, в жизненных планах предусматривается переориентации «с родительской шеи» на «шею государства», расчёт на благотворительность успешно работающей и «хорошо платящей деньги» трудовой ассоциации, на «доброхота -работодателя». Для молодых женщин с вузовским дипломом - это, помимо всего, стремление и возможность «занять вакансию» жены в семье успешно зарабатывающего деньги - мужа-предпринимателя. Обратимся к результатам опроса «Урал-Вуз-2017:

- перед поступлением в вуз, в 9-11 классах занимались с репетиторами - 96% студентов ЮУрГУ, 90% - УрГУПС, 98% - УрГАУ и 79% студентов УрФУ;

- считают, что занятия с репетиторами помогли им поступить - 83% студентов ЮУрГУ, 71% - УрГУПС, 69% -УрГАУ и 3 8% сту дентов Ур ФУ;

- по самооценкам студентов, им «не хватает денег на питание» - 10% студентов ЮУрГУ, 19% - УрГУПС, 26% -УрГАУ и 6% студентов УрФУ;

- за процесс обучения в вузе, по оценкам студентов «по преимуществу за всё ПЛАТЯТ (платили) мои РОДИТЕЛИ (родственники)» - 64% студентов ЮУрГУ, 70% - УрГУПС, 67% - УрГАУ и 56% студентов УрФУ;

- намерены (не против) совмещать учёбу в вузе и подрабатывать «По профессии (специальности), на которую учатся в вузе» и «На предприятии, в организации, где предполагают (хотят) работать после окончания вуза» - 58%

студентов ЮУрГУ, 50% - УрГУПС, 22% - УрГАУ и 21% студентов УрФУ2.

* * *

«Притчей во языцех» многочисленных «Совещаний», «Заседаний», «Советов», «Конференций», связанных с проблемами подготовки инженерных кадров для нужд реальной экономики являются сетования на «слабую производственно-педагогическую связь предприятий и технических вузов». В чём основные причины подобной индифферентности? В анкете опроса «Урал-Вуз-2012» мы обратились к мнению руководителям и организаторам уральских производств и получили такие ответы. «По моему мнению, предприятия и организации не желают воспользоваться услугами вузов для подготовки необходимых специалистов по следующим причинам?» (% от общего числа опрошенных - 150 чел.):

- зачем «тратиться» на подготовку «своих» специалистов, когда можно найти «готовых» на региональном рынке труда - 65

- не надеются, что стипендиаты от предприятия будут хорошо и прилежно учиться и из них будет толк в будущем - 36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- за пять лет подготовки в вузе «много воды утечёт» и молодой специалист может не понадобиться - 29

- после окончания вуза специалист найдёт возможность «ускользнуть» от выполнения своих обязательств и не будет работать на предприятие - 28

- предприятия не знакомы с образовательными программами специальностей (особенно, новых) - 21

- предприятия не устраивает качество подготовки специалистов в вузе - 14

- вузы берут слишком большую плату за свои услуги - 3

Можно утверждать, что отсутствие нормативно -правовой базы, регулирующей отношения между вузами и выпускниками, с одной стороны, и структурами, выступающими в роли работодателей, - с другой, последние в большинстве своём потребительски относятся к «продукции» высших учебных заведений, рассматривая вузы в качестве своеобразных доноров-альтруистов. Наши исследования рынка спроса на специальности в высшей школе утверждают нас во мнении, что в современных условиях проблемы взаимодействия «вуз-предприятие» переносятся на уровень отдельных вузов и предприятий. На этапе подготовки молодых специалистов взаимодействие «Вуз - предприятие» («Вуз-ЗАВОД») фактически смещается в сторону взаимодействия собственно вуза и молодого специалиста, который выступает в качестве продавца своей рабочей силы. На уровне учебного заведения и отдельного студента формирует-

1 Павлов Б.С. Козлов В., Бердник Л.П. Высшие учебные заведения в регионе: по пути традиций к инновациям. Проблемы

модернизации высшего профессионального образования в регионах / Lambert Academic Publishing. - Saarbrucken, 2014. - 82 с.

2

Икингрин Е.Н., Павлов Б.С., Разикова Н.И. Профессиональное образование в регионе: традиции и новации (научно-теоретические посылы) // Академический вестник ТГАМЭУП. 2013. - № 2 (24). - С. 156-162.

ся представление о модели молодого специалиста, которая соответствует ситуации на рынке труда, и условиям конкретных производств.

Весьма значимым индикатором оценки состояния феномена «адресности» в подготовке молодых кадров инженеров могут служить предпочтения всех акторов процесса профессиональной социализации молодёжи (студентов, преподавателей, руководителей производства) к условиям и формам распределения дипломированных специалистов.

Известно, что в настоящее время российские вузы, практически, «освободились» от такой «хлопотной» функции, как целевое распределение выпускников в реальном секторе экономики. Прежде всего, это - проблема распределения и поиска работы после окончания вуза. Давая оценку этой «новации» в российских технических вузах на начало 10-х годов текущего столетия, генеральный директор ОАО «Русские машины» А.В. Филатов констатировал, что на количество и особенно качество инженеров, которые приходят на предприятия и потом остаются, повлиял в той или иной форме фактор деградации и исчезновения советской системы распределения. Это сказалось на возможности региональных предприятий привлекать инженеров, студентов-выпускников из столичных вузов: Москвы и Санкт-Петербурга. «Наши заводы - в 13 регионах России - пояснил директор, - предельно тяжело в Самару, Нижний Новгород, тем более Миасс и так далее зазвать людей из Москвы, потому что зарплата в машиностроении 15-20 тысяч максимум, на некоторых предприятиях - 10. Понятно, что студент-выпускник из Москвы не поедет работать за такие деньги. Эта фундаментальная проблема упирается, прежде всего, в проблему жилья...» 1.

А вот как предпочитали (в тот же период) решать проблему распределения выпускников сами участники этого процесса. В проекте «Урал-Вуз-2012» на вопрос анкеты «Как Вы считаете, какой вариант трудоустройства выпускников вуза наиболее приемлем в настоящее время на Урале?» - ответы респондентов распределились, как показано в табл. 2.

Таблица 2

Мнение акторов процесса формирования рынка инженерных услуг на Урале о предпочтительных формах распределения выпускников региональных вузов (% от общего числа опрошенных

по каждой группе)

Варианты распределения выпускников Группы

Вуз Предприятие

СТ ЭП МС ЭР

Традиционный вариант целевого распределения по предприятиям и организациям с обязательной «отработкой» в течение 3-5 лет 19 21 17 16

Предлагать выпускнику альтернативу выбора одного из двух вариантов 47 35 42 52

Самостоятельное трудоустройство выпускника 34 43 41 31

Нетрудно видеть, что большинство опрошенных во всех четырёх группах голосуют «ЗА» или не исключает возможности выбора целевого распределения выпускников после окончания вуза. Нам представляется, что отказ вузов от системы целевого распределения своих выпускников не должен ассоциироваться с полным снятием ответственности за судьбу молодых инженеров на рынке труда. Кстати, разделять такую ответственность с вузом должны и заводы, испытывающие дефицит инженерных кадров. Потребительский подход к подготовке таких кадров исключительно лишь на средства государства и средства родителей студентов должен быть трансформирован в партнёрские.

На рынках труда и образовательных услуг такими партнёрами должны стать государство, вуз, семья и бизнес 2.

* * *

Ценностные и, в целом, жизненные ориентации и планы молодых людей проявляются в мотивах выбора ими конкретного высшего учебного заведения для своей профессиональной учёбы, а затем в выборе места труда, места жительства, места семейного строительства. О том, насколько правильны были выбраны адреса этих выборов можно судить по результатам нашего опроса «Урал-Завод-2018»:

- профессию «инженер» считают непрестижной - 15% инженеров «НТМК»; 16% - «СТЗ», 18% - «Трансмаш»; 16% инженеров «Автоматики» и 19% экспертов Урала;

- если бы представилась вновь выбирать профессию и специальность, то выбрали бы «другое учебное заведение и другую специальность» - 26% инженеров «НТМК»; 22% - «СТЗ», 14% - «Трансмаш»; 54% инженеров «Автоматики» и 7% экспертов Урала;

Феномен «безадресности» в сфере подготовки молодых инженеров на Урале особенно присущ в отношении женской молодёжи. Обратимся к результатам опроса «Студентки УрФУ-2015». На вопрос анкеты: «Как Вы считаете, смогли бы Вы после окончания вуза уехать работать и жить другую страну, где имеются хорошие условия для проявления Ваших знаний, Ваших способностей?» вариант «Скорее всего, да уехала бы» выбрали 43% опрошенных студенток 4-го курса в гуманитарных институтах и, соответственно, 61% - в технических («инженерных»). Другими словами речь идёт не только о профессиональной «безадресности», но и «целенаправленности» производственно -региональной, космополитической3.

1 Дмитрий Медведев против возрождения системы распределения студентов. - http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/9275

2

Татаркин А.И., Павлов Б.С. Проблемы развития социального партнерства на муниципальном рынке труда (на примере Урала). - М.: Экономика, 2009. - 436 с.

3

Бочко В.С., Суховей А.Ф., Павлов Б.С., Татаркин А.И., Захарчук Е.А. Шевелёва О.Р. и др. Совершенствование теоретико-методологических основ формирования инновационной и финансовой стратегий развития территориальных систем разного уровня. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. - 203 с.

* * *

В силу специфики предмета анализа нашей статьи, авторы считают правомерным обратиться к статье 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

«Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, отмечается в БК РФ, - означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации»1.

Несложным и правомерным будет ассоциация ряда феноменов дву х сфер общественной жизни: финансовой и сферы воспроизводства и использования профессионально-трудового потенциала:

ПОНЯТИЯ, (феномены) СФЕР (институтов):

ФИНАНСОВАЯ: ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ:

бюджетные средства человеческий капитал»

конкретные получатели средств - акторы производственного процесса организаторы подготовки и использования кадров «Школа», «Вуз» «Завод»

финансирование конкретных целей. финансирование процесса профессиональной социализации

нарушение адресности финансирования подготовка неко мпетентных, немотивир ованных кадров

наложение мер ответственности» негативные административно -общественные оценки и санкции

В соответствии с комментируемой статьей БК РФ каждое расходование бюджетных средств является целенаправленным. Цель, на достижение которой предусмотрено предоставление конкретных бюджетных средств, является неоспоримой. Поэтому любое отступление от поставленной цели, т.е. «расходование выделенных бюджетных средств не в соответствии с их целевым предназначением, является нарушением бюджетного законодательства и влечет наложение мер ответственности»2.

Нам представляется, что сегодня актуальной является проблема установления чёткой адресности ответственности конкретных субъектов нецелевого расходования и использования российского человеческого потенциала по всей линейке его воспроизводства. И, не только «установления», «фиксации» и попыток «доброжелательно пожурить пальчиком», позволяющих воспроизводить известные ситуации с нравоучениями повара в отношении несознательного кота, который внимательно «слушает, да ест..»

* * *

В целях дальнейшей оптимизации процесса воспроизводств инженерных кадров в промышленности Урала в числе других традиционных направлений, форм, условий и средств решения аналогичных (по предмету и сложности) социально-экономических проблем, автором предлагаются ТРИ НОВОВВЕДЕНИЯ:

1. Развитие широкого движения «МАТРИМОНИАЛЬНОГО ВОЛОНТЁРСТВА» - неофициального («неоплачиваемого») социально -педагогического сотрудничества родительских семей с официальными институтами социализации молодёжи на всех этапах онтогенетического развития детей, подростков, молодых людей, которое может классифицироваться КАК ОСОБАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ в сфере первичной и вторичной социализации молодого поколения россиян (в нашем случае - уральцев).

Не менее важны для государства, российского общества сегодня и усилия семьи по формированию (социализации) молодых поколений. «Поступая в технический вуз, - отмечал Президент РФ, - молодой человек должен связывать с выбираемой профессией своё будущее, у него должны быть все условия и для получения качественного образования, и для последующего трудоустройства»3. Такая уверенность у молодых людей, в подавляющем большинстве случаев сегодня не реальна без социально -экономического и духовного сопровождения профессиональной социализации их родителями, родительской семьей, родственниками в целом, которую мы предлагаем условно называть

4

«матримониальным волонтерством» .

2. Создание условий для формирования и развития устойчивых и перманентных «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОРИДОРОВ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ», предполагающее целенаправленное и заинтересованное (мотивированное) «сопровождение» процесса профессиональной социализации молодых людей по мере их онтогенетического взросления в рамках 4-х основных институциональных образований: «РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ Ф ШКОЛЫ О ВУЗа Ф ЗАВОДа». Подобное «сопровождение» будет способствовать, в частности, адресному воспроизводству структуры кадров региона в профессиональном и производственно-поселенческом разрезах, создавая реальные условия для удовлетворения текущих и перспективных потребностей подготовки кадров в регионе. Этот процесс может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Развитие подобной «коридорной инфраструктуры» как элемента особой образовательной политики в регионе, будет способствовать минимизации профессионально -производственной «безадресной» подготовки молодых специалистов, игнори-

1 Бюджетный Кодекс Российской Федерации Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. -http ://bk-rf.ru/5/38.html

2 Там же. Выделено автором.

3

Заседание Совета по науке и образованию по вопросам модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов 23 июня 2014 года. Указ. соч.

4 Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник / Университет Джона Хопкинса. 1997. - http://gov.cap.ru/Site Map.aspx?gov id=82&id=639809

рующих рабочие места по специальности диплома, полученного в вузе. В первую очередь, такая политика необходима для профессий, обеспечивающих нормальное расширенное воспроизводство населения (врачи, учителя) и про-мышленно-производственный потенциал региона (инженеры). В числе последних, - инженеры, обеспечивающие развитие цифровой экономики в уральском регионе (РФ в целом).

3. Целенаправленная активизация широкого социально -педагогического ДВИЖЕНИЯ по развитию на крупных, ведущих предприятиях промышленного комплекса РФ феномена профессионально-производственной династийно-сти в семьях инженерно -технических работников, подкреплённого соответствующими материально -экономи -ческими стимулами и условиями.

Добавим к предложенному выше. Авторы проведенных исследований считают себя достаточно подготовленными и экипированными методолого -методическими и эмпирическими инструментами для участия в разработке и сопровождении соответствующих документов (подготовке программ, решений, методик, экспертиз и пр.) и ГОТОВЫ откликнуться на соответствующие «серьёзные» взаимоприемлемые предложения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.