© С.В. Калинина, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ,
ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Светлана Викторовна Калинина,
старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научая специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается принцип законности, который является основополагающим не только в деятельности судов при установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также в деятельности полиции при его непосредственном осуществлении.
Ключевые слова: административный надзор, законность, судебный контроль, полиция, права и свободы граждан, административные ограничения, профилактическая работа, ответственность.
Для цитирования: Калинина С.В. Принцип законности при установлении и осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):138-41.
THE PRINCIPLE OF LEGALITY AT ESTABLISHMENT AND IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF THE PERSONS RELEASED FROM IMPRISONMENT PLACES
Svetlana V. Kalinina,
Senior Lecturer of the Department of Administrative Activity of ATS Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of Legal Sciences
Abstract. Principle of legality which is fundamental not only in activity of the courts at establishment of administrative supervision of the persons released from imprisonment places and also in activity of police at its direct implementation is considered.
Keywords: administrative supervision, legality, judicial control, police, rights and freedoms of citizens, administrative restrictions, scheduled maintenance, responsibility.
Принятый 08 марта 2015 г. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осущест-
138_ - Вестник экономич
влением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий1.
Одной из категорий административных дел, рассматриваемых судами, являются дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
1 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
:кой безопасности - № 1 / 2018
Установление судом административного надзора базируется на общеправовых принципах, которые распространяются на право в целом — это принцип законности; юридического равенства граждан перед законом; гуманизма; единства прав и обязанностей; социальной справедливости. В КАС РФ2 они получили свое название, с учетом специфики деятельности судов, но их ядро составляют основополагающие принципы права.
Так, принцип законности сформулирован в КАС РФ как «принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел». Именно он, на наш взгляд, является одним из значимых при рассмотрении дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Поскольку законность подразумевает собой соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов и выражается в неотвратимости ответственности и контроле за реализацией закона.
Более того, данный принцип является производным от конституционной нормы, закрепленной в п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ), согласно которой «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Таким образом, принцип законности обладает конституционно-правовым статусом, а его значение подчеркивается тем, что он определен в основах конституционного строя.
Итак, соблюдение принципа законности судом при установлении административного надзора выражается в том, что такой надзор применяется в соответствии с нормами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»3 (далее — Закон об административном надзоре). В указанном Законе определены лица, в отношении которых устанавливается административный надзор; адми-нистративныеограничения, устанавливаемыеприад-министративном надзоре; срок административного надзора.
2 См. ст. 6 КАС РФ.
3 СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений либо умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Правом на подачу административного искового заявления об установлении административного надзора обладают, во-первых, администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы; во-вторых, территориальный орган внутренних дел, на подразделение которого возложены обязанности по осуществлению административного надзора.
Решение суда по административному делу об установлении административного надзора принимается по правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться следующие сведения: срок административного надзора, а также конкретные административные ограничения, установленные судом. Такими ограничениями являются:
• запрещение пребывания в определенных местах;
• запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
• запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
• запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
• обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Закон предоставил суду право устанавливать одно или несколько административных ограничений из числа предлагаемых в заявлении органа внутренних дел. Это обстоятельство обязывает сотрудников органа внутренних дел, участвующих в составлении заявления, продумывать перечень административных ограничений.
После вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, администрация исправительного учреждения в течение семи дней обязана направить копию данного решения в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному лицом месту жительства или пребывания. Данное обстоятельство обязывает сотрудников подразделений органов внутренних дел по надзору, а также участковых уполномоченных полиции держать на особом контроле дату прибытия поднадзорного лица в указанный адрес.
При освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения вручает поднадзорному лицу предписание о выезде к избранному месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени. Лицо также предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора и обязанности явиться в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному месту жительства или пребывания. В день освобождения копия предписания направляется по почте в соответствующий территориальный орган МВД России. В справке об освобождении, выданной лицу, проставляется отметка «установлен административный надзор».
Относительно принципа законности при осуществлении административного надзора следует отметить, что сам административный надзор понимается как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. В осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных
140_ - Вестник экономич
управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В своей деятельности указанные подразделения руководствуются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»4, в котором одним из принципов деятельности полиции является «Законность» (ст. 6).
Принцип законности означает, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом понятием «закон» охватываются все источники права, т.е. данное понятие использовано в том же значении, что и в Конституции РФ. Также, всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Установлено, что применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Принцип законности конкретно отражается в отдельных документах, непосредственно применяющихся сотрудниками полиции, т.е. на подзаконном уровне. Так, порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, разработан в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре и утвержден Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Закон об административном надзоре, установив обязанность осуществлять индивидуальную профилактическую работу в отношении поднадзорных лиц, не определил формы и методы ее осуществления, что является существенным пробелом. Проведение этой работы всегда обусловлено необходимостью осуществления профилактических мероприятий, которые вольно или невольно затрагивают законные права и личные интересы граждан. Значит, полномочия полиции по осуществлению этих мероприятий, по нашему мнению, должны быть обязательно определены в законодательном порядке, а не ведомственными нормативно-правовыми актами.
4 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
жой безопасности - № 1 / 2018
В законодательном порядке должны быть определены не только формы и методы осуществления индивидуальной профилактической работы, но и сроки ее проведения. Критерием определения форм, методов, сроков должна выступать степень общественной опасности того или иного лица, освобожденного из мест лишения свободы.
Пробел, существующий в нормативном правовом обеспечении деятельности полиции, может привести к тому, что сотрудники полиции, от которых будет требоваться проведение этой работы, по собственному усмотрению будут определять ее формы и методы, которые в определенных случаях по заявлениям поднадзорных лиц могут быть квалифицированы контролирующими и надзирающими органами, как превышения должностных полномочий, повлекшие нарушения законности и прав граждан.
Говоря о принципе законности в целом, можно утверждать, что законность — это общеправовой конституционный принцип. Так, принцип законности при осуществлении правосудия — это требование от судов осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ и иных законов. Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия [8, с. 282].
Что касается деятельности полиции, то практически любой нормативный акт (как законодательной власти, так и подзаконный), регулирующий деятельность полиции, свидетельствует о том, что принцип — есть отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2011.
4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2039.
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
6. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 2011. 26 августа.
7. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 2013. 27 марта.
8. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997.
9. Административная деятельность полиции. / Под ред. Ю.Н. Демидова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
10. Курбатова О.В., Крахин Р.В. Реализация органами внутренних дел института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10.
11. Холманский В.И., Стульнова Т.В., Петрова О.В. Правовые основы, основания, порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Учебное пособие. Издательство «ФЛИНТА». 2014.