УДК 35.078+343.85
Давыдова Е,А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие в ходе применения Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», проблемы, связанные с осуществлением такого надзора.
Ключевые слова: административный надзор, установление, ограничение, применение, рецидив преступлений.
Davydova E.A.
THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PERSONS RELEASED FROM PLACES OF IMPRISONMENT
Annotation. In the article the problems arising in the application of the Federal law from 06 April 2011 №64-FZ "On administrative supervision over persons released from places of imprisonment", the problems associated with its exercise of such supervision.
Key words: administrative supervision, establishment, limitation, application, recidivism.
Административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел, является важнейшей правовой формой деятельности полиции, на что не раз указывали и другие авторы [см., напр.: 1,2,9,10]. Он представляет собой систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным и неуклонным исполнением ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушений и привлечения к ответственности или принятия мер общественного воздействия
Особое место в административном надзоре, осуществляемом полицией, занимает надзор за поведением и образом жизни отдельной категории лиц, в первую очередь лиц, ранее судимых и освобожденных из мест лишения свободы. Данная деятельность полиции напрямую связана с профи-
лактикой рецидивной преступности, уровень которой на современном этапе принимает угрожающие размеры.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, несмотря на все усилия государства, уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти К 2014-2015 гг доля ранее судимых лиц в общем числе осужденных приговорами суда достигла 45%. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных доля ранее отбывавших наказание лиц в 2014 - 2015 гг достигла 64%, хотя еще в 2012 году не превышала 53% [7].
Институт административного надзора был урегулирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года №5364 - VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который прекратил свое действие в 2002 году.
ь\\\
01 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». 15 сентября 2015 года вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 года №21-ФЗ (далее - КАС РФ) Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентировано главой 29 КАС РФ, до 15 сентября 2015 года производство по рассмотрению дел указанной категории регламентировалось нормами Гражданского процессуального кодекса РФ [4, 5].
Статья 1 Федерального закона №64-ФЗ определяет административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В свою очередь административное ограничение [см.: 8, с. 134-1406] представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом К таким ограничениям относятся: запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации [4].
Установление определенных ограничений в отношении определенной категории
лиц в административном надзоре направлено прежде всего на защиту общества и государства от преступных посягательств, а также на проведение индивидуально-профилактической работы и контрольно-над-зорной деятельности в отношении поднадзорных
При этом следует отметить, что существует ряд противников установления административного надзора. Правозащитники Л.М Алексеева, Л А Пономарев, Л.С. Ле-винсон, М.А. Громов утверждают, что дополнительное ограничение прав сверх установленного приговором суда и в дополнение к санкциям, применяемым к отбывающим наказание нарушителям режима, представляет собой в смысле международного права повторное «предание суду» и повторное наказание за неисправимость, за непризнание своей вины, за то, что «не встал на путь исправления».
Автор считает, что с данным мнением согласиться нельзя. Говоря о конституционных правах бывших заключенных, не нужно забывать о конституционных правах других граждан: праве на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), праве на частную собственность (ст. 35 Конституции РФ), праве на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ), обеспечить которые и призван Федеральный закон №64-ФЗ [3]. Кроме того, исходя из общих принципов российского права, временные ограничения не должны унижать человеческое достоинство, а также ущемлять гарантированные Конституцией РФ права поднадзорного
При применении правовых положений указанного закона суду и другим правоприменительным органам следует руководствоваться как нормами данного закона, так и Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кроме того, Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2013 года №22 «О применении судами законодательства при
рассмотрении дел об административном надзоре» в связи с вопросами, возникающими у судов по делам об административном надзоре, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, даны соответствующие разъяснения, которые необходимо учитывать не только судебным инстанциям, но и исправительным учреждениям и органам внутренних дел, а также лицам, освобожденным (освобождаемым) из мест лишения свободы, в отношении которых в суд поступило заявление об установлении административного надзора или когда таковой был уже установлен [6].
Вместе с тем на практике применения вышеуказанных нормативно-правовых актов имеются вопросы, требующие разрешения для надлежащего обеспечения исполнения действующего законодательства об административной надзоре
В Федеральном законе №64-ФЗ регламентированы условия установления административного надзора, категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, а также ограничения для этих лиц.
Так, в соответствии с ч. 1, 3 ст 3 указанного закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; при этом лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо лицо, отбывавшее наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здо-
ровье населения и общественную нравственность [4].
На практике возникает вопрос: необходимо ли учитывать совершение административного правонарушения, если на момент обращения в суд с заявлением об установлении административного надзора со дня окончания исполнения данного постановления уже прошел один год?
По мнению Р С. Бурганова, данное административное правонарушение не должно признаваться основанием для установления административного надзора, но должно учитываться при рассмотрении заявления об установлении административного надзора в связи с тем, что данное обстоятельство характеризует личность поднадзорного лица [1]. Автор соглашается с вышеуказанным мнением, поскольку на основании ст. 4.6 КоАПРФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Кроме того, что касается категории лиц, в отношении которой устанавливается административный надзор, на практике зачастую возникают случаи, когда имеются необходимые основания для установления административного надзора в отношении лица, но при этом оно является иностранным гражданином либо лицом без гражданства. В таком случае необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», из которого следует, что применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях [6].
Вместе с тем в соответствии со ст 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года
LAW
№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин (лицо без гражданства), имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) в Российской Федерации
Таким образом, в случае отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о законности оснований проживания (пребывания) лица, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, а также при наличии распоряжения Министерства юстиции о признании пребывания лица на территории Российской Федерации нежелательным, оснований для установления административного надзора не имеется. Обеспечить осуществление административного надзора и выполнение административных ограничений на территории РФ в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства не представится возможным. Кроме того, установление административного надзора может явиться препятствием для возвращения такого лица в государство, являющееся местом его жительства.
Вопрос, который также подлежит разрешению, по мнению автора: с какого именно момента устанавливаются ограничения для лица (с момента оглашения решения либо
с момента вступления решения в законную силу)? Данный вопрос в законе не урегулирован, хотя имеет достаточно важное значение. Как показывает практика, большинство решений об установлении административного надзора содержит в резолютивной части указание на установление административного надзора сроком до 3 лет. В таком случае установленный решением срок административного надзора начинает исчисляться с момента вступления решения в законную силу. В другом случае, если суд установит срок административного надзора с момента оглашения решения, то лицо, в отношении которого установили административный надзор, может обжаловать решение суда и тем самым вправе его не исполнять, а сам срок административного надзора фактически будет исчисляться. Такие формулировки в решениях суда могут повлечь ошибки и неясности при исполнении административного надзора, также это может иметь огромное значение при привлечении лица к административной или уголовной ответственности: ст. 19.24 КоАПРФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре», ст. 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора».
Значимость поднятых автором вопросов на практике достаточно велика. Принятие закона сформировало правовые основы, необходимые для создания мер профилактики преступности лицами, освобожденными из мест лишения свободы, посредством установления в отношении их административного надзора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Курганов P.C., Бикмиев Р.Г. К вопросу об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №3. С. 238-242.
2 Васильев Ф П., Дугенец A.C., Миронов А Н Взаимодействие МВД и ФСИН России в процессе установления административного надзора // Административное право и процесс. 2011. №8. С. 35-38.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
(в ред. от 22.07.2014 г. №11-ФКЗ) //Российская газета, №237,25.12.1993 г., Собрание законодательства Российской Федерации. 2014.
4. Федеральный закон РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 2011. 16 аир.
5 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.03.2015 г. №21-ФЗ // [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru/popular. Дата обращения 10.04 2017 года.
6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2013 года №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» // Российская газета. 2013. 5 июля.
7 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http: // www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2318013). Дата обращения 10.04.2017 года.
8. Майорова Е.Н Административное право: Учебное пособие. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. 246 с.
9. Уткин PB. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы //Российское правосудие. 2015. №4 (108). С. 80-86.
10. Ваньков А.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2014. №4 (71). С. 33-36.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ДАВЫДОВА Екатерина Александровна, магистрант юридического факультета, направление «Юриспруденция», Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московская академия экономики и права», г. Екатеринбург.
E-mail: [email protected]