ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права
(Академия ФСИН России); СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ, оперуполномоченный отдела специального назначения (базового)
(УФСИН России по Рязанской области), e-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БОРИСОВ,
старший юрисконсульт юридической группы
(ФСИН России), e-mail: [email protected] © Поникаров В. А., Поникаров С. В., Борисов С. А., 2015
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Реферат: объектом исследования в статье выступает административная ответственность за нарушение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предметом исследования являются правовые отношения, корреспондирующие положения федерального законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также конкретные предложения по совершенствованию ответственности за нарушение административного надзора.
В статье впервые исследуются нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушение административного надзора. Для правильного применения на практике ст. 19.24 КоАП РФ впервые фиксируются конкретные административные ограничения, обязанности поднадзорного лица, за нарушение которых данное лицо подвергается административному наказанию. Более того, в статье впервые показано, что указанные административные ограничения и обязанности поднадзорных лиц четко корреспондируются со ст. 19.24 КоАП РФ. Рассматривается состав административного правонарушения за нарушение административного надзора. Опрос сотрудников правоохранительных органов показал, что поднадзорные практически не опасаются нарушений административного надзора. В результате предлагается уголовная ответственность за нарушение административного надзора, проект которой зафиксирован в статье.
УДК 343.848 ББК 67.401.041 П56
Ключевые слова: административная ответственность, уголовная ответственность, административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, административные ограничения, обязанности поднадзорного лица, состав правонарушения, предупреждение преступлений и правонарушений, МВД России, уголовно-исполнительная система.
Административному надзору было посвящено множество научных работ [1]. Однако многие исследования были подготовлены на основе ранее действовавшего (в основном союзного) законодательства, что в настоящее время объективно снижает их актуальность [2].
В настоящее время с учетом нового законодательства, регламентирующего административный надзор, большинство научных работ и публикаций не затрагивали собственно ответственность за нарушение данного надзора [3, с. 131-134]. Отметим, что административный надзор вводится Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожден-
ными из мест лишения свободы», а также иными нормативными актами федерального уровня. В частности, были внесены поправки в УК РФ, УИК РФ, КоАП РФ и ГК РФ.
Указанное федеральное законодательство закрепляет положение о том, что административный надзор устанавливается за определенной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это делается государством в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны ранее судимых лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачами установления административного надзора являются: предупреждение совершения
лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Следует отметить, что большая часть функций по реализации административного надзора принадлежит МВД России, а не уголовно-исполнительной системе. В пенитенциарной системе России пока отсутствует аналогичная инструкция о порядке установления (осуществления) административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Вследствие этого администрация исправительного учреждения должна руководствоваться ст. 173.1 КоАП РФ «Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы».
Проблеме административного надзора за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, посвящено значительное число публикаций. Тем не менее после вступления с силу нового Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» фактически отсутствуют «новоиспеченные» научные публикации по данному виду деятельности. Кроме того, на сегодняшний день практически нет научных статей, в которых исследовались бы вопросы ответственности за нарушение административного надзора.
С июля 2011 г. за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществляется административный надзор. Более того, Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"» были внесены коррективы в КоАП РФ.
Так, административная ответственность за нарушение административного надзора зафиксирована в ст. 19.24 КоАП РФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре». Данная статья состоит из двух частей. В первой говорится о несоблюдении лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений. Вторая часть фиксирует невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом об административном надзоре.
Какие же прописаны ограничения, за нарушение которых наступает административная ответственность? Анализ действующего законодательства позволяет нам говорить, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения, например, в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Рассмотрим конкретные обязанности, за нарушение которых наступает административная ответственность. Анализ действующего законодательства позволяет нам говорить, что поднадзорный обязан:
1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам;
5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам;
6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных законом.
Таким образом, все обязанности и ограничения закреплены в Федеральном законе «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Зафиксированные выше ограничения и обязанности составляют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ, то есть объективную сторону правонарушения как раз и составляет невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом.
Основанием привлечения лица к административной ответственности по рассматриваемой статье будет выступать состав административного правонарушения.
Объектом комментируемого административного правонарушения является нарушение установленного законом порядка управления.
Субъект административного правонарушения -это физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. С субъективной стороны административное правонарушение признается совершенным умышленно.
Данная статья в первой части (несоблюдение ограничений) устанавливает ответственность в виде административного ареста сроком до пятнадцати суток. Вторая часть (невыполнение обязанностей) влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа.
Тем не менее полагаем, что должна быть уголовная ответственность за нарушение административного надзора. Так, еще в советское время за нарушение административного надзора дважды в течение года правонарушитель подвергался административной ответственности, а потом привлекался к уголовной ответственности. Вследствие этого предлагаем, например, за злостное нарушение административного надзора прописать уголовную ответственность, проект которой может выглядеть следующим образом:
«Нарушение административного надзора, если оно совершено лицом, к которому дважды в течение года применялось административное наказание за подобные нарушения, - наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет».
Таким образом, в советское время поднадзорные реально опасались нарушений, связанных с административным надзором, так как знали, что за нарушение данного надзора их могут привлечь к уголовной ответственности. Теперь, как показывают личные беседы, проводимые с сотрудниками правоохранительных органов, поднадзорные практически не опасаются нарушений административного надзора. Это объясняется тем, что за нарушение рассматриваемого надзора установлена собственно административная ответственность. Полагаем, это снижает уровень профилактики. Следовательно, необходимо ввести уголовную ответственность за невыполнение поднадзорным обязанностей и ограничений, установленных административным надзором.
Список литературы
1. Гуськов В. И., Иванов А. П. Роль административного надзора в профилактике рецидива преступлений : учеб. пособие. Рязань, 1982. 112 с.
2. Перец В. И. Правовые и организационные проблемы осуществления милицией гласного административного надзора : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. 25 с.
3. Поникаров В. А. Теоретическое и практическое исследование мер административного принуждения в деятельности УИС // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 131-134.
VLADIMIR ANATOL'EVICH PONIKAROV,
dsc in law, associate professor, professor of the administrative and financial law department,
(Academy of the FPS of Russia); SERGEJ VLADIMIROVICH PONIKAROV, detective officer of the special purpose department (basic),
(FPS of Russia in Ryazan region), e-mail: [email protected]; SERGEJ ANATOL'EVICH BORISOV, senior counsel law group (FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Ponikarov V. А., Ponikarov S. V., Borisov S. А., 2015
RESPONSIBILITY FOR THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES FOR VIOLATION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PERSONS RELEASED FROM PRISON
Annotation: the object of the research is administrative responsibility for violation of the administrative supervision of released prisoners. The subject of the research are legal relations, provisions of the Federal Law on administrative supervision of released prisoners and corresponding norms of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, as well as detailed proposals for improving the liability for breach of administrative supervision.
In the article for the first time the provisions of the Code of Administrative Offences, establishing liability for violation of administrative supervision are analyzed. The specific administrative restrictions and obligations of supervised persons for violation of which the person is subject to administrative punishment are for the first time formalized to ensure correct application of Article 19.24 of the Administrative Code. Moreover, it is for the first time shown that these administrative restrictions and obligations of supervised persons exactly correspond to Article 19.24 of the Administrative Code. The essential elements of the administrative offense for violation of administrative supervision are reviewed. Interviews with law enforcement officers showed that supervised offenders do not wary to violate rules of administrative supervision. In conclusion the authors suggest introducing criminal responsibility for violation of administrative supervision, the draft of which is presented in the article.
Key words: administrative responsibility, criminal liability, administrative supervision, persons released from prison, administrative restrictions, duties supervised entity, the composition of the offense, prevention of crimes and offenses, the Russian interior ministry, the correctional system.
References
1. Gus'kov V. I., Ivanov A. P. Rol' administrativnogo nadzora v profilaktike recidiva prestuplenij [Administrative oversight role in the prevention of recidivism]. Ryazan, 1982, 112 р.
2. Perec V. I. Pravovye i organizacionnye problemy osushhestvlenija miliciej glasnogo administrativnogo nadzora. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk. [Legal and organizational issues in the implementation of the vowel police administrative oversight. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1980, 25 р.
3. Ponikarov V. A. Teoreticheskoe i prakticheskoe issledovanie mer administrativnogo prinuzhdenija v dejatel'nosti UIS [Theoretical and practical study of administrative coercion in activities of the penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2012, no. 4, pр. 131-134.