УДК 342.56 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-33-34
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ КАК ОСНОВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Ирина Владимировна ДИКОВА, преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одного из основных принципов осуществления судебной власти — принципа законности.
Автором высказывается суждение о наличии трех аспектов указанного принципа: содержательного, процессуального и организационного; формулируются отличительные особенности института судебной власти в названных аспектах.
Ключевые слова: судебная власть, принципы судебной власти, закон, принцип законности, правовое государство.
Annotation. This article deals with one of the basic principles of the exercise of judicial power, the principle of legality. The author makes a judgment on the existence of three aspects of this principle: substantive, procedural and organizational, and the distinctive features of the institution of the judicial power in these aspects are formulated.
Keywords: judicial power, principles of judicial power, the law, the principle of legality, the state of law.
Рецензент: А.Г. Мамонтов, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Большую теоретическую значимость для рассмотрения судебной власти как самостоятельного общественно-правового явления имеют принципы ее организации и реализации, поскольку именно они в концентрированном виде содержат базовые идеи, являющиеся исходными институциональными составляющими данного института и определяющие ход, направления и тенденции его развития.
Обладая высокой степенью абстрактности, судебные нормы-принципы, на наш взгляд, наиболее глубинным образом отражают природу и содержание судебной власти как многоаспектного социального явления. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность формулировок самих принципов судебной власти, определение их содержания — процесс достаточно трудоемкий, а его результаты не всегда однозначны как по причине динамического развития самого явления, так и ввиду постоянно меняющегося историко-культурного контекста, что, бе-
зусловно, не может не влиять на сущность исследуемого явления.
В связи с этим в данной статье мы постараемся рассмотреть судебную власть сквозь призму одного из важнейших принципов ее реализации — принципа законности и определить его организационные, реализационные и содержательные аспекты.
На современном этапе развития российского общества особую актуальность в классификации принципов судебной власти приобретает общеправовой принцип законности.
Взаимосвязь судебной власти с правом и законом как частным проявлением права неоспорима. Однако возрастание сегодня роли и значения данного принципа обусловлено, прежде всего, на наш взгляд, появлением новой формы государственности — правового государства, главной идеей которого является ограничение властного влияния государства при помощи законов.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
Что же означает общеправовой принцип законности применительно к судебной власти и в чем состоит его специфика и особенности.
Э.М. Мурадьян считает, что «законность, с одной стороны, можно рассматривать как совокупность свобод, прав и гарантий, установленных в обществе законами и поддерживаемых государственной властью в лице всех ее органов, а также институтами гражданского общества». С другой стороны, «законность — это система запретов, ограничений, обязанностей, оправданных и необходимых в той мере, в какой это обусловлено необходимостью обеспечить... согласование общественных интересов. прав и обязанностей субъектов правоотношений» [3, с. 364].
Законность, безусловно, принцип общеправовой, он одинаково значим для всех отраслей права. Однако для судебной власти принцип законности имеет свое особое значение, специфика которого, по нашему мнению, заключается в следующем.
Социально-позитивная роль судебной власти состоит в том, что в ситуации конфликтного противостояния своими действиями и актами она утверждает законность как основу правопорядка, обеспечивающего стабильность и прогрессивное развитие общества. В связи с этим судебная власть должна действовать только на основании правового закона, поскольку иное противоречит ее сути и превращает ее действия в произвол.
В настоящее время разработаны и реализуются механизмы нормоконтроля и конституционного контроля, обеспечивающие проверку судом соответствия законов, применяемых при рассмотрении конкретного дела, положениям Конституции РФ.
В содержательном плане законность для судебной власти проявляется в следующем:
■ спорные правоотношения определены законом, на основе которого суд выносит свой акт, что, безусловно, свидетельствует о нормативной основе судебной власти;
■ решение суда должно быть законным, т.е. соответствовать букве и «духу» закона и обоснованным; иными словами, принятым с учетом имеющихся доказательств на основе мотивированной оценки, а также не противоречащим здравому смыслу и справедливости. Сказанное свидетельствует о ценностной составляющей судебной власти как общественно-правового института;
■ направленность судебного процесса на ус -тановление юридической истины, так как формальный подход к правосудию противоречит его сущности и превращает законность из основы правопорядка в суррогат,
а деятельность судебной власти в лишенную внутреннего смысла калькуляцию прав и обязанностей [1, с. 185].
Принцип законности является доминирующим по отношению ко всем остальным. Применительно к судебной власти можно говорить также о наличии процессуального аспекта законности, предназначение которого — «обеспечение действия материального закона и на его основе — целей правосудия» [3, с. 365].
Строгое соблюдение законности на протяжении процесса отправления правосудия выражается в рассмотрении дела с соблюдением обязатель-ныгх процессуальный требований и предусмотренный процессуальным правом процедур, в обеспечении процессуального равенства сторон, предоставлении им возможности справедливого состязания для отстаивания своей позиции и т.д.
В организационном плане законность для судебной власти означает, что:
во-первых, дело рассмотрено законным судом с соблюдением правил подсудности;
во-вторых, порядок проведения судебной процедуры, права и обязанности сторон и участников судебного процесса регламентированы законом,
в-третьих, предусмотрена возможность обжалования решения суда с целью устранения допущенных им нарушений материального и процессуального права.
По мнению А.Г. Мамонтова, законность для судебной власти наиболее значима в процессуальном и организационном смыслах ввиду необходимости строгого соблюдения процедуры вынесения судебного решения [2, с. 42].
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что реализация принципа законности при осуществлении судебной власти происходит в трех аспектах: содержательном, процессуальном и организационном, что, на наш взгляд, еще раз подтверждает правовую природу судебной власти как легитимной силы по защите правопорядка, прав и свобод личности.
Библиографический список
1. Малахов В.П. Общая теория права и государства: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. С. 185.
2. Мамонтов А.Г. Независимость и законность современного суда: миф и реальность // История гос-ва и права. 2012. № 11. С. 39—42.
3. Мурадьян Э.М. Судебное право. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2007. С. 364—365.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021