временного активного сотрудничества, расширение информационно-коммуникативного пространства с целью повышения качества подготовки специалистов в области ювелирного искусства.
Важными пунктами стали обязанности сторон. В обязанности МФ ВШНИ(институт) входит: приглашение в качестве внешних экспертов работодателя; проведение профориентаци-онной деятельности для студентов профиля Художественный металл (ювелирное искусство); информирование студентов, родителей, абитуриентов и выпускников о проведении стажировок и практик на базе предприятия. В обязанности предприятия входит: организация и проведение на базе предприятия ознакомительных экскурсий, мастер-классов в рамках профессиональной ориентационной деятельности; проведение на базе предприятия практик в соответствии с календарным учебным графиком и содержанием программы конкретной практики; участие в разработке критериев оценки работ студентов; проведение совместных культурных и научно-исследовательских проектов; проведение работы по организации стажировки студентов МФ ВШНИ.
Договор способствовал организации практики в условиях производства, обучаемые на протяжении всего срока обучения
в вузе, во время прохождения практик (учебной, производственной) знакомятся с разными отделами производства, что дает им понимание структуры организации предприятия, которая упрощает профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида, профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессиональной направленности.
Применение таких форм обеспечивает постепенное погружение в реальную профессиональную среду, что способствует более быстрой адаптации выпускников на рабочем месте и в профессиональной среде; готовность будущего специалиста к работе в команде; умение презентовать себя [4; 5].
Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном учебном процессе применяется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, а также формируется новый опыт на основе приобретаемых компетенций. Данный опыт становится основой развития студентов. Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.
Библиографический список
1. Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. Москва: Флинта, 2000.
2. Максимович В.Ф. Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве: проблемы и перспективы. Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIII Международной научно-практической конференции, ноябрь 2007 г. Под общей редакцией С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2008: 3 - l0.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10.
4. Александрова Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования. Санкт-Петербург: Учреждение РАО «Институт педагогического образования», 2008.
5. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки. Москва: Высшая школа, 1991.
References
1. Maksimovich V.F. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo iobrazovanie: Istoricheskijaspekt, sovremennoe sostoyanie iputiobnovleniya. Moskva: Flinta, 2000.
2. Maksimovich V.F. Professional'noe obrazovanie v tradicionnom prikladnom iskusstve: problemy i perspektivy. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, noyabr' 2007 g. Pod obschej redakciej S.I. Nazarovoj. Sankt-Peterburg, 2008: 3 - 10.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 10.
4. Aleksandrova N.M. Metodologiya i teoriya proizvodstvennogo obucheniya v strukture professional'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Uchrezhdenie RAO «Institut pedagogicheskogo obrazovaniya», 2008.
5. Belyaeva A.P. Didakticheskie principy professional'nojpodgotovki. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
Статья поступила в редакцию 28.11.17
УДК 378
Churakova M.V., senior teacher, Jewelry and Bone Carving Arts Department, Higher School of Folk Arts (Institute)
(St. Petersburg, Russia), E-mail: 2843@mail.ru
THE VARIABILITY PRINCIPLE AND PRACTICAL TRAINING METHODS "OF PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL ACTIVITIES" IN TRAINING OF MID-LEVEL PROFESSIONALS IN THE FIELD OF JEWELRY ART. In the article the author discusses an issue of practical training of students of secondary vocational education in the field of production and technological activities in jewelry. Practical training in the learning process is implemented in practical training for professional modules, course and diploma projects, academic practices, in this connection sharply there is a question of possession by the teacher of practical teaching methods. One of such methods is exercises (article highlighted by its features and requirements, to provide some consistent system of exercises used in the process of industrial training jewelry trade). Special attention is paid to the individualization of education, as the leading principle of training of unique specialists in the field of jewelry.
Key words: production and technological activity, individualization of training, exercise, vocational education, jewelry art.
М.В. Чуракова, ст. преп. каф. ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (института),
г. Санкт-Петербург, E-mail: 2843@mail.ru
ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ «ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ОБЛАСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
В статье автором рассмотрен вопрос практической подготовки студентов среднего профессионального образования в области производственно-технологической деятельности в ювелирном искусстве. Практическая подготовка в процессе обучения реализуется в ходе практических занятий по профессиональным модулям, курсового и дипломного проектирования,
учебной практики, в связи с этим остро встает вопрос владения преподавателем практическими методами обучения. Один из таких методов - упражнение (в статье выделены его признаки и требования, представлена определенная последовательная система упражнений, применяемых в процессе производственного обучения ювелирному мастерству). Особенное внимание уделено индивидуализации обучения, как ведущему принципу подготовки уникальных специалистов в области ювелирного искусства.
Ключевые слова: производственно-технологическая деятельность, индивидуализация обучения, упражнения, среднее профессиональное образование, ювелирное искусство.
Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Практическая подготовка специалиста среднего звена в области ювелирного искусства осуществляется в ходе практических занятий по профессиональным модулям, курсового и дипломного проектирования, учебной практики по профессиональному модулю 01 «Творческая и исполнительская деятельность» и профессиональному модулю 02 «Производственно-технологическая деятельность», производственной практики по профессиональному модулю 02 «Производственно-технологическая деятельность».
В процессе подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов ювелирного дела, особое значение имеет владение практическими методами обучения. Ведущим практическим методом является умелое руководство упражнениями. В процессе практического обучения упражнения являются основным методом формирования профессиональных умений и навыков будущих специалистов ювелирного искусства. Фактически весь процесс практических занятий - это последовательная цепь постепенно и постоянно усложняющихся упражнений, в процессе которых решаются новые учебные задачи, достигаются новые дидактические цели [1].
Упражнения в процессе практического обучения - это метод обучения, содержанием которого являются многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования [2].
Упражнения характеризуется следующими признаками и требованиями:
1. Упражнение - это не только повторение, но и обязательное продвижение учащихся вперед, это очередной шаг в овладении профессией;
2. Каждое упражнение имеет четкую цель: учебную - чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть, и производственную - что, как и сколько сделать в процессе упражнения. Цели эти тесно сочетаются, при этом достижение производственной цели является средством достижения учебной цели;
3. Упражнения проводятся под руководством преподавателя специальных дисциплин. Корректировка деятельности студентов в процессе упражнений производится, прежде всего, с позиций реализации учебной деятельности;
4. Выполняя упражнение, студенты должны иметь прочную, сознательную ориентировочную основу своих действий, иметь четкое представление, «что», «как» и «почему так» нужно выполнять учебно-производственные задания;
5. В процессе выполнения упражнения студенты должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, образец, технические требования);
6. В ходе выполнения упражнения - на каждом этапе работы студент должен четко представлять, каких результатов он добился, на сколько продвинулся вперед;
В процессе производственного обучения ювелирному мастерству, упражнения проводятся в определенной системе. Система упражнений по содержанию и месту в учебном процессе предполагает взаимосвязанную иерархию учебных целей: отработка правильности выполнения изучаемых действий; точности достижения осваиваемого действия (координации движений, сноровки, глазомера, соблюдения требований к качеству выполнения работы); достижение определенной скорости в выполнении работы (темп, ритм, производительность труда); формирование профессиональной самостоятельности; творческого отношения к выполнению работы. Эти цели постепенно и постоянно повышаются по сложности и степени достижимости ре-
зультатов, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение подготавливает выполнение последующего. Это обеспечивает последовательное поступательное продвижение студентов в освоении основ профессионального мастерства.
Овладение профессиональным мастерством - это последовательные шаги-этапы решения все новых и новых учебно-производственных задач в достижении новых целей.
Руководство упражнениями при отработке практических умений и навыков на занятиях производственно-технологической деятельности осуществляет преподаватель путем текущего их инструктирования. В ходе выполнения практических упражнений студентами, преподаватель анализирует процесс выполнения задания.
Для повышения активности и усиления мотивации обучения студентов производственно-технологической деятельностью, на основе оценки результатов выполненных практических заданий, идет формирование прогрессивного педагогические мышления, основанного на принципе вариативности [3].
Вариативные модули обучения ориентированы в первую очередь на инновационность и актуальность их содержания и предлагаемых технологий обучения, нацеленных на максимально полное удовлетворение профессиональных запросов специалистов в области ювелирного искусства [4].
Принцип вариативности - один из принципов педагогики, согласно которому содержание и технологии обучения и воспитания (образования) должны варьироваться в зависимости от возраста, индивидуальных способностей, уровня развития студентов.
Индивидуализация процесса обучения на занятиях производственно-технологической деятельностью невозможна без обязательного наличия вариативных (в том числе разнообразных практико-значимых) и многоуровневых заданий, подобранных по определенному принципу в «кейсы». Выбор этих заданий зависит не только от решения преподавателя, но и от решения студентов, у которых всегда есть возможность выбора и перехода к более интересному (значимому), с их точки зрения, сложному заданию. Выбор этот возможен только тогда, когда студент в полной мере осознает, на каком этапе своей индивидуальной траектории обучения он находится. К этому состоянию его должен привести преподаватель как можно раньше.
Индивидуализация обучения предоставляет каждому обучающемуся возможность осваивать действия практических заданий в индивидуальном темпе [5]. Однако разные типы обучающихся, будут осваивать практические задания неравномерно: кому-то потребуется больше времени на освоение теории, другим - на приобретение практических умений. Поэтому студент, четко понимающий конкретные задачи обучения, вместе с преподавателем будет планировать освоение профессиональных компетенций в соответствии со своими возможностями.
Систематическая работа с активным применением инновационных педагогических технологий повышает интерес к предметам, входящим в профессиональный модуль 02 «Производственно-технологическая деятельность», учебную активность, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний; создает условия для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания. Они являются ее составной частью, полагая, что педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Библиографический список
1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
2. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
3. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Санкт-Петербург: Ин-т профтехобразования РАО, 1999.
4. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. Москва: Альфа-М; ИНФРА, 2010.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2013. References
1. Skakun V.A. Organizaciya imetodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: FORUM: INFRA-M, 2007.
2. Skakun V.A. Osnovypedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva: FORUM: INFRA-M, 2008.
3. Belyaeva A.P. Metodologiya i teoriya professional'nojpedagogiki. Sankt-Peterburg: In-t proftehobrazovaniya RAO, 1999.
4. Olejnikova O.N. Modul'nye tehnologii: proektirovanie i razrabotka obrazovatel'nyh programm: uchebnoe posobie. Moskva: Al'fa-M; INFRA, 2010.
5. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2013.
Статья поступила в редакцию 28.11.17
УДК 378
Andreichuk N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: sekletekeya@mail.ru
PRACTICES OF THE USE OF NATURAL AND ARCHITECTURAL LANDSCAPE IN THEATRALIZED REPRESENTATIONS (1917 - 2017). The stages of the development of the practice of performances of theatrical performances on open water areas, natural hills, against the background of urban architectural structures, in the city space in the centenary of the Russian period from 1917 to 2017 are presented. The ways of using different open natural and architectural spaces in the practice of directors of the October and modern times are explored, as well as scenic and directorial discoveries in playing these spaces in accordance with the ideological and thematic designs of the productions. The natural and architectural landscapes are viewed not as a background, but as a meaningful expressive medium of theatrical performances in close connection with the historical memory of the space used. The possibility of using the terrain theme as the leitmotivic scenario-directing theatrical performances is considered.
Key words: scenery of nature, natural amphitheater, theater at a square and water space, theatrical play of the natural and historical landscape, scenic natural construction as an expressive means of direction.
Н. М. Андрейчук, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: sekletekeya@mail.ru
ЭФФЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО, АРХИТЕКТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА
Представлены этапы развития практики постановок театрализованных представлений на открытых водных пространствах, природных холмах, на фоне городских архитектурных сооружений, в городском пространстве в столетний российский период с 1917 по 2017 год. Исследуются способы использования разных открытых природно-архитектурных пространств в практике режиссёров эпохи Октября и современности, а также сценарно-режиссёрские находки в обыгрывании данных пространств в соответствии идейно-тематическим замыслам постановок. Природный и архитектурный ландшафты рассматриваются не как фон, а как смысловое выразительное средство театрализованных представлений в тесной связи с целенаправленностью социально-педагогического воздействия на основе использования исторической памяти открытого пространства.
Ключевые слова: декорации природы, естественный амфитеатр, театрализованное обыгрывание природного и архитектурно-исторического ландшафта в целях социально-педагогического воздействия, природное и архитектурное пространство как выразительное средство режиссуры.
Праздники и праздничные зрелища на заре становления человеческой культуры проходили в естественных декорациях природы. Прошли века, прежде чем стали строить специальные архитектурные сооружения для массовых зрелищ - амфитеатры, театры, стадионы, цирки и.д. Но и в поздние времена зрелища с использованием природного ландшафта оставались популярны. Так долгое время естественным амфитеатром для древних греков были склоны горы, а древние римляне любили устраивать навмахии (театрализованные военно-морские сражения) на пространствах как искусственных, так и естественных водоёмов. Во времена Возрождения такой опыт продолжался. Так «в 1561-году, скульптор Леон Леони писал Микель-Анджело: «Я занят самым пышным празднеством, какое только осуществлялось за последнее сто лет. В нём участвуют горы, острова, настоящие воды, сражения на суше и на море, с небом, адом и многочисленными постройками в перспективе. Мантуя представляет собой сейчас настоящий хаос, и можно подумать, что я прислан сюда для разрушения. Здесь больше не найти не досок, ни гвоздей, ни крыш, ничего: так много материала я употребляю для этих построек» [1, с. 121]. Позже, к примеру, массовые праздники Великой французской революции конца XVIII века проходили на Марсовом
поле и развалинах Бастилии. И если Марсово поле Парижа использовалось как удобное пространство для создания алтаря Отечества, вокруг которого создавался ритуал революционного празднества, то остатки тюрьмы Бастилии играли символическо-смысловое значение: «Отныне здесь танцуют!» - вот что было начертано на её развалинах, и там танцевали ликующие парижане и омывали свои лица водой льющейся из груди специально сооружённой к празднику женской статуи, символизирующей «Родник Возрождения».
В России последовательно развивал идеи театра на площади и других открытых (в том числе водных) пространствах режиссёр А.Я. Алексеев-Яковлев (конец XIX начало XX века). В эпоху Октябрьской революции сфокусировал внимание на возможностях художественно выразительного использования в объективных реалиях природного, архитектурного и исторического ландшафта при организации агитационно-массовых праздников и представлений А. Пиотровский.
Массовые театрализованные шествия по улицам городов и зрелища на их площадях популярны во всём мире и сегодня, традиционно они проходят и в России, однако места их проведения традиционны, постоянны, и проводятся они чаще без целенаправленного учёта исторической памяти и особенностей