Научная статья на тему 'Использование творческого подхода в выпускной квалификационной работе студентов среднего профессионального образования в области ювелирного искусства'

Использование творческого подхода в выпускной квалификационной работе студентов среднего профессионального образования в области ювелирного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / FINAL QUALIFYING WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / ЮВЕЛИР / JEWELER / ИСКУССТВО / ART / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / CREATIVITY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / КРУГОЗОР / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуракова М.В.

Статья посвящена вопросу использования творческого подхода в выпускной квалификационной работе студентов среднего профессионального образования в области ювелирного искусства. Автор отражает ключевые этапы применения творческого подхода при проектировании ювелирных украшений. Выделяются и описываются технологические приёмы творчества, применимые в разработке выпускной квалификационной работы. Значительное внимание уделяется процессу исследовательской деятельности студентов в направлении проектирования ювелирных украшений. Автор даёт обобщённую характеристику студента, овладевшего творческим подходом. Данная статья представляет интерес для руководителей выпускной квалификационной работы среднего профессионального образования в области ювелирного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CREATIVE APPROACH IN FINAL QUALIFICATION WORK OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF JEWELRY ART

The article is dedicated to a question of the use of creative approach in final qualification work of students of secondary professional education in the field of jewelry art. The author reflects key stages of application of creative approach at design of jewelry. The processing methods of creativity applicable in development of final qualification work are allocated and described. Considerable attention is paid to process of research activity of students in the direction of design of jewelry. The author gives the generalized characteristics of students who have mastered the creative approach. The article is of interest to heads of final qualification work of secondary professional education in the field of jewelry art.

Текст научной работы на тему «Использование творческого подхода в выпускной квалификационной работе студентов среднего профессионального образования в области ювелирного искусства»

и специалистов, государственных корпораций, частного бизнеса, политических партий и движений; определение основ программы наиболее значимых системных и взаимосвязанных мероприятий; технологию их реализации и выполнения основных задач; достижение желаемого результата.

И.А. Донина [11] видит в качестве основных элементов стратегии патриотической направленности, следующие положения: понимание стратегического назначения патриотизма и патриотического воспитания современной учащейся молодежи; стратегическую цель; тактические задачи; достигнутые результаты на организационном и личностном уровне.

Следовательно, стратегия как руководящий документ должна иметь специфическую форму и содержание (отличающие её от концепции), включающее: преамбулу (введение), четко сформулированные цель и задачи, видение процесса воспитательно-патриотической деятельности рассчитанного на 10 лет и более, ресурсное обеспечение, механизм реализации намеченного, конечный результат (продукт).

Таким образом, вышеизложенное позволяет резюмировать:

1. Стратегия государственно-патриотического воспитания есть важнейший инновационный метод организации воспитательно-патриотической деятельности, позволяющий наиболее эффективно планировать, прогнозировать и строить весь воспитательный процесс на длительную перспективу, и последовательно идти к достижению намеченной цели - воспитанию надежных патриотов Отечества.

Стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза — это единое видение, понимание и последовательное осуществление целенаправленного комплекса

Библиографический список

организационных и воспитательных действий, направленных на творческо-педагогическое воздействие в интересах развития и качественного изменения уровня патриотизма учащихся. Стратегия представляет собой консолидированный проект воспитательно-патриотической деятельности, осуществляемого на длительный период времени.

2. Основными компонентами Стратегии развития системы ГПВ курсантов морского вуза могут быть:

- цели и задачи ГПВ;

- определение приоритетных направлений процесса ГПВ;

- пути и средства достижения установленных задач;

- алгоритм воспитательно-патриотической деятельности;

- распределение ролей и функций основных субъектов и участников государственно-патриотического воспитания: ректората, деканатов, профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений, общественных организаций и курсантов;

- конкретная программа мероприятий государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза;

- технология ГПВ курсантов морского вуза;

- результат и механизм его достижения.

3. Конечным результатом реализации положений Стратегии государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза должны стать сформированность патриотической позиции у каждого курсанта- выпускника, включающая широкое государственное мировоззрение, активно-деятельное участие в укреплении политической, социально-экономической и оборонной мощи государства, обеспечении достойной жизни и правовой защищенности каждого гражданина Российской Федерации.

1. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Available at: http:// www.orthedu.ru/obraz

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском : монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

3. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. Педагогика. 1997; 3: 52 - 56.

4. Томилина С.Н. Научные основания разработки стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза. Человек и образование. 2015; 4: 71 - 76.

5. Идеология. Г.Ю. Семигин. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Науч. ред. В.С Стёпин. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мысль, 2010.

6. Ахметшина Г.Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2015.

7. Лыкова Т.Р. Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения. Актуальные вопросы современной науки. 2014; 36: 183 - 192.

8. Ильина Н.Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011; 4: 21 - 28.

9. Лутовинов В.И. Стратегия развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на ближайшую перспективу. Панда Available at: http://pandia.ru/text/80

10. Плаксий С.И. Стратегия развития российских вузов. Знание. Понимание. Умение. 2006; 4: 15 - 22.

11. Донина И.А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как общеобразовательной организации. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2015.

References

1. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody. Available at: http://www. orthedu.ru/obraz

2. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom : monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

3. Lutovinov V.I. Patrioticheskoe vospitanie podrastayuschego pokoleniya novoj Rossii. Pedagogika. 1997; 3: 52 - 56.

4. Tomilina S.N. Nauchnye osnovaniya razrabotki strategii patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Chelovek i obrazovanie. 2015; 4: 71 - 76.

5. Ideologiya. G.Yu. Semigin. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: v 4 t. Nauch. red. V.S Stepin. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Mysl', 2010.

6. Ahmetshina G.H. Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya grazhdanskoj identichnosti uchaschejsya molodezhi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2015.

7. Lykova T.R. Strategiya patrioticheskogo vospitaniya: problemy, zadachi, puti resheniya. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2014; 36: 183 - 192.

8. Il'ina N.F. Strategii stanovleniya regional'noj sistemy nepreryvnogo innovacionnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011; 4: 21 - 28.

9. Lutovinov V.I. Strategiya razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na blizhajshuyu perspektivu. Panda Available at: http://pandia.ru/text/80

10. Plaksij S.I. Strategiya razvitiya rossijskih vuzov. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006; 4: 15 - 22.

11. Donina I.A. Koncepciya i marketingovaya strategiya razvitiya shkoly kak obscheobrazovatel'noj organizacii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2015.

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 377

Churakova M. V., senior teacher, Department of Jewelry and Bone Carving Arts, Higher School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: 2843@mail.ru

USE OF CREATIVE APPROACH IN FINAL QUALIFICATION WORK OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF JEWELRY ART. The article is dedicated to a question of the use of creative approach in final qualification work of students of secondary professional education in the field of jewelry art. The author reflects key stages of application of creative

approach at design of jewelry. The processing methods of creativity applicable in development of final qualification work are allocated and described. Considerable attention is paid to process of research activity of students in the direction of design of jewelry. The author gives the generalized characteristics of students who have mastered the creative approach. The article is of interest to heads of final qualification work of secondary professional education in the field of jewelry art.

Key words: final qualifying work, professional training, jeweler, art, creativity, design, outlook.

М.В. Чуракова, ст. преп. каф. ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (института),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: 2843@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена вопросу использования творческого подхода в выпускной квалификационной работе студентов среднего профессионального образования в области ювелирного искусства. Автор отражает ключевые этапы применения творческого подхода при проектировании ювелирных украшений. Выделяются и описываются технологические приёмы творчества, применимые в разработке выпускной квалификационной работы. Значительное внимание уделяется процессу исследовательской деятельности студентов в направлении проектирования ювелирных украшений. Автор даёт обобщённую характеристику студента, овладевшего творческим подходом. Данная статья представляет интерес для руководителей выпускной квалификационной работы среднего профессионального образования в области ювелирного искусства.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, профессиональное образование, ювелир, искусство, творческий подход, проектирование, кругозор.

Проектирование выпускной квалификационной работы -важный период в общем процессе подготовки специалиста среднего звена в области ювелирного искусства, направленный на формирование и развитие практических навыков, профессиональных компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Разработка выпускного квалификационного проекта является первым важным этапом освоения профессиональной деятельности будущего ювелира. Совмещение учебного процесса с реальным профессиональным исследованием и представлением его, в качестве выпускной квалификационной работы, значительно повышает ответственность студента за качество своего проекта. На преддипломной практике, студенты получают темы выпускных квалификационных работ, разбираются в сути поставленных задач, уточняют исходные данные, собирают необходимый для обоснования проекта материал. Тема выпускной квалификационной работы должна быть, прежде всего, актуальной, т. е. выдвигаться потребностями и логикой развития современной науки, техники, производства, связана с новыми разработками и исследованиями по актуальной тематике, соответствующей профилю специальности.

Процесс творчества в выпускной квалификационной работе ювелирного украшения это поиск гармоничного сочетания формы и содержания. Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании ювелирного изделия, направленная на развитие творческого проектного мышления и на интенсификацию самого процесса проектирования.

Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение, наряду с традиционными эмпирическими приемами, нетрадиционных методов, так называемых технологических приемов творчества.

Методы творчества, которые применимы при выполнении выпускной квалификационной работы можно разделить по группам:

1) методы, применяемые при пересмотре поставленной задачи при проектировании: наводящая задача - аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции;

2) методы проектирования: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, использование передовых технологий;

3) методы, дающие новые решения: инверсия, эмпатия, «мозговая атака».

Из перечисленных методов, студенты могут выбрать любой, наиболее подходящий для решения конкретной задачи, или группу методов и использовать их при проектировании ювелирного украшения.

Выпускная квалификационная работа, выполненная студентом среднего профессионального образования - это свое-

образный экзамен, на котором проверяется его практическая, теоретическая и профессиональная зрелость, как специалиста. В этой работе должны быть отражены знания, умения и навыки студента, полученные им в течение всего периода обучения, его профессиональный уровень в рамках избранной специальности.

Проектирование ювелирного украшения охватывает комплекс взаимосвязанных вопросов, и представляет собой своеобразную творческую лабораторию, в которой остро ощущается необходимость интеграции различных областей знаний, приобретаемых студентом на протяжении всего периода обучения в колледже.

Ручное изготовление ювелирного изделия представляет достаточно сложный процесс, который включает в себя анализ потребностей рынка, разработку прототипа (дизайн, эскизный проект, модель изделия), расчеты затрат на материалы и себестоимости изделий, технологический процесс изготовления и последующую реализацию продукции. Выпускная квалификационная работа будущего ювелира должна стать синтезом общетеоретической, методологической, научно-технической и художественно-графической подготовки. В итоговой работе студент отражает навыки самостоятельного профессионального изготовления ювелирного украшения и творческое решение проекта на высоком художественном уровне и в полном объеме.

Самостоятельная работа включает, как воспроизводящие, так и творческие процессы в деятельности студента к ним относятся:

1) эвристические работы - предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы - поиск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения;

2) исследовательские работы - носят творческий характер. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем;

3) проектные работы - разработка художественного проекта ювелирного изделия с учётом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических, эргономических и др. параметров;

4) экспериментально-исследовательская деятельность:

- использование информационных технологий при разработке новых форм ювелирных украшений, функций, нововведений и т. п.;

- анализ состояния и динамики показателей качества ювелирных изделий, с использованием необходимых методов и средств исследований;

- анализ, синтез и оптимизация процессов изготовления ювелирного украшения;

- изучение требований, предъявляемых заказчиками к ювелирным украшениям;

- сравнительный анализ аналогичных отечественных и зарубежных ювелирных украшений, оценка их эстетического уровня;

- использование новых информационных технологий для поиска наиболее рациональных вариантов решений применения материалов, элементов и компонентов формы, объемно-пространственного и графического проектирования, разработки композиционного, стилистического решения;

- предоставление необходимой технической документации на проектируемое изделие (эскизы, чертежи, макеты, наглядные технические схемы, зарисовки);

- осуществление авторского контроля над соответствием рабочих эскизов, чертежей, особенно важных узлов, которые могут повлиять на качество и удобство эксплуатации, и внешний вид ювелирного украшения.

В процессе проектирования ювелирного украшения применяются традиционные технические средства, а также видео, видеотека с материалами международной моды. В распоряжении студентов и преподавателей музеи и библиотеки с большим объемом материалов по прикладному и изобразительному искусству, дизайну, моде.

Работа над проектом выпускной квалификационной работы формирует у студента важнейшие личностные качества: самостоятельность, творчество, активность, настойчивость в достижении поставленной цели, восприимчивость к нововведениям. Поэтому руководителю проекта следует помочь ввести будущих ювелиров в учебно-исследовательскую деятельность и создать в творческой образовательной среде такую организацию учебного процесса, в которой студенту предоставляется возможность проявить себя как личность, осуществлять собственные личностные действия, связанные с творческим поиском, творением, нахождением, выбором, осмысливанием, осознанием, выдвижением творческих идей [1].

Объем выпускной квалификационной работы в принципе должен быть для всех одинаковый по охвату вопросов, на которые должен ответить будущий ювелир, но форма и способы выражения темы, ее раскрытие у каждого свои.

Определение темы выпускной квалификационной работы - процесс сложный, неправильный ориентир часто гасит творческую инициативу, приводит иногда к равнодушию. Поэтому, выбор темы, дело не только самих студентов, но и ведущих преподавателей производственно-технологической, творческой и исполнительской деятельности. Чтобы помочь в этом будущему ювелиру, преподаватель должен знать его индивидуальные особенности, так как решение выбора темы зависит от его наклонностей, способностей и от степени общей подготовки. Руководителю выпускной квалификационной работы необходимо порекомендовать каждому студенту посильную тему, заинтересовать и психологически настроить на ее решение, раскрытие сути этого задания и выполнение в материальном виде.

Второй этап - эвристический, заключается в создании идеи ювелирного украшения и его образа. Важнейшую роль на данном этапе играет работа воображения студента, будущего ювелира его социальное чутье и художественный вкус.

Здесь большую роль играют наглядные материалы, которые необходимо широко использовать на занятиях по проектированию, поскольку знакомят будущих ювелиров с другими работами, расширяют их представления о ювелирном искусстве, получают стимул к формированию новых идей, проектов, в которых проявляется их собственная фантазия. Все вышеперечисленное в комплексе с теоретическими знаниями развивает зрительную

Библиографический список

память и воображение студентов, что позволяет повышать профессиональные качества будущего ювелира в исполнительском мастерстве. Здесь необходимо оговориться, что, выбирая задание для студента или одобряя то, что он выбрал сам, педагог должен научить его главному — добиваться профессионального мастерства, совершенствования своих умений, создавать оригинальные композиции в ювелирных украшениях, гармонично сочетая технологию изготовления с декоративными элементами орнаментов и мотивов из различных декоративно-прикладных областей [2].

Посещение ювелирных выставок, музеев декоративно-прикладного искусства, изучение экспозиции горных минералов -является источником активности, побуждающий к деятельности.

Третий этап - логический, на данном отрезке работы происходит проверка идеи и образа рациональным, т.е. мыслительным логическим путем. Продумываются и формулируются разного рода аналитические требования к форме и внешнему виду изделия, например, такие: композиционное решение ювелирного украшения, вид поверхности, вид металла, использование декоративных вставок и ювелирных камней (огранка и форма), эстетика, эргономика ювелирного украшения, материалоемкость изделия.

Четвертый этап - исполнительский. Практическая работа над проектом выпускной квалификационной работы, выдача результатов проектирования на тех или иных стадиях. Это исполнение эвристических композиций, технических рисунков и чертежей, поисковых моделей, выполнение проекта на планшете, макет изделия, пояснительная записка [3, с. 184].

Каждый этап выполнения проекта ювелирного украшения контролируется руководителем выпускной квалификационной работы.

В выпускную квалификационную работу студента закладывается результат изучения эстетических закономерностей, возникающих в сфере декоративно-прикладного искусства, познания реальной действительности, художественные возможности современного искусства, методы художественного конструирования, эргономичности формы ювелирного украшения, особенности отделочных материалов, средств выразительности художественной формы изделия [4, с. 184].

Серьезная подготовительная работа ведется преподавателем, который помогает найти наиболее удачное решение к разработке проекта, подобрать верный материал. От того, насколько студент подготовлен практически и теоретически, будет зависеть качество его выпускной квалификационной работы.

Важно отметить, какие преимущества получает студент, овладевший творческим подходом к решению стоящих перед ним задач:

- в процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели;

- творческий подход позволяет успешно разрешить противоречия, возникающие в процессе технических и производственных задач, а также противоречия в обществе, коллективе, семье;

- возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе;

- творчество может стать смыслом жизни человека и способом его самовыражения;

- в процессе технического творчества гармонично сочетаются умственный и физический труд.

1. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. Москва: АПКиПРО, 2002.

2. Голубева О.Л. Основы проектирования. Учебник. Москва: Шевчук, 2014.

3. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: учебник. Киев: Вища школа, 1988. References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Romanovskaya M.B. Metod proektov v kontekste profil'nogo obucheniya v starshih klassah: sovremennye podhody. Moskva: APKiPRO, 2002.

2. Golubeva O.L. Osnovyproektirovaniya. Uchebnik. Moskva: Shevchuk, 2014.

3. Volkotrub I.T. Osnovy hudozhestvennogo konstruirovaniya: uchebnik. Kiev: Vischa shkola, 1988.

Статья поступила в редакцию 23.03.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.