Научная статья на тему 'Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров'

Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ТРАДИЦИИ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуракова М. В.

Статья посвящена исследованию и анализу дефиниции «Профессиональное мастерство». Представлен результат исследования по формированию профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров»

М.В Чуракова, ст. преподаватель кафедры ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (академии)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ЮВЕЛИРОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и анализу дефиниции «профессиональное мастерство» в контексте освоения различных видов традиционного прикладного искусства. Представлен результат изучения этапов формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: Профессиональное мастерство, традиции, ювелирное искусство, модель, художник традиционного прикладного искусства.

M.V. Churakova, senior lecturer of the department of jewelry and bone carving arts of Higher School of Folk Arts (Academy)

FORMATION OF PROFESSIONAL MASTERY OF FUTURE ARTISTS-JEWELERS Annotation. The article is devoted to the study and analysis of the definition «Professional skills». The result of research on the formation of professional skills of future artists-jewelers in the system of secondary vocational education is presented. Key words: Professional skill, traditions, jewelry art, model, culture.

Ювелирное искусство, которое является составляющей частью традиционного прикладного искусства России, определяется производственно-технологической деятельностью художников-ювелиров, в результате которой у них формируется профессиональное мастерство, сохраняющее национальную культуру, традиции и духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.

Проблемы сохранения ценностей национальной культуры и ее отражение в области художественного образования всегда были предметом научных исследований философов, историков, искусствоведов, педагогов (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, и др.).

По мнению В.Ф. Максимович, «процесс познания традиционного прикладного искусства формирует у человека не только такие качества, как трудолюбие,

эстетический взгляд на материальные и духовные ценности, но и воспитывает национальное самосознание» [3, стр.3].

Формирование профессионального мастерства было отражено в научных исследованиях П.В. Гусевой, Д.С. Дронова, А.А. Николаевой, В.А. Скакуна, Н.Н. Шамрай и др.

Так, П.В. Гусева в своем диссертационном исследовании разработала модель формирования мастерства художника-иконописца, реализующуюся через образовательно-творческую среду [1].

Педагогическую модель профессионального образования будущих мастеров-ювелиров, опирающуюся на принцип организации учебно-воспитательного процесса с учетом взаимосвязи проектирования и развития навыков профессионального мастерства,

- впервые разработал Д.С. Дронов [2].

Следует отметить, что с практической точки зрения, модель содержания обучения мастерству художественной вышивки будущих художников, разработанная А.А. Николаевой, направлена на непрерывное образование с сохранением регионально-исторических, художественно-технологических и колористических особенностей.

В своих научных исследованиях Н.Н. Шамрай - впервые раскрыла и обосновала теоретические и методологические основы технологической подготовки в процессе изучения прикладных художественных промыслов [10].

Формирование основных представлений о профессиональном мастерстве, складывалось под воздействием научных разработок многих ученых, примерами которых могут служить идеи, методологические разработки, методы (С.Я Батышев, А.М. Новиков, В.А. Скакун).

По определению В.А. Скакуна, профессиональное мастерство рассматривается как высокая и постоянно совершенствующаяся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности с развитой способностью квалифицированного специалиста, умеющего быстро переключаться с одних видов и условий труда на другие, умеющего приспосабливаться к новым требованиям и перестаивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям [6].

Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и драгоценными камнями. При постоянном развитии техники

трудно овладеть всесторонне всеми тонкостями профессии, поэтому она разделена на несколько специальных отраслей. Однако основным в производстве ювелирных изделий и сейчас остается ручной труд. Прилежность и настойчивость, способности в рисовании и черчении, художественный вкус и чувство композиции являются главными предпосылками для хорошего овладения этим ремеслом [7].

Художник-ювелир начинает изготовление изделия с подготовки материала для работы, а заканчивает полной его обработкой. Он должен знать свойства благородных металлов, способы обработки, процесс плавки и образования сплавов в соответствии с их характеристиками, назначение и разновидности оборудования, инструментов и вспомогательных приспособлений, основные свойства полудрагоценных и драгоценных камней и их имитаций, правила гигиены и техники безопасности. Ювелир должен овладеть всеми стадиями технологического процесса и техникой изготовления изделий, уметь рационально использовать материал. Драгоценности нельзя ни создать, ни починить стереотипно, работа должна выполняться индивидуально.

В современных условиях весь процесс создания авторского художественного произведения из металла состоит из двух этапов, которые тесно связаны между собой.

Первый этап - это проектирование будущего изделия, когда художник задумывает произведение, осмысливает его художественно-образное содержание, ищет наиболее выразительную художественную форму, исходя из его назначения, работает над композицией, цветом и т. п. На этом этапе поиск осуществляется с помощью набросков, рисунков, фиксируется в чертеже или модели. Уже на этом этапе художник определяет материал, из которого будет выполняться произведение, и выбирает наиболее соответствующую его замыслу технологию, т. е. способ обработки и производства изделия.

Второй этап - это воплощение художественного замысла в металле, т.е. создание авторского образца с использованием ручных приемов художественной обработки металла - чеканки, скани, гравирования, закрепки камней и др.

Таким образом, на первом и втором этапах от художника требуется знание свойств и особенностей различных металлов и сплавов и овладение ручными приемами их художественной обработки, умение подобрать такой вид металла и такую технологию, которые позволят наиболее точно воспроизвести его авторский замысел, сохранить во всей полноте художественные достоинства произведения. Поэтому изучение свойств и декоративных возможностей материала, из которого создается

авторское художественное произведение, является обязательным и необходимым для творческой деятельности художника.

Материалы и способы их обработки - это средства образного мышления художника, те средства выражения, которыми он оперирует, воплощая свою идею в реальную художественную форму. Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование их в различных технических приемах для решения художественно-композиционных задач. Освоение нового материала и нового приема его обработки расширяет и обогащает изобразительный язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческих замыслов, облегчает поиск наиболее выразительной и адекватной художественной формы.

Высокое чувство материала, тонко продуманный выбор способа его обработки -залог творческих успехов художника. Примером такого глубокого знания свойств материала и способов его обработки служат традиции народного искусства. Конечно, творческий процесс народного мастера прикладного искусства во многом отличен от творчества современного художника-ювелира, но по глубине проникновения в особенности и свойства материала они во многом сходны, а возможно и тождественны, однако в век технического прогресса художнику необходимо следить не только за появлением новых материалов, но и за технологией их обработки, учитывая их новые свойства.

В ряде публикаций [8,9] было предложено понимание - что творческий характер труда ювелира, зависит от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые он имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития ювелирной отрасли. Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает студент сегодня, но и то, что он сможет и сумеет узнать завтра. Цель обучения и состоит в том, чтобы обучающиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда.

Таким образом, материал и технология и профессиональное мастерство становятся революционизирующим фактором в создании современных форм художественных изделий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева, П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Полина Вадимовна Гусева. - СПб, 2012. - 152 с.

2. Дронов, Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дмитрий Сергеевич Дронов - М., 2009. - 220 с.

3. Максимович, В.Ф. Традиционное прикладное искусство России: научно-методическое пособие / Спб., 2007 - 67 с.

4. Николаева, А.А Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /Анна Алексеевна Николаева - М., 2017. - 160 с.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

6. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 336 с.

7. Флеров, А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. Учебник / А.В. Флеров. - М.: Издательство В. Шевчук, 2001. - 288 с.

8. Чуракова М.В. Использование творческого подхода в выпускной квалификационной работе студентов среднего профессионального образования в области ювелирного искусства/ М.В. Чуракова // Мир науки, культуры, образования: научный журнал. - 2017. -№2 (63), стр.163 - 165.

9. Чуракова, М.В. Принцип вариативности практических методов обучения производственно-технологической деятельности при подготовке специалистов среднего звена в области ювелирного искусства/ М.В. Чуракова // Мир науки, культуры, образования: научный журнал. - 2017.- №6 (67), 2017, стр. 263 - 265

10. Шамрай, Н.Н. Современные особенности формирования профессионализма художника-педагога в «Высшей школе народных искусств» // XII International Interdisciplinary Academic Conference, 5-8 January, 2018/ - Vietnam. Nha-Trang, 2018. - p.125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.