Принцип целенаправленности в формировании и реализации экономической политики государства
О.Н. Безверхая, к.э.н., Оренбургский ГАУ
Формирование стратегии экономической политики государства есть сложный экономический процесс, включающий в себя взаимосвязи, экономические отношения, закономерности, которые предопределяют цели, направленность и результаты реализации. Сложность формирования экономической политики и важность ее результативности обусловливают необходимость соблюдения ряда требований, которым должен подчиняться этот процесс. Более того, качество формирования стратегии экономической политики находится в зависимости от принципов, составляющих научное или нравственное начало, основу требований для ее реализации.
В современных условиях формирование экономической политики осуществляется с большой долей неопределенности и неполноты информации о протекающих экономических явлениях и процессах. Очевидно, что полное познание всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описание их посредством принципов в таких условиях невозможно. Это предполагает выделение наиболее важных принципов, которые в большей степени способствуют обеспечению формирования стратегии эффективной экономической политики. В качестве таких принципов необходимо выделить, прежде всего, принцип целенаправленности. Именно знание этого принципа будет способствовать формированию и реализации эффективной экономической политики государства.
Принцип целенаправленности характеризует развитие объектов материального мира, стремящихся в своем развитии к некоторому объективно определенному состоянию. Принцип целенаправленности, проявляющийся в действиях экономических субъектов, отличается воздействием субъекта на объективность. Целенаправленность экономического действия означает, что эти действия рассчитываются субъектом, осознается структура действий при выявлении конечной цели действия и производится ее сопоставление со средствами достижения. Цель — будущее, желаемое, достижимое, с точки зрения субъекта, состояние удовлетворения тех или иных его потребностей. Средства же — все то, что позволяет такое состояние обеспечить, реализовать.
Многие сложноорганизованные системы, встречающиеся в социальном мире, являются целенаправленными, т.е. ориентированными на достижение одной или нескольких целей. Это яв-
ляется актуальным для результативности экономической политики, когда под целями понимаются определенные количественные показатели, на достижение которых она (экономическая политика) направлена. Эффективность результативности экономической политики может быть достигнута только при условии подкрепления целей определенными средствами для их достижения. Согласно принципу Тинбергена, чтобы достичь целей экономической политики, необходимо иметь соответствующее целям количество инструментов [ 1 ]. Однако четко подчинить конкретным целям соответствующие им инструменты достаточно трудно, поскольку многие цели взаимосвязаны между собою. Кроме того, некоторые инструменты имеют способность оказывать воздействие одновременно на несколько целей, иногда имеющих противоречивый характер. Поэтому завершенность формирования концепции экономической политики связана с принятием решений, которые должны начинаться с выявления и четкой формулировки целей, а также предполагает рассмотрение проблем как целого, как единой системы, и выявление всех последствий и взаимосвязей каждого частного решения с необходимостью анализа и выделения возможных альтернативных путей достижения этих целей. Намеченные цели экономической политики отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.
Некоторые научные школы рассматривают цель только как категорию сознания и решительно возражают против применения понятия цели и целесообразности вне человеческой деятельности. Так, например, И.Т. Фролов пишет, что гораздо лучше все же сохранить термин «цель» в его непосредственном, специфическом значении, связанном с осознанием, идеальным представлением конечного результата деятельности, оставляя условным применение этого термина для характеристики природных процессов, как условно, например, понятие органической целесообразности [2].
По нашему мнению, органическая целесообразность — это не условное понятие, а реально существующее свойство систем, которые развиваются в строго определенном направлении, обусловленном материальными причинами. Органическая целесообразность — это реальное свойство саморазвивающихся систем, возникающее в силу объективных материальных процессов целенаправленного развития. Категория целесообраз-
ности и цели имеет объективную сторону, заключающуюся в том, что она рождена объективной действительностью, отражает объективные закономерности, детерминирована ими.
Марксистская теория показала широкую применимость понятия цели и целесообразности к самым разнородным системам, к самым различным объектам материального мира. Трактовка цели только как свойства сознательной человеческой деятельности обедняет эти понятия. Объективная сторона категории цели не только в том, что она отражает действительность, и не только в том, что она переходит в объект в процессе предметной целесообразной деятельности человека, но и в том, что сами объекты материального мира обладают свойством целенаправленного развития. В теории уже давно утвердилось понимание цели как некоторого состояния, к которому стремится тот или иной объект.
Отношение целесообразности выступает здесь в качестве формы связи объектов или элементов данного объекта, которую можно понимать как связь состояний, реализующуюся через отношение цели, средства и результата, где наблюдается обратная зависимость между причиной и действием и где цель становится причиной движения объекта.
Если устранить объективный момент в категории цели, лишается смысла само понятие целенаправленного поведения. Оно становится чисто субъективным стремлением человека, не опирающимся на понимание объективной закономерности, лежащей в основе целесообразной деятельности людей.
Принципиально возможность объективизации категории цели заложена уже в повседневно наблюдаемом факте обратного воздействия следствия на причину того или иного явления. Сложный характер взаимодействия «снимает» однозначность причинно-следственных связей, ибо в одном и том же процессе одни и те же явления могут выступать попеременно то как причина, то как следствие. А потому здесь уже становится необходимым переход к выделению главной, субстанциональной связи, определяемой как цель развития системы.
Следуя требованиям экономической политики, можно предположить, что при дискреционной политике правительство целенаправленно изменяет соотношение между доходной и расходной частями государственного бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска — увеличивает свои расходы (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно
создает дефицит госбюджета, что является промежуточным этапом в достижении главной цели стимулирования совокупного спроса. Следует подчеркнуть, что дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры бюджетных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
По нашему мнению, трактовка объективной цели только как аналога субъективной сознательной цели, как своего рода проекции сознания в объективный мир лишена всякого научного основания. Понятие цели употребляется нами не для обозначения субъективной, сознательно поставленной задачи, а для обозначения состояния, к которому система движется вполне объективно, осознаем мы этот процесс или нет. При этом процесс развития от низших форм к высшим может быть описан как процесс движения системы к некоторому состоянию, принимаемому за оптимальное.
Чтобы быть эффективными и действенными, вся совокупность действий, мер и решений, которые лежат в основе реализации экономической политики, должна быть рационально выполнена экономическими субъектами. При этом все поле взаимодействия субъектов при реализации экономической политики должно опираться на правильно определенные цели и задачи. Постановка целей экономической политики определяется, во-первых, ценностными установками; во-вторых, объективной действительностью, отражающей существующие в рамках социально-экономической системы проблемы ограниченности ресурсов, кадров, времени; в-третьих, неопределенностью и рисками экономических условий и действий. При этом следует соблюсти два взаимодополняющих правила. Первое — разрабатываемая поведенческая модель экономической системы должна быть достаточно сложной, чтобы минимизировать ошибки, то есть не упустить важные эффекты. Второе — число целей модели не должно быть слишком большим, чтобы минимизировать ошибки, то есть не запутать окончательно взаимосвязи между элементами системы. Изменение целей и задач исследования автоматически влечет за собой необходимость разработки новой модели, теории и концепции.
В условиях интенсивного изменения реальной действительности доминантой сегодняшней научной парадигмы экономических исследований является умение быстро и четко разрабатывать новые сложные поведенческие модели экономической системы для решения вполне определенных задач на вполне конкретных условиях. Изменение задач и условий влечет за собой необходимость отбрасывания всех предыдущих построений и разработку очередной новой модели.
Такая парадигма изменяет содержание самой экономической науки. В отличие от науки XIX и XX столетий наука XXI в. должна содержать не какие-то никому не нужные модели, теории и концепции, а технологии (методические приемы и рекомендации) построения современных поведенческих моделей. Все современные теории и концепции будут непосредственно вытекать из новых моделей и иметь значение лишь в определенной точке пространства и времени. Фактически современные экономические исследования превращаются в сложное инженерное искусство, где какие-либо априорные шаблоны в отношении конечных выводов неприменимы. Классический тезис о том, что «природа щедра на детали, но скупа на принципы», сейчас ставится во главу угла современной научной доктрины: в науке накапливаются только самые общие принципы, а все детали определяются в ходе конкретных исследований.
Правомерность и своевременность новой парадигмы подтверждается всем ходом развития мировой экономики. Например, научным сообществом уже осознан тот простой факт, что концепция регулирования национальной экономики со временем должна меняться в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Именно поэтому стандартные рекомендации Международного валютного фонда и Всемирного банка во многих случаях не только не дали положительного результата, но, наоборот, оказали разрушительное влияние на развитие экономики многих стран. Именно поэтому Россия, например, не может напрямую копировать опыт Китая или США. Соответственно, чем более гибко реагирует система государственного регулирования на специфические, постоянно изменяющиеся условия, тем более эффективным является и само регулирование. Иными словами, как в экономической теории, так и в практике на первое место выходит не поиск якобы универсальных и якобы правильных схем, а способность к гибкому реагированию на новые вызовы современности.
Процесс развития экономической системы есть процесс ее движения к некоторому состоянию, принимаемому за оптимальное. Цель как выражение движения системы к этому оптимальному состоянию представляется в виде системы целей.
Система целей включает цель высшего порядка и цели нижних порядков. В наиболее общем и универсальном виде высшая цель развития экономической системы сформулирована международным сообществом в лице ООН. В качестве такой цели на долгосрочную перспективу признано обеспечение устойчивого развития, предусматривающего достижение долгосрочного экономического роста, направленного на решение ключевых социальных проблем (бедности, нехватки питьевой воды и продовольствия, медицинской
помощи) и не подрывающего природно-ресурс-ную базу развития будущих поколений.
В унисон высшей цели, сформулированной ООН, в качестве системы целей российской экономики признано: «С целью обеспечения устойчивого повышения уровня жизни населения, снижения социального неравенства, дальнейшего утверждения экономической и политической роли страны в мировом сообществе» необходимо «формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста» [3].
При этом необходимо уточнить, что сама по себе устойчивость развития и динамичность роста являются недостаточным условием реализации эффективной экономической политики. Развитие — это не самоцель, оно должно быть направлено на достижение в течение определенного времени доходов, потребления товаров и услуг, которые обеспечивают продолжительность жизни и состояние здоровья населения на уровне не ниже среднего по наиболее развитым странам мира. На этом утверждении необходимо строить всю систему целей экономической политики и ее структурных составляющих.
В то же время мероприятия экономической политики не должны быть противоречивы и направлены на достижение не соответствующих друг другу целей. Среднесрочные и долгосрочные программы должны содержать стратегические планы действий различных субъектов экономики, разумеется, с соответствующей степенью агрегации и обобщения показателей. Краткосрочные программы должны конкретизировать общие долгосрочные прогнозы и, кроме того, в них в обязательном порядке должна быть установлена персональная ответственность организаций и отдельных должностных лиц за выполнение текущих мероприятий.
По каждому мероприятию, включаемому в краткосрочные или среднесрочные программы, должны быть определены:
— название мероприятия, исчерпывающе и четко определяющее его содержание; сроки выполнения мероприятия и отдельных его стадий, если таковые имеются;
— ресурсы, необходимые для выполнения мероприятия, в том числе природные, материальные, энергетические, кадровые, информационные;
— ожидаемый результат по некоторым контрольным точкам в качественном и количественном выражении; при этом должны быть оценены как результаты, так и затраты, различные виды эффектов и эффективности: экономической, социальной, экологической и др.;
— правовое обеспечение выполнения мероприятия;
— организации (лица), ответственные за выполнение данного мероприятия, с указанием системы подчиненности и ответственности исполнителей.
Следовательно, системное и четкое определение совокупности целей, средств их достижения, действий, мер и решений в процессе формирования концепции экономической политики, их согласование между собой приведет к достижению максимального результата на этапе ее реализации. На практике достижение максимальной результативности задач, поставленных государ-
ством, проявляется в формировании таких пропорций общественного воспроизводства, которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населения и повышению его уровня жизни.
Литература
1. Tinbergen, J. On the Theory of Economic Policy. Amsterdam, 1952.
2. Фролов, И.Т. Органический детерминизм, темология и целевой подход в исследовании // Вопросы философ™. 1970. № 10. С. 43.
3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003— 2005 гг.). М., 2003.
К вопросам создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Оренбургской области
О.В.Дмитренко, преподаватель, Оренбургский ГАУ
В 2005 г. Правительство Оренбургской области утвердило мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Одним из важнейших направлений реализации названного проекта является развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе области. Такое пристальное внимание развитию малых форм производства объясняется большой значимостью данного сектора и в валовом выпуске сельскохозяйственной продукции, и в обеспечении занятости и доходов сельского населения. Это подтверждают следующие цифры.
В Оренбургской области 1718 сельских населенных пунктов, в которых проживает 904,7 тыс. человек, что составляет 43% от общего числа жителей области. В крупных сельскохозяйственных организациях области занято лишь около 7% населения, или 64,5 тыс. жителей. То есть крупные хозяйства уже не могут выполнять функцию обеспечения сельских жителей рабочими местами и, соответственно, не являются источником получения дохода. В пользовании сельского населения находится 10795,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
На начало 2007 г. на территории области функционировало 6721 крестьянское (фермерское) хозяйство и 289373 личных подсобных хозяйства населения (табл. 1).
В целом по области доля малых форм хозяйствования в производстве картофеля составляет 97,4%, овощей — 95,8%, скота и птицы — 63,5%, молока — 66,2% (рис. 1).
В Абдулинском, Александровском, Бузулук-ском, Грачевском, Новосергиевском и ряде других районов области доля производства картофеля и овощей личными подсобными хозяйствами населения составляет 100%.
Доля производства продукции животноводства, а именно: скота и птицы на убой в 2006 г. составила в Абдулинском районе 84%, в Бузулук-ском — 81,5%, в Кваркенском — 86,5%, Красногвардейском — 82% [2].
При этом уровень товарности сельскохозяйственного производства Л ПХ в 2006 г. значительно выше показателя 2002 г. Товарность производства картофеля в 2006 г. составила 53,5% (6,9%
— 2002 г.), овощей — 34,5% (4,4%), скота и птицы
- 51,1% (34,7%), молока- 30,6% (11,3%) (рис. 2).
Показатели роста объема и уровня товарности производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования обеспечены тем, что индивидуальный сектор работает на пределе своих возможностей. Поэтому без объединения усилий малых сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, кредитных организаций невозможно в дальнейшем обеспечить увеличение объемов сельскохозяйственного производства. Наиболее приемлемой формой объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей на данном этапе развития сельского хозяйства в стране является организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно малые формы хозяйствования и наиболее адекватная им форма рыночной интеграции