— организации (лица), ответственные за выполнение данного мероприятия, с указанием системы подчиненности и ответственности исполнителей.
Следовательно, системное и четкое определение совокупности целей, средств их достижения, действий, мер и решений в процессе формирования концепции экономической политики, их согласование между собой приведет к достижению максимального результата на этапе ее реализации. На практике достижение максимальной результативности задач, поставленных государ-
ством, проявляется в формировании таких пропорций общественного воспроизводства, которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населения и повышению его уровня жизни.
Литература
1. Tinbergen, J. On the Theory of Economic Policy. Amsterdam, 1952.
2. Фролов, И.Т. Органический детерминизм, темология и целевой подход в исследовании // Вопросы философ™. 1970. № 10. С. 43.
3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003— 2005 гг.). М., 2003.
К вопросам создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Оренбургской области
О.В.Дмитренко, преподаватель, Оренбургский ГАУ
В 2005 г. Правительство Оренбургской области утвердило мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Одним из важнейших направлений реализации названного проекта является развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе области. Такое пристальное внимание развитию малых форм производства объясняется большой значимостью данного сектора и в валовом выпуске сельскохозяйственной продукции, и в обеспечении занятости и доходов сельского населения. Это подтверждают следующие цифры.
В Оренбургской области 1718 сельских населенных пунктов, в которых проживает 904,7 тыс. человек, что составляет 43% от общего числа жителей области. В крупных сельскохозяйственных организациях области занято лишь около 7% населения, или 64,5 тыс. жителей. То есть крупные хозяйства уже не могут выполнять функцию обеспечения сельских жителей рабочими местами и, соответственно, не являются источником получения дохода. В пользовании сельского населения находится 10795,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
На начало 2007 г. на территории области функционировало 6721 крестьянское (фермерское) хозяйство и 289373 личных подсобных хозяйства населения (табл. 1).
В целом по области доля малых форм хозяйствования в производстве картофеля составляет 97,4%, овощей — 95,8%, скота и птицы — 63,5%, молока — 66,2% (рис. 1).
В Абдулинском, Александровском, Бузулук-ском, Грачевском, Новосергиевском и ряде других районов области доля производства картофеля и овощей личными подсобными хозяйствами населения составляет 100%.
Доля производства продукции животноводства, а именно: скота и птицы на убой в 2006 г. составила в Абдулинском районе 84%, в Бузулук-ском — 81,5%, в Кваркенском — 86,5%, Красногвардейском — 82% [2].
При этом уровень товарности сельскохозяйственного производства Л ПХ в 2006 г. значительно выше показателя 2002 г. Товарность производства картофеля в 2006 г. составила 53,5% (6,9%
— 2002 г.), овощей — 34,5% (4,4%), скота и птицы
- 51,1% (34,7%), молока- 30,6% (11,3%) (рис. 2).
Показатели роста объема и уровня товарности производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования обеспечены тем, что индивидуальный сектор работает на пределе своих возможностей. Поэтому без объединения усилий малых сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, кредитных организаций невозможно в дальнейшем обеспечить увеличение объемов сельскохозяйственного производства. Наиболее приемлемой формой объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей на данном этапе развития сельского хозяйства в стране является организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно малые формы хозяйствования и наиболее адекватная им форма рыночной интеграции
1. Количество К(Ф)Х и ЛПХ в районах Оренбургской области на 01.01.2007 г.
Районы К(Ф)Х ЛПХ Районы К(Ф)Х ЛПХ
Северная зона: 1079 60257 Беляевский 202 10291
Северный 46 7621 Кувандыкский 322 6578
Бугурусланский 126 9154 Южная зона: 864 19955
Асекеевский 95 9878 Акбулакский 228 4730
Матвеевский 108 5562 Соль-Илецкий 349 9309
Абдулинский 325 6187 Домбаровский 287 5916
Тюльганский 67 5798 Юго-западная зона: 384 28665
Пономаревский 182 7097 Первомайский 105 9344
Шарлыкский 130 8960 Ташлинский 154 8952
Западная зона: 1585 67641 Илекский 125 10369
Бузулукский 186 12241 Восточная зона: 973 32530
Курманаевский 105 8481 Кваркенский 113 8616
Тоцкий 119 8354 Гайский 72 4202
Сорочинский 117 5581 Новоорский 351 5284
Красногвардейский 373 8568 Адамовский 156 7491
Новосергиевский 318 12731 Светлинский 106 4300
Александровский 311 7385 Ясненский 175 2637
Грачевский 56 4300 г. Бугуруслан 1 147
Центральная зона: 1692 70177 г. Медногорск 11 946
Оренбургский 453 20697 г. Новотроицк 7 869
Переволоцкий 161 5917 г. Орск 24 2341
Сакмарский 233 7266 г. Оренбург 111 5845
Октябрьский 160 7020 г. Гай 3 -
Саракташский 161 12408 ИТОГО 6721 289373
Картофель Овощи
Скот и птица Молоко
63,5% 36,5%
66,2% 33,8%
- малые формы хозяйствования ЛПХ и КФХ
- сельскохозяйственные организации
Рис. 1 - Структура производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в Оренбургской области [1]
годы
картофель
овощи
■ скот и птица
Рис. 2 - Уровень товарности производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции ЛПХ [3]
— сельскохозяйственные потребительские кооперативы — могут служить основным фундаментальным элементом для развития сельского хозяйства в области.
Начиная с 2006 г., в Оренбургской области создано 200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 167 снабженчес-ко-сбытовых и 33 кредитных. Несмотря на столь значимые результаты, реальное положение созданных кооперативов является сложным. Из 200 созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов количество реально работающих составляет только 90, в т.ч. 71 снабженчес-ко-сбытовой и 19 кредитных.
Почему же, несмотря на все усилия руководящих органов, развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов претерпевает такие трудности? Каковы основные причины такой ситуации?
По мнению директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова д.э.н. А.В. Петрикова, основными причинами слабого развития потребительских кооперативов являются:
— незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в психологической неготовности крестьян к кооперированию;
— низкий уровень государственной поддержки кооперативов, включая незрелость законодательства, недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие налоговых преференций;
— слабое развитие кооперативного образования, сети информационно-консультационного обслуживания, дефицит квалифицированных кадров [4].
В Приоритетном национальном проекте намечены меры по преодолению этих неблагоприятных факторов, но одного проекта мало, поэтому на региональном уровне разрабатываются программы, направленные на развитие потребительских кооперативов.
Так, в сентябре 2007 г. принят Закон Оренбургской области «Об областной целевой программе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы кредитной кооперации Оренбургской области на 2007—2010 гг.», в котором предусмотрены следующие основные мероприятия:
1. Совершенствование правового обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и СПОК. Для организации правового обеспечения малых форм хозяйствования и СПОК планируется анализ существующих правовых актов, внесение в них изменений, издание новых нормативных документов.
2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования и СПОК. Важнейшим моментом является создание областного гарантийного фонда поддержки
СПОК. Взносы в областной гарантийный фонд для поддержки СПОК из бюджета области за 3 года должны составить 35 млн. руб., в 2008 г. — 25 млн. руб., в 2009 г. и 2010 г. — по 5 млн. руб.
Создание областного гарантийного фонда повысит уровень доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования и СПОК, так как абсолютное большинство таких организаций не имеет достаточного количества средств для формирования залога и получения под него банковского кредита.
3. Развитие сельской кредитной кооперации.
В рамках данных мероприятий планируется
формирование трехуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. На первом уровне сельские кредитные кооперативы создаются и действуют на ограниченной территории — это организация, контролируемая своими членами; второй уровень формируется кредитными кооперативами путем создания регионального кредитного кооператива; третий уровень формируется региональными кредитными кооперативами, которые делегируют межрегиональному кредитному СПОК ряд специальных полномочий по финансовым услугам, а также участвуют в создании национальной ассоциации и аудиторского союза. К концу 2010 г. предстоит создать в области 110 кредитных СПОК.
4. Улучшение информационно-консультаци-онного обслуживания и научного обеспечения.
Информационное и консультационное обслуживание деятельности малых форм хозяйствования и СПОК предусматривает:
— улучшение формирования на областном и муниципальном уровнях системы информационного обеспечения малых форм хозяйствования и СПОК;
— создание пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения малых форм хозяйствования;
— издание информационных материалов для малых форм хозяйствования и кооперативов, в т.ч. брошюр, справочников, каталогов и т.д.;
— поддержку через средства массовой информации и информационную систему «Интернет»;
— обучение и переподготовку кадров для малых форм хозяйствования и СПОК, методическое и аналитическое обеспечение.
5. Создание СПОК, союзов или ассоциаций.
Для реализации областной Программы система СПОК должна представлять собой совокупность кооперативов различных видов и уровней. СПОК должны создаваться по видам их деятельности: снабженческо-сбытовые, торговые, перерабатывающие, кредитные. На 1 января 2007 г. создано 175 СПОК, в том числе кредитных — 33. Намечается создать соответственно в 2007 г. — 25 (2), 2008-м - 120 (26), 2009-м - 120 (26), 2010-м
— 130 (26). На конец 2010 г. их будет 570 (110).
6. Совершенствование механизмов использования имущества для развития малых форм хозяйствования и СПОК.
В рамках данного мероприятия предусмотрено поощрять сотрудничество кооперативов с крупными перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями.
7. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малых форм хозяйствования и СПОК.
Предусматривается осуществление правовой, организационно-методической поддержки на основе повышения квалификации специалистов СПОК; проведения семинаров, конференций, «круглых столов»; изучения и распространения положительного опыта деятельности малых форм хозяйствования и СПОК [1].
Мероприятия областной Программы развития сельскохозяйственных потребительских коопера-
тивов и системы кредитной кооперации, при условии их успешной реализации, обеспечат рост объемов производства сельхозпродукции, занятости сельского населения, повышение уровня доходов и, соответственно, изменят демографическую ситуацию на селе в лучшую сторону.
Литература
1. Закон Оренбургской области от 12 сентября 2007 года №1482/318-IV 03 «Об областной целевой программе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Оренбургской области на 2007-2010 годы».
2. Города и районы Оренбургской области: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2007. 275 с.
3. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области 2007: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Оренбургской области. Оренбург, 2007. 166 с.
4. Петриков, А.В. Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Фермерское самоуправление. 2006. №3.
Эффективность производства продукции птицеводства на основе применения пробиотиков
Е.И.Дубская, К.С.-Х.Н., Оренбургский ГАУ
В промышленном птицеводстве интенсивная эксплуатация птицы обусловила возникновение ряда новых проблем, связанных со снижением жизнеспособности и продуктивности молодняка уток. Прежде всего, это различные стрессовые факторы (биологические, технологические, кормовые, антигенные раздражители и др.), которые в свою очередь влияют на нарушение обменных процессов в организме птицы.
В сложившихся условиях возникла необходимость в дешевых, безвредных и пригодных для массового применения кормовых средств, повышающих общую и иммунологическую резистентность организма птицы, увеличивающих ее продуктивность, снимающих затраты корма и улучшающих качество получаемой продукции.
Важнейший элемент технологии производства птицеводческой продукции и улучшения ее качества — организация полноценного кормления. Наметившаяся тенденция производства экологически чистых продуктов питания требует поиска новых типов кормовых добавок.
Успешному решению экологической, продовольственной, аграрной проблем России во многом должно способствовать широкое внедрение в промышленность и сельское хозяйство высокоэффективных технологий переработки вторичных ресурсов. Реальной альтернативой решения этой проблемы на сегодняшний день являются пробиотики, получаемые из отходов переработки сель-
скохозяйственной продукции, в частности из молочной сыворотки.
В качестве современного способа ее утилизации, включающего гидролиз содержащихся в ней белков и лактозы, служит ее микробиологическая переработка молочнокислыми бактериями и стрептококками.
На основе достижений отечественной биологической науки впервые создана и запатентована технология производства высокоэффективного пробиотика — ферментативно-гидролизованной молочной сыворотки, обогащенной лактатами (СГОЛ-1).
Данный продукт получен в результате длительного культивирования молочнокислых стрептококков Streptococcus lactis и Streptococcus thermophilus на молочной сыворотке [1].
Пробиотики обладают разносторонним фармакологическим действием. Их положительный эффект обусловлен участием в процессах пищеварения и метаболизма организма-хозяина, биосинтезом и усвоением белка и многих других биологически активных веществ, обеспечением резистентности микроорганизмов [2—6]. Действие пробиотиков включает: угнетение процессов размножения бактериальных патогенов молочнокислыми бактериями, предохранение от углеводной перегрузки, способствующей размножению патогенной флоры, усвоение углеводов с помощью ферментов, конкурирующую ингибицию, адсорбцию токсинов патогенных бактерий [7].
Пробиотики — эффективные лечебно-профи-лактические и ростстимулирующие препараты.