УДК 378.016:172 + 373.5.016 ББК Ч 48.025
ПРИНЦИП СВОБОДЫ В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Н.В. Уварина
В статье отражены некоторые аспекты проблемы развития творческой самоактуализации учащихся и определены возможные подходы к рассмотрению данного явления. На основании рассматриваемых подходов, выявленных взаимосвязей определен принцип свободы как исходное наиболее общее требование к организации образовательного процесса.
Ключевые слова: самоактуализация, творческая самоактуализация, развитие личности, концепция, принцип свободы.
История развития педагогической науки показывает, что спор о том, на чем делать акцент в образовании: на обучении ребенка сумме специально отобранных знаний или на развитии его способностей - относится к числу самых древних споров. Особенностью современного этапа развития общества является переход в новую постиндустриальную эпоху своего существования, что сопровождается радикальными изменениями целей образования.
По мнению А.С. Запесоцкого, целью образовательной деятельности является формирование образа личности, максимально полно выражающего (собирающего, востребующе-го) потенциал человека [6]. Автор отмечает: «Образ личности формируется в процессе актуализации сущностных свойств личности, который имеет двойственный характер: с одной стороны, усилия субъекта педагогической деятельности, с другой - активность самой личности» [6, с. 12]. Из этого следует, что важнейшая задача образования - развитие индивидуальности - уникальной и духовно самоопределяющейся личности, осознающей и практически реализующей свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социальной практики.
В противовес вышеизложенному, нельзя не согласиться, что на данном этапе развития образования различают две стратегии образования. Первая стратегия ориентирована на конкретную планируемую цель - обученность, вторая - на цели-векторы - обучаемость, самоактуализацию, социализацию и т. п. Данное различие целей выражается и в понимании самой сущности образования:
• образование как процесс и результат освоения определенного стандартизированно-
го содержания образования в форме знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций;
• образование как непрерывный процесс развития, становления личности: формирование потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств [7].
Реальная практика, по мнению Т.Д. Дубо-вицкой, характеризуется своеобразным сочетанием этих двух стратегических линий, называемых различными авторами соответственно: традиционное и инновационное обучение; предметно-ориентированное (учебноориентированное, знаниеориентированное,
дисциплинарноориентированное) и личностно ориентированное, личностно-развивающее;
субъектно-объектное и субъектно-субъектное и др. [5].
При этом для реализации первой стратегии существуют стандарты, учебные программы, формы, методы и средства обучения, а также способы оценки результатов обучения. Реализация второй стратегии ставит перед исследователями задачу разработки новых концепций, содержания, технологий, мониторинга.
В научных исследованиях в области педагогики возникновение нового педагогического знания соотносится прежде всего с познанием самого человека, открытием законов его развития. Все чаще образовательные проекты, как получившие в той или иной степени практическое воплощение, так и оставшиеся теоретическими моделями, анализируются с точки зрения того, какие стороны человеческой природы и в какой степени они развивают или
могли бы развивать. В связи с этим особое значение приобретает проблема самоактуализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии будущего.
Таким образом, общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют правомерности обращения к проблеме развития творческой личности, создания целостной концепции развития творческой самоактуализации учащихся.
«Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека» [2, с. 116]. В данном случае, конкретизируя данное понятие к педагогике, мы исходим из следующего понимания: «Педагогической концепцией мы будем называть сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования» [12, с. 10]. Разрабатываемая нами педагогическая концепция представляет собой систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о развитии творческой самоактуализации учащихся.
Под самоактуализацией в широком смысле понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие и максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Теоретическое осмысление проблемы самоактуализации позволило сделать вывод о том, что феномен самоактуализации проявляется в нескольких аспектах: 1) мотив (тенденция личности);
2) процесс (механизм развития); 3) эпизод (переживание ценностей бытия); 4) результат (самоактуализирующаяся личность). Коротко охарактеризуем каждый аспект.
■ Самоактуализация - высшая из потребностей человека, выражающаяся в стремлении к реализации своего потенциала, в тенденции к полноценному развитию своих способностей.
■ Самоактуализация выступает как специфическая деятельность, направленная на осознание собственных значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в деятельности с учетом требований, которые данная деятельность нормативно
предъявляет личности. В связи с этим, сущность самоактуализации представляет собой единство внутреннего (индивидуального) и внешнего (социального). Такой взаимопере-ход раскрывает диалектику социального и индивидуального в личности, проявляющуюся в практической деятельности.
■ Самоактуализация может рассматриваться как прорыв, пик-переживание, проявляющееся в независимости, способности подняться над своим эго, в полной реализации своих возможностей в конкретный момент времени. Проявлением этой стороны самоактуализации является умение личности жить «здесь и сейчас», концентрируя свои действия в настоящем.
■ Самоактуализирующийся человек -личность, живущая полноценной жизнью, реализующая свои способности, свою сущность в данный момент времени.
Таким образом, вышеизложенные характеристики позволили нам определить структурные компоненты самоактуализации и их содержание. Мотивационно-потребностный компонент выражает наивысшую потребность личности, определяет тенденцию к проявлению своих способностей. Процессуальный компонент выражает процесс перехода потенциальных возможностей в актуальные способности, а в критических точках этого процесса происходят пик-переживания. Результативным компонентом является самоактуализирующаяся личность в ситуации «здесь и сейчас».
Содержательные особенности каждого из структурных компонентов зависят от специфики той деятельности, которую выполняет личность. Рассматривая проявления самоактуализации в творческой деятельности, мы отмечаем некоторые особенности данного феномена. Во-первых, самоактуализация приобретает особую специфику - как творческая самоактуализация, если в качестве фактора выступает процесс развития творческих способностей личности. Именно в процессе творческой деятельности реализуются и развиваются творческие способности, и совершается процесс перехода потенциального состояния в актуальное. Во-вторых, пик-переживание в процессуальном компоненте самоактуализации проявляется как акт самотрансценденции, то есть выход за пределы собственного «Я». Данное пиковое состояние в творческой деятельности совпадает с этапом инсайта. В-третьих, проявлением результативного компо-
Методологические основания педагогики
нента самоактуализации является творческая индивидуальность в ситуации «здесь и сейчас», то есть неповторимое своеобразие личности, отличающее одного индивида от других.
Рассматривая в качестве основных теоретических положений концепции философию гуманизма и экзистенциализма (Н. Аббанья-но, Р. Ассаджоли, Н.А. Бердяев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Ясперс), можно отметить, что именно в данных направлениях формируется понимание целостности человека как меры всех вещей, а личности - как обладающей априорной ценностью, способностью к свободному творчеству и самораскрытию.
Основными постулатами гуманистического направления являются следующие.
1. Человек представляет собой уникальное целостное образование, которое не может быть сведено к таким отдельным элементам, как реакции, мысли, эмоции, потребности. Индивид состоит из двух подсистем: «Я» и «организм», которые образуют единое целое. Человек действует во внешнем мире, который также целостен и интегрирован. В естественных условиях индивид и социальный мир образуют единую систему.
2. Человек, который хочет жить в согласии со своей натурой, быть самим собой, сохранять свою независимость и чувствовать удовлетворение от жизни, должен стать гармонически целым, основные компоненты которого - «Я» и «организм» - образуют систему, называемую индивидуальностью.
3. Основным свойством человеческой натуры является развитие, обусловленное внутренними факторами. Силы, определяющие развитие, таятся в самом человеке. Движущая сила человеческой деятельности - стремление к самоактуализации, к реализации собственных потенциальных возможностей.
Данные постулаты созвучны с экзистенциальным направлением в философии, предполагающим, что сущность человека содержит в себе потенциал самого различного содержания. Поэтому у человека есть свобода выбора - он может актуализировать и раскрывать как позитивные, так и негативные стороны собственной личности. Но при этом, с точки зрения философов-экзистенциалистов, человек несет ответственность за свой жизненный выбор, за свое осуществление в этом мире и свое личностное состояние.
Понятие ответственности в работах экзистенциалистов всегда рассматривается рядом
с понятием свободы. Ж.П. Сартр в своих исследованиях показывает зависимость свободы одного от свободы других, окружающих его людей [11]. Данная мысль развивается и в работах К. Ясперса: «Я могу быть свободным в той степени, в какой свободны другие. Свобода осуществляется лишь в сообществе свободных людей» [13, с. 167]. В соответствии с этим, только при наличии свободы возможна самореализация и самоактуализация человека.
Таким образом, опираясь на положения философии гуманизма и экзистенциализма, мы убеждены, что современный образовательный процесс представляет собой особую педагогическую философию, неразрывно связанную с личностным способом бытия человека. В эту философскую систему входят убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в обучении как процессе творчества и самореализации.
Общенаучный уровень теоретико-методологических оснований концепции развития творческой самоактуализации учащихся обеспечивается положениями системно-синергетического подхода.
Рассматривая человека с позиций системно-синергетического подхода, ученые (Л. Бер-таланфи, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский,
B.П. Беспалько, Е.Н. Князева, Н.В. Кузьмина,
C.П. Курдюмов, И. Пригожин) сходятся во мнении, что человек представляет собой открытую систему, обладающую определенным внутренним содержанием и обменивающуюся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В соответствии с этим, жизнь человека описывается как траектория движения подсистемы «человек» в пространстве и времени системы «мир». Открытость системы «человек» по отношению к миру, которому он принадлежит, подсистемой которого он является, определяет необходимость рассматривать динамику развития человека как процесс приобретения им качественно новых свойств как процесс роста его самосознания и разнообразия форм и сфер активности, как сознательную деятельность по реализации своего потенциала, осуществлению самоактуализации.
Данные идеи синергетики позволяют нам утверждать, что теория самоактуализации -это теория развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганиза-
цию, предполагающая максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии. «Любой подход дает возможность выявить целую совокупность свойств объекта» [12, с. 117]. Выявленная совокупность свойств выражается в виде закономерности - «объективно существующей, повторяющейся, существенной связи явления общественной жизни или этапов исторического процесса» [3, с. 409].
Анализ причинно-следственных связей процесса творчества с факторами, оказывающими на него непосредственное влияние и являющимися объективно существующими и необходимыми, привел нас к выявлению закономерности обусловленности. Она выражается в том, что развитие творческой индивидуальности (как результата творческой самоактуализации) зависит от степени предоставляемой свободы личности.
Исходя из выделенной закономерности, можно выявить принципы, которые призваны выполнять регулятивную функцию педагогической деятельности. «Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1, с. 176].
Одним из таких принципов, на наш взгляд, является принцип свободы. Свобода, как известно, представляет собой одну из фундаментальных ценностей человеческого существования. Смысл крупных преобразований в любом обществе всегда оправдывают, ссылаясь на приобретение большей свободы.
Сущность свободы, утверждают философы, заключается в возможности для человека беспрепятственно осуществлять свою волю в соответствии со своими интересами и стремлениями, не нарушая при этом чужих интересов. «Свобода, свободное действие - это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя» [10, с. 210].
Свобода обусловлена несвободой опреде-
ленных действий, связанных с ограничениями и ответственностью, налагаемой на человека в отношениях с обществом и другими людьми. Несвобода личности определяется в системе современного образования как внешними, так и внутренними факторами: отсутствием возможности выбора цели, содержания, способов, условий деятельности. Индивидуальные потребности творческой активности субъекта остаются невостребованными, а их проявления незамеченными.
Потенциал личностной свободы наиболее ярко проявляется в ситуациях свободного выбора. В связи с этим свобода как возможность выбора, определяемая предоставлением субъекту права выбирать средства, формулировать задачи, определять условия деятельности, позволяет каждому проявить индивидуальные особенности, равно как и приобщиться к уникальным личностным проявлениям других. Поэтому если выбор отсутствует, то о свободе говорить бессмысленно.
Возможность выбора открывает путь для творческого самовыражения, и чем больше раздвигаются границы активности субъекта, тем ближе он к свободной, творческой деятельности: личность не приспосабливается к существующим возможностям, а созидает принципиально новые или другие возможности.
Мы принимаем позицию А. Маслоу, который исходит из предположения, что если здоровому ребенку предоставить реальную возможность свободного выбора, то он будет выбирать то, что полезно для его развития. Он сам лучше, чем кто-либо другой знает, что для него хорошо. При отсутствии возможности выбора ребенок теряет силы и веру в себя, «лишается своих импульсов, своего отношения ко всему, своих чувств и способности отличать их от стандартов других людей». Поэтому взрослые должны создавать детям возможности для самостоятельного удовлетворения своих потребностей в свободном выборе: «Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы взрослые доверяли ему и естественным процессам развития...» [9, с. 241].
Соблюдение данного принципа предполагает предоставление свободы воли индивиду, возможностей проявления его активности, проявления индивидуальности. «Позитивная свобода является особой формой активности, специфика которой состоит в следующем: а) это осознанная активность; б) она опосре-
Методологические основания педагогики
дована ценностным „для чего“; в) эта активность полностью управляется самим субъектом. Свободу, таким образом, можно трактовать как активность, которая контролируется и в любой момент может быть произвольно прекращена или изменена в другом направлении» [8, с. 34].
Взаимосвязь свободы и индивидуальности показана в работах О.С. Гребенюка. Именно индивидуальность как форма целостности обеспечивает изменчивость, динамику, движение, свободу личности. Только индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу [4]. Самобытность человека реализуется как результат интеграции его индивидуальных черт во всех основных сферах психики.
Таким образом, реализация принципа свободы позволяет более целостно осуществить процесс личностного становления и развития творческой самоактуализации учащихся.
Литература
1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития / В.И. Андреев. -2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.
2. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. - 208 с.
3. Большой энциклопедический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
4. Гребенюк, О.С. Педагогика индиви-
дуальности: курс лекций / О. С. Гребенюк. -Калининград: Изд-во КГУ, 1995. - 94 с.
5. Дубовицкая, Т.Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении / Т.Д. Дубовицкая. - М. : Альфа, 2004. - 131 с.
6. Запесоцкий, А.С. Образование: Философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М. : Наука, 2002. - 456 с.
7. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 216 с.
8. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 127 с.
9. Маслоу, А. Психология бытия: пер. с англ. / А. Маслоу. - М. : Рефл-бук; Киев: Вак-лер, 1997. - 304 с.
10. Макарова, Н.И. Насилие - ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема) /
Н.И. Макарова, Н.В. Наливайко. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 264 с.
11. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов. -М. : Политиздат, 1989. - С. 319-345.
12. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М. : Гума-нит. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
13. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М. : Республика, 1994. -527 с.
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет (Челябинск), [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2014, vol. 6, no. 1, pp. 20-25
FREEDOM PRINCIPLE IN THE DEVELOPMENT OF CONCEPT OF CREATIVE SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS
N.V. Uvarina, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The article reflects the difficulties of development of creative self-actualization of students and identifies the possible approaches to analyze the phenomenon. On the basis
of the approaches considered and interconnections identified the principle of freedom as the most general requirement for the organization of the educational process is established.
Keywords: self-actualization, creative self-actualization, development of personality concept, freedom principle.
References
1. Аndreyev V.I. Pedagogika [Pedagogy]. Кazan, Tsentr Innovats. Tekhnlogiy Publ., 2000. 608 p.
2. Belkin A.S., Tkachenko E.V. Dissertatsionny sovetpo pedagogike (opyt, problemy, perspektivy) [Dissertation Council on pedagogy (experience, the problems, prospects)]. Ekaterinburg, Ural. State Ped. Univ.; Rus. State Professional-pedagogical. Univ., 2005. 208 p.
3. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar [The big encyclopaedic dictionary]. St. Petersburg, Prime-Yevroznak Publ., 2004. 672 p.
4. Grebenyuk O.S. Pedagogika individualnosti [Pedagogy individuality ]. Kaliningrad, KGU Publ., 1995. 94 p.
5. Dubovitskaya T.D. [Samoaktualizatsiya lichnosti v kontekstnom obucheniyi Self-actualization of personality in the context of training]. Moscow, Alpha Publ., 2004. 131 p.
6. Zapesotskiy A.S. Obrazovaniye: Filosofiya, kulturologiya, politika [Education: Philosophy, cultural studies, policies]. Moscow, Nauka Publ., 2002. 456 p.
7. Zeyer E.F., Pavlov A.M., Symanyuk E.E. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod [Modernisation of vocational education: competence approach]. Moscow, MPSI Publ., 2005. 216 p.
8. Leontyev D.A. Samorealizaciya i sushchnostnye sily cheloveka (Psihologiya s chelovecheskim litsom; gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskiy psihologiyi) [Self-realization and essential powers of human (Psychology with a human face; humanistic perspective in the post-Soviet psychology)]. Moscow, Smysl Publ., 1997. 127 p.
9. Maslow A. Toward a Psychology of Being [Psihologiya bytiya]. Moscow, “Refl-book”, Kiyev: Vakler, 1997. 304 p.
10. Макаrоvа N.I., Nalivayko N.V. Nasiliye - nenasiliye v sovremennom obrazovaniyi (ili pedagogika nenasiliya kak filosofskaya problema) [Violence - nonviolence in modern education (or pedagogy of non-violence as a philosophical problem)]. Novosibirsk, SO RAN Publ., 2004. 264 p.
11. Sartre Zh.P. Ekzistencionalizm - eto gumanizm (Sumerki bogov) [Existentialism is a humanism (Twilight of the gods)]. Moscow: Politizdat Publ., 1989, pp. 319-345.
12. Yakovlev Ye.V., Yakovleva N.O. Pedagogichheskaya kontseptsiya: metodologicheskiye aspekty postroyeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of the building]. Moscow, VLADOS Publ., 2006. 239 p.
13. Jaspers K. Smysl I naznacheniye istoriyi [Meaning and Purpose of History]. Moscow, Respubli-ka Publ., 1994. 527 p.
Поступила в редакцию 29 ноября 2013 г.