ББК 88.37 YAK 159.923
О.А. UBETKOBA
O.A. TSVETKOVA
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОНЕССА САМОРЕАЛИЗАНИИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
THE STUDY OF THE SELF-REALIZATION PROCESS AT DIFFERENT LEVELS OF INDIVIDUALITY
В статье представлено исследование процесса самореализации на разных уровнях индивидуальности (индивидном, личностном). В рамках системного подхода к человеку самоактуализация и самореализация могут пронизывать различные уровни индивидуальности, достигая своей максимальной силы как интегральный феномен на уровне индивидуальности.
The paper presents a study of the self-realization process at different levels of identity (individual, personal). In the framework of system approach to a human being, self-actualization and self-realization can penetrate into different levels of personality, reaching their maximum strength as an integral phenomenon at the level of individuality.
Ключевые слова: самоактуализация, самоопределение, самореализация, субъект, индивидуальность.
Key words: self-actualization, identity formation, self-realization, subject, individuality.
В настоящее время всё больше исследователей обращаются к феномену самореализации. Самореализация как сложное системное явление может быть представлена и как процесс, и как результат [3, 4].
Самореализация как процесс может быть рассмотрена в виде смены определённых этапов: самоактуализация - самоопределение - собственно самореализация.
В таком контексте самоактуализация - это прежде всего процесс перехода потенциального в актуальное, причём для него более характерен внутренний план. В данном случае большую роль играет самосознание как фактор произвольности. В этой связи самоактуализация предполагает представление и оценку личностью своих способностей и возможностей. При этом самоактуализация в качестве феномена самосознания будет представлена как потенциал роста, однако выраженность этого феномена у субъекта может быть различной: от высокой до низкой, как и дифференцированность представлений личности о самой себе. Более того, говоря о самоактуализации, следует учитывать, что она затрагивает как инвариантный компонент представлений личности о себе, так и динамичный компонент, который касается постоянного изменения собственного потенциального и актуального в связи с событиями прошлого и настоящего личности. Именно здесь самоактуализация может обуславливаться процессом роста и формирования своего актуального, поскольку потенциальное в данном случае тоже изменяется. В таком случае, говоря о самоактуализации, уместно обратиться к принципам становления и самоорганизации. В этом смысле очень точным представляется выражение Клочко В.Е.: «Хаос - это равновероятность будущего. Не всякое будущее осуществимо - об этом говорит закон ограничения взаимодействий. Будущее присутствует в настоящем и тем детерминирует его. Это и есть идея становления - в отличие от идеи развития. Хаос - возможность взаимодействия всего со всем, невозможность такого взаимодействия - гарантия порядка, т.е. основа самоорганизации. Новые взгляды на эволюцию, развитие, привносимые синергетикой, несут в себе громадный (и пока ещё не востребованный в полной мере) потенциал, овладение которым гарантирует интеллектуальное преимущество, заключающееся в способности (как
общества, так и его отдельных членов) влиять на собственную эволюцию, выбирать пути развития. Такие понятия, как «самоопределение», «самореализация», «саморазвитие», наполняются реальным смыслом» [5].
Исходя из этого, уровень самоактуализации будет раскрывать тенденцию личности к более глубокой дифференциации представлений о себе, своих возможностях и способностях, а тем самым раскрываться как мотив к самопознанию и росту, т.е. как момент самоопределения.
Самоопределение - это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы [7].
Обычно о процессе самоопределения говорят применительно к профессиональному развитию, однако в контексте процесса самореализации самоопределение должно быть рассмотрено шире, например, в качестве представления о самоопределении как следующем после самоактуализации этапе становления субъекта. Самоопределение как процесс предполагает выбор из множества потенциальных действий и решений тех, которые наиболее полно и адекватно будут соответствовать требованиям настоящего момента для осуществления возможности, представленной при процессе самоактуализации. Можно вслед за Э.В. Галажинским говорить о двух способах жизни: «...Когда наблюдается «вплетённость» личности в «контекст» жизненных событий, ситуаций, дел, при которой индивид не самоопределяется по отношению к ним, хотя и живёт вполне определённым, характерным именно для него образом. Возможен и второй способ, когда индивид сам воспроизводит и в известных пределах «предопределяет» логику своей жизни. По этому поводу можно сказать, что самореализация предполагает самоопределение, опирающееся на личностную рефлексию» [2].
Следующим этапом становления субъекта является самореализация. Самореализация - это превращение актуального в реальные действия, то есть в практическую деятельность, имеющую измеримый, вещественный результат. При самореализации как заключительном этапе осуществления человеком жизненного пути необходимо говорить о представлении человека о результатах такого превращения актуального в реальное, а значит, об оценке с точки зрения субъективного представления об успехе/неуспехе, удовлетворённости/ неудовлетворённости, конфликтности/безконфликтности и т.д.
Исходя из этого тезиса, собственная самореализация может быть широко представлена в сознании носителя (как плановая реализация задуманного в контексте настоящего, так и в контексте планируемого будущего), а может быть и не представлена (как оценка только настоящего момента без привязки к жизненной или временной перспективе). Именно в этом случае самореализация выступает как малоосознанное самомосуществление, где компонент «самости» или «субъектности» практически не представлен.
В связи с этим самореализация как результат может иметь представленность в сознании субъекта (самореализация как мотив роста и развития, как самодетерминант развития), а может осуществляться в «фоновом» режиме, как самопроживание или самоосуществление [1].
В рамках системного подхода к человеку самоактуализация и самореализация могут пронизывать различные уровни индивидуальности, достигая своей максимальной силы как интегральный феномен на уровне индивидуальности. К этому близко представление В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности как особом, выражающем индивидуальное своеобразие характере связи между всеми свойствами человека [6, с. 7].
Вслед за Мерлином B.C. можно выделить индивидный, личностный уровни и уровень индивидуальности человека. И, следовательно, индивидный, личностный и индивидуальный уровень самореализации.
Индивидуальные различия в самореализации будут опосредованы как индивидными свойствами (особенностями нервной системы, темпераментом), так и личностными особенностями человека, в полной мере достигая
своего своеобразия как системного свойства, которое, пронизывая все уровни, проявляется в уникальном становлении человека как субъекта жизнедеятельности.
Наше исследование посвящено рассмотрению вопроса о связи самоактуализации и самореализации с различными структурами индивидуальности (как психофизиологическими или индивидными их детерминантами, так и личностными).
Объект исследования - самореализация как сложное явление. Его предметом является представленность самореализации на разных уровнях индивидуальности. Гипотеза исследования: самореализация как сложный феномен детерминирована характеристиками, принадлежащим разным уровням индивидуальности.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1) изучение уровня самоактуализации;
2) изучение структуры самореализации;
3) связь самоактуализации с компонентами индивидного уровня: особенностями нервной системы, темперамента;
4) связь самоактуализации с компонентами личностного уровня: качествами личности;
5) связь самоактуализации с процессом самореализации;
6) связь самореализации с компонентами индивидного уровня: особенностями нервной системы, темперамента;
7) связь самореализации с компонентами личностного уровня: качествами личности.
В исследовании приняли участие 260 человек разного пола, возраста, опыта профессиональной деятельности.
Гами были использованы следующие методики: исследование уровня самоактуализации (Краткий индекс самоактуализации Джоунса и Крэндал-ла), исследование структуры самореализации (В.П. Прядеин), 16-факторный опросник Р. Кеттела, опросник структуры темперамента («ОСТ» В.М. Русало-ва), опросник особенностей нервной системы (В.П. Прядеин).
В ходе анализа результатов мы предполагали, что при исследовании уровня самоактуализации будут получены данные, сходные с исследованием А. Маслоу. Все респонденты разделились на три группы: с высоким уровнем самоактуализации (11%), со средним уровнем самоактуализации (74%), с низким уровнем самоактуализации (15%). Результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Соотношение испытуемых с разными уровнями самоактуализации
средним уровень 74%
Частично это подтверждает тезис А. Маслоу о том, что стремление к самоактуализации (высший мотив) характерно для наименьшей части человеческого вида. Однако интересным и выходящим за рамки данной теории является большой процент людей со средним уровнем самоактуализации. На наш взгляд, это подтверждает то, что стремление к самоактуализации присутствует у всех людей, однако сформированность как мотива деятельности или чёткого представления об этом (то есть переход на этап самоопределения и в дальнейшем самореализации) возникает только у небольшой части людей. В большинстве случаев (74%) проявляется тот самый «скрытый» потенциал, который при определённых условиях запускает развёрнутый процесс самореализации. Можно предположить для будущего анализа, что выраженность компонентов структуры самореализации у выделенных трёх групп будет различаться.
При исследовании связи уровня самоактуализации и компонентов самореализации обнаружено, что уровень самореализации значимо коррелирует (на уровне р < 0,05) по типу обратной связи с таким компонентом, как «конфликт, предшествующий самореализации» (г =-0,29). В логике процесса самореализации это объясняется тем, что уровень самоактуализации как социально одобряемый мотив (некоторые авторы отмечают, что в западной культуре из этого стали делать социальную «икону») не может порождаться конфликтностью внутренней среды. С другой стороны, само наличие такого конфликта скорее снижает мотивацию самоактуализации. Это же подтверждается значимой корреляцией с компонентом «результат самореализации (стабильность)» (г= 0,13), «самореализация в детстве: как в полюсе прилежания (г = 0,17), так и в полюсе сумбурность (г =0,19)», то есть личность положительно оценивает результаты самореализации, что формирует дальнейшее стремление к самоактуализации (значимая корреляция с компонентом «стремление к дальнейшей самореализации» (г =0,15). В этом прослеживается логика самореализации как процесса перехода от самоактуализации к самоопределению и самореализации.
При исследовании связи уровня самоактуализации и самореализации с характеристиками нервной системы (индивидный уровень) получены следующие результаты (табл. 1; значимость на уровне р < 0,05 в таблице выделена жирным шрифтом):
Таблица 1
Сила НС (Торможение) Сила НС (Возбуждение) Подвижность Уравн-сть по силе возбуждения и торможения Уравн-сть по подвижности
М3. Уровень самоактуализации 0,07 0,21 0,18 0,16 0,19
М4.1. Конфликт, предшествующий самоутверждению 0,02 -0,16 0,04 -0,16 0,04
М4.2. Процесс самореализации 0,25 0,26 0,39 0,00 0,39
М4.3. Результат самореализации (стабильность) 0,27 0,16 0,18 -0,12 0,18
М4.4. Анализ результатов самореализации 0,36 0,39 0,47 0,01 0,47
М4.5а. Самореализация в детстве. Прилежание 0,32 0,27 0,30 -0,07 0,31
М4.5б. Самореализация в детстве. Сумбурность. 0,02 0,31 0,28 0,26 0,28
М4.6. Упорство (агрессивность) в самореализации 0,17 0,40 0,44 0,22 0,44
М4.7. Стремление к дальнейшей самореализации 0,25 0,41 0,46 0,15 0,46
Уровень самоактуализации и все компоненты самореализации значимо коррелируют с силой нервной системы (преобладает возбуждение). Исключение составляет показатель «конфликт, предшествующий самореализации» (г = -0,16): здесь присутствует обратная зависимость, что может говорить о снижении процесса возбуждения при переживании данного состояния. Уровень самоактуализации и практически все компоненты самореализации значимо коррелируют с подвижностью нервных процессов, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, а также уравновешенность по подвижности нервных процессов. При рассмотрении психофизиологических механизмов любой активности, а тем более произвольной, можно говорить о способности к быстрому началу или прекращению деятельности (что является основой произвольности поведения и саморегуляции). Интересным представляется обратная связь между такими компонентами самореализации, как «конфликт, предшествующий самореализации», «результат самореализации (стабильность)» и «самореализация в детстве (прилежание)» с показателем уравновешенность по силе нервных процессов (возбуждение -торможение). Состояния, которые здесь представлены, не могут рассматриваться как «уравновешивающие», то есть они приводят или скорее порождаются неуравновешенностью нервных процессов, что и отразили данные результаты.
При исследовании связи уровня самоактуализации и компонентов самореализации со структурой темперамента (формально-динамическими свойствами темперамента) (по В.М. Русалову) были получены значимые корреляционные связи (на уровне р<0,05) уровня самоактуализации с такими показателями коммуникативной сферы, как «коммуникативная эргичность» (г=0,23), «коммуникативная пластичность»(г = 0,21), «коммуникативная скорость» (г =0,19). Возможно, это объясняется как спецификой средств самосознания (а именно использованием языка), так и социальной направленностью человека (где речь также выступает основным средством реализации), которая предполагает расширение круга взаимодействия как с предметным, так (и особенно) с социальным миром.
При исследовании связи компонентов самореализации со структурой темперамента можно обнаружить, что они связаны с указанными выше показателями коммуникативной сферы, однако это связь неоднородна. Так, показатель «Конфликт, предшествующий самореализации» обратно пропорционален показателю «Коммуникативная эргичность» (г =-0,27). Это подтверждает представление, что при конфликтном взаимодействии происходит «сворачивание» коммуникативной активности, своеобразный «уход в себя». Компоненты «Процесс самореализации» (г = 0,29) и «анализ результатов самореализации» (г = 0,24), «самореализация в детстве. Прилежание» (г =0,20), «самореализация в детстве. Сумбурность» (г =0,26) значимо связаны с показателем «коммуникативная скорость», что подтверждает наши теоретические представления о том, что чем выше осознанность процесса самореализации, тем проще строить речевое высказывание, быстрее вербализация и выше речевая активность. В компонентах «упорство в самореализации» (г =0,31) и «стремление к дальнейшей самореализации» (г =0,28) корреляция с показателем «коммуникативная скорость», помимо указанных выше аспектов, содержит элементы саморегуляции, где речь и сформулированное намерение выступает инструментом для дальнейшей самореализации. Интересным представляется факт, что такое формально-динамическое свойство темперамента, как «эмоциональность», не обнаруживает значимых корреляционных связей с компонентами самореализации и уровнем самоактуализации. Несомненно, сами процессы самореализации порождают отношение к ним субъекта (особенно при развёрнутости процесса самореализации, то есть реализации всех этапов: самоактуализации, самоопределения и самореализации). Возможно, это объясняется тем, что при такой характеристике процесса самореализации эмоции не могут выступать основным регулятором поведения, ведь таковым является воля.
При исследовании связи уровня самоактуализации и самореализации с личностными характеристиками мы ожидали обнаружить подтверждение описания самоактуализирующихся людей А. Маслоу. Действительно, при исследовании связи уровня самоактуализации с личностными особенностями (16-факторный опросник Кетелла) была обнаружена корреляция (на уровне р < 0,05) с таким показателями, как «А. Особенности эмоциональной сферы» (г =0,24), «В. Интеллектуальность» (г = 0,17), «С. Эмоциональная зрелость, сила "Я"» (г = 0,21), «Е. Пассивность-доминантность» (г =0,19), «Н. Робость-смелость» (г =0,27), «Волевой контроль» (г =0,17), «Экстраверсия-интроверсия» (г= 0,29) и обратная связь с показателем «Тревога» (г = -0,19). Это говорит о том, что наше предположение было верным: самоактуализирующийся человек в данном исследовании в общих чертах «повторяет» описание самоактуализирующихся людей А. Маслоу. Однако интересным является то, что такие характеристики, как «Конвенциональ-ность - независимость», «практицизм - творческое воображение» не связаны с уровнем самоактуализации, хотя независимость и творчество - основные черты самоактуализирующихся людей в описании А. Маслоу. На наш взгляд, это может объясняться неоднородностью самого процесса самореализации, так как в теории А. Маслоу эти понятия использовались как синонимы.
При исследовании корреляции между свойствами личности и компонентами самореализации были обнаружены связи между почти всеми компанентами и чертами личности. Исключение составляют такие черты личности, как «I. Мужественность - женственность», <^1. Консерватизм -радикализм», «^2. Конвенциональность - независимость», и компонент самореализации «Анализ результатов самореализации». Перечисленные показатели не обнаружили ни одной значимой корреляционной связи ни с одним другим элементом.
Наибольшее количество значимых корреляционных связей обнаруживает такая черта личности, как «Волевой контроль» (значимо коррелирует с следующими компонентами самореализации: «конфликт, предшествующий самореализации» (г =-0,17), «процесс самореализации» (г = 0,26), «результат самореализации (стабильность)» (г =0,20), «самореализация в детстве. Прилежание» (г= 0,18), «самореализация в детстве. Сумбурность» (г= 0,18), «стремление к дальнейшей самореализации» (г =0,17). Это связано с указанной выше особенностью регуляции процесса самореализации, поскольку основным психическим процессом является воля (что согласуется с результатами, полученными по индивидному уровню индивидуальности).
Анализ результатов исследования показал, что самоактуализация, как и процесс самореализации, детерминирована свойствами нервной системы и темперамента, а также личностными особенностями. При этом и самоактуализация, и самореализация связаны с процессом возбуждения, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Из сфер проявления темперамента самоактуализация и самореализация значимо связаны с коммуникативной сферой и такими формально-динамическими свойствами, как эр-гичность, пластичность, скорость, но не обнаруживают значимых связей со свойством «эмоциональность». Это объясняется спецификой регуляции указанных процессов, поскольку ведущая роль принадлежит волевой регуляции. Исходя из этого можно сказать, что самореализация как феномен пронизывает все уровни индивидуальности человека и обнаруживает разветвлённые взаимосвязи, что подтверждает её сложную системную природу.
Литература
1. Байлук, В.В. Человекознание : в 3 кн. Кн. 3 : Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В.В. Байлук. - Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2001. - 268 с.
2. Галажинский, Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// flogiston.ru/articles/general/galazhinsky.
3. Коростылёва, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л.А. Коростылёва. - СПб. : Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.
4. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский ; под ред. Г.В. Залевского. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. - 154 с.
5. Клочко, В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://flogiston.ru/articles/general/ klochko.
6. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 254 с.
7. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности : учеб. пособие [Текст] / В.Ф. Сафин. - Свердловск : Свердловский педагогический ин-т, 1986. - 142 с.
ББК 74.2 YAK 37.04
Ю.А. ЛАМЗИНА
J.A. LAMZINA
ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
GENDER APPROACH TO EDUCATION IN FOREIGN PEDAGOGY
В данной статье рассмотрена сущность гендерного подхода в зарубежной педагогике и специфика его реализации, сформулированы основные цели и задачи гендерного подхода в зарубежной педагогике. Особое внимание уделено проблеме поддержания гендерного равенства в процессе обучения.
This article analyses the essence of gender approach in foreign pedagogy and the peculiarities of its realization in practice. It also gives main aims and goals of gender approach in foreign pedagogy. Special attention is paid to the question of gender equity in education.
Ключевые слова: гендер, пол, гендерный подход, зарубежная педагогика, ген-дерная педагогика, гендерные различия, гендерные стереотипы, гендерное равенство.
Key words: gender, sex, gender approach, foreign pedagogy, gender pedagogy, gender differences, gender stereotypes, gender equity.
В условиях постоянно изменяющейся политической и социально-культурной ситуации современное общество предъявляет принципиально новые требования к образованию. Одним из аспектов образовательной политики становится гендерно ориентированное образование. Актуальность исследования проблемы гендерного подхода к обучению в отечественной и зарубежной педагогике обусловлена, с одной стороны, потребностью реализации гендерного подхода в современной отечественной системе образования, а с другой стороны - недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы и отсутствием системного описания в отечественной педагогике опыта зарубежных учёных. Реализация гендерного подхода в сфере образования соответствует основным целям модернизации образования и отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс. Гендерное образование направлено на преодоление гендерного неравенства и его последствий в процессе обучения и создание условий для свободной самореализации человека и достижения гендерного равенства.
Объектом нашего исследования является процесс обучения в современной зарубежной школе с учётом гендерных особенностей учащихся. Предмет исследования - гендерный подход к обучению в современной зарубежной педагогике.
Целью данной статьи является теоретическое обоснование сущности и выявление специфики гендерного подхода к обучению в зарубежной педагогике.
В современной науке принято различать понятия «пол» и «гендер». Термин «гендер» впервые появился в зарубежной философской и социальной литературе в конце 60-х годов ХХ века как понятие, обозначающее социальный пол и совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
В зарубежной психологии термин «гендер» изначально употреблялся для характеристики различий между мужчинами и женщинами, определяемых культурой данного общества, тогда как в содержание понятия «пол» включались различия, являющиеся прямым следствием биологического пола. Введение в научный оборот термина «гендер» связано с именем американского психоаналитика Роберта СтоллераЖ. Stolleг, предложившего в 1968