Научная статья на тему 'ПРИНЦИП СОЛИДАРНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К АРХИТЕКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

ПРИНЦИП СОЛИДАРНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К АРХИТЕКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегическое развитие Российской Федерации / экономическая и социальная солидарность / солидарная экономика / солидарное управление / strategic development of the Russian Federation / economic and social solidarity / solidarity economy / solidarity management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т. В. Щукина

предметом настоящей статьи выступает исследование новых форм и принципов в экономической деятельности Российской Федерации при реализации стратегических задач развития государства. Тема исследования отражает вопросы интеграции принципов солидарности в современной государственной политике. Цель статьи – выявление сущности принципов экономической и социальной солидарности при их интеграции в деятельность органов государственной власти, понимания условий модификации форм и методов управленческой практики обеспечения солидарности взаимодействия общества и государства по исполнению национальных проектов, а также установление возможностей перехода к солидарному управлению в сложившихся экономических условиях, места и роли государства в этом процессе. Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы – это формулирование роли и содержания новых интеграционных инструментов правового регулирования управленческой деятельности в органах государственной власти в условиях цифровизации и модернизации экономики. Область применения результатов работы включает в себя государственную политику в области стратегического развития и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF SOLIDARITY IN THE ECONOMIC ACTIVITY OF THE STATE: THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT OF THE IMPLEMENTATION OF NEW APPROACHES TO THE ARCHITECTURE OF GOVERNANCE IN THE PUBLIC AUTHORITY SYSTEM

the subject of this article is the study of new forms and principles in the economic activity of the Russian Federation in the implementation of the strategic tasks of state development. The topic of the article reflects the issues of integrating the principles of solidarity in modern public policy. The purpose of this article is to identify the essence of the principles of economic and social solidarity during their integration into the activities of state authorities, to understand the conditions for modifying the forms and methods of management practice to ensure solidarity in the interaction of society and the state in the implementation of national projects. Also, the establishment of opportunities for the transition to solidary management in the current economic conditions, the place and role of the state in this process. The methodology of this work was made up of comparative, formal-legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of the role and content of new integration tools for the legal regulation of management activities in government bodies in the context of digitalization and modernization of the economy. The field of application of the results of the work includes the state policy in the field of strategic development and management

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП СОЛИДАРНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К АРХИТЕКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

Т.В. Щукина,

доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора административного права и процесса Института государства и права РАН

T.V. Shchukina,

Doctor of Law, Associate Professor, Leader Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

Б01:

ПРИНЦИП СОЛИДАРНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К АРХИТЕКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

ЗС Аннотация: предметом настоящей статьи выступает исследование новых

форм и принципов в экономической деятельности Российской Федерации при реали-^ зации стратегических задач развития государства. Тема исследования отражает Сс вопросы интеграции принципов солидарности в современной государственной по-§ литике. Цель статьи - выявление сущности принципов экономической и социальной О солидарности при их интеграции в деятельность органов государственной власти, ^ понимания условий модификации форм и методов управленческой практики обеспе-С; чения солидарности взаимодействия общества и государства по исполнению национальных проектов, а также установление возможностей перехода к солидарному управлению в сложившихся экономических условиях, места и роли государства в этом процессе. Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юри-I— дический, аналитический методы. Результаты работы - это формулирование роли и содержания новых интеграционных инструментов правового регулирования управленческой деятельности в органах государственной власти в условиях цифровизации и модернизации экономики. Область применения результатов работы включает в себя государственную политику в области стратегического развития и управления.

00

О Ключевые слова: стратегическое развитие Российской Федерации, экономи-

^ ческая и социальная солидарность, солидарная экономика, солидарное управление.

THE PRINCIPLE OF SOLIDARITY IN THE ECONOMIC 160 ACTIVITY OF THE STATE: THE ADMINISTRATIVE

^ AND LEGAL ASPECT OF THE IMPLEMENTATION

CV OF NEW APPROACHES TO THE ARCHITECTURE

^ OF GOVERNANCE IN THE PUBLIC AUTHORITY SYSTEM

Abstract: the subject of this article is the study of new forms and principles in the ^ economic activity of the Russian Federation in the implementation of the strategic tasks of state development. The topic of the article reflects the issues of integrating the principles of solidarity in modern public policy. The purpose of this article is to identify the essence of the principles of economic and social solidarity during their integration into the activities

of .state authorities, to understand the conditions for modifying the forms and methods of management practice to ensure solidarity in the interaction of society and the state in the implementation of national projects. Also, the establishment of opportunities for the transition to solidary management in the current economic conditions, the place and role a of the state in this process. The methodology of this work was made up of comparative, *

В ст. 75.1 Конституции РФ закреплены основы формирования «условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан» [1]. Подобные условия обязательно

при наличии гарантии защиты достоинства граждан и уважения че-

s

■о

formal-legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of the role and content of new integration tools for the legal regulation of management activities in

government bodies in the context of digitalization and modernization of the economy. The § field of application of the results of the work includes the state policy in the field ofstrategic development and management.

Keywords: strategic development of the Russian Federation, economic and social g 3

solidarity, solidarity economy, solidarity management. I "

£ 0

U *

§ o

3 M

S *

CD (D

£ O

5 00

о S s is g т

должны основываться на «взаимном доверии государства и общества g I

« о

О в

о ш

■о °

ловека труда, обеспечиваться сбалансированностью прав и обязан- § * ностей гражданина» [1]. Конституция РФ свидетельствует о необхо- Ц ^ димости существования социального партнерства, экономической, а политической и социальной солидарности. Формы солидарности, сформулированные в Основном Законе государства, подразумевают | _ проведение соответствующей государственной политики со стороны | | органов публичной власти. ю §

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных § "§ направлениях совершенствования системы государственного управ- | | ления» были заложены условия для устойчивого экономического ^ ^ роста государства [2]:

а) достижение определенных результатов в реализации государственной социальной политики (качество оказываемых государственных и муниципальных услуг, удовлетворенность населения и свободный доступ к ним, увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и др.); 161

б) внедрение стандартов прозрачного взаимодействия государства ^ и общества и обмена информацией, открытости органов государ- ю ственной власти; ^

в) развитие системы государственного управления (трансформа- | ция системы государственного контроля и надзора, усиление ответственности государственных служащих в данной сфере);

г) модернизация государственной гражданской службы и кадровой политики, а также системы мер по профилактике коррупции;

о\ о

I в

^ в

о о

Se Se

в &

b с

ш а

О Ф

162

здравоохранение и образование; жилье и городская среда; экология и безопасные и качественные автомобильные дороги; производитель-

д) совершенствование системы отправления правосудия. Поставленные перед органами публичной власти стратегические задачи были выполнены в большинстве своем к 2018 г.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] закрепляются более глобальные и широкомасштабные цели - национальные цели развития Российской Федерации. Цели вплетены в реализацию национальных проектов для достижения определенных показателей: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ и технологического развития; создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий, и др.

Сущность же национальных проектов заключается в эффектив-„о ном достижении национальных целей и стратегических направлений го развития Российской Федерации. Направления стратегического развития Российской Федерации «связаны с развитием экономической а деятельности и социального развития. К ним относятся: демография,

I ■в

а ность труда и поддержка занятости; наука; малое и среднее предпри-^ нимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской — инициативы; цифровая экономика, культура и международная коопера-§ ция и экспорт» [3]. Это ключевые сферы экономического процветания ^ Российской Федерации. В настоящее время они поэтапно модернизи-§ руются с помощью государственного регулирования и обусловлены ^ переходом системы государственного управления к принципиально новым методам управленческой деятельности, в том числе к про-о ектному управлению.

^ Серьезным импульсом к разработке и внедрению проектного С управления послужил Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4]. Затем сложилась стройная система управления национальными проектами [5] и государственными программами РФ [6]. (V Новые подходы, обозначенные в действующем законодательстве, ® распространились в практике управленческой деятельности во всех ^ органах исполнительной власти [7], а цифровизация процессов управ-(*} ления ускоряет изменения в системе (структуре) [8, 9, 10] органов государственной власти. Модернизация способов управления одновременно требует от государственных служащих обновления компетенций и навыков управленческой деятельности. Государственные

служащие в качестве приоритетного направления профессионального развития осваивают такие компетенции, как стратегическое управление в государственном секторе, система управления проектной э деятельностью при реализации национальных проектов, методы | диагностики, построения и оптимизации операционных процессов § в системе государственного управления [11]. |

Стремительно набирающие темп модификации форм и видов | управленческой деятельности, сущности управления изменяют ланд- § шафт взаимоотношений и взаимодействия органов государственной | 3 власти и общества, включая бизнес-сообщество. Предпринимательская | и деятельность физических и юридических лиц, а также экономическая 1 | деятельность государства все теснее переплетаются в новых форматах г | взаимодействия, определяемых государством: социальное партнерство г | в трудовых правоотношениях, государственно-частное партнерство § * в инвестиционной деятельности, государственная поддержка предпри- § §1 нимательства в высокотехнологичных сферах производства и многое § | другое. Деконцентрация и децентрализация полномочий органов | ° исполнительной власти, обновление их компетенции накладывают § * отпечаток на взаимодействие общества и государства в рамках госу- Ц * дарственных стратегий, урегулированных административно-право- а -о выми нормами. Последние приобретают принципиально иное значе- 0 | ние, формируются на скорректированных принципах и испытывают | * новое методологическое воздействие. Косвенные методы правового 1 | регулирования обретают большую роль в регламентации любых вза- ю § имодействий между обществом и государством. § "||

Подобные взаимодействия должны выстраиваться на опреде- | | ленных принципах солидарности, опираясь на нормы, закрепленные ^ ^ в ст. 75.1 Конституции РФ. «Солидарность,

12

ко единодушие в действиях, мнениях и совместной ответственности | о государства и общества, но и формирование взаимной полезности при 1 о реализации общих интересов. Критерий взаимной полезности, отнюдь | § не выгоды, на которой строится современное общество потребления, а пользы: взаимного уважения и совместного участия (соучастия) 163 в общей деятельности. Солидарность - это посильное участие в жиз- ^ недеятельности другого субъекта для того, чтобы он получил результат ю своей работы, соотносимый с его интересами и интересами общества ^ и государства в целом. Взаимная поддержка и взаимная ответствен- | ность субъектов, заключающаяся в поддержании баланса общих интересов, гармоничном формировании полезных результатов: проектов, идей, коммерческих продуктов и т.п.» [12, с. 204]. Подтвердим выводы автора мнением Кристиана Смита и Кэтрин Сорелл о том, что

«солидарность - один из способов взаимодействия или действия среди других в социальной жизни человека. Это не единственный способ человеческих отношений в социальной жизни, но это также особый тип человеческих отношений, который является фундаментальным и необходимым» [13].

Автор считает, что «солидарность противоположна идее получения прибыли или выгоды из общественных отношений. В подобных отношениях отсутствует субъект, только извлекающий прибыль из реализуемых прав и обязанностей, равно как отсутствует субъект, исключительно являющийся выгодоприобретателем. И сам результат солидарных отношений заключается не столько в извлечении прибыли (выгоды), а в процедуре совместного взаимодействия (соучастия) субъектов для получения прибыли. Поэтому для реализации солидарных отношений в экономической деятельности необходимо вырабатывать „о позиции совместного участия с точки зрения процесса, а не результата как такового. Точка опоры солидарных отношений формируется в том, какие полезные для реализации общей идеи действия может № выполнить тот или иной субъект. Думается, что солидарность как § таковая - это процесс взаимно полезных действий субъектов обще-§ ственных отношений для достижения общей цели. Результаты и эф-2 фективность осуществления отношений в данном случае утрачивают ^ свою значимость. Последние будут достигаться и корректироваться — в ходе взаимной деятельности субъектов, обретут второстепенную § роль по отношению к этому взаимному процессу достижения общих ^ целей» [12, с. 204-205].

§ По сути, возможен переход от проектного управления к солидар-с= ному управлению, которое формируется на основе общего интереса субъектов правоотношений. «Мотивацией к реализации солидарных о отношений является общий интерес субъектов. Без этого обще-^ го интереса невозможна солидарность. И интерес должен носить С не только материальную форму выражения, но и нематериальную форму. В современном мире сложно представить нематериальную 164 форму общего или взаимного интереса при реализации общественных отношений. Но подобная форма существует, и она выражается во СЧ вкладе в достижение общей цели каждым субъектом объединенного ® коллектива по мере его возможностей. Подобные отношения требуют ^ от субъектов определенных нравственных качеств и соответствующих (*} этических правил при осуществлении солидарного взаимодействия» [12, с. 215-216].

Формат солидарного управления тесно связан с осознанием важности принципов солидарной экономики [14], где парадигма

вертикального управления и регулирования со стороны государства трансформируется в гибкую интегративно-кооперативную форму солидарных взаимодействий различных субъектов. Для оптимального э уровня солидарного управления в соответствующем векторе эконо- || мического воздействия со стороны государства, включая развитие § кооперативного движения, по мнению В. Егорова и А. Иншакова, | в том числе в инновационных видах деятельности, требуется их спе- | циальное правовое обеспечение [15]. § Экономическая и социальная солидарность, как уже отмечалось, || §

ю и

обеспечивается реализацией гармоничной государственной поли- §

тики. «Опираясь на вышесказанное, на наш взгляд, формы эконо- 1 §

мической и социальной солидарности выстраиваются в реальном § |

измерении на первоначальной инициативе государства, его право- § |

вом регулировании и стратегических правовых документах. Наряду § *

с традиционными формами солидарности возникают новые формы, § 2 которые соответствуют запросам общества

ской ситуации. Координация и кооперация государства и общества | о

по общим значимым целям и задачам, отвечающая общим интересам, § *

превращающаяся в прогрессивную публичную деятельность, урегу- Ц *

лированную административно-правовыми нормами и этическими а О

нормами (справедливости и т.п.), и является современной моделью 3 |

За

солидарности» [12, с. 216].

Эта модель, основываясь на общем интересе субъектов, создает 1 |

новый способ управления и подход к управленческой деятельности, ю §

переключаясь от проектного управления к солидарному управлению: § "§

от результата (продукта) как цели государственной стратегии и поли- | |

||

от совместной экономической и социальной активности государства |2

I 2

о о о о

тики к достижению общего интереса в создании результата (продукта)

а

и общества. Солидарность требует переосмысления не только сущности отношений между субъектами, но и социально-нравственных 2| основ этих отношений. Солидарность невозможно обеспечить ис- | § ключительно правовыми средствами, это целый комплекс воздействий на общество и государство, начиная от принципов и стратегии 165 государственной политики и завершая нравственным осмыслением ^

гражданином своей роли и значения в солидарных отношениях. ю

|

Список литературы: |

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Рос. газ. -2020. - 4 июля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19, ст. 2338.

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 20, ст. 2817.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 26, ч. 1, ст. 3378.

5. Об обеспечении реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : поручение Правительства РФ от 22 мая 2018 г. № ДМ-П13-2858 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.05.2021).

6. О системе управления государственными программами Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 //

¡^ Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo. § gov.ru (дата обращения: 28.05.2021).

7. Об утверждении Положения о Департаменте проектного управления Министерства экономического развития Российской Федерации;

§ Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти : утв. Правительством РФ [i 12 марта 2018 г. № 1937п-П6 //СПС «Гарант».

^ 8. О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуника-

^ ций Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 2 июня § 2008 г. № 418 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 23, ^ ст. 2708.

g 9. О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового

С развития, связи и массовых коммуникаций : указ Президента РФ от 20 ноя-5 бря 2020 г. № 719 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 47, S ст. 7508.

cq 10. Об утверждении Правил мониторинга экспериментального право-

2 вого режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и ре-^ зультативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности 166 и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций : постановление Правительства РФ от 3 декабря (у 2020 г. № 2011 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 50, О ч. 4, ст. 8217.

¡^ 11. Об утверждении перечня дополнительных профессиональных

программ по приоритетным направлениям профессионального развития ^ федеральных государственных гражданских служащих на 2020 год : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 мая 2020 г. № 276 // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 7.

12. Публичная власть: система, компетенции : монография / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. И.В. Глазунова. - Воронеж : Научная книга, 2021. (авт. разд. III (п. 3.2.) - Т. В. Щукина).

13. Smith C., Sorrell K. On Social Solidarity: The Palgrave Handbook of Altruism, Morality, and Social Solidarity, 2014. |

14. Орлов, А. И. Смена парадигм экономической науки: Аристотель - ры- | ночная экономика - солидарная информационная экономика / А.И. Орлов // g Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник : матер. XX Нац. науч. £ конф. с междунар. участием, Москва, 14-15 декабря 2020 г. - М. : Институт -о научной информации по общественным наукам РАН, 2021. - С. 841-845. ^ T

15. Егоров, В.Г. Кооперация - составная часть социальной и солидарной | * экономики / В.Г. Егоров, А. Иншакова // Обозреватель - Observer : научно- | g аналитический журнал. - 2021. - № 1(372). - С. 87-101. * g

s м g *

s *

Co (D 2 О

п g g •

£ % g я

* л

а о Tg

% О

! s

чз а

а • ■

% £

ом

s *

* 0

О

* ?

П 01

м *

s о

У П

I s

о s

о о

s а

л о

а п

о Ф

167

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.