А.А. Гришковец,
доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук,ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета
A.A. Grishkovets,
Doctor of Law, Professor, Leader Researcher of Department of Administrative Law and Administrative Process, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Leader Researcher of Center of investigation of problems territorial government and self-government [email protected]
4 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
^ ВЛАСТИ И ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
^ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: в статье рассматриваются субъекты, осуществляющие регулиро-
СО вание в сфере экономики. Показана ведущая роль Правительства РФ и федеральных ^ органов исполнительной власти в регулировании экономических процессов в стране. ^ Отмечается, что особенностью современной российской экономики является значи-^ тельное присутствие в ней государства, что не .может не влиять на деятельность 2- органов исполнительной власти. Сделан вывод о том, что ответственные управ-гг ленческие решения в сфере экономики вырабатываются с привлечением бизнес-со* общества. Анализируется деятельность субъектов, осуществляющих регулирование ¡5 в сфере экономики, но не входящих в систему органов исполнительной власти (государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, Агентство стратегических инициатив О по продвижению новых проектов, АО «Федеральная корпорация по развитию малого
С
О
и среднего предпринимательства»), которые создаются государством в публичных
^ интересах. Рассматриваются меры государственного регулирования, направленные щ на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции. ОтО мечается, что в регулировании экономики постепенно расширяется участие субъек-^ тов, хотя и не входящих в систему органов исполнительной власти, но наделенных ^ в силу закона отдельными полномочиями публичной власти.
Ключевые слова: система федеральных органов исполнительной власти, Прави-68 тельство Российской Федерации, исполнительная власть, иные субъекты управления,
--экономика, регулирование экономики, бизнес-сообщество, малое и среднее предпри-
ф нимательство, конкуренция.
Federal bodies of executive power and other subjects are realized state regulation in sphere of economy
Abstract: the article is devoted to subjects of regulation in sphere of economy. The author shows leading rule Government of Russian Federation and other federal bodies of executive power in regulation of economical processes in the country. The feature of modern
Russian economy is considerable presence of state. This situation influences on activity of bodies of executive power. The author draw a conclusion about that responsible management decisions usually are readied with participation of business-community. Activity of subjects are analysed which regulate relations in sphere of economy but are not a part of system of federal bodies of executive power (VEB.RF, Agency for strategic initiatives, Joint-stock company «Russian Small and Medium Business Corporation»). The author shows measures of state regulation in supporting of small and medium business and development of competition. Regulation of economy gradually increases. Subjects which are not a part system of federal bodies of executive power take part in regulation of economy.
Keywords: system of federal bodies of executive power, Government of Russian Federation, executive power, other subjects of government, economy, regulation of economy, business-community, small and medium business, competition.
Рыночная экономика - основа благополучия и процве- ©
тания современного постиндустриального общества. Мировой опыт g
показывает, что государство в условиях рынка стремится оптимизи- |
ровать свое присутствие в экономике, оградить участников эконо- о |
мических отношений от избыточного административного давления, | g
в том числе путем снижения и даже устранения, насколько это воз- q §
можно, административных барьеров, введения саморегулирования § ~
под контролем государства в отдельных секторах экономики, напри- | 3
s о
мер в строительстве. Напротив, в России государство продолжает со- га § хранять значительное влияние на отдельные хозяйствующие субъ- ¡3 екты и экономику страны в целом через административно-правовое g SE регулирование, представляющее собой государственное управление § s<
ta со
в узком организационно-правовом смысле, как деятельность органов | 3
ft О
исполнительной власти (государственного управления) ностных лиц по реализации в области экономики функций и полно- ■§. S мочий государственной исполнительной власти, целью и сутью кото- | рой является организация исполнения законов и других общих норм К о
О
и предписаний полномочных государственных органов [1, с. 224]. § ?
Вместе с тем переход к рыночной системе хозяйствования, как верно к |
отмечает К.С. Бельский, сокращает сферу административно-право- s ~ вого регулирования в обществе, вследствие чего резко уменьшается 69 количество отраслевых структур управления [2, с. 20]. Государство
как политико-правовой институт сохраняет влияние на экономи- £ ку именно через систему уполномоченных на то государственных Ц
„ "О
органов, основным элементом которой являются органы исполни- | тельной власти федерального уровня. Система федеральных орга- § нов исполнительной власти, призванная осуществлять соответству- £ ющие функции государственной власти на территории Российской Федерации, по справедливому мнению Н.Г. Салищевой, представ-
ляет собой организованную на основе единых принципов, общих целей и задач совокупность государственных органов, возглавляемых Правительством РФ и наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления [3, с. 291]. Эти полномочия используются в том числе и для различных форм регулирования в сфере экономики. Действительно, в компетенцию большинства федеральных органов исполнительной власти так или иначе входят полномочия в сфере экономики, причем полномочия эти условно можно разделить на регулятивные и охранительные. Первые, как представляется, являются основными, тогда как вторые - вспомогательными, способствующими эффективной реализации регулятивных полномочий. Не преуменьшая значение иных федеральных органов власти в сфере экономики, хотелось бы осо-.а бо подчеркнуть, что ключевое значение здесь имеет Правительство ^ РФ. Кроме того, велики роль и значение Министерства экономиче-^ ского развития РФ (Минэкономразвития России) и Министерства ц. финансов РФ (Минфина России), а также находящихся в ведении ^ этих федеральных министерств федеральных служб и федеральных О агентств. В случае с Минэкономразвития России это: Федеральная ^ служба по аккредитации, Федеральная служба государственной ста-С тистики, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, 5 Федеральное агентство по туризму, а в отношении Минфина России ££ - Федеральная налоговая служба, Федеральная пробирная палата ■5 (федеральная служба), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная таможенная служба, Федеральное каз-
0 начейство (федеральная служба), Федеральное агентство по управ-д, лению государственным имуществом. Несколько обособленно стоит
1 Федеральная антимонопольная служба (ФАС Ро ссии), руководство де-О ятельностью которой осуществляет непосредственно Правительство ® РФ. Именно ФАС России осуществляет необходимое государственен ное регулирование, обеспечивающее конкуренцию, без которой рыночная экономика существовать и нормально развиваться не может.
70 Все вышеперечисленные органы входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную президентским ука-® зом от 21 января 2020 г. № 21 [4]. Не будет лишним отметить, что О субъекты РФ также образуют свои функциональные органы испол-* нительной власти, относящиеся к экономическому блоку, например ^ в городе федерального значения Москве имеются Департамент экономической политики и развития и Департамент финансов.
Органы исполнительной власти действуют в рамках своей компетенции, которая является основой основ деятельности любого
государственного органа. Можно уверенно говорить, что именно федеральные органы исполнительной власти составляют своеобразный костяк, если так можно выразиться, экономического блока, а потому играют решающую роль в деле государственного регулирования в сфере экономики. «Определяя компетенцию органов управления, -в свое время отмечал Б.М. Лазарев, - государство предоставляет им право применять те или иные формы управленческой деятельности в процессе выполнения управленческих функций, в результате возникает такой элемент компетенции органов, как конкретные полномочия» [5, с. 52]. Именно так обстоит дело с федеральными органами исполнительной власти экономического блока. В положениях о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ, нормативно закрепляются их полномочия. в Среди органов исполнительной власти особое положение зани- О мает Правительство РФ. Конституция РФ и принятый на ее основе | Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N° 2-ФКЗ О | «О Правительстве Российской Федерации» [6] наделяют его широ- § .о чайшими регулятивными полномочиями в сфере экономики. Эти о 3 полномочия, по сути дела, являются основными полномочиями § $ Правительства РФ [7, с. 185]. Это вполне закономерно, поскольку 1 3
$ О
именно Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. га 3 Причем, являясь федеральным органом исполнительной власти, об- Щ ладающим общей компетенцией, Правительство России призвано воз- | !Е главлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать | & их согласованную деятельность [8, с. 480-481]. Следовательно, оно же | О руководит их регулятивной и охранительной деятельностью в сфере а 3 экономики. Что касается полномочий в сфере экономики собственно ■§. $ Правительства РФ, то им специально посвящена отдельная статья | 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. £ °
О
№ 2-ФКЗ. Среди них, в частности, можно выделить такие основопо- § ?
лагающие полномочия, как регулирование экономических процессов £ р
и обеспечение единства экономического пространства и свободы 8 ~
экономической деятельности. Исходя из полномочий Правительства 71 и с учетом того, что федеральные органы исполнительной власти
подчинены Правительству и ответственны перед ним, как отмечает £
А. Ф. Ноздрачев, в положениях об этих органах должны развиваться, О
уточняться и конкретизироваться базовые полномочия Правительства |
РФ [9, с. 51]. Действительно, ознакомление с положениями о тех же |
Минэкономразвития России [10] или Минфине России [11] подтверж- £ дает справедливость суждения указанного автора. Следует сказать, что сфера экономики традиционно является очень чувствительной,
поэтому речь идет о тех негативных последствиях, которые наступают в результате принятия ошибочных управленческих решений как для самой экономики, так и для неразрывно связанной с ней социальной сферы. Поэтому такие решения должны быть предельно выверенными и ответственными, отражающими интересы как общества и государства, так и хозяйствующих субъектов - участников экономических отношений. В деле выработки управленческих решений в сфере экономики важную роль играют координационные и совещательные органы, которые на основании ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ вправе образовывать Правительство РФ. В настоящее время такими органами, в частности, являются: Правительственная комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию, Правительственная комиссия по разви-.о тию малого и среднего предпринимательства, Правительственная ко-^ миссия по повышению устойчиво сти развития ро ссийской экономии, ^ Правительственная комиссия по экономическому развитию и интегра-ц. ции, Правительственная комиссия по проведению административной ^ реформы. К сожалению, объем статьи не позволяет подробно рассмо-О треть статус и компетенцию всех перечисленных выше координацион-^ ных и совещательных органов российского Правительства. Поэтому, С полагаем, что было бы интересно рассмотреть статус сравнительно 5 недавно образованной Правительственной комиссии по повышению ££ устойчивости развития российской экономики, которая была обра-■5 зована и действует на основании Постановления Правительства РФ от 5 марта 2020 г. № 236 [12]. Комиссия является постоянно действую-О щим органом, о суще ствляющим координацию деятельно сти органов д. исполнительной власти и взаимодействие с представителями научных ^ и общественных организаций, предпринимательским сообществом О при разработке и реализации мероприятий, направленных на повыше® ние устойчивости развития финансового сектора и отдельных отраслей С; экономики. В числе основных задач комиссии указаны, в частности, разработка мероприятий по развитию реального сектора экономики, 72 включая снижение издержек для бизнеса, и системообразующих предприятий, поддержка малого и среднего предпринимательства, ® отдельных отраслей экономики (сельского хозяйства, жилищного О строительства, торговли, транспорта и др.), организация мониторинга * в экономической и социальной сферах. Решения комиссии, принятые ^ в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для реализации органами исполнительной власти. Нельзя не отметить также, что выработке выверенных и ответственных решений российским Правительством и органами исполнительной власти в целом спо-
собствует деятельность Экспертного совета при Правительстве РФ, образованного на основании правительственного постановления от 26 июня 2012 г. № 774 [13]. В состав совета вошел широкий круг представителей государственных органов, бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций. Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2019 г. № 2971-р [14] утвержден состав президиума Экспертного совета, председателем которого стал А.С. Волошин. Он же определен в качестве координатора совета.
Не будет лишним сказать, что государственное регулирование экономики осуществляется органами исполнительной власти на основе программных документов Правительства РФ. В качестве примеров таких документов можно назвать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегию инновационного в развития на период до 2020 года, утвержденные правительственны- О ми распоряжениями соответственно от 17 ноября 2008 г. № 1662-р | [15] и от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [16]. Как видно, оба документа О | принимались в расчете на долгосрочную перспективу. Однако в со- 1 .о временных условиях нестабильности и непредсказуемости мировой о 3 экономики, во многом обусловленных распространением в мире § $
коронавирусной инфекции, сохраняющегося режима антироссий- 1 3
$
ских санкций стран Запада и их союзников, которые в совокупности о 3
оказывают неблагоприятное воздействие на российскую экономику, Щ
принимать документы социально-экономической направленности, | §
будь то концепция или стратегия, на долгосрочную перспективу вряд § 3
0) (2]
ли уместно и практически оправдано. Оптимальной представляется $ 3
3 о
продолжительность, не превышающая шести лет, т.е. одного срока § 3 президентских полномочий, а возможно даже и на меньший срок, ■§. $ поскольку мировая экономика, с которой тесно связана экономика в р отечественная, развивается очень динамично и порой непредсказуемо. £ °
О з
Следует специально подчеркнуть, что после принятия § ? Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегиче- £ р ском планировании в Российской Федерации» [17] основополага- 8 ~ ющим документом стратегического планирования для российского 73 Правительства стали основные направления его деятельности. В настоящее время реализуются Основные направления деятельности £ Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверж- О денные 29 сентября 2018 г. [18]. Документ предусматривает комплекс 1 мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата § в стране. Эти мероприятия нацелены на создание механизма трансфор- £ мации делового климата (ТДК). ТДК представляет собой инструмент оперативного реагирования федеральных органов государственной
£
власти на запросы бизнес-сообщества и направлен на снятие нормативных ограничений для ведения бизнеса, в том числе на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований. Кроме того, основные направления предусматривают проведение мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, развитию корпоративного законодательства и конкуренции. Успешная реализация Правительством РФ основных направлений позволит стимулировать экономику, создаст благоприятные условия для ее стабильного и долгосрочного роста, а значит появятся дополнительные возможности для развития социальной сферы, снижения уровня бедности и роста благосостояния людей.
Деятельность Правительства обеспечивает его Аппарат, в структуре которого созданы подразделения, направленные на реализацию его регулятивных полномочий в сфере экономики. Так, распоряжением
Правительства РФ от 22 января 2020 г. № 56-р [19] установлено, что
^ в структуру Аппарата входят: департамент обеспечения регуляторной ц. политики; департамент организации проектной деятельности; депар-^ тамент природных ресурсов, земельных отношений и агропромыш-О ленного комплекса; департамент промышленности; департамент реги-^ онального развития и инфраструктуры; департамент государственного С оборонного заказа; департамент экономического развития и финансов. 5 Можно говорить, что подразделения Аппарата Правительства, раз-££ умеется, в укрупненном и концентрированном виде воспроизводят ■5 структуру федеральных органов исполнительной власти, с которыми
они в рамках своей компетенции тесно взаимодействуют. О Важной особенностью современной российской экономики, которая, можно без преувеличения сказать, должна быть признана опреде-^ ляющей в деятельности органов исполнительной власти, осуществляем ющих государственное регулирование в данной сфере, является доля ^ государства в экономике, а она, приходится признать, остается весьма С; и весьма значительной. Так, по оценкам, содержащимся в ежегодном докладе Федеральной антимонопольной службы о состоянии конку-74 ренции по итогам 2018 г., доля государства составила свыше 60-70 % и осталась на уровне 2017 г. Данная проблема привлекла внимание ® Президента РФ. В своем Послании Федеральному Собранию 2018 г. О глава государства однозначно отметил: «Доля государства в экономике * должна постепенно снижаться» [20]. Среди отрицательных факторов ^ большой доли государства в экономике можно назвать: создание барьеров для развития малого и среднего предпринимательства; снижение общей производительности труда ввиду более низкой производительности государственного сектора по отношению к част-
ному; снижение инновационной активности и развития технологий как фактор, сопровождающий предпринимательскую инициативу. Поэтому для преодоления указанных факторов, с одной стороны, органы исполнительной власти должны осуществлять регулирование экономики предельно эффективно, с минимальными издержками, а с другой стороны - принимать меры для постепенного сокращения доли государства в экономике. Сделать это необходимо, в частности, путем продолжения приватизации государственной собственности, особенно в конкурентных отраслях и секторах экономики. Средства, полученные от приватизации, станут дополнительным внутренним ресурсом для развития экономики. Кроме того, приватизированная государственная собственность расширит налогооблагаемую базу, а значит будут обеспечены дополнительные поступления в бюджеты в бюджетной системы страны. О
Заметный вклад в развитие российской экономики вносит | государственная корпорация «ВЭБ.РФ», действующая на основе О | Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О государственной 1 .о корпорации развития «ВЭБ.РФ» [21]. Следует отметить, что государ- о 3 ственная корпорация создается в качестве сложноструктурной органи- $
зации с весьма широкими функциями и полномочиями в своей много- 1 3
$
гранной деятельности, в том числе и в хозяйственной сфере. Данная га 3
организационно-правовая форма участия государства в экономической Щ
жизни общества рассчитана на регулирование экономики в ее развива- | §
ющемся состоянии [22, с. 20; 23]. Главные задачи корпорации «ВЭБ. § 3
0) (2]
РФ» - создание условий для экономического роста и стимулирование $ 3
инвестиций в проекты развития экономики Российской Федерации. § 3
Этот специально созданный субъект управления функционирует ■§. $
в целях содействия в обеспечении долгосрочного экономического в р
развития Российской Федерации и создания условий для устойчивого £ °
экономического роста. Государственная корпорация развития «ВЭБ. § в
РФ» осуществляет финансирование 300 проектов в различных секто- £ р
рах российской экономики, например в химической промышленности. 8 ~
Так, корпорация финансирует создание газохимического комплекса 75 в Усть-Луге в Ленинградской области [23].
В современных правовых демократических государствах основу £
экономики составляет малый и средний бизнес, развитие которого О
всемерно поощряется и поддерживается различными способами 1
(льготное кредитование, щадящий режим налогообложения, правовое §§
сопровождение и т.п.). В постсоветской России государство предпри- £ нимает значительные усилия для того, чтобы создать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Принят Федеральный закон
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [24] образовано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Основными целями деятельности корпорации, в частности, являются: оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки этих субъектов; привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего .а предпринимательства; организация мероприятий, направленных ^ на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, ^ определяемыми Правительством РФ, у субъектов малого и среднего ц. предпринимательства в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, ^ а также инновационной и высокотехнологичной продукции. Не будет О лишним отметить, что акционерами корпорации являются Ро ссийская ^ Федерация в лице Федерального агентства по управлению государ-С ственным имуществом и государственная корпорация развития «ВЭБ. 5 РФ». В настоящее время АО «Федеральная корпорация по развитию ££ малого и среднего предпринимательства» реализует национальный ■5 проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», паспорт которого О утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря § 2018 г.) [25].
О Интересным субъектом, так или иначе осуществляющим регу-® лирование экономики в сфере среднего предпринимательства, без ^ сомнения, является учрежденное распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р [26] Агентство стратегических 76 инициатив и продвижения новых проектов (АСИ). Полномочия учредителя Агентства от имени Российской Федерации осуществляет ® Правительство РФ. Агентство создано в целях содействия развитию О социальной и профессиональной мобильности молодых профессио-* нальных кадров и коллективов в сфере среднего предприниматель-^ ства, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив. Анализ положений устава АСИ позволяет выделить следующие приоритетные направления его деятельности: содействие инициированию и продвижению общественно значимых проектов
субъектов среднего предпринимательства; продвижение инициатив по улучшению предпринимательского климата, содействие преодолению барьеров в развитии субъектов среднего предпринимательства; обеспечение распространения лучших практик поддержки предпринимательства в регионах РФ. Финансируется агентство за счет средств федерального бюджета и средств, выделяемых хозяйствующими субъектами. Так, в 2013 г. государственный холдинг «Роснефтегаз» добровольно перечислил АСИ 6 млрд рублей [27]. Такого рода «смешанное» финансирование особенно ценно, поскольку позволяет снизить нагрузку на федеральный бюджет, вовлекает крупный бизнес в развитие среднего предпринимательства. Думается, государство должно стимулировать крупный бизнес на развитие бизнеса малого и среднего. Представляется оптимальным делать это через льготный в режим налогообложения, предоставление государственных гарантий вО по кредитам. |
Приходится признать, что попытки развития малого и среднего §о рв бизнеса пока нерезультативны. Так, по данным руководителя ФАС 1 .о России И.Ю. Артемьева, приведенным 29 августа 2019 г. на упомя- о 3 нутом выше заседании Правительства РФ, малый бизнес ежегодно § $ сокращается на 4-5 %. Есть основания полагать, что в текущем году 1 § в связи с проведением масштабных мероприятий по противодействию га 3 распространению коронавирусной инфекции данная негативная тен- Щ денция не только сохранится, но и усилится, причем значительно. | § И это при том, что, по словам того же И. Ю. Артемьева, которые попадают в руки малого бизнеса, уже составили 2,7 трлн $ 3 рублей, тогда как шесть-восемь лет назад эта сумма составляла 200 § $ млрд рублей и даже меньше. По его мнению, причины продолжа- -в $ ющегося сокращения малого бизнеса не в госзакупках, а в другом, в р и эти причины надо искать, в том числе проводить отдельное научное § ^ исследование. В качестве одного из важных факторов поддержки § в малого и среднего бизнеса могло бы стать введение продолжительных $£ £ор налоговых каникул, в течение которых соответствующие субъекты 8 ~ освобождались бы от уплаты налогов во все бюджеты бюджетной 77 системы страны, а также взносов во внебюджетные фонды. Кроме того, продуктивной формой поддержки малого и среднего бизне- £ са могла бы стать частичная, а возможно и полная, компенсация О арендной платы из средств бюджета или средств АО «Федеральная $| корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», §§ которую предприятия и организации не имели возможность упла- £ чивать в результате приостановления своей работы из-за введения режима самоизоляции.
Рыночная экономика основана на конкуренции между хозяйствующими субъектами, обеспечить которую правовыми и организационными средствами - прямая конституционная обязанность государства. «Здоровая конкуренция - это одно из ключевых условий развития и функционирования рыночной экономики и лучший механизм отбора эффективных идей и решений», - отметил российский премьер-министр, выступая 29 августа 2019 г. на заседании Правительства, где рассматривался вопрос о состоянии конкуренции. Следует сказать, что регулирование конкуренции имеет прочную правовую базу, основу которой составляет норма ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, провозглашающая экономическую свободу, включая защиту конкуренции. Есть в нашей стране и специальный нормативный правовой акт, а именно Федеральный закон от 26 июля .а 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [28], призванный всемерно поддерживать конкуренцию. Наконец, крайне важен Указ ^ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направив лениях государственной политики по развитию конкуренции» [29], ^ а также изданное на его основе распоряжение Правительства РФ О от 16 августа 2018 г. № 1697-р [30], которым утвержден план меро-^ приятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях С экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий 5 в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг. В частности, кон-££ куренцию намерены развивать в таких сферах, как строительство, ■5 жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, промышленность и в ряде других значимых для экономики страны отраслях. О Реализация плана осуществляется соответствующими федеральными
органами исполнительной власти. ^ В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных О целях и стратегических задачах развития Российской Федерации ® на период до 2024 года» [31] перед российским Правительством ^ поставлены весьма масштабные и, прямо скажем, очень непростые с точки зрения достижения в установленные сроки цели в социаль-78 но-экономической сфере. Достаточно назвать такие из них, как снижение в два раза уровня бедности в стране и вхождение Российской ® Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение О темпов экономического роста выше мировых при сохранении ма-* кроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, ^ не превышающем 4 %. Если взять ту же проблему снижения уровня бедности, то она стоит в России весьма остро. В 2019 г. за чертой бедности, когда доходы оказались ниже прожиточного минимума, проживали почти 18 млн чел., или 12,3 % населения страны [32].
Очевидно, без кардинального улучшения качества государственного регулирования в сфере экономики достигнуть указанных целей вряд ли возможно.
Проведенное исследование позволяет сделать однозначный вывод, что государственное регулирование в сфере экономики зримо присутствует и в решающей степени осуществляется федеральными органами исполнительной власти во главе с Правительством РФ. Вместе с тем принятие наиболее значимых управленческих решений, включая подготовку проектов нормативных правовых актов, так или иначе согласуется с бизнес-сообществом и соотносится с позицией институтов гражданского общества в лице научного и экспертного сообществ. Кроме того, есть основания полагать, что в регулировании экономики постепенно расширяется участие субъектов, хотя и не в входящих в систему органов исполнительной власти, но наделенных О в силу закона отдельными полномочиями публичной власти в сфере | регулирования экономики. В данном случае речь идет о созданных 0 | на основе специальных федеральных законов государственных кор- 1 .о порациях (например, Государственной корпорации развития «ВЭБ. о 3 РФ») и ряде акционерных обществ, а также иных организаций, § $ специально учреждаемых государством в общественных интересах | §
для решения крупных проблем социально-экономического разви- в Щ3
$
тия (например, АО «Федеральная корпорация по развитию малого Щ и среднего предпринимательства» и автономной некоммерческой | § организации «Агентство стратегических инициатив и продвижения §3 §
новых проектов»). | |
§$
Список литературы: Ц $
1. Административное право Российской Федерации: учебник для ба- в р калавров / под ред. А.Ю. Соколова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 352 с. £™
2. Бельский, К.С. О предмете и системе науки административного права
/ К.С. Бельский // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 18-26. $ £
3. Исполнительная власть в России. История и современность, пробле- $ ? мы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура, 2004. - 568 с.
4. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ 79 Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 4, ст. 346. £
5. Лазарев, Б.М. Компетенция органов управления / Б.М. Лазарев. '
- М.: Юрид. лит., 1972. - 280 с. $
6. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституци- £ онный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. в Федерации. - 1997. - № 51, ст. 5712. с
7. Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой.
- М.: Норма, 2005. - 608 с.
8. Конституция Российской Федерации. Комментарий / под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юрид. лит., 1994. - 624 с.
9. Ноздрачев, А.Ф. Министерская система управления в истории и современной России. История становления и современное состояние исполнительной власти в России / А.Ф. Ноздрачев. - М.: Новая правовая культура, 2003. - С. 45-61.
10. О Министерстве экономического развития Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 24, ст. 2867.
11. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 3, ст. 3258.
12. О Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики: постановление Правительства Российской
.д Федерации от 5 марта 2020 г. № 236 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 5 - 2020. - № 11, ст. 1541.
5 13. Об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации:
^ постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня ^ 2012 г. № 774 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 32, § ст. 4560.
14. Об утверждении состава президиума Экспертного совета при
Щ
^ Правительстве Российской Федерации: распоряжение Правительства
С Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. № 2971-р // Собр. законода-
5 тельства Рос. Федерации. - 2019. - № 50, ст. 7466.
«г 15. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
^ Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства
К Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собр. законодатель-
§ ства Рос. Федерации. - 2008. - № 47, ст. 5489. О
16. О стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012.
Щ
- № 1, ст. 216.
Щ 17. О стратегическом планировании в Российской Федерации: феде-
5 ральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. С: Федерации. - 2014. - № 4, ст. 440.
18. Основные направления деятельности Правительства Российской 80 Федерации на период до 2024 года: утв. Правительством Российской ' Федерации 29 сентября 2018 г. иЯЬ: http://static.government.ru/media/files/ ^ NE0VGNJUk9SQjlGNNsXiX2d2CpCh09qS.pdf (дата обращения: 26.06.2020). О 19. Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской
^ Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Р) Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. № 56-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2020. - № 4, ст. 440.
20. Послание Президента Российской Федерации от 1 марта 2018 г. // Российская газета. - 2018. - 2 марта.
21. О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»: федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 22, ст. 2562.
22. Мозолин, В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество / В.П. Мозолин // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 20-26.
23. URL: Ы1р://вэб.рф (дата обращения: 09.07.2020).
24. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 23, ст. 3306.
25. URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8X YdZBsFvcs8A5t.pdf (дата обращения: 06.07.2020).
26. Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № 1393-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 33, ст. 4946.
27. «Роснефтегаз» пожертвовал почти $ 200 млн Агентству стратегических инициатив // Ведомости. - 2014. - 11 апр.
28. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, gï ст. 3434. | g
29. Об основных направлениях государственной политики по разви- £ 3 тию конкуренции: указ Президента Российской Федерации от 21 декабря о g 2017 г. № 618 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 36, ч. 1, "jof ст. 8111. g S
S X
30. О Плане мероприятий («дорожной карте») по развитию конкуренции "§ g( в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер X g
в
t «
S
г X
3 t о о
естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние t о
конкурентного рынка на 2018-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р // Собр. законодатель- Ц * ства Рос. Федерации. - 2018. - № 36, ст. 5655. в р
31. О национальных целях и стратегических задачах развития £ ® Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской 3 ^ Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. $ £
- 2018. - № 20, ст. 2817. $|
32. Эксперты определили уровень бедности в России // РБК. - 2020.
- 6 июля.
ь ь
О $
§
А.Ю. Соколов,
A. Yu. Sokolov,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Саратовской государственной юридической академии
Н.В. Богатырева,
преподаватель кафедры административного и .муниципального права Саратовской государственной юридической академии
Doctor of Science, Professor, Chief researcher of Saratov State Law Academy [email protected]
N.V. Bogatyreva,
Assistant lecturer of the Administrative and Municipal Law Department of Saratov State Law Academy [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ВЫРАЩИВАНИЯ .0 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР,
^ ПОЛУЧЕННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕНОМНЫХ
| ТЕХНОЛОГИЙ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
3
Щ Аннотация: статья посвящена вопросам правового регулирования примене-
щ ния геномных технологий в российском сельском хозяйстве. Нормативно-правовое ^ регулирование их использования нуждается в совершенствовании, что отмечается С в Федеральной научно-технической программе развития генетических технологий 5 на 2019—2027 годы. Предметом настоящей статьи является регулирование в рамках чг законодательства субъектов РФ порядка выращивания растений, полученных с приме-нением.методов генной инженерии. Целями статьи являются определение полномочий, I— передача которых на разрешение субъектам РФ была бы целесообразна, и оценка потенциала законодательного регулирования выращивания сельскохозяйственных О сортов растений, полученных с помощью геномных технологий, в субъектах РФ для построения модели федеративного регулирования применения геномных технологий ^ в растениеводстве. Для достижения поставленных целей используются общенаучные Щ и специально-юридические методы научного исследования, включая сравнительно-щ правовой метод, применяемый для определения возможности заимствования регуля-^ тивного опыта федеральных земель Германии. Авторы аргументируют, что вопросы С безопасного выращивания растений, полученных с применением геномных технологий, относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В Рос-82 сии необходимо разработать и принять правила их выращивания, которые будут
_ детализированы применительно к отдельным территориям, сельскохозяйственным
ф культурам и особенностям конкретного региона. Принятие таких правил целесо-{у образно отнести к полномочиям субъектов РФ на основе рамочных требований, ® установленных на федеральном. уровне. В случае снятия в России запрета на вы-к ращивание генетически модифицированных растений субъектам РФ может быть предоставлено право устанавливать на своей территории зоны, свободные от ГМО.
Ключевые слова: совместная компетенция, ГМО, геномные технологии, региональное законодательство, охрана природы.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-14048мк.