Научная статья на тему 'Принцип практического обучения в процессе развития двигательных умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ'

Принцип практического обучения в процессе развития двигательных умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКИ / PEDAGOGICAL MODEL FOR THE USE OF PRACTICE / ПРИНЦИП ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / LEANING OF CLASSICAL DANCE / ROLE OF PRACTICE / DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING / CLASSICAL DANCE MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Анастасия Вадимовна

Статья посвящена вопросам практики в обучении классическому танцу, ее роли в развитии творческого мышления у учащихся, осознании ими необходимости закрепления знаний, умений и навыков. В статье представлена педагогическая модель использования практики в процессе обучения движениям классического танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the use of the leaning of classical dance, the role of practice in the development of creative thinking in students, their awareness of the need to consolidate the knowledge and skills. The article developed the pedagogical model for the use of practice in the learning process of classical dance movements

Текст научной работы на тему «Принцип практического обучения в процессе развития двигательных умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ»

образом в кризисе духовно-нравственных ценностей. Императив защиты здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей, несомненно, входит в содержание психолого-педагогической деятельности современных образовательных учреждений.

Примечания

1. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // Социс. - 2004. -№ 3.

2. Рагимова О. А. Здоровье младших школьников Саратова / О. А. Рагимова // Социс. -2003. - № 11.

А. В. Куликова

ПРИНЦИП ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Статья посвящена вопросам практики в обучении классическому танцу, ее роли в развитии творческого мышления у учащихся, осознании ими необходимости закрепления знаний, умений и навыков. В статье представлена педагогическая модель использования практики в процессе обучения движениям классического танца. Ключевые слова: образование в сфере культуры, классический танец, педагогическая модель использования практики, принцип практического обучения, двигательные умения и навыки.

This article discusses the use of the leaning of classical dance, the role of practice in the development of creative thinking in students, their awareness of the need to consolidate the knowledge and skills. The article developed the pedagogical model for the use of practice in the learning process of classical dance movements. Keywords: liberal education, leaning of classical dance, role of practice, the development of creative thinking, pedagogical model for the use of practice, classical dance movements.

Использование практики в обучении классическому танцу прослеживается еще со времени возникновения балета, когда практика выполняла лишь функцию иллюстрации к слову преподавателя. В течение исторического развития балета роль практики претерпела изменения: от отражения внешних, чувственно воспринимаемых свойств объекта и формирования эмпирических понятий, мышления к осознанию необходимости деятельностного подхода и управления учебно-аналитическими действиями учащихся.

В педагогике необходимость использования принципа практического обучения в качестве обязательного при обучении всем предметам осознавалась всегда, особое значение придавалось методу «нравственного обучения». Эти идеи получили развитие в российской школе в трудах К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева. Неотъемлемыми условиями реализации практического обучения К.Д. Ушинский считал использование образного слова, необходимость формирования навыков «наблюдать верно», развитие логического мышления и умения выразить мысль в слове. П. Ф. Каптерев дополнил общую педагогическую школу понятием «элементарное обучение» и показал, что применение практики эффективно лишь при изобретательной организации учителем активной умственной деятельности учеников, когда педагог раскладывает знания на элементы, показывает важность и значение каждого, затем из рассмотренных элементов строит форму целого.

В структуре целенаправленного действия в процессе формирования умений и навыков, согласно теории поэтапного формирования умственных действий, выделены ориентировочная, исполнительная, контрольная части действия. Также было доказано, что при обучении двигательным действиям усилия преподавателя могут быть

направлены не на формирование исполнительной части, то есть «постановку движения», а на руководство формированием ориентировочной основы действий — системы ориентиров и указаний (состав и порядок выполнения операций), определяющей качество исполнения. Формирование этой системы должно предшествовать этапу формирования навыка. Социальные образцы и схемы выполнения двигательного действия в хореографии существуют в различных формах: в виде реально осуществляемой последовательности действий и операций (с помощью показа, то есть из «ног в ноги»), в виде материалов кино- или видеосъемки, в виде системы той или иной знаковой записи танца. Очевидно, что наглядности здесь отводится ведущая роль.

Хореография - своеобразный феномен телесно-пластического движения. В балетной педагогике показ танцевального движения, особенно в начальных классах хореографического училища, традиционно используется как основное средство обучения, в то время как в средних и старших классах метод слова доминирует над методом показа. В современной педагогике классического танца подробно разработана методика (техника) исполнения отдельных элементов. Правила их исполнения считаются законом. Учебные цели расположены в жесткой последовательности и предписываются программой дисциплины «Классический танец». Однако и по образцовым учебникам «научить классическому танцу заочно невозможно» (П. А. Пестов). «Балетный театр, как никакой другой, требует преемственности. Даже сегодня, когда написаны учебники, отшлифована методология движений классического танца, -педагог свои знания передает через показ и рассказ» (А. Мессерер). «У балета нет записанных партий — балет выучивается «с подсказки» (В. Д. Тихомиров).

Методика исполнения движений, очередность изучения ключевых движений и элементов классического танца исторически сформировались вследствие необходимости развития физических свойств опорно-двигательного аппарата, способствующих оформлению внешнего вида танцовщика в соответствии с эстетикой и содержанием классического танца, а также с учетом оптимального обеспечения ряда психофизиологических условий формирования двигательных навыков, связанных, в частности, с выработкой выворотности, постановкой «на пальцы» и т.д.

Развитие двигательных навыков у учащихся младших классов хореографических училищ будущих артистов балета через разучивание движений существенно отличается от освоения теоретических знаний. При выполнении упражнений необходим не только логический, но и образный, и чувственный самоконтроль. Ученику следует разъяснить и дать почувствовать: что он должен делать (логический самоконтроль); что он будет ощущать при правильном выполнении движения. В сознании ученика необходимо объединить смысловой, зрительный и кинестетический образы движения.

В связи с этим неотъемлемым педагогическим условием показа движений классического танца является организация целенаправленного управления вниманием учеников. Направлять внимание учащегося надо главным образом на то, как и с какой целью он должен выполнить движение. Для предотвращения развития «слепой» и интуитивной техники движений следует обращать внимание учащихся на функциональную работу мышц, попутно указывая учащимся, «когда, как и на какой группе мышц следует акцентировать свое внимание». Показ и пояснения при отработке новых элементов должны совмещаться таким образом, чтобы «зрительное и слуховое восприятие учащихся способствовало лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей заданий, особенно в младших классах... Мастерство будущего танцовщика должно развиваться на основе активного и мобилизованного внимания» (Н. И. Тарасов).

Еще одним необходимым педагогическим условием показа в обучении классическому танцу является выявление подлинности и глубины понимания учеником двигательного действия. Согласно рекомендациям Н. И. Тарасова, проверка, как ученик

выполняет учебное задание — интуитивно или сознательно, осуществляется устным опросом. Критериями правильного понимания учеником необходимых исполнительских действий являются связность, четкость, образность и краткость изложения мысли, а также правильное произношение музыкальных и танцевальных терминов.

Сложившуюся в педагогике классического танца методологию обучения можно классифицировать как «обучение через деятельность». Анализ и синтез двигательного действия в педагогике классического танца должны выступать как модель объекта, быть средством ориентировки (объясняющей или технологической схемой) в решаемой задаче, выполнять функцию формирования «телесно-двигательного» (С. В. Дмитриев) и рефлексивного мышления обучаемого. На первой стадии обучения обязательным условием является осознавание ошибок и неточностей в двигательных действиях. «Упражнение есть повторение без повторения», доказал Н. А. Бернштейн, основываясь на том, что к улучшению техники выполнения двигательного действия приводит не само по себе упражнение, а коррекция неточностей, их осмысливание и исправление ошибок в повторных попытках.

Итак, на начальных этапах обучения движениям классического танца в младших и средних классах наиболее важными специфическими функциями наглядности (показа в сочетании со словом преподавателя) являются: функция фиксации внимания и активизации запоминания, а также диагностическая функция обратной связи. Диагностическая функция реализуется в следующей последовательности: выделение в соответствии с целями обучения совокупности контролируемых характеристик; задание уровней выполнения этапов решения учебной задачи; опрос учеников с целью оценки уровня усвоения материала; оценка на основе ответа ученика степени усвоения учебного материала и направленности его мысли к пониманию сути двигательного действия; помощь ученику в виде ориентирующих указаний в случае ошибочного решения; развертка отдельных этапов в самостоятельные задачи, если ученик не усвоил соответствующего способа действия и испытывает трудности.

Именно на этом участке учебно-воспитательного процесса формирования двигательного навыка применение информационных технологий на базе цифровой видеотехники может дать новое качество. Формирование двигательных навыков в процессе обучения классическому танцу можно рассматривать в рамках теории поэтапного формирования действий и понятий. Представление двигательного действия в виде системы внешних ориентиров, разумеется, должно учитывать соответствующую музыкально-временную составляющую.

Наглядность должна выполнять функции управления обобщением учебно-аналитических действий и входящих в них знаний посредством построения деятельности обучаемых, на основе контроля за содержанием ориентировочной основы соответствующих действий, обеспечивающего целенаправленное формирование внимания. Внимание, рассматриваемое в рамках теории поэтапного формирования умственных действий, является результатом формирования новых умственных действий, результатом сокращенного действия контроля.

Сущностная отличительные качества и функции практики в процессе формирования и развития двигательных умений и навыков в хореографической педагогике определяются следующими характеристиками:

— традиционным использованием показа в качестве основного средства обучения;

— пониманием умений и навыков как зрительного, слухового, моторного, тактильного восприятия изучаемого танцевального движения (или его модели, экранного образа);

— направленностью практики на закрепление физического аппарата танцовщика, техники исполнения движений, приуроченных к пространству и времени, воспитание сознательного подхода к каждому движению и понимания правильной координации движений;

— необходимостью анализа и синтеза двигательного действия на всех этапах формирования двигательного навыка, выступающих в качестве модели объекта, обеспечивающей доступность восприятия (понимания), достоверность формируемых художественных образов, что является средством ориентировки в решаемой учебной задачею, демонстрации двигательного действия, его отдельных сторон, признаков, способствующих развитию внимания, воображения, памяти.

Педагогическая модель использования практики в процессе обучения движениям классического танца включает цели, задачи, дидактические средства, педагогические условия, обеспечивающие последовательное развитие двигательных умений и навыков.

Управление процессом развития умений и навыков учащихся в младших классах хореографического училища возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

— усвоения учащимися полноценной ориентировки в свойствах движений, элементов движений и их комбинаций;

— целенаправленного развития специфического для артиста балета умения организации действий опознавания и контроля основных опорных точек в сопровождении с музыкальным ритмом и темпом;

— создания и отбора материалов на основе комплексного подхода, предполагающего оснащение всех этапов формирования и развития двигательного умения и навыка;

— использования обеспечивающей вариативные возможности развития умений и навыков, позволяющие оперативно менять план анализа исполнения движений, перестраивать процесс представления информации в зависимости от учебных обстоятельств и индивидуальных особенностей учащихся младших классов;

— предъявление материалов практики в сочетании со словесными пояснениями в процессе обучения движениям классического танца на всех этапах освоения двигательного навыка должно обеспечивать формирование представлений о двигательном действии, а также способствовать развитию профессионального внимания и зрительного восприятия;

— последовательность включения различных приемов, обеспечиваемых практическим действием в сочетании с традиционными методами показа элементов классического танца непосредственно педагогом осуществляются в зависимости от этапов формирования и развития двигательного навыка с соблюдением принципа возрастной доступности и учитывая нарастающую сложность восприятия движения, постепенность усложнения условий восприятия;

— материалы практики применяются при наличии специальной подготовки преподавателей, которые помимо умений, помогающих реализовать навыки использования традиционного показа и рассказа, к ним относятся умения: кратко и доходчиво объяснять упражнение, фиксировать ошибку, находить причину ошибок, анализировать технику выполненного движения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, разделить упражнение на составные части, определять последовательность обучения различным двигательным действиям с учетом закономерностей положительного переноса навыков и др.

Эффективность использования практики, помимо выявленной тенденции интенсификации учебного процесса, связанного с освоением новых движений и комбинацией движений в рамках рабочей программы дисциплины «Классический танец», согласно педагогическим наблюдениям, относится системообразующая роль использования учебных материалов как базового средства в организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего одновременно осуществлять профессиональную ориентацию и развивать информационную культуру учащихся в контексте профессиональной деятельности артиста балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.